Файл: 1. Предмет и задачи клинической психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 460

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Предмет и задачи клинической психологии.

2. Структура клинической психологии.

3. История развития клинической психологии.

4. Основные аспекты деятельности клинического психолога в воспитательных и образовательных учреждениях.

5. Принципы разграничения индивидуальных особенностей психики человека и психопатологического синдрома в деятельности клинического психолога.

6. Определение понятий «норма» и «патология» как основная методологическая проблема клинической психологии.

7. Этапы развития психических расстройств.

8. Определение, становление и структура нейропсихологии.

9. Основные базовые понятия нейропсихологии (нейропсихологический симптом синдром, фактор).

10. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия в клинической психологии.

11. Синдромный анализ нарушения высших психических функций.

12. Этические модели деятельности психолога в клинической психологии.

13. Цели, задачи, методы клинико-психологического исследования.

14. Этапы клинико-психологического исследования.

15. Типы нарушений чувственного познания.

16. Изменение порога чувствительности и сенестопатии как признаки нарушений процесса ощущения.

17. Психогенные ипохондрические расстройства.

18. Психосенсорные расстройства восприятия.

19. Виды агнозий и их характеристика.

20. Иллюзии. Назовите и дайте характеристику. Иллюзорные расстройства восприятия в детском возрасте.

21. Галлюцинации. Назовите и дайте характеристику. Возрастные особенности проявления галлюцинаций.

22. Основные проявления гиперкинетического расстройства с дефицитом внимания.

23. Причины расстройств коммуникации и нарушений развития школьных навыков.

24. Основные виды речевых расстройств.

26. Нарушения памяти — как клиническая проблема.

27. Клинические типы нарушений памяти.

28. Чем характеризуется амнестический синдром? Типы амнезий.

29. Общая характеристика и виды нарушения процесса мышления.

30. Пограничные психические состояния.

31. Общенаучная характеристика сознания.

32. Клинические формы нарушения сознания.

33. Общая характеристика нарушений эмоциональной сферы.

34. Тревожные расстройства.

35. Расстройства настроения.

36. Факторы развития неврозов.

37. Стиль семейного воспитания как фактор возникновения и развития «пограничных» психических расстройств.

38. Концепция «субъективной картины болезни» как психологическая основа соматопсихических расстройств.

39. Психология инвалидности.

40. Понятие «аномальный ребенок». Направления деятельности психолога в работе с аномальными детьми.

41. Психологическая характеристика детей при различных формах аномального развития.

42. Психологическая характеристика детей с задержкой психического развития.

43. Синдромом раннего детского аутизма как форма искаженного психического развития.

44. Понятие «расстройство личности» в клинической психологии. Классификация личностных расстройств.

45. Эксцентричные расстройства личности (с преобладанием нарушений мышления).

46. Демонстративные расстройства личности (с преобладанием нарушений в эмоциональной сфере).

47. Тревожно-астенические расстройства личности (с преобладанием нарушений волевой сферы).

48. Дисгармоническое психическое развитие. Психопатия как форма дисгармонии личности.

49. Патологическое формирование личности.

50. Понятие отклоняющегося поведения. Основные формы отклоняющегося поведения

51. Социально-психологические факторы отклоняющегося поведения.

52. Понятие аддиктивного поведения.

53. Суицидальное поведение. Факторы и типология суицида.

54. Профилактика отклоняющегося поведения.

55. Проблема восстановления высших психических функций. Задачи и принципы восстановительного обучения.

56. Практическое применение нейропсихологии в образовательных учреждениях.

13. Цели, задачи, методы клинико-психологического исследования.


Цель клинико-психологического исследования — дать психологическую оценку личностной или поведенческой проблемы (психического расстройства) для последующего принятия решения о способах оказания профессиональной помощи.

Основными задачами проведения клинико-психологического исследования являются:

Ø дифференциальная диагностика нарушений психической деятельности;

Ø анализ структуры и установление степени психических нарушений;

Ø определение уровня психического развития пациента, характеристик его/ее личности;

Ø оценка динамики психических нарушений во времени;

Ø решение экспертных задач.

Диагностический процесс — это процесс различения нормы и патологии. Он проводится через анализ различной информации о развитии и жизни человека с целью сделать выводы о природе и причинах имеющейся проблемы.

