Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 612
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Право есть закономерность социального бытия в юридическом аспекте, связанная с обеспечением общечеловеческих ценностей, неотъемлемых прав и свобод человека в контексте общественно-исторического прогресса. В этом состоит сущность общетеоретического осмысления права как права в собственном смысле. Право же в позитивном смысле есть система юридических норм, выраженных в конституции и законах государства, которые определяют реально существующие пределы свободы индивидов в отношении юридической действительности. Это юридическое бытие, при котором, как справедливо заметил В. Даль, власть, сила, воля, свобода действия или власть и воля находятся в условных пределах <1>.
--------------------------------
<1> См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1982. Т. III. С. 377.
Законы государства (позитивные юридические нормы) есть процесс познания права, процесс отхода или приближения к нему. В историческом аспекте законы государства представляют собой процесс юридического познания права в собственном смысле и отражают иное смысловое значение русского языка "право" - как уверенья в истине чего-либо <1>. С этих позиций под истинностью позитивных юридический норм (законов) следует понимать степень их правового содержания, т.е. соответствия праву.
--------------------------------
<1> Там же. С. 378.
Познание исторических закономерностей в юридическом срезе носит длительный и постоянный характер. Расистские законы, а также репрессивные законы в условиях тоталитарных режимов есть "антиправовой" виток правопознания. И "антиправо" есть путь к познанию права (в этом и состоит парадокс правопознания) <1>.
--------------------------------
<1> См.: Елеонский В.О. Нормотворчество в органах внутренних дел. Теоретические основы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1992. С. 9 - 13.
Формирование понятийного аппарата общей теории права требует постоянного учета различия права и законов государства. Это в полной мере относится к теории правового положения личности, теории прав человека и гражданина.
Для социалистической концепции прав человека и гражданина характерными были акцент на классовую природу прав человека, недооценка и прямое пренебрежение их общесоциальными функциями, отношение к правам человека в буржуазном обществе как к фиктивным, которые в лучшем случае могли служить инструментом классовой борьбы.
В годы идеологической борьбы (в 1970 - 1980-е гг.) вокруг прав человека сложился ряд идеологических мифов. К числу таких идеологических клише следует отнести утверждение, что только социализм как общественная система может в полном объеме гарантировать права человека, тем самым отрицались достижения в других странах, считалось, что трудящиеся в условиях иной общественной системы не имеют какой-либо перспективы в отстаивании своих прав и свобод. Акцентировалось внимание на социально-экономических правах, они объявлялись главными, определяющими для человека, его свободы. И тем самым вольно или невольно недооценивались политические и личные, духовные права и свободы личности. К сожалению, такой взгляд отражал реальную практику в социалистических странах. В сфере политических, духовных и личных прав было слишком много запретных тем.
В постсоветской литературе часто можно встретить утверждение о том, что в советской России и в других республиках бывшего СССР, равно как во всех социалистических странах, не было прав личности. Оснований в поддержку такого мнения социалистическая действительность предоставила более чем достаточно. Права и их гарантии, провозглашаемые в конституциях и законах, зачастую не реализовывались. Политико-правовые реалии мало соответствовали прогрессивным положениям, вошедшим в систему законодательства и в повседневный идеологический оборот. Однако приняв такое мнение без оговорок, придется полностью проигнорировать те социальные достижения, которые имели место в СССР и других странах социализма и были связаны с правами человека.
Социалистическая идеология в своеобразной интерпретации признавала демократию и свободу. В связи с этим уместно привести мнение Р. Арона: "Ошибочно предположение, будто конституционные фикции лишены смысла, что они всего лишь примитивные уловки и потемкинские деревни. Пока провозглашается во всеуслышанье верность демократической конституции, есть надежда, что в режиме могут произойти демократические перемены. Провозглашая верность демократии, государство заявляет об одной из возможных конечных целей своего развития" <1>.
--------------------------------
<1> Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. С. 207.
