Файл: Белгородский государственный институт искусств и культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В таких условиях концепция развивающего досуга приобретает особую актуальность. Для ее реализации необходимо расширять сферы влияния предпринимательских структур, привлекая к активному, творческому и содержательному досугу разные группы населения, чутко реагировать на актуальные социально-культурные потребности и прогнозировать их развитие в ближайшем будущем. При этом не следует забывать тот положительный опыт, который дает практика культурно-досуговой работы советского периода.

Учреждения культуры не только всегда выступали организаторами свободного времени населения. Учитывая, что использование свободного времени зависит от личной культуры человека, главной задачей предпринимательских структур было и остается создание условий для формирования и поддержания у людей потребности в развивающем досуге. Удовлетворить эту потребность в стенах клуба, библиотеки или музея возможно через обучение, активный отдых, разумные развлечения, общение, а также посредством созидания культурных ценностей, вовлеченности в досуговое творчество [48, с. 34].

Данное социально-культурное назначение предпринимательских структур сохранялось на протяжении всего рассматриваемого периода. Изменения коснулись приоритетов выбора населением того или иного вида предпринимательской деятельности в стенах предпринимательских структур. Они определялись разными культурными потребностями личностей, детерминированными не только их личными интересами, но и внешними условиями - социально-культурно-экономическим развитием, культурной политикой государства, спектром предлагаемых учреждениями культуры досуговых услуг.

Итак, в первом случае социально-культурная деятельность в условиях предпринимательства понимается в широком смысле как принцип отношений между различными субъектами и компонентами социально-культурной структуры. Партнерские отношения выступают основой общественного договора и рассматриваются как вид общественных отношений, имеющий свои специфические особенности.

В широком смысле, социально-культурная деятельность в условиях предпринимательства предстает как идеология, основанная на принципе согласования противоречивых интересов различных социально-культурных групп, слоев, классов, которая может использоваться в любой сфере жизнедеятельности общества – политической, экономической, культурной и др.

Итак, социально-культурная деятельность в условиях предпринимательства в широком смысле становится возможным на основе социально-культурного диалога между различными субъектами диалоговых отношений, в качестве которых выступают социально-культурные группы, элитные группы, политические партии, органы государственной власти, гражданские объединения и движения. Механизм социально-культурной деятельности в условиях предпринимательства, выступая в форме социально-культурного диалога, используется как при выработке социально-культурной политики государства, так и при формировании социально-культурного государства.

1.2 Нормативно-правовая основа реализации предпринимательства в социально-культурной деятельности
На современном этапе развития предпринимательства быстро складывается самоорганизующийся корпоративный сектор экономики, субъектами которого являются такие формы объединений как ФПГ, ассоциации и др. Этот факт свидетельствует о новом повороте и переходе на иные социально-экономические и политические отношения в начале XXI века.



Рис. 1. Правовой фундамент предпринимательства в России [49, с. 3].
Правовой фундамент предпринимательства в России в настоящее время составляют: Конституция РФ от 12.12.1993 г., которая гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Гражданский кодекс РФ (ч. I принята 21.10.94, ч. II – 26.01.1996) – это своего рода «конституция» предпринимательства, так как в нем унифицировано правовое регулирование рыночных отношений, закреплены основные принципы гражданско-правового регулирования, обеспечены неприкосновенность и равенство защиты всех форм собственности, гарантировано развитие не противоречащих закону видов предпринимательской деятельности. Федеральные законы Российской Федерации специального назначения: «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. №202-ФЗ; «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. №7-ФЗ; «О производственных кооперативах» от 8.05.1996 г. № 41-ФЗ; «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8.02.1998 г. № 14-ФЗ. Федеральные законы Российской Федерации общего назначения: «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 12.05.1995 г.; «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 г.; «Об инвестиционной деятельности» от 26.06.1991 г.; «Об иностранных инвестициях» от 04.07.1991 г.; другие федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных и местных органов власти. Не рассматривая критически сущность этих документов, отметим, что к настоящему времени в России создана современная, достаточная и полная нормативно-правовая база для предпринимательской деятельности [10, с. 89].



Правовая культура трудовых отношений формировалась в эпоху становления институтов права и государства. Одними из первых в эволюции права были нормы, регулирующие трудовые отношения. Как известно, в Древнем Египте были найдены папирусы, при расшифровке которых обнаружились записи, запрещающие использование труда малолетних детей и беременных женщин. Например, ирригационная теория происхождения государства (Виттфогель) связывает процессы его зарождения и становления с необходимостью проведения строительных работ. Именно в древних, «ирригационных государствах» (Древний Египет, Китай), возникших в результате проведения грандиозных общественных работ по строительству гидравлических сооружений, массово использовался общественный труд, затем применяемый и при создании знаменитых исторических памятников древневосточной культуры (гробницы, пирамиды, Великая китайская стена и многое другое).

Другие концепции также связывают происхождение государственности со становлением и эволюцией трудовых отношений, в основе которых лежала «неолитическая революция». Последняя означает переход от примитивной и присваивающей экономики к производящим материальным отношениям, складывающимся также в древних ближневосточных государствах. Разделение и организация труда в рамках данной концепции, послужили базисом развития не только государственности, но и культуры. Появление письменности приводит к эволюции цивилизованного существования человечества, оставив в прошлом его естественное состояние. X – IX тыс. до н.э. были ознаменованы развитием производства орудий труда, посуды, формированием земледельческого, скотоводческого и другого труда, интенсификацией транспортного производства что, в свою очередь, привело к улучшению благосостояния, возникновению избыточного продукта, частной собственности и др., что требовало регулирования трудовых и иных социально – экономических отношений особым образом, то есть правом [39, с. 55].

