Файл: 1. Предмет и задачи клинической психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 495

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Предмет и задачи клинической психологии.

2. Структура клинической психологии.

3. История развития клинической психологии.

4. Основные аспекты деятельности клинического психолога в воспитательных и образовательных учреждениях.

5. Принципы разграничения индивидуальных особенностей психики человека и психопатологического синдрома в деятельности клинического психолога.

6. Определение понятий «норма» и «патология» как основная методологическая проблема клинической психологии.

7. Этапы развития психических расстройств.

8. Определение, становление и структура нейропсихологии.

9. Основные базовые понятия нейропсихологии (нейропсихологический симптом синдром, фактор).

10. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия в клинической психологии.

11. Синдромный анализ нарушения высших психических функций.

12. Этические модели деятельности психолога в клинической психологии.

13. Цели, задачи, методы клинико-психологического исследования.

14. Этапы клинико-психологического исследования.

15. Типы нарушений чувственного познания.

16. Изменение порога чувствительности и сенестопатии как признаки нарушений процесса ощущения.

17. Психогенные ипохондрические расстройства.

18. Психосенсорные расстройства восприятия.

19. Виды агнозий и их характеристика.

20. Иллюзии. Назовите и дайте характеристику. Иллюзорные расстройства восприятия в детском возрасте.

21. Галлюцинации. Назовите и дайте характеристику. Возрастные особенности проявления галлюцинаций.

22. Основные проявления гиперкинетического расстройства с дефицитом внимания.

23. Причины расстройств коммуникации и нарушений развития школьных навыков.

24. Основные виды речевых расстройств.

26. Нарушения памяти — как клиническая проблема.

27. Клинические типы нарушений памяти.

28. Чем характеризуется амнестический синдром? Типы амнезий.

29. Общая характеристика и виды нарушения процесса мышления.

30. Пограничные психические состояния.

31. Общенаучная характеристика сознания.

32. Клинические формы нарушения сознания.

33. Общая характеристика нарушений эмоциональной сферы.

34. Тревожные расстройства.

35. Расстройства настроения.

36. Факторы развития неврозов.

37. Стиль семейного воспитания как фактор возникновения и развития «пограничных» психических расстройств.

38. Концепция «субъективной картины болезни» как психологическая основа соматопсихических расстройств.

39. Психология инвалидности.

40. Понятие «аномальный ребенок». Направления деятельности психолога в работе с аномальными детьми.

41. Психологическая характеристика детей при различных формах аномального развития.

42. Психологическая характеристика детей с задержкой психического развития.

43. Синдромом раннего детского аутизма как форма искаженного психического развития.

44. Понятие «расстройство личности» в клинической психологии. Классификация личностных расстройств.

45. Эксцентричные расстройства личности (с преобладанием нарушений мышления).

46. Демонстративные расстройства личности (с преобладанием нарушений в эмоциональной сфере).

47. Тревожно-астенические расстройства личности (с преобладанием нарушений волевой сферы).

48. Дисгармоническое психическое развитие. Психопатия как форма дисгармонии личности.

49. Патологическое формирование личности.

50. Понятие отклоняющегося поведения. Основные формы отклоняющегося поведения

51. Социально-психологические факторы отклоняющегося поведения.

52. Понятие аддиктивного поведения.

53. Суицидальное поведение. Факторы и типология суицида.

54. Профилактика отклоняющегося поведения.

55. Проблема восстановления высших психических функций. Задачи и принципы восстановительного обучения.

56. Практическое применение нейропсихологии в образовательных учреждениях.

толерантной среды по отношению к детям и подросткам, имеющим те или иные особенности личности, психологического статуса или развития.

5. Принципы разграничения индивидуальных особенностей психики человека и психопатологического синдрома в деятельности клинического психолога.


Принцип Курта Шнайдера гласит: «В связи с возможностью полного феноменологического сходства психической болезнью (психопатологическим симптомов) признается лишь то, что может быть таковой доказано». Еще одним принципом, которому следует научная диагностическая доктрина, является принцип «презумпции психической нормальности». Суть его заключается в том, что никто не может быть признанным психически больным до того, как поставлен диагноз заболевания или никто не обязан доказывать отсутствие у себя психического заболевания. В соответствии с этим принципом человек изначально для всех является психически здоровым, пока не доказано противное, и никто не вправе требовать от него подтверждения этого очевидного факта.

Основным принципами Диагностики, претендующей на научность своих взглядов, на сегодняшний день можно считать феноменологические принципы. В сфере диагностики психических расстройств феноменологический переворот совершил в начале XX века известный немецкий психиатр и психолог Карл Ясперс. Базируясь на философской концепции феноменологической философии и психологии Гуссерля, он предложил принципиально новый подход к анализу психиатрических симптомов и синдромов. В основе феноменологической подхода в психиатрии и клинической психологии лежит понятие «феномена». Феноменом можно обозначать любое индивидуальное целостное психическое переживание.

Для приближения теории феноменологической психологии к повседневной практике выделим и прокомментируем четыре основных ее принципа.

Принцип понимания, как уже упоминалось выше, используется как противопоставление принципу объяснения, широко представленному в ортодоксальной психиатрии и основанному на критерии понятности или непонятности для нас (сторонних наблюдателей) поведения человека, его способности поступать правильно и исключать нелепые высказывания и действия.


Следующим феноменологическим принципом является принцип «эпохе», или принцип воздержания от суждения.

В диагностическом плане его можно было бы модифицировать в принцип воздержания от преждевременного суждения. Его суть заключается в том, что в период феноменологического исследования необходимо отвлечься, абстрагироваться от симптоматического мышления, не пытаться укладывать наблюдаемые феномены в рамки нозологии, а пытаться лишь вчувствоваться. Следует указать, что вчувствование не означает полного принятия переживаний человека и исключение анализа его состояния. В своем крайнем выражении вчувствование может обернуться субъективностью и также, как в ортодоксальной психиатрии привести к неправильным выводам. Примером подобной крайности может служить высказывание Рюмке о «чувстве шизофрении», на основании которого рекомендуется постановка этого диагноза.

