Файл: "Общая теория правового положения личности".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 648

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" соответствует международно-правовым стандартам в регулировании отношений гражданства.

В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона отношения гражданства наряду с Конституцией РФ, названным Федеральным законом регулируются международными договорами Российской Федерации.
1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>
§ 4. Гражданство при правопреемстве государств
Регулирование отношений гражданства при правопреемстве государств решалось различно в международной практике. Эти вопросы актуализировались в современных условиях, когда прекратили существование социалистические федерации - СССР, ФНРЮ, Чехословакия, возникли самопровозглашенные государства, стремящиеся к их признанию.

В этих условиях весьма злободневными являются обобщение опыта законодательного регулирования государствами при правопреемстве государств отношений гражданства и практики применения законов о гражданстве, выработка научных основ (принципов) такого регулирования.

Каким требованиям в этих случаях должны отвечать нормы законодательства о гражданстве? Вот основной вопрос, на который следует ответить при регулировании отношений гражданства при правопреемстве государств.

В 1991 г. после распада Советского Союза Россия стала самостоятельным независимым государством.

Справедливым и правовым по своему характеру, отвечающим международно-правовым требованиям было бы признание нулевого варианта в определении круга граждан независимых государств, возникших после распада СССР. Именно такой пример показала Россия.

Как уже отмечалось выше, действие Закона РСФСР "О гражданстве РСФСР" было скорректировано Законом РФ от 17 июня 1993 г. N 5206-1, а также Федеральным законом от 6 февраля 1995 г. N 13-ФЗ (ныне утратил силу), Указом Президента РФ от 24 октября 1994 г. N 2007 "О некоторых вопросах реализации Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" (ныне утратил силу).

Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации" в ч. 1 ст. 49 устанавливал, что со дня его вступления в силу на территории Российской Федерации прекращается действие тех положений нормативных актов СССР, которые противоречат положениям названного Закона РФ.

Корректировка законодательной политики России по вопросам гражданства была продиктована новыми обстоятельствами, связанными с распадом СССР. Россия являлась правопреемницей СССР. За рубежами России оказались сотни тысяч лиц, которые, будучи гражданами бывшего СССР, считали и считают себя россиянами. В Россию хлынул поток вынужденных переселенцев, беженцев.

Прежде всего, необходимо было оформить российское гражданство всех тех лиц, которые пожелали его иметь, вне зависимости от того, остаются они жить за пределами России или желают переехать в Россию. Россия не может быть безучастной и к тем лицам, которые, являясь русскоязычными, не получают гражданство государства, в котором они проживали и продолжают постоянно проживать. Их права существенно ограничиваются в сравнении с теми правами, которыми они обладали до распада СССР, что связано, прежде всего, с собственностью, участием в выборах, референдумах, с занятием государственных должностей, выездом из страны и въездом в страну и т.д.



Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации" оказался адекватным современным реалиям и предусмотрел некоторые тенденции в развитии этого комплекса отношений (ввел, например, институт двойного гражданства). Все последующее законодательное регулирование отношений гражданства в Российской Федерации было направлено на то, чтобы признать гражданами РФ всех лиц, пожелавших приобрести российское гражданство, где бы они ни находились.

Основаниями приобретения российского гражданства являются прежде всего наличие гражданства СССР и личное желание лица состоять в гражданстве РФ.

В связи с определением России как государства - правопреемника бывшего СССР указанный Закон РФ ввел в качестве основания приобретения гражданства РФ автоматический порядок признания российского гражданства либо облегченный порядок приобретения российского гражданства в виде его регистрации.

Согласно ч. 1 ст. 13 указанного Закона гражданами РФ были признаны все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РФ на день вступления его в силу, если в течение одного года после того дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве РФ.

Постановлением Верховного Совета РФ от 17 июня 1993 г. N 5206/1-1 "О введении в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О гражданстве РСФСР" было установлено следующее. Граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации и выехавшие временно за пределы Российской Федерации до 6 февраля 1992 г. в связи с трудовыми, служебными отношениями, обучением, лечением и по частным делам и возвратившиеся в Россию после вступления Закона в силу, признаются гражданами РФ в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона, т.е. автоматически, если они в течение одного года не заявили о своем нежелании состоять в российском гражданстве.

