Файл: Процессный подход в управлении налоговыми рисками в условиях применения электронного документооборота.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 346
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2
Низкий риск
4
Рисунок 1.12 - Квалификация налоговых рисков
Количественным выражением налогового риска будет произведение ожидаемых финансовых потерь при наступлении вероятностного события и процента вероятности потерь:
R = S * P,
где R – налоговый риск;
S – возможные финансовые потери при наступлении вероятностного события;
P – вероятность потерь.
Предложенная методика оценки налоговых рисков предназначена для оценки рисков по отдельным хозяйственным операциям. Для оценки уровня налоговых рисков по организации в целом представляется целесообразным воспользоваться Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (Приложение № 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»):
1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Система критериев налогового риска должна оцениваться во взаимосвязи. Если рассматривать всю совокупность критериев, имеющую значение 100%, то каждый из составляющих ее критериев будет иметь удельный вес, определенный путем экспертной оценки, исходя из значимости для отдельных категорий налогоплательщиков и с учетом отраслевой специфики. В данном случае полученный сложением процентов по каждому из имеющих место в деятельности налогоплательщика критериев процент будет характеризовать условную вероятность оказаться в качестве объекта для проведения выездных налоговых проверок и последующих мероприятий налогового контроля, а также общий уровень налогового риска налогоплательщика.
Для количественной оценки налогового риска можно использовать по аналогии методику, предложенную для примерной оценки вероятности последствий условного факта хозяйственной деятельности (приложение к Положению по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01, утвержденному приказом Минфина России от 29.11.2001 № 96н), в соответствии с которой малая вероятность оценивается как: низкая - 0–5 %, средняя — 5–50 %, высокая 50–95 %.
Существуют и другие критерии оценки уровня налогового риска. Например, Е. Е. Смирнова использует следующие критерии:
– высокий уровень налогового риска — свыше 30 %;
– средний уровень налогового риска — от более 15 % до 30 %;
– низкий уровень налогового риска — в интервале 1–15 %. Количественным выражением налогового риска будет произведение ожидаемых финансовых потерь при наступлении вероятностного события и процента вероятности потерь:
R = S * P,
где R — налоговый риск;
S — возможные финансовые потери при наступлении вероятностного события;
P — вероятность потерь.
Предложенная методика оценки налоговых рисков предназначена для оценки рисков по отдельным хозяйственным операциям.
Существуют три уровня принципов оценки рисков:
1) методологические принципы — принципы, определяющие более общие, концептуальные положения, которые не зависят от особенностей рассматриваемого вида риска (даже инвариантные относительно характера целевых и ценностных установок);
2) методические принципы — непосредственно связаны с видом деятельности, его спецификой и ценностными представлениями;
3) операционные принципы — связанные с однозначностью, достоверностью, наличием информации и возможностью ее обработки.
На этапе распознавания рисков в существующий документооборот компании внедряются контрольные процедуры, которые используют в своей деятельности налоговые инспекторы. Это помогает выявить максимально возможное число налоговых рисков компании. Затем полученные риски анализируются и оцениваются, после чего происходит принятие решения о воздействии на налоговые риски.
Налоговые риски могут быть как внешними, так и внутренними. К внешним рискам относятся налоговая политика государства, судебная и арбитражная практика. Но наиболее сильное влияние оказывают внутренние факторы, такие как отсутствие или высокая занятость квалифицированных кадров, отвечающих за планирование налогово-учетной политики компании, отсутствие анализа налоговых рисков, несвоевременная реакция на возникающие риски, слабая налогово-учетная политика.
Все налоговые риски организации можно классифицировать следующим образом:
-
Риски бизнеса: бухгалтерский риск; юридический риск; риск действия налоговых органов; процедуры внутреннего контроля. -
Риски начисления штрафных санкций: налоговая отчетность; налоговые проверки. -
Текущие риски: налог на прибыль, НДС, другие налоги. -
Перспективные риски: налоговое проектирование, налоговое управление, реорганизация.
