Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 629
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
--------------------------------
<1> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 117.
<2> Во взаимоотношениях населения с государственной властью наряду с территориальным принципом могут использоваться национально-территориальный, производственный, кровно-родственный принципы.
Большинство населения государства в нормальных условиях живет на его территории. Постоянное проживание на территории государства - наиболее типичный и прочный вид фактической связи лица с государством. Наличие такой связи и закрепляется юридически - институтом гражданства. Существование гражданства вытекает из государственной организации общества и не определяется законом о гражданстве, а лишь находит в нем юридическое закрепление.
Гражданство есть юридическое оформление состава населения государства, неотъемлемый атрибут государственного суверенитета.
К социальной основе гражданства относится его характеристика как принадлежности лица к народу государства, как это делает О.Е. Кутафин <1>. "Социальную основу гражданства, - пишет В.Н. Калинин, - образует общество, представленное в рамках государства в виде народа, нации". Он приходит к выводу, что "государство посредством гражданства в той же мере создает нацию, в какой мере нация посредством гражданства создает государство. Гражданство соединяет народ (нацию) и государство и выполняет по отношению к государству и обществу государствообразующую и этнообразующую функцию". Поэтому, по мнению автора, открытое и свободное российское гражданство в перспективе может привести к утрате указанных функций гражданства, ослаблению уровня национальной безопасности Российской Федерации <2>.
--------------------------------
<1> См.: Кутафин О.Е. Российское гражданство. М., 2003. С. 81.
<2> См.: Калинин В.Н. Институт гражданства в российском праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 11 - 12, 20.
Социальную основу гражданства составляет фактическая принадлежность лица к государственно-организованному обществу, в рамках которого осуществляется государственная власть, или просто принадлежность к государству. Эта принадлежность индивида к государству выступает в юридической форме, получает правовое выражение в институте гражданства, нормы которого определяют условия и порядок приобретения, утраты гражданства.
В силу того что гражданство служит юридическим признанием того или иного лица гражданином государства при определенных, указанных в законе условиях, юридическое содержание гражданства не всегда может совпадать со своей социальной основой - фактическим проживанием лица на территории государства. В законодательстве государств существует постоянная тенденция максимально приблизить количество граждан к численности населения страны. Идеальный вариант - совпадение фактического населения на территории государства с общей массой его граждан - в современных условиях невозможен: межгосударственные отношения порождают и межгосударственное передвижение населения. Часть граждан покидает свои государства, в то же время на их территориях селятся иностранные граждане и лица без какого-либо гражданства. В современных условиях по существующему законодательству государств для приобретения гражданства не всегда обязательно фактическое проживание лица на территории государства, т.е. не всегда проводится принцип фактической, территориальной связи лица с государством для обладания гражданством. На содержание законодательства о гражданстве решающее влияние оказывают потребности развития национальной экономики, конкретные особенности исторического развития каждого государства, демографические процессы, иммиграционная политика и многие другие факторы <1>.
--------------------------------
<1> См.: Трайнин И. К вопросу о гражданстве // Советское государство. 1938. N 5. С. 52 - 60; Филиппов С.В. США: иммиграция и гражданство. М., 1973; Русинова С.И. Закрепление института гражданства в послевоенных конституциях буржуазных стран // Правоведение. 1962. N 4. С. 45 - 57; Черниченко С.В. Международно-правовые вопросы гражданства. М., 1968.
Устойчивость связи лица по принадлежности к государству, т.е. гражданство лица, сохраняется и при нахождении гражданина вне пределов отечественного государства. В этом случае в литературе выдвигается тезис о личном (персональном) верховенстве государства, определяющем личную связь гражданина с государством, его верность государству. Равно как такое верховенство государства обусловливает право гражданина пользоваться защитой и покровительством отечественного государства и его обязанность оказывать защиту и покровительство своим гражданам <1>. "Именно личное (а не территориальное) верховенство является легальной основой признания права государства распространять свою власть на отечественных граждан за пределами своей государственной территории, а граждане и за пределами Родины обязаны добросовестно выполнять гражданские обязанности и подчинены юрисдикции отечественного государства" <2>. Таким образом, территориальное верховенство государства дополняется его личным (персональным) верховенством в отношении граждан.
