ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 464
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.Предмет и задачи клинической психологии.
2. Структура клинической психологии.
3. История развития клинической психологии.
7. Этапы развития психических расстройств.
8. Определение, становление и структура нейропсихологии.
9. Основные базовые понятия нейропсихологии (нейропсихологический симптом синдром, фактор).
11. Синдромный анализ нарушения высших психических функций.
12. Этические модели деятельности психолога в клинической психологии.
13. Цели, задачи, методы клинико-психологического исследования.
14. Этапы клинико-психологического исследования.
15. Типы нарушений чувственного познания.
16. Изменение порога чувствительности и сенестопатии как признаки нарушений процесса ощущения.
17. Психогенные ипохондрические расстройства.
18. Психосенсорные расстройства восприятия.
19. Виды агнозий и их характеристика.
20. Иллюзии. Назовите и дайте характеристику. Иллюзорные расстройства восприятия в детском возрасте.
21. Галлюцинации. Назовите и дайте характеристику. Возрастные особенности проявления галлюцинаций.
22. Основные проявления гиперкинетического расстройства с дефицитом внимания.
23. Причины расстройств коммуникации и нарушений развития школьных навыков.
24. Основные виды речевых расстройств.
26. Нарушения памяти — как клиническая проблема.
27. Клинические типы нарушений памяти.
28. Чем характеризуется амнестический синдром? Типы амнезий.
29. Общая характеристика и виды нарушения процесса мышления.
30. Пограничные психические состояния.
31. Общенаучная характеристика сознания.
32. Клинические формы нарушения сознания.
33. Общая характеристика нарушений эмоциональной сферы.
36. Факторы развития неврозов.
40. Понятие «аномальный ребенок». Направления деятельности психолога в работе с аномальными детьми.
41. Психологическая характеристика детей при различных формах аномального развития.
42. Психологическая характеристика детей с задержкой психического развития.
43. Синдромом раннего детского аутизма как форма искаженного психического развития.
44. Понятие «расстройство личности» в клинической психологии. Классификация личностных расстройств.
45. Эксцентричные расстройства личности (с преобладанием нарушений мышления).
46. Демонстративные расстройства личности (с преобладанием нарушений в эмоциональной сфере).
47. Тревожно-астенические расстройства личности (с преобладанием нарушений волевой сферы).
48. Дисгармоническое психическое развитие. Психопатия как форма дисгармонии личности.
49. Патологическое формирование личности.
50. Понятие отклоняющегося поведения. Основные формы отклоняющегося поведения
51. Социально-психологические факторы отклоняющегося поведения.
52. Понятие аддиктивного поведения.
53. Суицидальное поведение. Факторы и типология суицида.
54. Профилактика отклоняющегося поведения.
56. Практическое применение нейропсихологии в образовательных учреждениях.
Наконец, невротическому развитию личности способствует противоречивый стиль воспитания, когда в одной и той же ситуации к ребенку предъявляются противоположные требования. Противоречивый стиль воспитания характеризуется альтернирующими (перемежающимися) эмоциональными отношениями между родителями и ребенком и неконгруэнтностью общения.
Общим результатом перечисленных воспитательных тактик становится формирование напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка, что приводит к перенапряжению нервных процессов и невротическому срыву под влиянием даже незначительных психотравм.
38. Концепция «субъективной картины болезни» как психологическая основа соматопсихических расстройств.
В рамках соматопсихического направления в советской клинической психологии разрабатывалась концепция "субъективной картины болезни", автором которой стал отечественный психолог А. Р. Лурия /28/. Он развил идеи А. Гольдшейдера об "аутопластической19 картине болезни", сделав акцент на зависимости формирования устойчивости к заболеванию и характера течения болезни от активности отношения больного к своему заболеванию, к собственному внутреннему миру и к окружающей реальности.
Для изучения субъективной стороны расстройства в клинической психологии используется целый ряд терминов: "переживание болезни", "сознание болезни", "соматонозогнозия". Каждое из этих понятий выделяет какую-то одну из сторон психологической реакции на болезненное состояние.
"Переживание болезни" делает акцент на. эмоциональной стороне отношения человека к своему расстройству.
"Сознание болезни" — на рациональном компоненте отношения, интеллектуальной интерпретации своего состояния.
"Соматонозогнозия" — на познавательной оценке степени тяжести прогноза своего состояния, оценке значения болезни во временной перспективе (кем был до болезни, кем являюсь сейчас, что со мной будет). Понятие внутренней картины болезни охватывает все три аспекта отношения человека к расстройству здоровья.
