Файл: 1. Предмет и задачи клинической психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 493

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Предмет и задачи клинической психологии.

2. Структура клинической психологии.

3. История развития клинической психологии.

4. Основные аспекты деятельности клинического психолога в воспитательных и образовательных учреждениях.

5. Принципы разграничения индивидуальных особенностей психики человека и психопатологического синдрома в деятельности клинического психолога.

6. Определение понятий «норма» и «патология» как основная методологическая проблема клинической психологии.

7. Этапы развития психических расстройств.

8. Определение, становление и структура нейропсихологии.

9. Основные базовые понятия нейропсихологии (нейропсихологический симптом синдром, фактор).

10. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия в клинической психологии.

11. Синдромный анализ нарушения высших психических функций.

12. Этические модели деятельности психолога в клинической психологии.

13. Цели, задачи, методы клинико-психологического исследования.

14. Этапы клинико-психологического исследования.

15. Типы нарушений чувственного познания.

16. Изменение порога чувствительности и сенестопатии как признаки нарушений процесса ощущения.

17. Психогенные ипохондрические расстройства.

18. Психосенсорные расстройства восприятия.

19. Виды агнозий и их характеристика.

20. Иллюзии. Назовите и дайте характеристику. Иллюзорные расстройства восприятия в детском возрасте.

21. Галлюцинации. Назовите и дайте характеристику. Возрастные особенности проявления галлюцинаций.

22. Основные проявления гиперкинетического расстройства с дефицитом внимания.

23. Причины расстройств коммуникации и нарушений развития школьных навыков.

24. Основные виды речевых расстройств.

26. Нарушения памяти — как клиническая проблема.

27. Клинические типы нарушений памяти.

28. Чем характеризуется амнестический синдром? Типы амнезий.

29. Общая характеристика и виды нарушения процесса мышления.

30. Пограничные психические состояния.

31. Общенаучная характеристика сознания.

32. Клинические формы нарушения сознания.

33. Общая характеристика нарушений эмоциональной сферы.

34. Тревожные расстройства.

35. Расстройства настроения.

36. Факторы развития неврозов.

37. Стиль семейного воспитания как фактор возникновения и развития «пограничных» психических расстройств.

38. Концепция «субъективной картины болезни» как психологическая основа соматопсихических расстройств.

39. Психология инвалидности.

40. Понятие «аномальный ребенок». Направления деятельности психолога в работе с аномальными детьми.

41. Психологическая характеристика детей при различных формах аномального развития.

42. Психологическая характеристика детей с задержкой психического развития.

43. Синдромом раннего детского аутизма как форма искаженного психического развития.

44. Понятие «расстройство личности» в клинической психологии. Классификация личностных расстройств.

45. Эксцентричные расстройства личности (с преобладанием нарушений мышления).

46. Демонстративные расстройства личности (с преобладанием нарушений в эмоциональной сфере).

47. Тревожно-астенические расстройства личности (с преобладанием нарушений волевой сферы).

48. Дисгармоническое психическое развитие. Психопатия как форма дисгармонии личности.

49. Патологическое формирование личности.

50. Понятие отклоняющегося поведения. Основные формы отклоняющегося поведения

51. Социально-психологические факторы отклоняющегося поведения.

52. Понятие аддиктивного поведения.

53. Суицидальное поведение. Факторы и типология суицида.

54. Профилактика отклоняющегося поведения.

55. Проблема восстановления высших психических функций. Задачи и принципы восстановительного обучения.

56. Практическое применение нейропсихологии в образовательных учреждениях.



Галлюцинации обоняния и вкуса связаны с восприятием несуществующих запахов и вкусов.

Существуют возрастные особенности проявления галлюцинаций. У детей чаще возникают элементарные галлюцинации при измененном сознании, хотя возможно их появление и на фоне ясного сознания. В дошкольном возрасте чаще встречаются зрительные галлюцинации, персонажами которых выступают герои сказок, мультфильмов. При этом зрительные образы, как правило, фрагментарны (дети видят отдельные части фигуры — лицо, лапу и т. п.). Псевдогаллюцинации, особенно слуховые, редко появляются у детей младше 10-12 лет.

Более часто в детском возрасте встречаются галлюцинации воображения. Они возникают спонтанно на фоне образных представлений, фантазий и являются как бы продолжением этих актуальных для больных представлений. Распространенным вариантом галлюцинаций воображения является феномен «оживления» неодушевленных предметов — картин, игрушек и т. п.

У детей также встречаются гипнагогические галлюцинации. Под гипнагогическими галлюцинациями понимают спонтанно возникающие при засыпании преимущественно зрительные образы, которые проецируются в темное поле зрения закрытых глаз или во внешнее неосвещенное пространство при открытых глазах. Их содержание может воспроизводить отдельные впечатления и образы, воспринятые ребенком в течение дня. Подобные галлюцинации нередко наблюдаются у здоровых, особенно впечатлительных детей. Патологические гипнагогические галлюцинации не связаны с образами повседневных впечатлений, необычны, нередко фантастичны и сопровождаются аффектом страха.

22. Основные проявления гиперкинетического расстройства с дефицитом внимания.


Термин гиперкинетическое расстройство и дефицит внимания (ГРДВ) описывает детей, у которых наблюдаются постоянные и несоответствующие их возрасту симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности.

