Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 623
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Допускается устранение опасности, угрожающей личности или правам данного лица или других граждан, если опасность при этих обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами или причиненный вред является менее значительным, чем вред предотвращенный (ситуация крайней необходимости).
Защита жизни, здоровья, других благ человека может быть осуществлена с использованием оружия в порядке, установленном Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии".
Гарантированное возмещение государством потерпевшему причиненного ему вреда (ущерба). Гарантирование возмещения неправомерно нанесенного вреда потерпевшему является конституционным принципом отношений личности и правового государства. На это указывает ряд положений Конституции РФ. В ст. 52 провозглашается охрана законом прав потерпевшего от преступлений, в том числе права на компенсацию причиненного ущерба. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Особое значение имеет установление конституционных гарантий ответственности государства, публичной власти, ее органов и должностных лиц за злоупотребления властью, за неправомерные действия, наносящие вред потерпевшему (ст. 52 Конституции РФ). Конституция РФ в ст. 53 устанавливает: "Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц".
Основания, объем, порядок возмещения причиненного вреда потерпевшему закрепляются нормами текущего (отраслевого) законодательства, прежде всего гражданским законом. По действующему законодательству возмещению подлежит вред, причиненный человеку незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением, незаконным заключением под стражу или взятием подписки о невыезде, незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Материальную ответственность в этих случаях несут не непосредственно виновные должностные лица, а соответствующие органы государственной власти, которым затем возмещается ущерб этими должностными лицами. Размер возмещения причиненного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение (денежную компенсацию) морального вреда, причиненного человеку.
Признание международно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина. Согласно Конституции РФ внутригосударственные способы защиты дополняются международно-правовыми способами защиты прав и свобод для каждого лица, находящегося под юрисдикцией Российской Федерации. Конституция РФ в ч. 3 ст. 46 предусматривает право каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
§ 4. Специальные принципы правового положения личности
К специальным (частным) принципам правового положения личности в данном контексте отнесены принципы, распространяющие свое действие на иные, кроме правового статуса, элементы правового положения личности.
Совершеннолетие граждан как условие иметь, обладать и осуществлять ими права, свободы и обязанности в полном объеме.
Согласно ст. 60 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Правило данной статьи устанавливает возраст полного совершеннолетия гражданина Российской Федерации и возможность именно с этого возраста осуществлять свои права и обязанности в полном объеме.
По существу, указанная статья Конституции РФ характеризует правосубъектность гражданина Российской Федерации как особое правовое качество личности, в основе которого лежит свобода воли человека. По своему содержанию правосубъектность означает закрепленную законом способность личности иметь права, свободы, законные интересы и обязанности, осуществлять их самостоятельно (лично) либо через законных представителей, а также отвечать за их неправомерную реализацию. Правосубъектность представляет собой единство ее структурных элементов - правоспособности, дееспособности, деликтоспособности. Правоспособность - это признанная законом способность лица иметь права и обязанности. Дееспособность - это признанная законом способность лица совершать правомерные действия с целью приобретения, осуществления, изменения или прекращения прав или обязанностей. Деликтоспособность есть признанная законом способность лица нести юридическую ответственность за совершение правонарушений.
Предоставление политического убежища и защита иностранных граждан и лиц без гражданства от преследований за убеждения или действия, не являющиеся преступлением с позиций норм международного права. Под правом политического убежища в юридической науке понимается предоставление государством возможности въезда и безопасного проживания на его территории лицам, преследуемым на своей родине за политические, научные, религиозные взгляды, убеждения и соответствующую деятельность <1>.
--------------------------------
<1> См.: Ушаков Н.А. Право убежища: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1950; Курс международного права / Отв. ред. Ф.И. Кожевников. М., 1966; Курс международного права. В 6 т. М., 1967. Т. III; Галенская Л.Н. Право убежища. Международно-правовые вопросы. М., 1968; Она же. Правовое положение иностранцев в СССР. М., 1982; Правовое положение иностранных граждан в России. М., 1996; Загорулько Е. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации. М., 1998; Денисова С.Г. Конституционно-правовой статус беженцев и лиц, ищущих убежище: сравнительный анализ законодательства и практики Российской Федерации и зарубежных стран: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
В ст. 14 Всеобщей декларации прав человека провозглашено:
"1. Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться там убежищем.