В. В. Николаева предлагает выделять в структуре внутренней (субъективной) картины болезни следующие уровни /31/:
-
- сензитивный (болезненные ощущения и состояния); -
- эмоциональный (непосредственные эмоциональные реакции на болезненные ощущения и эмоциональные реакции на последствия болезни в жизни человека); -
- интеллектуальный (знания о болезни и оценка своего состояния); -
- мотивационный (возникновение новых мотивов и перестройка прежней мотивационной структуры).
Р. Конечный и М. Боухал предлагают выделить во внутренней картине болезни также и волевую сторону, связанную со стремлением совладать с болезнью /23/.
Содержание субъективной картины болезни зависит от влияния ряда факторов:
-
- характер расстройства (острое или хроническое, наличие или отсутствие боли, косметических дефектов, сохранение или ограничение прежних возможностей в поведении и деятельности и т. п.); -
- обстоятельства жизни с расстройством (появление новых проблем, стигматизация, дискриминация и т. д.); -
- личностные особенности пациента; -
- социальный статус до развития расстройства.
Клинико-психологический анализ субъективной картины болезни осуществляется в терминах психопатологических нарушений, регистрируемых в каждой из сторон.
С понятием субъективной картины болезни в отечественной клинической психологии связана вся система отношений личности пациента, включая поведенческие паттерны ее проявления.
В зависимости от содержания внутренней картины болезни у личности могут развиваться разнообразные типы отношения к своему заболеванию, среди которых наиболее часто выделяют следующие:
Знание структуры внутренней картины болезни позволяет выбрать адекватную программу психокоррекционных мероприятий, направленную либо на снятие дискомфортных ощущений, либо на изменение модальности переживаний, либо на активизацию усилий по конструктивному приспособлению к болезненному состоянию, либо на коррекцию когнитивных установок и способов рационализации своего состояния.
Общими целями психологического сопровождения ребенка с хроническим соматическим расстройством выступают:
- предоставление адекватной информации о болезни;
- эмоциональная поддержка (родственников, специалистов, сверстников, "товарищей по болезни");
- развитие и поощрение навыков самообслуживания в различные моменты и этапы болезни для избегания "выученной беспомощности";
- постановка новых адекватных текущему и прогнозируемому состоянию жизненных целей и задач.
39. Психология инвалидности.
Особое место в соматопсихическом направлении занимает проблема отношения к своему расстройству или дефекту у детей-инвалидов. В настоящее время концепция инвалидности опирается на культурно-историческую теорию развития психики, что качественно изменило стереотипные представления о закономерностях и механизмах функционирования телесного «Я». Тело всегда наделено не только личностным, но и культурным смыслом и значением, оно выступает центральным компонентом личностной идентичности и одним из основных способов проявления личностных качеств и характеристик в социальном взаимодействии и общении.
В культурном пространстве существуют идеальные образцы мужского или женского тела, по отношению к которым общество определяет «патологические» и «неестественные» тела.
Поэтому дети с телесными дефектами, выступающими внешними знаками определенных соматических расстройств (например, ДЦП, полиомиелит и т. п.) чувствуют себя «неправильными», «инакими» и подвергаются со стороны окружающих людей стигматизации (stigma — бросающийся в глаза признак патологии, клеймо позора).
Стигматизация— это процесс приписывания отрицательных черт или выделение из общества посредством дискриминации из-за наличия у человека признака какого-либо расстройства или из-за отклонения от социальных норм. Стигматизации подвергаются как раз такие телесные черты, которые не соответствуют культурным стандартам тела.
Стигматизированные дети-инвалиды исключаются из социального пространства здоровых детей, т. е. маргинализируются. Психологическим механизмом маргинализации является страх здоровых детей и их родителей перед «нетипичным» дефектным телом, не соответствующим социальным ожиданиям и доминирующим идеалам. Встреча с телесным дефектом напоминает здоровым людям об угрозе собственному телесному благополучию, актуализирует перенос возможных вследствие болезни проблем с больного ребенка на здорового. Во многом страх, сопровождающий такую встречу, связан с распространенными социальными представлениями о дефекте как признаке слабости, пассивности, зависимости.
Вследствие маргинализации и стигматизации у детей-инвалидов часто развивается чувство неполноценности, оказывающее влияние на весь жизненный путь личности. Иногда наличие дефекта как внешнего проявления соматического расстройства может стать причиной невротических и личностных расстройств, которые вполне вписываются в психодинамическую концепцию конверсионных и психосоматических расстройств.
Изменения в когнитивной и эмоциональной сфере являются наиболее характерными для детей-инвалидов. В структуре их личности четко прослеживается фобический компонент.
Инвалидность ребенка часто заставляет родителей следовать гиперопеке в ущерб другим воспитательным стратегиям, что только способствует психосоциальной дезадаптации детей-инвалидов и еще больше инвалидизирует их, поскольку тактика гиперопеки формирует у детей состояние «выученной беспомощности» и чувство низкой «самоэффективности».