В СССР (равно как и в других бывших социалистических странах) особенно в 1960 - 1980-х гг. в академической науке были попытки воспринять идеи прав человека и гражданина в контексте социалистической доктрины. Именно в эти годы в отечественной науке начинают с новой силой обсуждаться проблемы различия и соотношения прав человека и прав гражданина. П.Е. Недбайло выступил с идеей необходимости выделения естественно-исторических (морально-политических) прав человека как неотъемлемых прав любой личности как члена общества, которые должны найти адекватное закрепление и гарантии в конституции и законах государства. Впоследствии идею прав человека и прав гражданина развернуто отстаивают Е.А. Лукашева, Г.В. Мальцев, В.С. Нерсесянц, В.А. Патюлин, В.А. Туманов, И.Е. Фарбер и др. Для того времени это был важный шаг, направленный на отстаивание прав личности, на соблюдение международных стандартов прав человека в национальном законодательстве и в самой практике их обеспечения, реализации и охраны. В трудах ряда советских ученых (И.А. Ледях, Е.А. Лукашева, Л.С. Мамут, Г.Н. Манов, В.С. Нерсесянц, В.М. Чхиквадзе и др., в том числе и автор этих строк) обосновывался тезис о правовом характере взаимоотношений социалистического государства и личности, о равенстве государства и личности, их взаимной ответственности, о приоритете прав человека и гражданина, о праве граждан на судебную защиту во всех конфликтах граждан с государством. Можно утверждать, что формировалась социалистическая концепция прав человека, которая одновременно со смягчением политического режима в социалистических странах в годы перестройки эволюционировала в сторону традиционного понимания прав человека и гражданина. Основными идеями этой концепции являлись:
материальная обусловленность реестра и содержания прав и обязанностей человека;
взаимная ответственность государства и личности;
социальная защищенность личности (закрепление и гарантирование экономических и социальных прав);
полнота и гарантированность, взаимосвязанность и равноценность всех видов прав и свобод человека;
единство прав и обязанностей;
всестороннее социальное и юридическое обеспечение (гарантирование) и охрана (защита) неотъемлемых благ и ценностей личности, ее прав и свобод.
Конечно, это были скорее защищаемые идеалы, чем принципы реальной действительности. Названные авторы несомненно понимали невозможность их полного осуществления в условиях огосударствления всей общественной жизни, монополии на власть сложившейся партийно-государственной элиты, господства государственной идеологии, отсутствия плюрализма и т.п. Однако идеи социалистической правовой государственности и социалистической концепции прав человека и гражданина подготавливали почву для слома тоталитаризма как системы и быстрого восприятия идей правового государства и идей универсальных, фундаментальных прав человека и гражданина в общественном сознании в период перестройки и на последующих этапах формирования новой демократии в бывших социалистических государствах.
Имели место и оппозиционные выступления в защиту прав человека (А.Д. Сахаров и др.). Диссидентство всегда было связано с правами человека. Правозащитное движение, несмотря на малочисленность его участников, имело положительное значение в отстаивании идей демократии, свободы личности, прав человека.
Следует отметить, что официальная и оппозиционная борьба за права человека была продолжением российской дореволюционной либеральной традиции, ответом на потребности развивающегося общества, попыткой защитить от административного произвола личность, которая уже не могла мириться со своим положением.
На путях к свободному гражданскому обществу и правовому государству: ориентация на свободу и права личности. Конец XX в. ознаменовался сломом тоталитаризма в государствах Центральной и Восточной Европы. В бывших социалистических странах начался процесс формирования свободного гражданского общества на принципах рыночной экономики, демократических политических систем, основанных на идеологическом и политическом плюрализме. Началось строительство правового государства, утверждение принципов уважения прав и свобод человека и гражданина, господства права и закона, формирование конституционализма.
Условиями формирования и функционирования правового государства служат социально ориентированная рыночная экономика и адекватная ей политическая форма в виде демократии. Правовое государство невозможно без экономики, формой правового выражения которой выступает договор с равноправными его участниками, и без развернутой демократии, функционирования системы подлинного народовластия.
В декабре 1991 г. СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекратил свое существование. Государства новой, молодой демократии в странах Центральной и Восточной Европы встали перед необходимостью проведения глубоких конституционно-правовых реформ. В постсоветских государствах принимаются новые конституции, другие конституционные акты, закрепляющие коренные преобразования в общественном и государственном строе этих государств.
