Файл: Перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 307
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Внешняя среда публичного управления включает в себя широкий спектр факторов и акторов, которые оказывают влияние на процессы принятия решений и реализации публичной политики. Это включает общественные организации, бизнес-структуры, профессиональные ассоциации, некоммерческие организации, СМИ, активистские группы и другие заинтересованные стороны.
Группы интересов (интересные группы) являются организованными объединениями людей, которые имеют общие интересы или цели в определенной области. Они стремятся влиять на процессы принятия решений, чтобы защитить свои интересы или достичь определенных политических, экономических или социальных целей. Группы интересов могут быть представлены различными секторами общества, такими как бизнес, профсоюзы, экологические организации, правозащитные группы и т.д.
Лоббизм (лоббирование) - это процесс воздействия групп интересов на процессы принятия решений путем использования различных методов и стратегий. Лоббисты представляют интересы своих групп и стремятся убедить законодателей, чиновников и других принимающих решения влиять на их пользу. Лоббисты используют такие инструменты, как информационное воздействие, общественные кампании, экспертные мнения и др.
Взаимодействие между публичным управлением, группами интересов и лоббистами может иметь как положительные, так и отрицательные аспекты. С одной стороны, группы интересов и лоббисты могут представлять разнообразные голоса и мнения, которые могут быть важными для принятия более комплексных и информированных решений. Они могут представлять определенные социальные группы или экспертизу в определенной области.
С другой стороны, влияние групп интересов и лоббистов может вызывать опасения о коррупции, неравном признании интересов различных групп и искажении общественных приоритетов в пользу узких интересов. Это может вызывать вопросы о прозрачности, этичности и демократическом управлении.
Для более эффективного управления внешней средой и взаимодействия с группами интересов и лоббистами важно обеспечить прозрачность, открытость и учет различных мнений и интересов. Это может включать разработку механизмов обратной связи, проведение общественных консультаций, создание этических правил для лоббистов и принятие мер по предотвращению коррупции.
В целом, внешняя среда публичного управления, группы интересов и лоббизм играют важную роль в формировании и реализации публичной политики. Правильное взаимодействие и баланс интересов могут способствовать более демократическому и устойчивому процессу принятия решений и достижению общественного блага.
-
Государственно-частное партнерство в РФ
Государственно-частное партнерство – долгосрочное взаимодействие государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, а также в его последующей эксплуатации и (или) техническом обслуживании.
Цели ГЧП:
-
привлечение частных инвестиций в производство товаров и услуг; -
развитие общественной инфраструктуры; -
увеличение роли бизнеса в экономическом обороте.
СТОРОНЫ ГЧП
Публичный партнер – Российская Федерация, от имени которой выступает федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления.
Частный партнер – индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо, с которым заключено соглашение о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
Объектом ГЧП выступает транспортная, инженерная и социальная инфраструктура. Под инфраструктурой понимается совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования экономики и обеспечения условий жизнедеятельности населения.
НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ГЧП РЕАЛИЗУЕТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОТРАСЛЯХ:
Транспортная инфраструктура: автомобильные дороги, железные дороги, аэропорты, морские и речные порты. Социальная инфраструктура: здравоохранение, образование, спорт, социальное обеспечение, туризм и рекреация. Инженерная инфраструктура: электроэнергетика, водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, теплоснабжение.
Проекты ГЧП основываются на передаче функций государственного сектора по строительству, реконструкции, модернизации, обслуживанию и эксплуатации объектов инфраструктуры частному. Однако, объектом ГЧП могут быть любые функции государственного сектора (также называемые публичные услуги, общественные услуги, государственные услуги), выполнение которых закрепляется за частной стороной.
-
Система государственной и муниципальной службы в РФ
Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих
государственные должности Российской Федерации, а также государственные должности субъектов Российской Федерации.
Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы:
федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
законность;
приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
равный доступ граждан к государственной службе;
единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации
государственной службы;
взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
профессионализм и компетентность государственных служащих;
защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы.
Источниками правого регулирования построения и функционирования государственной службы являются: Конституция Российской Федерации; Федеральные конституционные законы; Федеральные законы; нормативно-правовые акты и Конституции, Уставы, нормативно-правовые акты субъектов РФ.
Система государственной службы включает в себя:
-
государственную гражданскую службу; -
военную службу; -
государственную службу иных видов.
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.
Муниципальная служба – это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Правовая регламентация муниципальной службы осуществляется названным Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении и о муниципальной службе и уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов.
Муниципальные должности подразделяются на: выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления); иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.
Отметим, что муниципальная служба – это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе,
на муниципальной должности, не являющейся выборной. Следовательно, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо муниципальным служащим не является. Также не являются муниципальными служащими лица, не замещающие муниципальные должности и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления (ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» п. 2 ст. 10). Муниципальные должности устанавливаются правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей, утверждаемым законом субъекта РФ.
Отличие муниципального служащего от государственного заложено в ст. 12 Конституции РФ, в которой указано, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Поэтому в отличие от государственного служащего муниципальный служащий не находится на службе у государства. Он осуществляет профессиональную деятельность по обеспечению полномочий органов местного самоуправления, которые призваны в интересах и от имени населения непосредственно решать вопросы местного значения.
Находясь под пристальным контролем населения, муниципальный служащий менее бюрократичен, чем государственный.
Правовое регулирование муниципальной службы осуществляется нормами: уставов муниципальных образований; законов субъектов Российской Федерации; Федерального закона «Общие принципы организации муниципальной службы».
Основными принципами муниципальной службы являются:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
4) стабильность муниципальной службы;
5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
10) внепартийность муниципальной службы.
Муниципальная служба органически связана с органами
местного самоуправления, их назначением в жизни местных сообществ. В деятельности муниципальных служащих находят воплощение задачи и функции местного самоуправления, т.к. в должности содержится часть полномочий соответствующего органа местного самоуправления. Она неотрывна от его структуры и в то же время имеет целью организацию кадрового состава органа местного самоуправления – муниципальных служащих.
Должность предполагает решение целого комплекса вопросов:
установление вакансий, правила и способы их замещения, порядок аттестации, перевода с одной должности на другую и т.д. Следовательно, муниципальная служба, если ее рассматривать с точки зрения места, которое она занимает в системе местного самоуправления, берет начало там, где вводится должность.
Таким образом, можно обозначить следующие содержательные моменты муниципальной службы:
1) муниципальная служба призвана содействовать реализации
полномочий органов местного самоуправления;
2) эта организационная форма деятельности направлена на
формирование штатов органов местного самоуправления и правовое регулирование работы муниципальных служащих;
3) содержанием деятельности муниципальных служащих является практическая реализация задач и полномочий местного самоуправления.
-
Понятие эффективности в государственном управлении
Эффективность управления — уровень (степень) результативности управления с наименьшими затратами на выполнение управленческих функций. Эффективность государственного управления следует определять как соотношение результатов и общественных целей, результатов и использованных государственных ресурсов.