Файл: Перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 304
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Технология подготовки и принятия управленческого решения.
В общем виде технология выработки и реализации решений состоит из следующих стадий:
1. Выявление проблемы, выработка цели, определение критериев оценки результатов. Эта стадия предполагает изучение ситуации и выявление проблемы. Главным на этой стадии является выработка правильной цели. Принято считать, что если цель выработана правильно, то залог успеха уже 50%.
2. Сбор и обработка информации, изучение и оценка ситуации. Это стадия углубленного исследования проблемной ситуации. Здесь очень важно собрать и изучить необходимый объём информации, достаточный для выработки управленческих решений. Принцип такой: минимум объёма достаточной информации. Выполняют её специалисты с применением технических средств, может быть и с применением экономико-математических методов и ЭВМ.
3. Выработка вариантов решений, их анализ и оценка. Рекомендуется вырабатывать 3-5 вариантов, производить технико-экономическую оценку каждого из них, и предварительно выбирать лучший из них вариант. Выполняется руководителем с привлечением специалистов.
4. Обсуждение вариантов и принятие оптимального решения. Обсуждение предусматривается на производственном совещании руководителей и специалистов. Главная задача на этой стадии – выбор оптимального варианта и принятие решения.
Принятие управленческого решения представляет собой сознательный выбор руководителем одного из имеющихся вариантов или альтернатив действий, которые сокращают разрыв между текущим и будущим желательным состоянием организации. Процесс принятия решения лежит в основе планирования деятельности любой организации, так как план — это набор решений по использованию ресурсов и для достижения целей организации.
Технология разработки и принятия управленческих решений представляет собой совокупность последовательно повторяющихся действий, складывающихся из отдельных этапов, процедур, операций.
В общем упрощенном виде последовательность действий при разработке управленческого решения можно представить в виде циклической схемы, включающей только основные элементы.
1. Анализ ситуации. Этот этап выполняет функцию восприятия организацией внешней и внутренней среды, он требует сбора и обработки информации. Данные о состоянии факторов внешней среды и положении дел в организации поступают к менеджерам и специалистам, которые классифицируют, анализируют информацию и сравнивают реальные значения контролируемых параметров с запланированными или прогнозируемыми, что в свою очередь позволяет им выявить проблемы, которые следует решать.
2. Идентификация проблемы. Под проблемой обычно понимают расхождение между желаемым и реальным состоянием управляемого объекта. В момент своего возникновения проблемы часто слабо структурированы, т.е. не содержат очевидных целей и путей их достижения. Внешние проявления проблемы позволяют определить ее только в общем виде, тогда как определение глубинных причин, вызвавших ее, требует серьезного анализа и изучения.
3. Определение критериев выбора. Прежде чем рассматривать возможные варианты решения возникшей проблемы, необходимо определить показатели, по которым будет производиться сравнение альтернатив, выбор наилучшей, а впоследствии - оценка степени достижения поставленной цели. Желательно, чтобы критерий имел количественное выражение, наиболее полно отражал результаты решения, был простым и конкретным, например цена, производительность, эксплуатационные расходы и т.д. Однако часто приходится пользоваться и качественными критериями - например, качественный состав работников, качество продукции и др.
4. Разработка альтернатив. В идеале желательно выявить все возможные альтернативные пути решения проблемы, однако на практике руководитель не располагает (и не может располагать) такими запасами знаний и времени, чтобы сформулировать и оценить каждую возможную альтернативу. Поэтому обычно находят не оптимальный, а достаточно приемлемый вариант, позволяющий решить возникшую проблему. Из массы возможных, на уровне логики и интуиции, отбираются от трех до семи вариантов, в реальности выполнения которых нет сомнений.
5. Выбор наилучшей альтернативы. На этом этапе сравнивают достоинства и недостатки каждой альтернативы и анализируют вероятные результаты их реализации. При сопоставлении вариантов решения используют критерии выбора, установленные на третьем этапе. С их помощью и производится выбор наилучшей альтернативы.
6. Оформление и согласование решения. В современных системах управления в результате разделения труда сложилось положение, когда подготовку и разработку решения выполняют одни работники организации, принимают или утверждают - другие, а выполняют - третьи. В таких условиях для того, чтобы решение было реализовано, необходимы совместные действия всех членов организации. Поэтому в групповых процессах принятия решений весьма существенную роль играет стадия согласования.
Практика показывает, что вероятность быстрой и эффективной реализации значительно возрастает, когда исполнители имеют возможность высказать свое мнение по поводу принимаемого решения, внести предложения, замечания и т.п. Поэтому лучший способ согласования решения - привлечение работников к процессу его принятия.