На территории России, история трудовых отношений получила своё развитие позднее. Это связано с географическими особенностями российской территории, однако влияние неолитической революции отразилось и на закономерностях развития отечественного государства и права, что привело к эволюции материальной (развитие экономики), гуманитарной (обособление и коллективизм) личности (человека), необходимости соблюдения его прав и свобод, а также духовной (зарождение культуры, искусства, живописи, поэзии) сфер жизнедеятельности.


В этом смысле, регулирование общественных трудовых отношений безусловно влияло на историческое развитие культуры взаимоотношений между людьми и государством в целом. Также как и культура (в том числе в сфере соблюдения трудовых прав и осуществления трудовых обязанностей) способствовала развитию права и государства. Механизмы и способы правового регулирования трудовых отношений устанавливались, как отмечают историки права, ещё в таких древнейших законах как «Русская правда», «Соборное уложение» 1649 г., в которых отдельные сословия (купцы и крестьяне) признавались субъектами правоотношений. Позднее, в 1835 г. к ним присоединились и рабочие. Так Положение «Об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на работу по найму», возлагало на работодателей установление правил внутреннего распорядка и др. Однако, вплоть до принятия первого кодифицированного трудового законодательства, трудовые отношения регулировались в основном нормами гражданского права, отдельными фабрично – трудовыми законами, а также положениями о труде крестьян и батраков.

В 1918 году в России был принят первый Кодекс законов о труде, имеющий сугубо императивный характер и устанавливающий принудительный труд. В нем регламентировались отдельные права трудящихся (размер зарплаты, дополнительная оплата сверхурочных часов, право на больничный лист, отпускные и т.д.). Последующий Кодекс 1922 года несколько расширил права работников (право на гарантированную зарплату, право заключения индивидуальных и коллективных договоров и т.д.), но трудовая повинность (принудительный труд) оставалась главным принципом регулирования трудовых отношений [50, с. 25].

Останавливая отдельное внимание на истории трудовых отношений советского периода, следует отметить, что действовавшее тогда социалистическое право регулировало общественные отношения с точки зрения новой социально – правовой реальности. В источниках права советского периода главенствующее место занимало государство в целом, и соблюдение его интересов, в частности. Правам же граждан — как одного из главных составляющих элементов общества отводилось второстепенное значение.

Правовая культура советского периода, в том числе в сфере трудовых отношений, складывалась из элементов социалистического правосознания и социалистической идеологии, формирующихся под воздействием различных объективных и субъективных факторов, зачастую противоречивых по своей сущности. Правовая культура общества формировалась в результате целенаправленного идеологического воспитания правосознания, его высшую ступень, выражающую внутренне осознанное отношение к праву представлял закон, обязывающий всех граждан советского государства трудиться. Принцип «от каждого по способности, каждому по труду» был определяющим в стратегии законодательной и правоприменительной практик того периода. Правовые нормы советского времени были рассчитаны на неуклонное укрепление и поддержание дисциплины труда, а также твердое соблюдение всеми гражданами их обязанностей перед обществом. Идеология советского периода не признавала в полной мере прав граждан, ведущих маргинальный образ жизни, т.е. неработающих и ведущих, по мнению законодателя, антиобщественный и паразитический образ жизни, то есть тунеядцев [49, с. 2].


Ранее, в эпоху становления советского государства, в «Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа», нормы которой вошли в положения Конституции 1918 г., закреплялось, что «в целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность», которая будет являться средством осуществления принципа всеобщности труда, прежде всего в отношении «нетрудовых элементов». Также и ряд других нормативно – правовых актов советского периода устанавливал обязательные трудовые отношения между гражданами и государством. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О порядке всеобщей трудовой повинности» от 29 января 1920 г. устанавливал, что в советской республике осуществляется «повсеместное и постоянное привлечение к общественно – полезному труду лиц, таковым не занимающихся». С переходом к новой экономической политике (НЭП), с принятием Декрета ВЦИК и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 25 июня 1919 г. «О введении трудовых книжек в гг. Москва и Петроград» на всех граждан РСФСР, достигших шестнадцатилетнего возраста возлагалась обязанность иметь трудовые книжки, подтверждающие то, что они, т.е. граждане, принимают участие в производственной деятельности. За отсутствие данного документа, гражданина РСФСР не привлекали к ответственности, так как в данный промежуток времени существовала биржа труда, в которую население обращалось за помощью в поисках работы [5, c. 42].

Советский период времени был отмечен довольно активной деятельностью административных и правоохранительных органов по предупреждению преступлений теми лицами, которые не выполняли трудовых обязанностей. Ликвидация и обобществление частной собственности в пользу государства, социализация средств производства, «нивелировали человека» как индивидуальность, расстворив его в «массах трудящихся», в «трудовом народе» и т.д. В таких условиях человек в социалистическом обществе мог быть только трудящимся, потому что лозунг «кто не работает, тот не ест», не оставлял для граждан другого выбора. Этот политический принцип социализма во – многом уравнивал граждан («уравниловка»), но оставлял известные привелегии для авангарда рабочего класса – членов высших (не рядовых) органов коммунистической партии.

Советское право с огромным энтузиазмом боролось с нетрудовыми доходами, иждивенчеством, тунеядством, попрошайничеством и т.д. «Человек труда» славил рабочего и крестьянина, но интеллигенция воспринималась в качестве только «трудовой интеллигенции», служащей в интересах трудящихся и на благо социалистического хозяйства (производства). В