Указанное Постановление Верховного Совета РФ распространило действие ч. 1 ст. 13 названного Закона на военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы Вооруженных Сил РФ, министерств и ведомств РФ, имеющих войска и воинские формирования, военнослужащих, проходящих обучение в военных учебных заведениях), давших присягу на верность бывшему Советскому Союзу или Российской Федерации, проходящих службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на территориях других государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил СНГ, а также прибывших для прохождения службы на территорию Российской Федерации после вступления Закона в силу. Таким образом, указанные категории военнослужащих автоматически признавались гражданами РФ, если они в течение одного года не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве РФ.


Указом Президента РФ от 24 октября 1994 г. N 2007 было установлено, что в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации считались бывшие граждане РСФСР, возвратившиеся на жительство в Россию до вступления в силу указанного Закона (6 февраля 1992 г.), не имевшие подтверждения приобретения гражданства РФ в результате признания и продолжающие проживать на территории России на законных основаниях. Оформление документов о российском гражданстве производилось при их личном волеизъявлении.

Кроме того, указанный Закон (п. "г" ст. 18) предусматривал, что в порядке регистрации (более облегченный порядок, чем прием в гражданство) гражданство РФ могли приобрести граждане СССР, постоянно проживающие на территориях других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 г., если они не являлись гражданами этих республик и в течение трех лет со дня вступления в силу названного Закона заявили о своем желании приобрести гражданство РФ.

Законом РФ от 17 июня 1993 г. N 5206-1 указанный п. "г" ст. 18 (ныне утратила силу) был изложен в следующей редакции: "граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации". Федеральным законом от 6 февраля 1995 г. срок заявления о желании указанных категорий лиц приобрести гражданство РФ был продлен до 31 декабря 2000 г.

Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации" устранил допущенную в советское время дискриминацию по классовым и политическим признакам, в силу которых российские граждане утрачивали российское гражданство. Согласно ч. 2 ст. 13 лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считались состоявшими в гражданстве РФ по рождению, если родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации (по состоянию на дату рождения).

Имея в виду главным образом эмигрантов и их потомков, в п. "е" ст. 18 указанного Закона было предусмотрено, что в порядке регистрации гражданство РФ приобретали иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и сами они в течение одного года после вступления в силу названного Закона заявили о своем желании приобрести гражданство РФ.


В соответствии с ч. 2 ст. 20 указанного Закона считались восстановленными в гражданстве РФ бывшие граждане РФ, лишенные гражданства без их свободного волеизъявления на основании утратившего силу секретного Указа Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1967 г. N 818. Этим Указом предусматривалась автоматическая утрата гражданства СССР для лиц, эмигрировавших в Израиль, либо на основании иных указов Президиума Верховного Совета СССР, как правило, в отношении диссидентов.

Указом Президента РФ от 24 октября 1994 г. N 2007 было установлено, что в соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" "считать восстановленными в гражданстве Российской Федерации бывших граждан РСФСР, выехавших за пределы России до 6 февраля 1992 г., утративших гражданство без их свободного волеизъявления и возвратившихся на постоянное жительство в Россию после 6 февраля 1992 г.". Тем самым еще более был расширен круг лиц, считающихся восстановленными в российском гражданстве, ранее утративших российское гражданство без их свободного волеизъявления.

Согласно ч. 2 ст. 19 указанного Закона обычным условием приема в гражданство РФ является постоянное проживание на территории Российской Федерации: для иностранных граждан и лиц без гражданства - пять лет или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством; для беженцев, признаваемых таковыми законом РФ, указанные сроки сокращались вдвое. Срок проживания на территории Российской Федерации считался непрерывным, если лицо выезжало за пределы России для учебы или лечения не более чем на три месяца.

В соответствии с новой редакцией ч. 3 ст. 19 указанного Закона был облегчен прием в гражданство РФ, было дано право на сокращение вплоть до снятия названных сроков проживания на территории России: обстоятельствами являлись: состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом; состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве (подданстве) по рождению; усыновление ребенка, являющегося гражданином РФ; наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для России; наличие заслуг перед народами, объединенными в Российской Федерации, в возрождении России, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей; получение политического убежища на территории Российской Федерации.

Действующее законодательство о российском гражданстве, на наш взгляд, не требует коренного изменения. Более того, следует призвать законодателя к известной осторожности в развитии законов о гражданстве, направленном на постоянное расширение круга российских граждан, находящихся вне пределов России, путем их простого признания или слишком облегченного приема в российское гражданство.