ГРДВ не имеет определенных физических признаков, которые можно обнаружить при рентгеновском или лабораторном исследовании. Он может быть идентифицирован только по характерным паттернам поведения, которые очень схожи у разных детей. Для множества форм поведения детей, обнаруживающих ГРДВ, не было найдено единой причины
, и сомнительно, что такая найдется.

Шесть (или более) из следующих симптомов невнимательности, сохраняющихся в течение, по меньшей мере, 6 месяцев; степень проявления симптомов нарушает адаптацию или не соответствует уровню развития:

Невнимательность

(a) Часто не может сосредоточить пристальное внимание на деталях или совершает ошибки по невнимательности в школьных заданиях, на работе и в другой деятельности

(b) Часто не может удерживать внимание во время работы или в игре

(c) Часто не слушает то, что ему говорят

(d) Часто не следует инструкциям или не может закончить школьное или рабочее задание или не может выполнить до конца повседневные домашние обязанности (не по причине оппозиционного поведения или непонимания инструкций)

(e) Часто обнаруживает трудности с организацией труда и деятельности

(f) Часто избегает, не любит или неохотно выполняет задания, которые требуют постоянного напряжения умственных усилий (например школьные или домашние задания)

(g) Часто теряет вещи, необходимые для работы и другой деятельности (например - игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги или инструменты)

(h) Часто отвлекается на внешние раздражители

(i) Часто забывчив в повседневной деятельности

(2) Шесть (или более) из следующих симптомов гиперактивности-импульсивности, сохраняющихся в течение, по меньшей мере, 6 месяцев; степень проявления симптомов нарушает адаптацию или не соответствует уровню развития:

Гиперактивность

(a) Часто ерзает или двигает руками и ногами, когда сидит

(b) Часто встает с места в классе или в других ситуациях, когда предполагается непрерывное сидение

(c) Часто бежит или залезает куда-нибудь в неподходящей ситуации (у подростков и взрослых может быть ограниченно субъективным ощущением беспокойства)

(d) Часто не может играть или проводить досуг тихо

(e) Часто совершает свои действия «на ходу» или «как заведенный»

(f) Часто слишком много говорит

Импульсивность

(g) Часто начинает отвечать, не дослушав вопроса

(h) Часто не может дождаться очереди

(i) Часто прерывает других или мешает им (например, вмешивается в разговоры или игры)



23. Причины расстройств коммуникации и нарушений развития школьных навыков.


Как правило, расстройства отрицательно влияют лишь на отдельные аспекты обучения; эти расстройства редко приобретают серьезную форму и нарушают нормальный ход жизни, однако они способны вызывать глубокие стрессы.

Нарушение способности к обучению — это общий термин, описывающий трудности в обучении, которые имеют место при отсутствии других очевидных условий, таких как задержка умственного развития или травма мозга. Этот термин был заменен в DSM-IV-TR на более точные: нарушение развития школьных навыков и коммуникативное расстройство.

В отличие от большинства физических недостатков, нарушение способности к обучению — скрытый изъян, который трудно обнаружить у маленьких детей (Neuwirth, 1993). Так, дети с нарушением способности к обучению часто сталкиваются не только с трудностями в чтении, письме или математике, но и с нежеланием других людей понять, что их проблемы так же серьезны, как и явные физические недостатки.

Расстройства коммуникации — это диагностическое понятие, которым определяют проблемы, связанные с произнесением звуков (фонологическое расстройство) или нарушением плавности речи (заикание), они могут проявляться при общении (расстройство развития экспрессивной речи), или при понимании того, что говорят другие люди (смешанное экспрессивно-рецептивное расстройство). Эти расстройства в дальнейшем могут повлечь за собой различные проблемы в обучении.

Нарушение развития школьных навыков — это диагностическое понятие, которым определяют специфические проблемы чтения (расстройство навыков чтения, дислексия), умения считать (расстройство навыков счета) или способности писать (расстройство навыков письма) — по тестовым результатам, которые существенно ниже, чем у детей с нормальным интеллектом и способностью к обучению.

24. Основные виды речевых расстройств.




25. Расстройство навыков чтения
.


26. Нарушения памяти — как клиническая проблема.


Главными функциями человеческой памяти являются целенаправленное запоминание, сохранение и произвольное воспроизведение информации.

При рассмотрении клинических нарушений памяти необходимо придерживаться разделения памяти как психической функции на два типа: декларативную и процедурную память.

Под декларативной (эксплицитной) памятью понимается произвольная память на события и объекты. Она локализуется в медиальных частях височных долей, включая гиппокампальную область, а также энториальную, парагиппокампальную кору и ядра таламуса (медиодорсальные и передние).

Под процедурной (имплицитной) памятью понимается память на действия и навыки, привычки, условные способы поведения. Такая память может протекать без участия сознания и воли. Она локализуется в соответствующих сенсорных и моторных отделах мозга.

Нарушения памяти практически всегда затрагивают декларативную, а не процедурную память. В обыденном смысле под памятью тоже понимается именно декларативная память.

Еще одним пунктом, необходимым для понимания клинических нарушений памяти, следует признать разделение памяти по характеру запоминаемой информации на семантическую и эпизодическую (автобиографическую).

Семантическая память - это память, в которой закодированы и сохранены только основные значения информации, особые характерные признаки события или объекта, позволяющие отличить его от других феноменов или включить его в общий класс по типу "часть — целое".

Эпизодическая память представляет собой форму памяти, в которой информация хранится со всеми сопутствующими ей случайными "метками" о том, где, когда и как была получена эта информация.

Выделяют следующие клинические типы нарушений памяти: