ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 500
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.Предмет и задачи клинической психологии.
2. Структура клинической психологии.
3. История развития клинической психологии.
7. Этапы развития психических расстройств.
8. Определение, становление и структура нейропсихологии.
9. Основные базовые понятия нейропсихологии (нейропсихологический симптом синдром, фактор).
11. Синдромный анализ нарушения высших психических функций.
12. Этические модели деятельности психолога в клинической психологии.
13. Цели, задачи, методы клинико-психологического исследования.
14. Этапы клинико-психологического исследования.
15. Типы нарушений чувственного познания.
16. Изменение порога чувствительности и сенестопатии как признаки нарушений процесса ощущения.
17. Психогенные ипохондрические расстройства.
18. Психосенсорные расстройства восприятия.
19. Виды агнозий и их характеристика.
20. Иллюзии. Назовите и дайте характеристику. Иллюзорные расстройства восприятия в детском возрасте.
21. Галлюцинации. Назовите и дайте характеристику. Возрастные особенности проявления галлюцинаций.
22. Основные проявления гиперкинетического расстройства с дефицитом внимания.
23. Причины расстройств коммуникации и нарушений развития школьных навыков.
24. Основные виды речевых расстройств.
26. Нарушения памяти — как клиническая проблема.
27. Клинические типы нарушений памяти.
28. Чем характеризуется амнестический синдром? Типы амнезий.
29. Общая характеристика и виды нарушения процесса мышления.
30. Пограничные психические состояния.
31. Общенаучная характеристика сознания.
32. Клинические формы нарушения сознания.
33. Общая характеристика нарушений эмоциональной сферы.
36. Факторы развития неврозов.
40. Понятие «аномальный ребенок». Направления деятельности психолога в работе с аномальными детьми.
41. Психологическая характеристика детей при различных формах аномального развития.
42. Психологическая характеристика детей с задержкой психического развития.
43. Синдромом раннего детского аутизма как форма искаженного психического развития.
44. Понятие «расстройство личности» в клинической психологии. Классификация личностных расстройств.
45. Эксцентричные расстройства личности (с преобладанием нарушений мышления).
46. Демонстративные расстройства личности (с преобладанием нарушений в эмоциональной сфере).
47. Тревожно-астенические расстройства личности (с преобладанием нарушений волевой сферы).
48. Дисгармоническое психическое развитие. Психопатия как форма дисгармонии личности.
49. Патологическое формирование личности.
50. Понятие отклоняющегося поведения. Основные формы отклоняющегося поведения
51. Социально-психологические факторы отклоняющегося поведения.
52. Понятие аддиктивного поведения.
53. Суицидальное поведение. Факторы и типология суицида.
54. Профилактика отклоняющегося поведения.
56. Практическое применение нейропсихологии в образовательных учреждениях.
40. Понятие «аномальный ребенок». Направления деятельности психолога в работе с аномальными детьми.
Различные нарушения и отклонения в развитии по-разному классифицируются в медицине, психологии и педагогике в соответствии с различием предметов их изучения. Медицинская классификация предполагает выделение типа патологии: неврозы, минимальная мозговая дисфункция, психопатии и т.д. Сюда же относится и термин «аномальные».
Понятие “аномалия” в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в психологической и педагогической науках. Отклонения или аномалии в развитии детей разнообразны. Они могут касаться различных сторон психофизического развития ребенка: его зрительного восприятия, слуховой, двигательной, речевой систем, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер. Отклонения могут быть разной степени тяжести, и вызваны разными причинами.
Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Проблема нормы и ее вариантов включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных различий. Одно из основных значений термина “норма” (от лат. norma) – установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно.
Аномальные дети – (греч. anomalos – неправильный) - дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами, и вследствие этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития.
Дети с нарушениями в развитии – это дети, имеющие отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности одного или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого), а также вследствие поражения ЦНС.
Дети с отклонениями в психофизическом развитии –
это дети, которые имеют перечисленные выше отклонения, но степень их выраженности не ограничивает их возможности в столь резкой степени, как у детей предыдущей категории. В психолого-педагогической литературе этим понятием определяются дети с преимущественными нарушениями в психофизическом развитии функционального характера.
Дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности – это дети, у которых нарушения в развитии предоставляют им возможность иметь бинефицитарный статус, то есть позволяют пользоваться социальными льготами и пособиями. По традиционной терминологии таких детей называли детьми – инвалидами.
Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в специальной коррекционной поддержке и специфических методах обучения, которые могут быть созданы в условиях, как образовательного учреждения, так и в учреждениях коррекционного вида.
К основным направлениям деятельности психолога при работе с аномальными детьми относятся в первую очередь следующие.
-
Выявление и систематизация патологической симптоматики и ее психологическая квалификация. -
Осуществление структурного анализа расстройств, выявление первичных симптомов, связанных с болезнью, а также вторичных симптомов, обусловленных аномальным развитием в условиях болезни. -
Разработка программы психокоррекционных мероприятий в зависимости от характера, происхождения и конкретного механизма нарушений, направленной на их предупреждение, уменьшение или устранение. -
Проведение восстановительного обучения детей с нарушениями высших психических функций, таких как речь, мышление, чтение, счет, письмо, конструктивная деятельность, имеющих место при локальных поражениях мозга.
41. Психологическая характеристика детей при различных формах аномального развития.
Психическое недоразвитие. Умственно-отсталые дети.Среди форм умственной отсталости олигофрения (F70-F79), или общее психическое недоразвитие (F84.9), встречается наиболее часто. Олигофрения — группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве общего недоразвития психики с преобладанием интеллектуальной недостаточности.
По глубине дефекта умственная отсталость (олигофрения) традиционно подразделяется на три степени: идиотия (F73), имбецильность (F71) и дебильность (F70).
