Файл: Цели изучения темы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
психологическую нагрузку на работников.

Предприятия различны по своему устройству и правилам, действующим внутри. Стрессовое влияние могут оказывать чрезмерная сложность организации: многоуровневая система контроля, разнонаправленное подчинение и ролевая неопределенность, большое количество правил и норм и др. Ролевая неопределенность – это когда сотрудник не имеет четкого представления о том, что от него требуется и что выполняют другие сотрудники. Это может быть обусловлено отсутствием стандартов, предъявляющих требования к работе. Недостаточно четкое определение должностных обязанностей, как можно сделать вывод, также имеет сильное влияние на наличие стресса у работника, так как он не знает, что входит в его обязанности и не может быть уверен в том, что работает хорошо.

Изменение организации может приводить к организационному стрессу. Организации иногда вынуждены модифицироваться, чтобы адаптироваться к изменениям внешней среды. Слияния, поглощения, изменения структуры могут вызвать у сотрудников неуверенность, беспокойство и страх. Это связано с тем, что сотрудники в результате реорганизации могут попасть под сокращение, могут быть вынуждены перейти на другие должности, которые их не устраивают или вовсе могут быть уволены.

Отношения внутри рабочего коллектива весьма сложны по устройству. Их благополучие зависит от множества различных факторов: социальной роли в коллективе, сплоченность коллектива, характер общения с коллегами, разногласия с нормами внутри коллектива. В рабочей группе сотрудники могут отличаться по социальному статусу. Он может быть любой от альфа (лидер) до омеги (низший статус). Каждый из статусов
отличается по общественному положению, роли в группе, а также по ожиданиям участников группы относительно друг друга. Наличие того или иного статусов из всего

набора могут не удовлетворять члена рабочей группы. В этом случае, нахождение в обществе, где он занимает нежелательный для него статус, может являться неприятным и приводить к образованию стресса. Такая ситуация характерна, когда, например, в группе есть несколько кандидатов в лидеры или если участника группы не устраивает статус омеги. От степени сплоченности коллектива зависит не только то, нравится ли его членам взаимодействовать друг с другом, но и на эффективность труда. Очевидно, что при плохих отношениях в коллективе, работники не будут иметь желания находиться в нём. Может появиться желание выполнять производственные задания таким образом, чтобы либо как можно реже взаимодействовать с коллективом, либо как можно быстрей прекратить в нём находиться. Зачастую, от такого стремления будет страдать качество выполнения заданий и правильность принимаемых решений. Все описанные факторы, характерные для коллектива, влияют на успешность деятельности коллектива, удовлетворённость им, желание коллег вести совместную деятельность. Это напрямую связано с возможностью образования стресса у коллектива в целом и у отдельных работников.

Для управления стрессом в организации и на индивидуальном уровне, необходимо распознавать признаки стресса и его влияние.

При расстановке кадров и назначению

заданий следует учитывать следующие особенности персонала: характер, темперамент, склонности, способности и потребности человека.

Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических свойств человека, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер тесно связан с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая определенный отпечаток на его проявления.

Темперамент – характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний; устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности и поведении и составляющих его органическую основу. При назначении работника на должность или поручении ему задания, следует обратить внимание как на сильные черты (мужество, самообладание, целеустремленность, смелость) его характера, так и на слабые (неряшливость, трусость, упрямство).

При расстановке кадров следует наблюдать и учитывать потребности сотрудников. Существует несколько типов иерархий потребностей людей, которые влияют на удовлетворенность работой. К таким можно отнести

потребности в самоактуализации, в уважении, принадлежности, в безопасности и защите (экзистенциальные), физиологические. (иерархия по Маслоу). В процессе управления следует стараться замечать или интересоваться, у кого из сотрудников какие потребности требуют большего удовлетворения. Если какая-либо потребность не удовлетворена, то это, как можно предположить,
может выражаться в недовольстве работой, отсутствием к ней интереса. Кроме того, как правило, за потребностями человека стоят некоторые способности, которые остаются неиспользованными в то время, как они могут приносить пользу. И то, и другое совершенно невыгодно для организации. Именно поэтому руководитель должен внимательно относиться к потребностям подчиненных и по возможности реализовывать их в рамках работы в организации. Для того, чтобы уменьшить вероятность образования стресса из-за неудовлетворенности работой, следует использовать правильные рычаги стимулирования.

Мотиваторы включают в себя: успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, ответственность за выполняемое дело, возможности творческого и делового роста. Эта группа факторов предполагает, что каждый отдельный человек может мотивированно работать, когда видит цель и считает возможным ее достижение. Причем, даже необходимость выполнения каких-либо сложных задач при правильной постановке цели не будет вызывать стресс. Напротив, сложные, но реально выполнимые задачи снижают вероятность стресса и повышают мотивацию в коллективе. Взаимодействие и групповое принятие решений. К стрессовым факторам относятся случаи, когда работник не знает, что от него требуется и не понимает роли своей деятельности в организации. Свести к минимуму образование стресса из-за подобных влияний можно групповым принятием решений. Предполагается, что если работник участвует в обсуждении и решении стоящих перед организацией задач, то у него появляется возможность повысить уровень своей информированности относительно этих
задач и своей роли в их осуществлении. Кроме того, групповое принятие решений помогает удовлетворить такие потребности персонала, как потребность в признании, статусе и значимости. Этот тип потребностей, как правило, занимает не последнее место в системе ценностей человека.

Как известно, физиологически тяжелый образ жизни на работе неизбежно ведет к стрессу. Поэтому, можно сделать вывод, что желательно организовывать на предприятии программы по оздоровлению сотрудников. В такие программы может входить: проведение консультаций и мероприятий, направленных на приобретения сотрудниками знаний и навыков,

необходимых для сохранения и укрепления здоровья; обеспечение сотрудникам условий работы, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, оптимальному распределению трудовой нагрузки; обеспечение комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на оздоровление сотрудников; создание условий для адаптации сотрудников к психологическим и эмоциональным нагрузкам.

Обеспечение эффективной обратной связи

Предполагается, что для того, чтобы более эффективно отслеживать источники стресса в организации, необходимо организовать на предприятии обратную связь между руководителем и рабочим коллективом. Таким образом, руководитель будет оценивать работу, консультировать и высказывать пожелания касательно выполняемых задач. А коллектив сможет высказывать своё мнение начальнику как о своих идеях, которые могут быть полезны, так и о различных моментах, которые их не устраивают.


    1. Профессиональноевыгорание


Сегодня часто люди