Файл: "Общая теория правового положения личности".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 642

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Многие положения международного и национального права направлены на сокращение случаев безгражданства и на поощрение приобретения гражданства лицами без гражданства.

Нормы, регулирующие прекращение гражданства, не могут поколебать действие принципа "каждый человек имеет право на гражданство". Принцип "никто не может быть произвольно лишен своего гражданства", закрепленный в ч. 2 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, все чаще заменяется полным запретом принудительного лишения гражданства. Законодательством государств специально оговаривается, что проживание за границей в течение любого времени не должно влечь прекращения гражданства.

Равенство и равноправие лиц в отношениях гражданства. Указанный принцип (не отождествлять с принципом единого и равного гражданства) установлен международным правом и означает запрет на дискриминацию в вопросах гражданства по признакам социального происхождения, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, рода и характера занятий.

Дискриминация по признакам классового, социального происхождения допускалась в законодательстве о гражданстве бывших социалистических стран, а также по признаку политических и иных убеждений при решении вопросов о лишении гражданства. Имела место дискриминация по признакам расовой и национальной принадлежности в законодательстве государств с фашистским режимом (в Германии), в условиях апартеида (в ЮАР).

Особое значение имеют права национальных меньшинств в сфере гражданства. Эта проблема еще более актуализировалась в связи с распадом ряда федераций, возникновением межэтнических конфликтов. Видимо, не случайно в акте Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ "О согласованных принципах регулирования гражданства" появилась запись о том, что "отдельные нации, народности, национальные меньшинства не должны ущемляться при регулировании вопросов гражданства" (ст. 9). Названный акт указывает и на то, что не должны влиять на решение вопросов гражданства "отсутствие источника существования, наличие хронической болезни, судимости" (ч. 2 ст. 5). Это положение по всей вероятности направлено на положительное решение вопросов гражданства беженцев, вынужденных переселенцев и других категорий лиц, не по своей воле оказавшихся в тяжелом положении.

Устойчивость гражданства. Одним из свойств гражданства является его устойчивость. Это качество выступает одновременно и как принцип, и как требование, предъявляемое к законодательному регулированию отношений гражданства. В целом нормы международного и национального права государств направлены на то, чтобы лица не только обладали конкретным гражданством, но и чтобы оно было устойчивым.


Устойчивость гражданства обеспечивается соответствующими правилами, предусматривающими сохранение гражданства, родителями и детьми, при заключении и расторжении брака, при изменении гражданства одного из супругов.

Конвенция о гражданстве замужней женщины (1957 г.) предусматривает, что заключение или расторжение брака с иностранным гражданином, как и перемена гражданства мужем, состоящим в браке, не должны автоматически отражаться на гражданстве жены, а тем более вести к потери ею гражданства.

В п. "d" ст. 4 Европейской конвенции о гражданстве в качестве принципа закреплено положение о том, что ни вступление в брак, ни расторжение брака между гражданином государства-участника и иностранным гражданином, ни изменение гражданства одним из супругов во время пребывания в браке не влекут за собой автоматически последствий для гражданства другого супруга.

Аналогичное положение содержится в акте Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ "О согласованных принципах регулирования гражданства" (ст. 11).

В соответствии с нормами международного права в целях сохранения устойчивости гражданства Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" закрепляет следующие нормы:

заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц;

изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга;

расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке детей или усыновленных (удочеренных) супругами детей (ст. 8).

Важным для устойчивости гражданства является правило сохранения гражданства для граждан, проживающих за пределами Российской Федерации (ч. 3 ст. 4 указанного Федерального закона).

Обеспечение сокращения безгражданства лиц. Международно-правовое регулирование отношений гражданства и практика законодательства о гражданстве большинства государств направлены на сокращение числа лиц без гражданства.

В международном праве давно предпринимались специальные попытки урегулирования отношений гражданства с целью сокращения числа лиц без гражданства. С этой целью заключались двусторонние (например, в 1894 г. между Россией и Германией) и многосторонние соглашения и договоры под эгидой Лиги Наций (например, Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве. ООН были приняты Конвенция о статусе апатридов (1954 г.), которая вступила в силу в 1960 г., Конвенция о сокращении безгражданства (1961 г.), вступившая в силу в 1975 г. Ни к одной из них СССР не присоединился. На сокращение возникновения случаев безгражданства направлен ряд положений Конвенции о гражданстве замужней женщины (СССР присоединился к этой Конвенции в 1958 г.) <1>.



