Файл: "Общая теория правового положения личности".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 626

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Согласно ч. 2 ст. 63 Конституции РФ в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

В 1993 г. Российская Федерация произвела выдачу Правительству Азербайджанской Республики бывшего президента Азербайджана А.Н. Муталибова и бывшего министра обороны Р.Г. Казиева, что вызвало протест Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В Заявлении от 17 апреля 1996 г. "Об ответственности за выдачу иностранным государствам лиц, преследуемых за политические убеждения" Дума расценила эту выдачу как нарушение Конституции РФ и норм международного права, указав, что ссылка на существующие между Россией и Азербайджаном договоры о правовой помощи несостоятельна, так как речь идет не о выдаче уголовных преступников, а о передаче иностранному государству политических инакомыслящих.

Иначе решается вопрос о лицах, совершивших действия, являющиеся и по российским законам преступлениями. По правилу, установленному в ч. 2 ст. 63 Конституции РФ, выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора РФ. Речь в данном случае идет о лицах, не являющихся гражданами Российской Федерации.

В международных договорах РФ (двусторонних и многосторонних) определены круг подлежащих выдаче лиц и условия их выдачи. Аналогичные нормы содержатся в Конвенции государств - участников СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.). Вопросы о выдаче решаются Генеральным прокурором РФ. Однако при ратификации Договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о выдаче Федеральный закон от 13 июня 1996 г. N 66-ФЗ установил, что для целей этого Договора компетентными органами со стороны Российской Федерации являются Генеральная прокуратура РФ и Министерство юстиции РФ. Можно предположить, что указанные в названном Федеральном законе органы будут рассматриваться как компетентные при выдаче и в других случаях.

Таким образом, право политического убежища предоставляется государством и зависит от его усмотрения с учетом действия общепризнанных принципов и норм международного права в данной сфере отношений; убежище в Российской Федерации не может предоставляться лицам, преследуемым на родине за совершение общеуголовных преступлений; Россия предоставляет территориальное (а не дипломатическое) убежище; убежище может предоставляться как иностранным гражданам, так и лицам без гражданства (между тем как ранее действовавшее в нашей стране конституционное законодательство предусматривало предоставление убежища только гражданам иностранных государств); Российская Федерация не выдает лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за деяния, не признаваемые в Российской Федерации преступлениями; лица, которым предоставлено убежище в Российской Федерации, пользуются всеми правами, предусмотренными конституцией и законами.


Защита Российской Федерацией иностранных граждан и лиц без гражданства от преследований за убеждения и действия, не являющиеся преступлениями с позиций норм международного права, осуществляется и в случаях признания иностранных граждан и лиц без гражданства беженцами и предоставления им статуса беженцев, а также при предоставлении им временного убежища как территории Российской Федерации (см. об этом § 2 гл. 7 настоящей работы).

Максимальное уравнивание правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства с правовым статусом граждан РФ. Иностранными гражданами считаются лица, обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства Российской Федерации. К лицам без гражданства относятся лица, не принадлежащие к гражданству Российской Федерации и не имеющие доказательства принадлежности к гражданству другого государства. В ст. 2 Конституции РФ заложен, а в ч. 3 ст. 62 закреплен принцип максимального уравнивания прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства с правами и обязанностями граждан РФ: иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Естественно, такая формулировка исключает участие субъектов Российской Федерации в регулировании прав, свобод и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Объем прав, свобод и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства определяется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Исключение из объема правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства касается ряда политических прав (избирательное право, участие в референдумах и др.), исполнения воинской обязанности.

Различие в объеме правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства зависит и от такого фактора, как их постоянное проживание или временное пребывание в Российской Федерации.

Предоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства национального режима жестко не связано с требованием взаимности. Однако это не умаляет права Российской Федерации вводить соответствующие ограничения для граждан тех государств, которые устанавливают ограничения только для российских граждан, т.е. носят для них явно дискриминационный характер (реторсии).

Правовое положение специальных групп иностранных граждан (дипломаты, консулы, члены экипажей иностранных военных кораблей и самолетов, торговых судов и др.) регулируется нормами законодательства Российской Федерации с учетом обязательств по международным договорам.