Риски бизнеса связаны с основной деятельностью компании и включают в себя две самых больших группы рисков: бухгалтерский риск, связанный с вероятностью неблагополучных финансовых последствий, и юридический риск, который связан с вероятностью наступления неблагоприятных правовых последствий.
Большинство исследователей анализируя налоговые риски выделяют следующие его подвиды: риск доначисления недоимок и пеней, риск санкций и штрафов, риск налогового контроля, риск увеличения налогового бремени, риск ареста активов, риск потери ликвидности. Как финал – прекращение деятельности фирмы, риск ареста активов и риск банкротства.
В связи с вышеперечисленными рисками, очевидно, что, принимая управленческие решения, руководству необходимо опираться на данные налогового аудита, который может быть как внешним, так и внутренним. При проведении аудиторами анализа налоговых рисков компании, могут быть своевременно выявлены неучтенные статьи налогов, а также возможные налоговые риски, что поможет компании исправить ситуацию до применения санкций со стороны налоговой инспекции. При проведении налогового аудита следует проходить следующие этапы анализа налоговых рисков (Рисунок 2.13).
Рисунок 2.13 - Этапы анализа налоговых рисков
На этапе разработки модели бизнес-процесса следует обращать внимание на финансовую деятельность компании, а также на ее налоговую политику, чтобы иметь наиболее полное представление о всех возможных налоговых рисках компании.
Далее необходимо собрать, интегрировать и структурировать всю возможную информацию о налоговых рисках – это этап сбора и анализа учетно-аналитической информации.
Для качественной оценки рисков необходимо определить степень влияния реализации налогового риска на следующие составляющие внутренней среды компании:
− достоверность информации о финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;
− экономическая эффективность деятельности организации;
− сохранность активов;
− следование нормам законов и договорных обязательств.
Таким образом, каждый выявленный налоговый риск необходимо исследовать на качество воздействия на каждую из составляющих внутренней среды компании. Чем сильнее качественное воздействие риска, либо чем больше количество индикаторов, на которые он воздействует, тем сильнее этот риск.
Для анализа налоговых рисков рекомендуется использовать следующие вероятностные индикаторы для изменения налоговых параметров: Средняя доходность изменения параметров налогообложения (Хср) ‒ величина средней экономии от правомерного изменения параметров налогообложения налогоплательщиком рассчитывается как показатель математического ожидания:
Хср =S [Li*(Ni-Oi)]
где: j от 1 до n ‒ число налогов, величина которых изменяется вследствие изменения параметров налогообложения;
L ‒ вероятность благоприятного исхода (отсутствие штрафных санкций) по i–му налогу;
Ni ‒ сумма i–го налога до внедрения рекомендаций консультанта;
Оi ‒ сумма i–го налога после изменения параметров налогообложения;
Изменение суммы конкретного налога в результате изменения параметров налогообложения показывает, насколько уменьшатся начисления по i–му налогу вследствие изменения совокупности параметров налогообложения:
Хi= Ni - Оi
Риск изменения параметров налогообложения ‒ показатель абсолютной колеблемости налогового риска, рассчитываемый как среднеквадратическое отклонение действительного снижения совокупности сумм начислений по налогам Х от их наиболее ожидаемого значения Хср средней доходности изменения параметров налогообложения:
sх = Ö [S (Хi - Хср)2 *Рi ]
где: P ‒ вероятность неблагоприятного исхода (применение штрафных санкций по i–му налогу):
Рi = 1-Li
Соотношение риска и доходности изменения параметров налогообложения выражает показатель относительной колеблемости налогового риска, рассчитываемый как коэффициент вариации:
uх =sх : Хср
Выбор одного из этих критериев или их комбинации зависит от выбранной стратегии управления налоговыми рисками, что также определяет их оптимальное значение[1].
1.3 Создание модели управления налоговыми рисками на основе процессного подхода для компаний, применяющих электронный документооборот
Оптимизация процессов предполагает последовательно–параллельное выполнение следующих этапов (Рисунок 1.12):
1) формулирование целей оптимизации процессов;
2) выделение и идентификация процессов;
3) моделирование процессов;
4) определение критериев оптимизации процессов;
5) проектирование и оптимизация процессов;
6) регламентация процессов.