Диагностический процесс завершается постановкой диагноза — определением характера расстройства. Следует различать медицинский и клинико-психологический диагноз.

Медицинский диагноз фокусируется на формальном отнесении видимой психологической проблемы к конкретной таксономической единице — наиболее подходящему названию, включенному в принятую систему классификации. Правильное определение названия расстройства автоматически предопределяет возможный круг его причин и соответствующее воздействие на них посредством специфического лечения.

Клинико-психологический диагноз представляет собой психологический анализ проблемы (оценка поведения, психических функций и эмоций, состояния личности и внешних обстоятельств нарушения). Фактически клинико-психологический диагноз представляет не просто правильное распознавание и выбор подходящего названия расстройству, а описание особенностей поведения, мыслей и чувств, характерных для того или иного психического расстройства.

Методы клинико-психологического исследования:

  • Клинико-психологическое интервью (беседа)

  • Клинико-психологический эксперимент

  • Наблюдение за поведением

  • Анализ истории жизни.



14. Этапы клинико-психологического исследования.


Различают несколько этапов клинико-психологического исследования.

Первый — до знакомства с пациентом — этап формулирования клинической задачи. Сюда включается беседа с людьми, окружающими ребенка: педагогами, родителями, друзьями, одноклассниками, врачами — по поводу особенностей его поведения и личности, возникающих проблем.

Второй этап — беседа с пациентом. Беседу нужно начинать с расспроса паспортных данных, на основании чего составляется первое суждение о состоянии памяти. Затем уточняется состояние памяти (кратковременная и долговременная — даты собственной жизни, исторические события, недавние события), оценивается внимание, характеризуется состояние сознания: ориентировка во времени, месте и собственной личности.

Третий этап — экспериментально-психологический. Выполнению каждого задания должна предшествовать инструкция, которая должна определять ситуацию исследования и обеспечивать сотрудничество психолога и пациента. Небрежно поданная инструкция может привести к неадекватным результатам.

Четвертый этап — составление заключения. Заключение всегда должно быть ответом на вопрос, поставленный перед психологом. Единой формы заключения нет. Но заключение никогда не является простым повторением протокола исследования. Важна характеристика психического состояния на основании полученных данных, должны быть отмечены особенности поведения, отношение к исследованию, наличие установочного поведения, выделяются ведущие патопсихологические особенности (синдромы), указываются особенности протекания психических процессов (например, темп реакций, истощаемость, устойчивость), описываются сохранные стороны психической деятельности. Допускается приведение характерных ярких примеров. В конце делается резюме, отражающее наиболее важные данные (например, структуру патопсихологического синдрома). Заключение не должно быть категоричным по стилю утверждений.



15. Типы нарушений чувственного познания.


Нарушения чувственного познания можно классифицировать по разным основаниям: по органам чувств или по уровню восприятия.

По органам чувств выделяют зрительные, слуховые, осязательные (тактильные), обонятельные и вкусовые расстройства.

К зрительным расстройствам относят:

— снижение или усиление остроты зрения;

— нарушения цветового восприятия;

— искажения пространственного восприятия;

— выпадение отдельных полей зрения;

— нарушения зрительного узнавания (агнозии);

— иллюзии и галлюцинации.

К нарушениям слуха относят:

— нарушения восприятия громкости, высоты, тембра или темпа (ритма) звуков;

— нарушения узнавания шумов и сигналов (слуховая агнозия);

— слуховые иллюзии и галлюцинации;

— интероцептивные шумы (ощущение шума в ушах в отсутствие внешнего раздражителя).

К тактильным нарушениям относят:

— расстройства способности локализации очага раздражения;

— расстройства ощущений давления, температуры, влажности, боли;

— нарушения различения внешних признаков объектов;

— иллюзорные ощущения и осязательные галлюцинации;

— нарушение восприятия схемы тела.

К нарушениям обоняния и вкуса относят:

— частичную или полную потерю обонятельных или вкусовых ощущений;

— потерю взаимосвязи между определенным запахом и вкусом и типичным для них объектом;

— инверсию привычных запахов и вкусов (приятные запахи или вкусы воспринимаются как отвратительные или наоборот).