--------------------------------
<1> См.: Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005. С. 275, 277 - 278.
<2> Там же. С. 279.
В литературе можно встретить указание на такую важную характеристику гражданства, как его нравственно-духовная составляющая: духовная близость, родство, активно-ответственное поведение, гражданственность людей, состоящих в одном гражданстве <1>.
--------------------------------
<1> См.: Витрук Н.В. Роль института советского гражданства в формировании и развитии новой исторической общности - советского народа // Актуальные проблемы истории государства и права. М., 1976. С. 138 - 139; Белкин А.А. Избранные работы 90-х годов по конституционному праву. СПб., 2003. С. 142 - 147; Миронов О.О. Гражданин Отечества. М., 2006. С. 14 - 15.
Свою мысль О.О. Миронов выразил словами подлинно народного русского поэта Н.А. Некрасова: "Что такое гражданин? Отечества достойный сын". Продолжая эту мысль, думая о судьбе России, народа России в современном, столь противоречивом мире, вспомним строки Некрасова из поэмы "Кому на Руси жить хорошо":
В минуту унынья, о, Родина-мать!
Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю...
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином...
Гражданство является нравственно-правовым выражением общности, соборности многонационального российского народа.
Юридическое содержание гражданства. С юридической точки зрения гражданство выступает, с одной стороны, как явление объективного права и, с другой - как явление субъективного права. В первом случае гражданство представляет собой институт права. Во втором случае речь идет о гражданстве как о признанной (закрепленной) законом принадлежности лица к конкретному государству. В этом качестве гражданство опосредствуется правами личности по поводу гражданства (его приобретения, прекращения и т.д.).
Обычно в литературе гражданство рассматривается как принадлежность лица к конкретному государству (А.И. Лепешкин, Н.П. Фарберов <1>). Иногда уточняется характер такой принадлежности. Чаще всего в этом случае гражданство определяется в качестве правовой принадлежности, закрепляемой законом принадлежности, постоянной правовой принадлежности лица к данному государству (А.И. Денисов, М.Г. Кириченко, А.Х. Махненко и др. <2>). Иногда гражданство понимается как политическая (социально-политическая) принадлежность лица к соответствующему государству, но и при этом подчеркивается ее правовой характер <3>.
--------------------------------
<1> См., например: Лепешкин А.И. Курс советского государственного права. М., 1961. Т. 1. С. 457; Фарберов Н.П. Гражданство // БСЭ. М., 1972. Т. 7. С. 239 - 240.
<2> См.: Денисов А.И., Кириченко М.Г. Советское государственное право. М., 1957. С. 137; Махненко А.Х. Основные институты государственного права европейских стран народной демократии. М., 1964. С. 171.
<3> См.: Спассов Б., Ангелов А. Государственное право Народной Республики Болгарии. М., 1962. С. 497; Баяки В. Общее и особенное в правовом регулировании гражданства в европейских социалистических странах // Советское государство и право. 1976. N 11. С. 80 - 81.
На такой же позиции, по существу, стоят те авторы, которые полагают, что гражданство есть принадлежность лица к государству, выражающаяся в устойчивой правовой связи лица с государством, в силу которой лицо приобретает право на защиту со стороны государства как внутри его, так и за его пределами (В.М. Сафронов, Б.В. Щетинин и др. <1>).
--------------------------------
<1> См.: Курс советского государственного права / Под ред. Б.В. Щетинина, А.Н. Горшенева. М., 1971. С. 196; Сафронов В.М. Советское государство и основы правового положения его граждан. М., 1973. С. 9; Щетинин Б.В. Проблемы теории советского государственного права. М., 1974. С. 178 - 179.