--------------------------------

<1> Подробнее об этом см.: Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986. С. 32 - 36.
"Поощряется приобретение гражданства лицами без гражданства", - сказано в ст. 5 акта Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ "О согласованных принципах регулирования гражданства", а в ст. 7 предусмотрено: "Дети, рожденные на территории одного из государств - участников Содружества, не должны становиться лицами без гражданства".

Согласно ч. 6 ст. 4 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации. Такой подход согласуется с положениями Конвенции о сокращении безгражданства, в которой Российская Федерация не участвует, но основные положения которой учитывает в своем законодательстве, Европейской конвенции о гражданстве и акта Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ "О согласованных принципах регулирования гражданства".

Наконец, указанный Федеральный закон предусмотрел комплекс юридических мер предупреждения безгражданства детей, отличающихся гуманистической направленностью и соответствующих сложившейся в международных отношениях практике.

Согласно ч. 3 ст. 9 указанного Федерального закона гражданство Российской Федерации ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без гражданства.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 названного Федерального закона ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день его рождения: один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства (п. "в"); оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляют ребенку свое гражданство (п. "г"). Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения (ч. 2 ст. 12).


Согласно п. "в" ст. 20 указанного Федерального закона выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" устанавливает правила, соблюдение которых гарантирует ребенку сохранение гражданства Российской Федерации и он не станет лицом без гражданства при изменении гражданства Российской Федерации его родителей.

Гражданство Российской Федерации ребенка прекращается при прекращении гражданства Российской Федерации обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства (ч. 2 ст. 24).

Гражданство Российской Федерации ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства Российской Федерации одного из родителей при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства (ч. 5 ст. 25).

Гражданство Российской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства (ч. 1 ст. 26).

Признание единого и равного гражданства независимо от оснований его приобретения. Данный принцип определяется в конечном счете принципом равенства всех перед законом и судом, который находит свое признание и закрепление в международном праве, в законодательстве демократических правовых государств. Суть действия этого принципа заключается в том, что не может быть существенного различия в статусе граждан, получивших гражданство по различным основаниям. Как известно, лицо может приобрести гражданство по самым различным основаниям: в силу признания, рождения (филиации), регистрации, натурализации (приема в гражданство), группового предоставления гражданства, выбора гражданства (оптации), восстановления в гражданстве (реинтеграции), пожалования гражданства. Все граждане независимо от оснований приобретения гражданства равны перед законом и судом.

Положение о едином и равном гражданстве независимо от оснований его приобретения нашло закрепление в ч. 1 ст. 6 Конституции РФ. Более того, данный принцип включен в число основ конституционного строя и помещен в гл. 1 "Основы конституционного строя" Конституции РФ. Тем самым ему придана особая юридическая сила.


Обеспечение единства гражданства членов семьи и повышенная охрана прав детей и женщин в вопросах гражданства. Семья, права детей и женщин всегда находили особую охрану в международном праве, в национальном праве государств. Не являются исключением в связи с этим и отношения гражданства.

Уже неоднократно цитировались нормы международного права о праве ребенка на гражданство, о сохранении гражданства за детьми в различных коллизионных ситуациях, о правах замужних женщин в сфере гражданства.

Акт Международной Ассамблеи государств - участников СНГ "О согласованных принципах регулирования гражданства" в ст. 8 устанавливает: "Решение вопросов гражданства полномочными органами должно способствовать восстановлению семей". Речь в данном случае идет не только о закреплении соответствующих положений в законодательстве, но и о самой практике его применения (при решении вопросов о приобретении или прекращении гражданства).

Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" исходит из принципа равенства мужчин и женщин, равенства супругов в брачных отношениях, в том числе и при решении вопросов их собственного гражданства и гражданства детей, лиц, находящихся под их опекой и попечительством.

В отношении детей указанный Федеральный закон устанавливает, что гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяется с соблюдением обязательных условий, предусмотренных законом (ч. 1 ст. 9). В частности, ребенок не может стать лицом без гражданства (ч. 3 ст. 9), гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав, а также в случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав (ч. 4 ст. 9). Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие.

На защиту интересов детей направлены положения гл. V указанного Федерального закона, регулирующие гражданство детей при изменении (приобретении или прекращении) гражданства Российской Федерации их родителей, опекунов и попечителей, при усыновлении (удочерении) детей, а также детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство.

Право человека изменить гражданство. Право лица изменить свое гражданство приобретает характер принципа и находит свое закрепление в международном праве. Признает это право и акт Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ "О согласованных принципах регулирования гражданства" (ч. 2 ст. 2).