7. Управление реализацией. Для получения реального эффекта принятое решение должно быть реализовано, а для успешной реализации решения, прежде всего, необходимо определить комплекс работ и ресурсов и распределить их по исполнителям и срокам. Если речь идет о достаточно крупных решениях, это может потребовать разработки программы реализации решения.
8. Контроль и оценка результатов. После того как решение оконча терртельно введено в действие, необходимо убедиться, оправдывает ли оно себя. Этой цели служит этап контроля, выполняющий в данном процессе функцию обратной связи. На этом этапе производятся измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые планировалось получить. Основная задача контроля - своевременно выявлять снижение эффективности решения и необходимости в его корректировке или принятии нового решения.
Раздел 2. ОСНОВЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
-
Государственное управление и государственный менеджмент.
Государственное управление в широком смысле — это управление
делами общества, которое осуществляет государство в целом (все ветви
власти, соответствующие государственные учреждения и организации, а
также структуры местного самоуправления).
Государственное управление в узком смысле — это управление делами
общества органами исполнительной власти посредством соответствующей
формы исполнительно-распорядительной и контрольно-надзорной
деятельности. Государственное управление в этом смысле носит четко
выраженный организующий, координирующий и распорядительный
характер.
Государственное управление – это категория, используемая для наименования специальной профессиональной деятельности лиц, занимающих должности государственной службы и выборные должности в системе публичного управления, а также непосредственно функционирования органов государственного управления, для решения задач, входящих в их компетенцию.
Государственный менеджмент – это система организации публичного управления, которая рассматривает управленческие процессы, происходящие в государстве и во входящих в его состав публично-правовых образованиях с точки зрения технических параметров, таких как эффективность в достижении поставленных целей, открытость управленческих процессов и пр., то есть параметров, используемых в сфере частного бизнеса
Государство для решения поставленных перед ним целей и задач обязано сформировать эффективный механизм, элементами которого выступают должностные лица, органы, служащие органов, а также учреждаемые с участием государства предприятия, учреждения и пр. Все названные элементы должны эффективно взаимодействовать между собой и с населением для реализации поставленных целей, в том числе при разработке и исполнении управленческих решений.
Категория организация традиционно в теории менеджмента характеризуется как объединение и аккумулирование усилий и ресурсов, а также их распределение для эффективной реализации задач функционирования. Названное определение может быть применено, как для характеристики деятельности индивида, так и для системы государственного управления. Иными словами, организации присуща всякой целенаправленной деятельности.
-
Современные концепции бюрократии.
Современные концепции бюрократии стремятся к более гибкому, эффективному и адаптивному управлению в организациях. Вот несколько примеров современных концепций бюрократии:
-
Новая бюрократия: Концепция новой бюрократии объединяет принципы классической бюрократии с современными подходами к управлению. В новой бюрократии уделяется больше внимания гибкости и адаптивности, а также вовлечению сотрудников и удовлетворению клиентов. Это означает, что решения могут быть приняты на местах, ближе к клиентам, а сотрудники имеют большую автономию и возможность вносить свои идеи и предложения. Новая бюрократия стремится к улучшению качества обслуживания и эффективности работы.
-
Распределенная бюрократия: Концепция распределенной бюрократии основывается на идее распределения власти и ответственности на различные уровни организации. Вместо того чтобы все решения принимались централизованно, в распределенной бюрократии сотрудникам на нижних уровнях предоставляется большая автономия и возможность принимать решения в своей компетенции. Это позволяет более оперативно реагировать на изменения внешней среды, учитывать местные особенности и повышать участие сотрудников в процессе принятия решений.
-
Гибкая бюрократия: Гибкая бюрократия стремится к снижению излишней бюрократии и упрощению процессов с целью повышения оперативности и эффективности работы. Она основывается на гибких методологиях управления, таких как Agile, которые позволяют быстрее реагировать на изменения и требования клиентов. В гибкой бюрократии решения принимаются децентрализованно, а команды работают над проектами в сотрудничестве, обмениваясь информацией и участвуя в принятии решений.
-
Сетевая бюрократия: Сетевая бюрократия основывается на создании сетей и партнерств между организациями, государственными учреждениями и другими заинтересованными сторонами. В этой концепции главное внимание уделяется горизонтальному сотрудничеству и обмену знаниями и ресурсами для достижения общих целей. Организации, применяющие сетевую бюрократию, работают вместе, чтобы решить сложные проблемы, обмениваясь информацией и ресурсами, взаимодействуя через различные каналы коммуникации.