В новых конституциях постсоветских государств воплощаются общепризнанные в мировом сообществе демократические принципы, по существу закрепляются основы нового конституционного строя: суверенитет народа, механизм осуществления государственной власти, основанный на разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологический плюрализм, многопартийность, признание частной собственности и иных форм собственности.
Современные конституции исходят из признания человека высшей ценностью, его неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод, их государственной защиты, правового государства, господства права и закона. Все конституции подчеркивают прямое, непосредственное действие конституции, ее верховенство и высшую юридическую силу в системе правовых нормативных актов государства. Во всех постсоветских государствах идет интенсивное обновление частного и публичного права, отраслевого законодательства - гражданского, предпринимательского, экологического, административного, уголовного, процессуального и т.д.; наступил новый этап инкорпорации и кодификации нормативных правовых актов.
Конституционно-правовые, судебные реформы в новых независимых государствах наполняются собственным содержанием с учетом исторического развития в прошлом, национального менталитета, особенностей государственного устройства, конкретного этапа происходящих преобразований, международного опыта и других факторов. Теоретическое осмысление необходимости указанных реформ находит закрепление в государственно-правовых документах (концепциях, планах, программах), принимаемых на различных государственных уровнях. Осуществление конституционно-правовых, судебных реформ идет по-разному, в различных темпах и направлениях. Многие возникающие при этом проблемы связаны с трудностями материального порядка. Иными словами, конституционно-правовые, судебные реформы, стимулируя качественные изменения в экономике, других сферах, во многом зависят от результативности последних.
Одна из ключевых задач современных реформ в России состоит в том, чтобы в соответствии с положениями Конституции РФ поставить в центр всей жизнедеятельности общества человека, сделать его, по выражению древнегреческого философа Протагора, мерой всех вещей, высшей социальной ценностью. Нужно, прежде всего, раскрепостить личность, максимально обеспечить права и свободы человека, взаимную ответственность государства и гражданина.
Деятельность в области прав человека представляет важнейшую составную часть всего процесса демократизации, экономических, политических и иных реформ, движения к качественно более высокой ступени общественного прогресса.
Переход к рыночной экономике, демократизация общественной и государственной жизни, развитие местного самоуправления, активизация человеческого фактора требуют устранить излишества правовой регламентации, "зарегулированность", стремление избавить человека от поиска альтернатив в процессе принятия решений. Научная теория, обновляющееся законодательство (на основе собственного и накопленного в мировой истории опыта), практика его реализации призваны обеспечить:
самостоятельность человека как субъекта права, способного проявлять инициативу и брать на себя ответственность за свои действия и решения;
возможность человеку проявить себя, свои способности, таланты, инициативу, предприимчивость;
реализацию правового принципа в отношении поведения граждан: "разрешено все, что не запрещено законом";
усиление гарантий невмешательства государства в сферы, где личность правомочна действовать по собственной воле и усмотрению;
развитие плюрализма мнений, поддержку сопоставления взглядов и альтернатив при принятии решений;
установление эффективных юридических механизмов и процедур реализации и защиты прав граждан;
предоставление человеку необходимой государственной и общественной помощи в реализации прав и исполнении его обязанностей, расширение системы юридического обслуживания населения;
прогнозирование в развитии свободы личности, ее прав на ближайшие годы и более отдаленную перспективу.
На основании изложенного следует прийти к выводу, что правовое положение личности и практика его реализации и развития имеют конкретно-исторический характер, глубокое, материалистическое основание, ибо связаны с типом, системой общественных отношений, социальной деятельностью людей, способом бытия индивидов, являются результатом достигнутого уровня общественного прогресса. Представления о правовом положении личности, правах человека в конечном счете и явились тем центральным звеном, вокруг которого и во имя которого развивались и выстраивались принципы правового (конституционного) государства. Концепции правового положения личности в контексте доктрины правового государства были направлены против тирании и абсолютизма, против авторитарных, полицейских, военных режимов, отстаивали свободу личности, демократию, господство права и закона.