ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цели изучения темы:
-
познакомиться с понятием «стресс» и его основными факторами влияния на человеческий организм.
Задачи изучения темы:
-
дать определение понятию «стресс»; -
разобрать основные положение теории Г. Селье; -
познакомиться с понятиями «эустресс» и «дистресс»;
В результате изучения данной темы Вы будете знать:
-
классификацию видов стресса по различным основаниям.
Уметь:
-
классифицировать виды стресса; -
выявлять основные факторы стресса.
Учебные вопросы темы:
-
Понятие стресса -
Стадии стресса -
Стресс, эустресс и дистресс -
Классификация видов стресса по различным основаниям -
Стресс и фрустрация
-
Понятие стресса
Стресс – психическое и физиологическое состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.
Абсолютно любой человек и животное испытывают на себе воздействие стресса. Для человека радостное и печальное событие – одинаково значимые с точки зрения стрессогенности.
Само понятие «стресс» ввел в первой половине ХХ века канадский ученый, врач Ганс Селье. Он же был первым, кто заметил, что при воздействии стрессовых факторов имеются общие для большинства людей особенности
реагирования. Так же именно Селье установил, что при воздействии стрессогенных факторов организм человека вырабатывает большое количество адреналина, который и был назван гормоном стресса.
Стресс по Селье – совокупность приспособительных и защитных реакций организма в ответ на какое-либо воздействие (причем, как положительное, так и отрицательное). Сам Селье приводил в качестве иллюстрации следующий пример: женщина, получившая известие о гибели мужа на войне, конечно, испытает стресс от этого горестного события. Но не меньший стресс ей придется пережить, если вдруг, спустя много лет, муж живой и здоровый, появится на пороге дома. Это пример отрицательной и положительной стрессовой ситуации.
Ученый определил, что любые раздражители вызывают стереотипную реакцию со стороны человеческого организма.
Прежде всего, его интересовал механизм развития состояния общей слабости, сопровождающегося апатией, нарушением аппетита и т.д.
В ходе лабораторных исследований, было выяснено, что подопытные животные на уровне процессов, протекающих в организме, реагируют на аналогичные раздражители так же, как и люди. В последующем открытие, сделанное Селье в отношении развития стресса, стало широко известно в качестве адаптационного синдрома.
Выводы Ганса Селье в отношении механизмов формирования стресса внесли большой вклад и задали новый вектор в развитии
множества направлений. Отныне изучением стресса, базируясь на выводах Селье, стали заниматься психологи, социологи и представители других медицинских ответвлений.
- 1 2 3 4 5 6 7 8
Стадии стресса
Ганс Селье выделял 3 стадии развития стресса: тревога, сопротивление и истощение.
-
Реакциятревогиилимобилизации.В ответ на новое воздействие мобилизуются адаптационные возможности организма, что позволяет в норме, повысить его устойчивость к стрессору -
Сопротивление. Мы пытаемся бороться изо всех сил. У нас большое количество дел, много проблем, нарастает состояние тревоги и злости. -
Истощение. Ресурсы заканчиваются, необходим отдых. Данная стадия наступает в случае, если источник стресса продолжает воздействовать на организм, и сама стрессовая ситуация продолжает сохраняться. В таких случаях исходом подобного воздействия бывает сильное ухудшение самочувствия, развитие различных заболеваний.
Что вкладывал в это понятие сам ученый Ганс Селье? Он говорил, что стресс запускает цепочку физиологических процессов, которые могут спровоцировать практически любое заболевание, от инфаркта до рака.
Как утверждал Селье: «Стресс – это не только зло, не только беда, но ивеликое благо, ведь без стрессов различной природы наша жизнь была быскучна иоднообразна».
По теории Селье, стресс – это не столько вред от перенапряжения организма, сколько важнейший процесс адаптации, тренировки организма. Стресс призван повышать сопротивляемость, тренировать защитные механизмы тела и психики.
-
Стресс, эустресс и дистресс
Изначальное значение термина «стресс»– это реакция организма на внешний или внутренний раздражитель любого происхождения, который по силе
превышает пределы текущей адаптивности организма. Такие раздражители носят название «стрессоры» или стрессогенные факторы.
К ним можно отнести:
-
изменения окружающей среды (температурные изменения, изменения влажности), -
внутренние процессы в психике человека, -
социальные условия и т.д.
Для первобытного человека стрессорами являлись, в основном, внешние факторы (голод, холод, нападение зверей). Именно благодаря этим факторам
организм человека выработал типичный ответ на стрессор, который состоял в мгновенной мобилизации организма для противостояния.
Сегодня, как и в первобытные времена, организм человека отвечает на раздражители реакцией мобилизации. Активизируется эндокринная функция, в кровь выбрасываются соответствующие гормоны, и тело получает ресурс для борьбы или бегства.
Но не только большое количество раздражителей действует на организм разрушительно. Отсутствие или нехватка стрессоров могут привести к снижению адаптивности организма и ухудшению качества жизни.
Например, дети, растущие в стерильной обстановке чаще подвержены болезням в осложненной форме.
Само отсутствие впечатлений может стать негативным стрессором. В психологии апатию и потерю интереса к жизни связывают с недостатком впечатлений. Скука, рутина и одиночество заставляют людей искусственно создавать себе стрессовые ситуации.
Признакамистрессамогут быть.
-
нарушение сна и аппетита; -
беспокойство и тревога; -
снижение концентрации внимания, нарушения памяти и скорости мышления; -
неспособность расслабиться; -
ощущение тоски, пессимизма, жалости к себе; -
поведение может становиться суетливым.