По уровню восприятия выделяют следующие типы нарушений в сфере чувственного познания:

  • на уровне ощущений

  • на уровне восприятия

  • на уровне представлений

  • изменение порога чувствительности

  • сенестопатии

  • психосенсорные расстройства

  • иллюзии

  • галлюцинации

16. Изменение порога чувствительности и сенестопатии как признаки нарушений процесса ощущения.


В основе нарушений ощущений лежит изменение порога чувствительности: снижение или повышение уровня ощущений по отношению к норме.

Снижение порога — гиперестезия — представляет собой усиление восприимчивости, интенсификацию ощущения, что в крайних случаях может приводить к раздражению, несдержанности, гневу, дискомфорту. Повышение порога может проявляться в виде гипестезии или анестезии. Гипестезия — снижение восприимчивости, понижение чувствительности. Анестезия — полная нечувствительность при анатамо-физиологической сохранности (психическая слепота, утрата вкусов, способности распознавать запахи, утрата чувства боли).

Сенестопатии — это проецирование каких-то ощущений внутрь телесного «Я»:

  • термические ощущения — жжет, печет, леденит;

  • ощущение движения жидкостей — пульсация, переливание, закупоривание сосудов;

  • ощущения передвижения, натяжения и т. д.

Соматические боли в отличие от сенестопатий всегда локализованы, имеют стереотипное содержание, связаны с анатомическими границами и расположением органов. Боли, возникающие при поражении нервов или сосудов (парестезии), в отличие от сенестопатий проецируются на поверхность кожи или появляются при определенных движениях.

С сенестопатическими нарушениями процесса ощущения в клинической психологии связана проблема интрацепции (восприятие внутреннего состояния организма).

Основная масса интрацептивных ощущений связана с болезненными состояниями. Причиной перехода интрацептивных раздражителей в область ощущений служат патологические изменения во внутренней среде организма. Таким образом, эти раздражители выполняют сигнальную функцию, начиная более сильно воздействовать на специфические рецепторы. Однако в клинической практике нередко можно встретить феномен субъективно отчетливых интрацептивных ощущений, для которых отсутствуют соответствующие материальные причины.

17. Психогенные ипохондрические расстройства.



Психогенные ипохондрические расстройства возникают тогда, когда вследствие определенной психотравмирующей ситуации у человека оскудевают социальные связи, т. е. сокращается экстрацептивное общение с внешним миром. В норме наше сознание ориентировано на влияния внешней среды, тогда как при ипохондрии оно переключается внутрь. И человек страдает не столько от неприятных ощущений, сколько от уверенности в своей болезни, вытекающей из необычности ощущений.

18. Психосенсорные расстройства восприятия.


Психосенсорные расстройства – сложные расстройства восприятия, при которых воспринимаемый объект узнается правильно, но в искаженной форме.

  • примерами которых могут быть изменения цвета всех окружающих предметов (красное окрашивание — эритропсия, желтое окрашивание — ксантопсия), их размеров (увеличение — мак- ропсия, уменьшение — микропсия), формы и поверхности (ме- таморфопсия), удвоение, чувство их неустойчивости, падения;

  • поворот окружающего на 90° или 180"; ощущение, что потолок спускается и грозит придавить собой больного.

Одним из вариантов психосенсорных расстройств является расстройство схемы тела, проявляющееся крайне разнообразно у различных пациентов (ощущение, что руки «набухли и не умещаются под подушкой»; голова стала такой тяжелой, что «вот-вот свалится с плеч»; руки удлинились и «свисают до пола»; тело «стало легче воздуха» или «треснуло пополам»). При всей яркости переживаемых чувств больные сразу же замечают при контроле взором, что внутренние ощущения обманывают их: в зеркале они не видят ни «удвоенной головы», ни «сползающего с лица носа».

Чаще проявления подобных психосенсорных расстройств возникают внезапно и существуют недолго в виде отдельных пароксизмальных приступов. Как и другие пароксизмы, они могут появляться при многих органических заболеваниях мозга в виде самостоятельных психосенсорных припадков или в составе ауры, предшествующей большому судорожному припадку.

К психосенсорным расстройствам относится и нарушение восприятия времени, сопровождающееся ощущением, что время тянется бесконечно долго или остановилось совсем