Идиотия— самая глубокая степень умственной отсталости, при которой практически отсутствует речь. Умственно отсталые в степени идиотии не узнают окружающих; их внимание почти ничем не привлекается, выражение лица бессмысленное. Отмечается резкое снижение всех видов чувствительности. Ходить эти дети начинают поздно, их движения плохо координированы. На чужую мимику и жестикуляцию не реагируют, неопрятны в своих естественных отправлениях, неспособны к самообслуживанию. В ряде случаев в моторике наблюдаются стереотипные движения — маятникообразные раскачивания головой или туловищем из стороны в сторону. При идиотии средней и легкой степени отмечается умение смеяться и плакать, некоторое понимание чужой речи, мимики и жестикуляции. Словарный запас ограничен несколькими десятками слов. Дети-идиоты не обучаются и находятся с согласия родителей в специальных учреждениях (детских домах для глубоко умственно отсталых), а по достижении 18-летнего возраста переходят в специальные интернаты для хронически больных.
Имбецильность(F71) — более легкая по сравнению с идиотией степень умственной отсталости. Дети-имбецилы обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков. Словарный запас у них крайне беден. Они понимают чужую речь, мимику и жестикуляцию в пределах их постоянного обихода. Наличие грубых дефектов памяти, восприятия, мышления, моторики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически необучаемыми даже во вспомогательной школе. В правовом отношении, как и дети-идиоты, они являются недееспособными, и над ними устанавливается опека родителей или заменяющих их лиц.
Дебильность(F70) — наиболее легкая степень умственной отсталости. Сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы детей-дебилов не позволяют им овладеть программой общеобразовательной школы. У них нередко отмечаются дефекты речи в виде шепелявости, сигматизма, аграмматизма. Недоразвитие аналитико-синтетической функции высшей нервной деятельности и нарушение фонетического слуха вызывают большие трудности в овладении устной и письменной речью, навыками счета. Дифференцированная моторика развита недостаточно и в сочетании с физической ослабленностью и соматическими нарушениями, а также особенностями эмоционально-волевой сферы, все это значительно ограничивает круг их возможной трудовой деятельности.
Задержанное психическое развитие.Под термином «задержка развития» (F84.9) понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Являясь следствием временно и мягко действующих факторов (ранней депривации, плохого ухода и т. д.), задержка темпа может иметь обратимый характер. В этиологии задержки психического развития (ЗПР) играют роль конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера.
Задержки психического развития церебрального происхождения, при хромосомных нарушениях, внутриутробных поражениях, родовых травмах встречаются чаще других и представляют наибольшую сложность при отграничении их от умственной отсталости (F70-F79).
Исходя из этиологического принципа, выделено 4 основных варианта задержки психического развития:
1) задержка психического развития конституционального происхождения;
2) задержка психического развития соматогенного происхождения;
3) задержка психического развития психогенного происхождения;
4) задержка психического развития церебрально-органического генеза (Лебединская).
В клинико-психологической структуре каждого из вариантов задержки психического развития имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.
Искаженное психическое развитие. Представлено в частности синдромом раннего детского аутизма (F84.0), который отличается от всех аномалий развития наибольшей выраженностью как клинической дисгармоничности, так и психологической структуры нарушений. Клинико-психологическая структура раннего аутизма, как особой формы недоразвития, впервые описанной Каннером, характеризуется следующими признаками:
1) аутизм как предельное («экстремальное») одиночество ребенка, формирующее нарушение его социального развития вне связи с уровнем интеллектуального развития;
2) стремление к постоянству, проявляемое в виде стереотипных занятий, сверхпристрастия к различным объектам, сопротивления изменениям в окружающем;
3) особая характерная задержка и нарушение развития речи, также вне связи с уровнем интеллектуального развития ребенка;
4) раннее проявление (до 2,5 лет) патологии психического развития, в большей степени связанной с особым нарушением психического развития, чем с его регрессом.
Аутизм проявляется при отсутствии или значительном снижении контактов, «уходе» в свой внутренний мир. Отсутствие контактов наблюдается как по отношению к родным и близким, так и сверстникам. Аутичный ребенок, где бы он ни находился, ведет себя так, как будто он один. Обращает на себя внимание эмоциональная холодность и безразличие к близким, часто с повышенной ранимостью, чувствительностью к критике и малейшим замечаниям в свой адрес.
Дисгармоническое психическое развитие. Психопатия как форма дисгармонии личности. Это аномалия характера, неправильное, патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах. Этиология психопатий связывается либо с генетическими, наследственными факторами, либо с экзогенными вредностями, действующими на ранних этапах онтогенеза; не исключаются также возможности формирования психопатии (F60-F69) под влиянием длительно действующих и деформирующих развитие личности ребенка средовых факторов. Большое значение в этом отношении имеют дефекты воспитания.
Существуют различные классификации психопатий. Одни авторы (Крепелин, Ганнушкин) исходят из положения о том, что при психопатиях происходит количественное заострение и усиление тех или иных черт характера; поэтому они распределяют все психопатии по группам, соответствующим классификациям человеческих характеров. Другие исследователи (Певзнер, Сухарева) пытаются классифицировать психопатии по этиологическому признаку. В третьем случае типология основана на обобщении двух предыдущих классификаций (Личко, Ковалев). Несмотря на разнообразие классификаций, сложности механизмов возникновения и развития, клинико-психологическая структура отдельных вариантов психопатий описывается достаточно сходно. В особенности это касается психопатий детского возраста.
Принята следующая систематика психопатий:
— конституциональные, имеющие наследственное происхождение: степень их тяжести в значительной мере определяется влиянием среды; для каждого типа этого вида психопатий имеется свой критический возраст, на который падает развертывание психопатических черт;