Файл: Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 532
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Данные таблицы 2.1 показывают, что за 2018 год получено выручки на сумму 2952900 тыс.руб., что на 9,19% больше выручки, полученной от продаж в прошлом периоде. Получено прибыли от продаж 411020 тыс.руб., что меньше прибыли, полученной от продаж в прошлом периоде на 4,4%. Основной причиной уменьшения прибыли от продаж является рост цен на основное и дополнительное сырьё, а также повышение стоимости бензина. Если еще в начале мая 2018 года бензин марки АИ-92 продавался по 36-37 руб. за 1 литр, то в начале июня этого же года его стоимость составила 4041 руб. Подорожание топлива увеличивает расходы на посевную для производителей зерновых и растительных культур, что отразится на дальнейшей цене урожая. Особенность производства хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения напрямую связаны с мукомольной отраслью. В силу климатических условий Свердловской области, почти вся продовольственная пшеница поступает из других регионов Российской Федерации. Мукомольная отрасль Свердловской области способна обеспечить зерном и мукой хлебопекарные предприятия всего лишь на 40%, при этом с каждым годом процент уменьшается. Поэтому формирование закупочных цен на сырье полностью зависит от ценовой политики зернопроизводящих районов. В сравнении с октябрём 2017 года цены выросли от 30,4 до 62,1% в зависимости от сорта муки.
В условиях постоянного удорожания сырья и энергоресурсов за анализируемый период наблюдался небольшой спад рентабельности – на 1,99%. Таким образом, деятельность АО "СМАК" в анализируемом периоде, в целом, является успешной. Реализация хлебобулочных изделий увеличилась на 13% в натуральном выражении и на 11% в стоимостном.
2.2Оценка организации распределительной сети АО "СМАК"
Сбыт готовой продукции осуществляется на основании заключенных договоров с предприятиями торговли: муниципальными, коммерческими структурами, частными предпринимателями.
Хлеб и хлебобулочные изделия АО «СМАК» в основном реализуется в г. Екатеринбурге и Свердловской области, а также ещё в Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. Кондитерская продукция представлена во многих уголках России. Предприятие прошло сертификацию на изготовление хлебобулочных и кондитерских изделий, а также на оказание услуг общественного питания для населения. Предприятие имеет ряд собственных торговых точек.
Основная продукция, выпускаемая "СМАК":
-
булочные изделия; -
батоны; -
тостовые; -
"вкусовые" подовые; -
элитные хлеба; формовые.
Для того, чтобы охарактеризовать деятельность предприятия более объективно и полно необходимо проанализировать натуральные показатели выпуска готовой продукции в динамике за три предшествующих года, что дает нам возможность сделать определенные выводы о том, на сколько в процентном отношении изменились объемы производства того или иного вида продукции.
Основными показателями, отражающие производственную деятельность АО "Смак" являются: производство кондитерских изделий, хлебобулочных изделий.
Доля всех хлебобулочных изделий в общем объеме потребления жителей Свердловской области составляет 2,4%. Такая тенденция характерна и для страны в целом. Каждый год в России снижается производство хлеба и хлебобулочных изделий примерно на 4%. Постепенно рынок сужается. Большую конкуренцию составляет выпечка торговых сетей.
Наибольший доход предприятию приносит производство массовых сортов хлеба (батон "Молочный", хлеб "Русский", "Булка с отрубями", булочка «ИЗЮМка»). Есть потенциал роста выручки за счёт производства хлеба с более сложной рецептурой (с различными добавками, начинками), у такой продукции добавочная стоимость выше, а спрос на неё постепенно растет.
Хлебный рынок Свердловской области высококонкурентен: 32 хлебопекарных предприятия, около 300 минипекарен, 26 потребкооперативов, выпекающих хлеб, торговые сети со своими пекарными цехами [21]. Среди главных конкурентов АО «СМАК» — ООО «Уральский Хлеб» (г.Березовский), ОАО «Режевской хлебокомбинат», ООО «ТагилХлеб» (г.Нижний Тагил), ГУП СО «Агентство по развитию рынка продовольствия», ЕМУП «Многопрофильные энергетические системы» (Всеслав). Причём АО «СМАК» является лидером по выручке среди производителей хлебобулочных изделий в Свердловской области. Структура рынка индустриальных производителей хлебобулочных изделий Свердловской области в стоимостном выражении представлена на рис.2.1., в натуральном выражении — на рис.2.2.
Рисунок 2.1 — Структура рынка индустриальных производителей хлебобулочных изделий Свердловской области в стоимостном выражении
Рисунок 2.2 — Структура рынка индустриальных производителей хлебобулочных изделий Свердловской области в натуральном выражении.
Основной спрос приходится на массовые сорта хлеба и компания "СМАК" уделяет этому виду продукции большее внимание. В регионе наблюдается постепенное движение спроса к продукции с более сложной рецептурой. Компания одной из первых предложила потребителям тостовые виды хлеба, зерновой хлеб, линейку для здорового питания, штучную продукцию (булочки с начинкой). Предприятие первым в регионе ввело новую упаковку для хлеба – с клипсой [33].
Сбыт продукции происходит в основном через независимые торговые сети. Помимо этого канала, один из ключевых проектов предприятия – это развитие сбыта через собственные фирменные магазины (сейчас их 3 в регионе), где можно купить продукцию по ценам производителя. Также реализован проект – магазин, где продают "вчерашний" хлеб со скидкой 30%.
Основное преимущество компании – сильный узнаваемый бренд и успешное удержание доли рынка. Компания производит качественную вкусную продукцию.