Некоторые авторы высказывают определенные сомнения относительно возможности использования формулы "принадлежность лица к государству" при раскрытии содержания гражданства либо "правовая принадлежности лица к государству", полагая, что эта "старая формула" не базируется на приоритете права человека <1>.
--------------------------------
<1> См.: Боярс Ю.Р. Гражданство в международном и внутреннем праве. Рига, 1981. С. 284; Мицкевич А.В. Комментарий законодательства государств - участников СНГ о гражданстве. М., 1996. С. 15 - 16; Яхина Э.Х. Гражданство Российской Федерации: проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1997. С. 10. Авторы, возражая против категории принадлежности к государству, между тем допускают право лица на принадлежность к государству (см.: Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. С. 279; Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб., 2003. С. 18). И совсем малопонятной является используемая А.В. Мицкевичем и другими авторами формула "принадлежность к гражданству" (см.: Мицкевич А.В. Комментарий законодательства государств - участников СНГ о гражданстве. С. 29 - 41).
Формулу "принадлежность лица к государству" можно истолковать как членство лица в государстве, что характерно для концепций о населении, территории и власти как признаках (элементах) государства, получивших наибольшее распространение в период расцвета юридического позитивизма прошлого века. "Государство, - писал один из видных представителей этого направления Еллинек, - это обладающая первичной верховной властью корпорация населяющего определенную территорию народа" <1>.
--------------------------------
<1> Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908. С. 133.
С позиций понимания государства в качестве публично-правового союза населения страны логична характеристика гражданства - как членства в этом союзе, а самого гражданина как члена государства. В действительности лицо не может быть членом государства, точно так же оно не может и принадлежать к государству в прямом смысле слова, так как государство - публичное учреждение государственно-организованного общества <1>. Поэтому принадлежность лица к государству следует понимать как принадлежность лица к государственно-организованному обществу, юридически закрепляемую и оформляемую его гражданством.
--------------------------------
<1> См.: Мартыненко П.Ф. Социология международных отношений: (Субъекты международных отношений). Киев, 1969. С. 49 - 63; Байтин М.И. Государство и политическая власть. Саратов, 1972. С. 87 - 98.
Мнение о гражданстве как о членстве лица в государстве иногда высказывалось в отечественной литературе <1>. В действительности вряд ли правильно говорить о каком-либо членстве лица в государстве, так как государство не является союзом населения. Но это еще не значит, что формула "принадлежность лица к государству" не имеет реального смысла <2>. Категория принадлежности лица к государству должна получить свое материалистическое истолкование.
--------------------------------
<1> См., например: Палиенко Н.И. Право гражданства в современных федерациях и в Союзе ССР. Харьков, 1926. С. 4; Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия: Теоретические проблемы субъективного права. С. 72, 191; Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. С. 4.
<2> Начав с утверждения, что формула "принадлежность лица к государству" для понимания существа гражданства ничего не дает, В.С. Шевцов в конечном счете приходит к выводу, что было бы совершенно неправильным полагать, что употребление формулы "принадлежность лица к государству" препятствует выяснению смысла понятия гражданства. Более того, по мнению Шевцова, при раскрытии этой формулы "понятие гражданства приобретает конкретное истолкование" (Шевцов В.С. Гражданство в Советском союзном государстве. М., 1969. С. 15).
В советской юридической литературе гражданство часто определялось как особая правовая связь личности с государством (В.Я. Бойцова, Л.Д. Воеводин, Д.Л. Златопольский, О.О. Миронов, Я.Н. Уманский, С.В. Черниченко, В.С. Шевцов и др. <1>). По нашему мнению, такая характеристика гражданства недостаточна. Необходимо, на наш взгляд, раскрыть главное, а именно: в чем состоит содержание правовой связи лица с государством. На современном этапе наблюдается два основных подхода к решению рассматриваемого вопроса.