2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций".
В Декларации о территориальном убежище (1967 г.) предусматривается: 1) государства сами решают вопрос о предоставлении убежища тем или иным лицам; 2) убежище, предоставленное государством лицам, подпадающим под действие ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, должно уважаться всеми другими государствами; 3) эти лица не могут подвергаться таким мерам, как недопущение на территорию государства, а если они уже находятся на его территории, то не могут быть высланы на территорию какого-либо государства, где они могут подвергаться преследованию; 4) право убежища не распространяется на лиц, в отношении которых имеются серьезные основания считать, что они совершили преступление против мира, военные преступления или преступления против человечности; 5) государство, предоставившее убежище, не должно разрешать лицам, пользующимся убежищем, заниматься деятельностью, противоречащей принципам и целям ООН.
В конституциях и специальных законах государств о праве убежища четко устанавливается, каким категориям преследуемых в отечественных государствах лиц может предоставляться убежище, и определяется их правовой статус.
По мере общественно-исторического развития право убежища наполнялось новым содержанием: право убежища для уголовных преступников уступает место праву убежища для политических эмигрантов. В ст. 120 Конституции Франции (1793 г.) провозглашалось: "Французский народ дает убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы. Он отказывает в таковом тиранам".
Международное право исключает из числа преследуемых по политическим убеждениям лиц, в отношении которых есть основания полагать, что они совершили преступление против мира, военные преступления или преступление против человечества, незаконный захват воздушных судов и заложников, акты терроризма и т.д.
На просьбу лица предоставить ему политическое убежище может последовать и отказ в этом, что определяется суверенитетом государства, для которого в каждом случае главным является решение вопроса, действительно ли лицо преследуется за политические или иные убеждения.
В советский период Российского государства 28 марта 1918 г. был издан Декрет ВЦИК "О праве убежища". Право убежища закреплялось во всех советских конституциях (ст. 21 Конституции РСФСР 1918 г., ст. 129 Конституции СССР 1936 г., ст. 38 Конституции СССР 1977 г. и др.). Право убежища предоставлялось иностранцам (иностранным гражданам), подвергавшимся преследованиям за преступления политического и религиозного характера, защиту интересов трудящихся и дела мира, участие в революционном и национально-освободительном движении, прогрессивную общественно-политическую, научную или иную творческую деятельность. При этом оговаривалось, что советское государство отказывает в убежище уголовным преступникам (террористические акты, религиозный экстремизм и др.) и лицам, совершившим преступление против мира и человечества, военные и другие международные преступления.
Согласно ч. 1 ст. 63 Конституции РФ Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией РФ и Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746.
Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.
Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.
Предоставление Российской Федерацией политического убежища является конституционным полномочием Президента РФ и оформляется указом Президента РФ.
Лицо, которому предоставлено политическое убежище, и члены его семьи пользуются на территории Российской Федерации правами и свободами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В названном Указе Президента РФ установлен и порядок представления и рассмотрения ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.
В процедуре предоставления политического убежища Российской Федерацией участвуют Федеральная миграционная служба, Министерство иностранных дел РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ. Все материалы указанных федеральных органов исполнительной власти направляются в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ, которая дает заключение и рекомендации Президенту РФ по ходатайству иностранного гражданина или лица без гражданства о предоставлении убежища.
В рассматриваемом Указе Президента РФ предусмотрены основания, при наличии которых убежище не предоставляется, а также основания и порядок, согласно которым лицо, получившее политическое убежище, утрачивает его. Лишение политического убежища также производится указом Президента РФ.
При предоставлении лицу (иностранному гражданину или лицу без гражданства) политического убежища Российская Федерация может установить специальные права и гарантии для этой категории лиц.
В соответствии с международным правом выдача лица, получившего убежище, не разрешается, если правонарушение, в отношении которого поступила просьба о выдаче, рассматривается запрашиваемым государством как правонарушение политического характера, если имеются веские основания полагать, что просьба о выдаче имеет целью судебное преследование, наказание лица по признаку расы, вероисповедания, национальности, этнической принадлежности, политических взглядов, пола или статуса или что положению такого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин. При предоставлении лицу политического убежища государство принимает на себя обязательство не выдавать его другим государствам.