ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 487
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.Предмет и задачи клинической психологии.
2. Структура клинической психологии.
3. История развития клинической психологии.
7. Этапы развития психических расстройств.
8. Определение, становление и структура нейропсихологии.
9. Основные базовые понятия нейропсихологии (нейропсихологический симптом синдром, фактор).
11. Синдромный анализ нарушения высших психических функций.
12. Этические модели деятельности психолога в клинической психологии.
13. Цели, задачи, методы клинико-психологического исследования.
14. Этапы клинико-психологического исследования.
15. Типы нарушений чувственного познания.
16. Изменение порога чувствительности и сенестопатии как признаки нарушений процесса ощущения.
17. Психогенные ипохондрические расстройства.
18. Психосенсорные расстройства восприятия.
19. Виды агнозий и их характеристика.
20. Иллюзии. Назовите и дайте характеристику. Иллюзорные расстройства восприятия в детском возрасте.
21. Галлюцинации. Назовите и дайте характеристику. Возрастные особенности проявления галлюцинаций.
22. Основные проявления гиперкинетического расстройства с дефицитом внимания.
23. Причины расстройств коммуникации и нарушений развития школьных навыков.
24. Основные виды речевых расстройств.
26. Нарушения памяти — как клиническая проблема.
27. Клинические типы нарушений памяти.
28. Чем характеризуется амнестический синдром? Типы амнезий.
29. Общая характеристика и виды нарушения процесса мышления.
30. Пограничные психические состояния.
31. Общенаучная характеристика сознания.
32. Клинические формы нарушения сознания.
33. Общая характеристика нарушений эмоциональной сферы.
36. Факторы развития неврозов.
40. Понятие «аномальный ребенок». Направления деятельности психолога в работе с аномальными детьми.
41. Психологическая характеристика детей при различных формах аномального развития.
42. Психологическая характеристика детей с задержкой психического развития.
43. Синдромом раннего детского аутизма как форма искаженного психического развития.
44. Понятие «расстройство личности» в клинической психологии. Классификация личностных расстройств.
45. Эксцентричные расстройства личности (с преобладанием нарушений мышления).
46. Демонстративные расстройства личности (с преобладанием нарушений в эмоциональной сфере).
47. Тревожно-астенические расстройства личности (с преобладанием нарушений волевой сферы).
48. Дисгармоническое психическое развитие. Психопатия как форма дисгармонии личности.
49. Патологическое формирование личности.
50. Понятие отклоняющегося поведения. Основные формы отклоняющегося поведения
51. Социально-психологические факторы отклоняющегося поведения.
52. Понятие аддиктивного поведения.
53. Суицидальное поведение. Факторы и типология суицида.
54. Профилактика отклоняющегося поведения.
56. Практическое применение нейропсихологии в образовательных учреждениях.
Вопросы к экзамену
1.Предмет и задачи клинической психологии.
Клиническая психология — это отрасль психологии, предметом изучения которой являются:
а) расстройства (нарушения) психики и поведения;
б) личностные и поведенческие особенности людей, страдающих различными заболеваниями;
в) воздействие психологических факторов на возникновение, развитие и лечение болезней;
г) особенности взаимоотношений больных людей и социальной микросреды, в которой они находятся.
В более широком смысле клиническая психология может пониматься как приложение всего объема психологических знаний к решению самых различных вопросов и проблем, возникающих в медицинской практике.
В более узком значении клиническая психология представляет собой особую методологию психологического исследования, которая основана на методе наблюдения относительно небольшого числа пациентов в естественных условиях и последующем субъективном анализе-интерпретации индивидуальных проявлений их психики и личности. В этом смысле клинико-психологическая методология принципиально противостоит естественнонаучному экспериментальному подходу, опирающемуся на критерии «объективного» (статистически достоверного) психологического знания.
Предмет: психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности.
Объект: человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием.
Задачи:
-
участие в решении задач дифференциальной диагностики; -
анализ структуры и установление степени психических нарушений; -
диагностика психического развития и выбор путей общеобразовательного и трудового обучения и переобучения; -
характеристика личности и системы ее отношений; -
оценка динамики нервно-психических нарушений и учет эффективности терапии, -
решение экспертных задач, -
участие в психокоррекционной, психотерапевтической и реабилитационной работе с больными.
2. Структура клинической психологии.
Ведущие разделы клинической психологии:
Патопсихология – раздел клинической психологии, возникший на стыке психологии и психиатрии. Изучает структуру нарушений психической деятельности, закономерности ее распада в их сопоставлении с нормой. Использует психологические понятия и методы.
Патопсихологию следует отличать от психопатологии – раздела психиатрии, изучающего симптомы и синдромы психических болезней клиническим методом и оперирующего, главным образом, клиническими понятиями.
Нейропсихология – область психологии, изучающая мозговую организацию психических функций. Одна из решаемых ею задач: установление локализации очаговых поражений мозга.
Психология аномального развития – раздел клинической психологии, занимающийся изучением нарушений развития психики (психического дизонтогенеза). Методологическая основа психологии аномального развития - теория высших психических функциях, разработанная Л.С. Выготским.
Психосоматика – сравнительно новый раздел клинической психологии, изучает природу, методы лечения и предупреждения психосоматических расстройств, т.е. таких соматических заболеваний, в возникновении и развитии которых значимую роль играют психологические факторы.
Психологические основы психотерапии и реабилитации – раздел клинической психологии, разрабатывающий психологическую теорию психотерапии и реабилитации. Реабилитация рассматривается как системная деятельность, направленная на восстановление личного и социального статуса больного.