Хорошо налажена система маркетинга и сбыта. Осуществляется телевизионная реклама продукции. Сбыт осуществляется через торговые сети и собственные фирменные магазины. Потенциал рынка сбыта через торговые сети ограничен размерами хлебных полок, поэтому рост выручки имеет определенный предел.
Компания достаточно гибко подстраивается под рынок покупателя.
Деятельность АО "СМАК" в области сбыта и распределения своей продукции подчинена следующим целям:
-
обеспечивать доставку хлебобулочной и кондитерской продукции в необходимом объеме в такое место и в такое время, которые более всего устраивают всех потребителей; -
способствовать привлечению внимания покупателей к продукции АО "СМАК" и всемерно стимулировать расширение ее продажи конечным потребителям.
Важным фактором, влияющим на сбыт АО "СМАК", является воздействие внешней среды, так как любое предприятие осуществляет свою деятельность в рамках конкретной экономической ситуации. На сегодняшний день АО "СМАК" столкнулось с решением проблем, связанных с четырьмя независимыми сферами: мировая экономика (условия торговли, сбытовые издержки, валютные курсы и т.д.), национальная экономика (политика правительства, цикличные подъемы и спады), потребительский рынок в широком смысле и непосредственно рынок сбыта.
"Эффект давления" со стороны этих четырех сфер на деятельность предприятия принимается в расчёт при составлении планов маркетинга и сбытовой деятельности. Кроме того, следует отметить, что АО "СМАК" не просто производит хлебобулочные изделия, а занимается проблемой обеспечения конечных потребителей, то есть физических лиц, необходимыми продуктами питания первой необходимости, что позволяет предприятию рассчитывать на больший успех в области маркетинга и сбыта, поскольку они прямо ориентированы на удовлетворение соответствующего комплекса потребностей клиентов.
На сбыт влияет и ряд неконтролируемых внешних факторов:
привычки и наклонности потребителей; конкуренция; торговые традиции; контроль со стороны правительства и т.д. [12, с. 57]. Территориальная и временная разобщенность требует значительных дополнительных затрат на доставку потребителю производимой продукции.
Совокупность стадий, действий и методов по определению, выбору и привлечению потребителей, выявлению рациональных путей и средств поставки продукции, обоснованию способов и видов складирования этой продукции представляет для АО "СМАК" достаточно сложный процесс.
В качестве критериев принятия решений при осуществлении мероприятий распределительной политики на предприятии принимаются: величина товарооборота; доля рынка; расходы по сбыту; степень разветвленности сети распределения; имидж каналов сбыта; уровень кооперации; гибкость и живучесть распределительной сети.
Распределительная сеть АО "СМАК" включает в себя следующих субъектов: служба продаж АО "СМАК", сбытовых посредников, партнеров по сбыту, представленных на рисунке 2.3.
На предприятии создана и функционирует служба продаж, которая является структурным подразделением АО "СМАК", подчиняется коммерческому директору и возглавляется директором по продажам.
В структуру службы продаж входит отдел продаж. В состав отдела продаж входят начальник отдела продаж, менеджеры по работе с ключевыми клиентами, менеджеры по работе с клиентами, диспетчера. (Приложение 1)
Служба маркетинга существует на предприятии отдельно и подчиняется непосредственно генеральному директору предприятия.
Рисунок 2.3 – Распределительный комплекс маркетинга АО "СМАК"
В настоящее время перед службой продаж поставлены следующие задачи:
-
обеспечение выполнения планов поставки продукции в срок и по номенклатуре в соответствии с договорами; -
организация рекламы и стимулирование сбыта продукции; -
обеспечение требований потребителей специалистами АО "СМАК" до принятия обязательств поставки; -
обеспечение сбора и обработки информации об удовлетворенности потребителей.
Для решения поставленных задач отдел сбыта осуществляет следующие функции:
-
обеспечение деятельности предприятия по сбыту продукции; -
сбор, систематизация информации по сбыту продукции; -
создание информационно-статистического банка данных, включая данные по заявкам на поставку продукции, производство, отгрузку; -
анализ состояния сбыта продукции, выявление продукции, не имеющей достаточного сбыта; -
участие совместно с планово-экономическим отделом в определении себестоимости выпускаемой продукции; -
участие в формировании годовых, квартальных и месячных номенклатурных планов производства и сдачи готовой продукции для обеспечения поставок в сроки и по номенклатуре в соответствии с прогнозом продаж; -
контроль за выполнением годовых, квартальных и месячных планов поставок продукции и учет по номенклатуре в разрезе типов договоров; -
подготовка справок о планируемой и фактической отгрузке продукции; -
подготовка еженедельных рапортов руководству об отгрузки продукции, а также оперативной и статистической отчетности о выполнении планов отгрузок; -
разработка стратегии рекламы и плана проведения рекламных мероприятий; -
организация рекламы при помощи СМИ, наружной, световой, электронной рекламы, рекламы на транспорте; -
организация участия предприятия во всероссийских и региональных отраслевых выставках и ярмарках; -
разработка предложений по формированию фирменного стиля; -
обеспечение представителей предприятия, направляющихся на выставки, ярмарки, выставки-продажи рекламными проспектами и другой рекламной документацией.
На основании исследований, проводимых управлением маркетинга, определяются главные рынки сбыта, проводится анализ этих рынков, и подготавливаются предложения о сотрудничестве с заинтересованными партнерами. Максимальное увеличение процента продаж хлебобулочных и кондитерских изделий является конечной целью разработанной маркетинговой программы предприятия.