1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>
Глава 4. ГРАЖДАНСТВО
§ 1. Социальная основа и юридическое содержание гражданства
Государственная организация общества и гражданство. Существование гражданства обусловлено государственной организацией общества и неразрывно связано с государством.

С расколом общества на антагонистические классы его структура, социальная организация людей существенно изменяются: формируются и развиваются новые социальные общности, возникает государственная организация общества. Государство при этом складывалось как "учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим самое себя как вооруженная сила" <1>. Оно приобретает характер "общественной силы, организованной для социального порабощения, характер машины классового господства" <2>. Государство как властное учреждение опосредует взаимоотношения борющихся классов и не может не стать орудием класса, фактически господствующего прежде всего в экономической области. Для самого господствующего класса государство - это особое учреждение, орган, обусловленный материальными условиями жизни этого класса и созданный для обеспечения его интересов во взаимоотношениях с иными классами и социальными общностями. Для подавляемых классов государство выступает как внешняя, чуждая сила.

--------------------------------

<1> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 170.

<2> Там же. Т. 17. С. 340.
В государственно-организованном обществе вместо кровной общности возникла общность территориальная. Как известно, территория составляет пространственную основу государственной власти, практического функционирования государства. Территориальный характер государства состоит в том, что оно в соответствии и применительно к территории строит свою внутреннюю организацию, свои отношения с населением, а также с иными государствами. В территориальном верховенстве находит одно из выражений суверенитет государства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Трайнин И. Вопросы территории в государственном праве // Известия АН СССР. Отделение экономики и права. 1947. N 4, 6; Барсегов Ю.Г. Территория в международном праве: Юридическая природа территориального верховенства и правовые основания распоряжения территорией. М., 1958; Ржевский В.А. Территориальная организация Советского государства. Саратов, 1966; Клименко Б.М. Государственная территория: Вопросы теории и практики международного права. М., 1974; и др.

Энгельс в качестве одного из отличительных признаков государства (государственной организации общества) по сравнению со старой родовой организацией рассматривал разделение "подданных государства по территориальным делениям" <1>. Указывая на этот признак государственной организации общества, Энгельс тем самым раскрывает взаимосвязь населения с публичной властью в отличие от кровно-родственного принципа взаимоотношения членов рода с общественной властью в догосударственный период. Энгельс писал о родовом строе: "Его предпосылкой было то, что члены одного рода и хотя бы племени жили совместно на одной и той же территории, заселенной исключительно ими" <2>. Следовательно, связь населения с определенной территорией существовала и при родоплеменной организации общества. Однако организация людей в единые социальные общности (род, племя, союз племен) и взаимодействие их с органами общественной власти определялись не фактом их проживания на одной территории, а фактом происхождения от одного родоначальника.

--------------------------------

<1> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 170.

<2> Там же. С. 168.
С образованием государства "исходным пунктом было принято территориальное деление, и гражданам предоставили осуществлять свои общественные права и обязанности там, где они поселялись, безотносительно к роду и племени" <1>. Кровнородственный признак теряет свое значение, хотя и продолжает играть известную роль в жизни общества, например в семейных отношениях, при приобретении гражданства, наследовании имущества и т.д.

--------------------------------

<1> Там же. С. 170.
Территориальная организация населения оказалась наиболее естественной для осуществления государственной властью своих функций в условиях, когда подвижность населения сделала невозможным применение для этого кровно-родственного принципа. Территориальная общность объективно приобретает социальное значение, выступает критерием для государственной организации общества. "Решающее значение, - отмечал Энгельс, - имела уже не принадлежность к родовым союзам, а исключительно место постоянного жительства; не народ подвергался делению, а территория; население в политическом отношении превращалось в простой придаток территории" <1>. Государственная власть и население связаны, стало быть, единством территории <2>. Территорией определяется круг граждан (подданных) государства. Это, разумеется, предполагает наличие фактической территориальной общности людей, которая приобретает с возникновением государства правовое значение. В государственно-организованном обществе возникает потребность юридического закрепления этого факта.