3. История развития клинической психологии.
Становление клинической психологии, как одной из основных прикладных отраслей психологической науки связано с развитием, как самой психологии, так и медицины, биологии, физиологии, антропологии. Зарождение клинической психологии начинается еще с античных времен, когда психологические знания зарождались в недрах философии и естествознания.
Возникновение первых научных представлений о психике, выделение науки о душе, формирование эмпирических знаний о психических процессах и их нарушениях связано с развитием античной философии и достижениями античных врачей.
Зарождение научной клинической психологии можно отнести к концу XIX в., когда Вильгельм Вундт основал Институт экспериментальной психологии в Лейпциге. В этом институте наряду с другими обучались и работали те психологи, которые сегодня по праву считаются основателями клинической психологии.
Так, в частности, у Вундта обучался американец Лайтнер Уитмер (1867-1956), который ввел понятие клинической психологии. После получения ученой степени в Лейпциге он вернулся в США и работал на факультете психологии Пенсильванского университета.
В 1896 г. он основал первую психологическую клинику при университете Пенсильвании. В этом заведении, которое сегодня назвали бы консультационно-педагогическим центром, в основном обследовались и лечились дети со слабой успеваемостью.
В 1917г. несколько специалистов по клинической психологии основали Американскую ассоциацию клинических психологов, которая в 1919г вошла в Американскую психологическую ассоциацию как клиническая секция.
Из лаборатории Вундта вышел и немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926), который уже в 90-е гг. XIX в. пытался применить экспериментальные подходы, используемые в психологии, к решению проблем психиатрии и этим дал мощный импульс для развития клинической психологии. Он решительно отказался от спекулятивных подходов, бытовавший в психопатологии того времени, и подчеркивал необходимость экспериментальных исследований в психиатрии.
Большую роль в развитии клинической психологии, особенно немецкоязычной, сыграл другой медик, а именно Зигмунд Фрейд ( 1856-1939), открыв сферу психотерапии для не медиков и значительно продвинув вперед психологическую теорию возникновения психических расстройств.
В России предпосылки возникновения клинической психологии были заложены психологическими исследованиями французских и русских психиатров конца XIX века (Р. Рибо, И. Тэн, Ж.-М. Шаркен, П. Жане). В России патопсихологические исследования вели С.С. Корсаков, И.А. Сикорский, В.М. Бехтерев, В.Х. Кандинский и другие психиатры.
Первая психологическая лаборатория в нашей стране была основана В.М. Бехтеревым в 1885г. при психиатрической клинике Казанского университета. В XX веке многочисленные исследования были проведены на базе Психоневрологического института им. Бехтерева.
Развитию клинической психологии в России серьезно способствовали такие выдающиеся отечественные деятели науки как В.П. Осипов, Г.Н. Вырубов, И.П. Павлов, В.Н. Мясищев. Значительный научный и организационный вклад в развитие клинической психологии в России в последние годы внёс ученик Мясищева Б.Д. Карвасарский.
Важную роль в развитии отечественной клинической психологии сыграл А.Ф. Лазурский – организатор собственной психологической школы. Благодаря ему естественный эксперимент был внедрен в клиническую практику, хотя разрабатывался им первоначально для педагогической психологии.
Наиболее разработанными в 60-х гг. ХХ в. были следующие разделы клинической психологии:
1. патопсихология, возникшая на стыке психологии, психопатологии и психиатрии (Б.В. Зейгарник, Ю.Ф. Поляков и др.);
2. нейропсихология, сформировавшаяся на границе психологии, неврологии и нейрохирургии (А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская и др.).
4. Основные аспекты деятельности клинического психолога в воспитательных и образовательных учреждениях.
Выделяют три основных аспекта деятельности клинического психолога в воспитательных и образовательных учреждениях: диагностический, коррекционный и профилактический.
Деятельность клинического психолога направлена на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и психологическую реабилитацию.
Диагностический аспект деятельности заключается в уточнении роли психологических и психосоциальных факторов в возникновении проблемного поведения ребенка в самых разнообразных сферах: в обучении, в межличностных отношениях и т. д. Клинико-психологическое обследование помогает определить актуальные причины проблем, скрытые признаки нарушения развития, определить структуру этих нарушений и их взаимосвязь.
Диагностический аспект наиболее востребован в экспертной деятельности клинического психолога в составе психолого-медико-педагогических консультативных центров (ПМПК), в судах, рассматривающих дела с участием несовершеннолетних правонарушителей, в призывных комиссиях военкоматов. Клинико-психологическая работа в воспитательных и образовательных учреждениях регулируется ратифицированными Международными актами, федеральными законами, а также подзаконными регламентирующими документами – положениями и приказами министерств, которым принадлежат эти учреждения.
Психокоррекция выступает частью воспитательного процесса, поскольку психолог воздействует на выходящие за пределы установленной нормы показатели психического (память, внимание, мышление, эмоции, воля) и личностного (мотивы, установки, ценностные ориентации) развития ребенка, приводя его к "оптимальному уровню" функционирования в обществе.
Профилактический аспект применения клинико-психологических знаний в образовательных и воспитательных учреждениях связан с предотвращением возникновения у здоровых детей и подростков нарушений в психической деятельности личности и поведении, а также с предупреждением развития обострений и психосоциальной дезадаптации у аномальных детей, имеющих личностные и поведенческие особенности, и у компенсированных детей, перенесших острые психические расстройства. Профилактической следует признать и деятельность, направленную на формирование в образовательных и воспитательных учреждениях