Два следующих принципа феноменологического подхода к диагностике могут быть обозначены как принцип беспристрастности и точности описания, а также принцип контекстуальности. Принцип беспристрастности и точности описания клинического феномена заключается в требовании исключить любые личностные (присущие диагносту) субъективные отношения, направленные на высказывания обследуемого, избежать субъективной их переработки на основании собственного жизненного опыта, морально-нравственных установок и прочих оценочных категорий. Точность описания требует тщательности в подборе слов и терминов для описания состояния наблюдаемого человека. Особенно важным в описании становится контекстуалъность наблюдаемого феномена, т.е. его описание в контексте времени и пространства — создание своеобразных «фигуры и фона». Принцип контекстуалъности подразумевает, что феномен не существует изолированно, а является частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и самого себя. В этом отношении контекстуальность позволяет определить место и меру осознания проводимого человеком феномена.

6. Определение понятий «норма» и «патология» как основная методологическая проблема клинической психологии.


Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология.

В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровье и болезнь.

Категории нормы и патологии, здоровья и болезни выступают основными векторами, задающими критерии оценки состояния человека в клинической психологии.

Категория нормы используется в качестве базового критерия сравнения текущего (актуального) и постоянного (обычного) состояния людей.

Норма — это термин, в который может вкладываться два основных содержания.

Первое — статистическое содержание нормы: это уровень или диапазон уровней функционирования организма или личности, который свойственен большинству людей и является типичным, наиболее часто встречающимся. В этом аспекте норма представляется некоторым объективно существующим явлением. Статистическая норма определяется посредством вычисления среднеарифметических значений некоторых эмпирических (встречающихся в жизненном опыте) данных. Например, большинство людей не боятся оказаться в замкнутом пространстве, следовательно, отсутствие такого страха — это статистически нормально.

Второе — оценочное содержание нормы: нормой считается некоторый идеальный образец состояния человека. У такого образца всегда есть философское и мировоззренческое обоснование как состояния «совершенства», к которому должны в той или иной мере стремиться все люди. В этом аспекте норма выступает в качестве идеальной нормы — субъективного, произвольно устанавливаемого норматива, который принимается за совершенный образец по соглашению каких-либо лиц, обладающих правом установления таких образцов: например, специалистов, лидеров группы или общества и т. п.

В число норм-нормативов включаются не только идеальные нормы, но также функциональные нормы, социальные нормы и индивидуальные нормы.

Функциональные нормы оценивают состояния человека с точки зрения их последствий (вредно или не вредно) либо возможности достижения определенной цели (способствует или не способствует это состояние реализации связанных с целью задач).

Социальные нормы
контролируют поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому (предписываемому со стороны окружения) или установленному властью образцу.

Индивидуальная норма предполагает сравнение состояния человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором человек обычно пребывал раньше и которое соответствует его личным (а не предписываемым обществом) целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни. Другими словами, индивидуальная норма есть идеальное с точки зрения индивида, а не доминирующей социальной группы или ближайшего окружения состояние, учитывающее работоспособность и возможности самореализации конкретного человека.

Под патологией обычно подразумевается нарушение на биологическом уровне функционирования организма.

Однако в клинической психологии в содержание понятия «патология» также включаются и такие отклонения от нормы, в которых нет никаких биологических компонентов (отсюда вполне возможно и правомерно употребление терминов «патологическая личность» или «патологическое развитие личности»).

Употребление слова «патология» акцентирует внимание на том, что нормальное состояние, функционирование или развитие личности изменяется вследствие морфо-функциональных нарушений (т. е. на уровне мозговых, психофизиологических, эндокринных и иных биологических механизмов регуляции поведения).

в термине «патология» очень сильно выражен оценочный компонент, позволяющий навешивать на любого человека, не соответствующего доминирующим идеальным или статистическим нормам, ярлык «больного».

Критерии употребления слова «патология»

  • - обязательное наличие у отклоняющегося от нормы человека страдания, плохого самочувствия;

  • предположение о действии одной ведущей причины нарушения;

  • выраженный оценочный компонент


По причине перечисленных особенностей, многие ученые выступают за его исключение из лексикона психиатров и клинических психологов, предлагая взамен использование термина «расстройство», ограничив применение слова «патология» только биологическим уровнем нарушений.

Расстройство означает отсутствие или нарушение существовавшего ранее обычного для человека состояния. Употребление термина «расстройство» не предполагает обязательного наличия для того или иного отклонения от нормы однозначных причинно-следственных связей его возникновения. Расстройства могут вызываться взаимодействием ряда факторов биологического, психологического и социального уровня, причем в каждом конкретном случае тот или иной фактор может оказаться ведущим в начале, развитии или исходе нарушения. Поэтому использование в клинической психологии слова «расстройство» кажется, сегодня более предпочтительным.

Определение психического расстройства опирается на три базовых критерия:

  • отдельные типы реакций, превышающие статистически выявленную частоту их возникновения у большинства людей в определенной ситуации в некоторый промежуток времени (например, если пять из девяти признаков депрессии наблюдаются у человека на протяжении двух недель и более, то только такое состояние признается расстройством);

  • состояния, мешающие человеку адекватно реализовывать поставленные им перед собой цели и поэтому наносящие ему ущерб (так называемые «дисфункциональные состояния»);

  • типы поведения, от которых страдает и получает физический ущерб сам индивид или приносящие страдание и физический ущерб окружающим его людям.