Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 647
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" отказался от признания гражданства, приобретения гражданства в порядке регистрации, заменив их приемом в российское гражданство в общем и упрощенном порядке.
Однако это не означает, что отдельные положения указанного Федерального закона не могут быть усовершенствованы. По мнению ряда ученых, бывшего Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова, некоторые положения указанного Федерального закона не учитывают современные реалии, связанные с распадом СССР, с разъединением семей и другими сопутствующими этому факторами. В частности, они отмечают усложнение порядка приема в гражданство Российской Федерации, закрепленные в названном Федеральном законе в качестве обязательных условий приема в гражданство Российской Федерации: владение русским языком, предварительную регистрацию по месту жительства, получение разрешения на временное проживание, получение вида на жительство <1>.
--------------------------------
<1> См.: Миронов О.О. Гражданин Отечества. С. 89 - 100; Каграманов С.В. Указ. соч. С. 11 - 12; Хомина И.С. Институт гражданства Российской Федерации: теоретические и практические вопросы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 7; и др.
В указанный Федеральный закон Федеральными законами от 11 ноября 2003 г. N 151-ФЗ и от 3 января 2006 г. N 5-ФЗ были внесены существенные изменения, в частности, по вопросу о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. В ст. 13 "Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке" включено новое положение, согласно которому граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или в органах, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения установленного законом обязательного срока проживания на территории Российской Федерации и без представления вида на жительство. Однако резервы совершенствования Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" не исчерпаны, о чем убедительно свидетельствует правоприменительная практика по вопросам российского гражданства <1>. Всегда актуальной остается задача последовательного соблюдения и эффективной защиты прав личности, вытекающих из требований закона.
--------------------------------
<1> См.: Миронов О.О. Гражданин Отечества. С. 148 - 180.
С теми или иными модификациями так называемый нулевой вариант (по российскому образцу) при решении вопросов о гражданстве воспринят и в других независимых суверенных государствах, возникших в результате прекращения существования СССР как субъекта международного права (Литва, Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан) <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее об этом см.: Мицкевич А.В. Комментарий законодательства государств - участников СНГ о гражданстве; Смирнова Е.С. Международно-правовые проблемы гражданства стран СНГ и Балтии в свете европейского опыта. М., 1999.
Обсуждаемые вопросы гражданства в условиях правопреемства государств исключительно деликатны. В их решении должны быть использованы и задействованы прежде всего юридические аргументы и юридические механизмы, предусмотренные международным правом. Это, конечно, не исключает критической оценки не только самого законодательства в сфере гражданства, но и практики его реализации в контексте той фактической ситуации, которая складывается в ряде государств Балтии, а также в государствах - участниках СНГ. Эта ситуация в начале 1990-х гг. характеризовалась, к сожалению, практикой фактического "выдавливания" русскоязычного населения за пределы складывающихся моноэтнических государств (Латвия, Эстония, Молдова, Узбекистан и др.).
При оценке правового характера закона о гражданстве государства должно быть соблюдено, на наш взгляд, обязательное требование недопущения ухудшения правового статуса людей, постоянно проживающих в государстве, при изменении оснований приобретения гражданства в этом государстве. Главное - это получение в полном объеме прав и свобод человека, признанных международно-правовыми документами о правах человека, вне зависимости от того, выступает лицо в качестве гражданина государства либо иностранного гражданина или лица без гражданства.
О характере норм законов о гражданстве можно объективно судить лишь при сравнительном анализе статуса граждан и статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в этом государстве. Вопрос этот остается открытым, если четко не определен статус иностранных граждан и лиц без гражданства в данном государстве. Поэтому не случайно, видимо, в целях ослабления критики Закона о гражданстве Латвия в свое время разработала проект закона о статусе граждан бывшего СССР, не являющихся гражданами Латвии либо любого другого государства, и представила его на экспертную оценку в Комиссию Совета Европы "За демократию через право" (Венецианскую комиссию). Поэтому анализ положений закона о гражданстве государства должен проводиться в пакете законов, в том числе определяющих статус иностранных граждан и лиц без гражданства в этом государстве.
Непризнание большого числа лиц гражданами Латвии и Эстонии несправедливо и не соответствует принципам права. Речь идет прежде всего о тех лицах, которые, как правило, не по своей воле, а по воле советского государства оказались после 1940 г. в Латвии и Эстонии. К ним относятся кадровые военнослужащие, молодые специалисты, окончившие вузы и направленные на работу в Латвию и Эстонию, где они обязаны были отработать три года; лица, которые привлекались на строительство хозяйственных объектов (атомной станции, нефтеперерабатывающих, химических и иных заводов) в порядке организованного набора в силу того, что местные жители не изъявляли желание работать на этих объектах; специалисты в различных областях науки и техники (медики, инженеры и т.д.), которые приглашались на работу соответствующими учреждениями для повышения качества проводимых исследований и работ.
Все эти лица, естественно, создавали семьи, приобретали жилье и другую собственность, обрастали связями, укоренялись в обществе. По действующим Законам о гражданстве Латвии и Эстонии эти лица не признаются гражданами данных государств, а перспективы их натурализации (приема в гражданство) весьма отдаленны. В известном смысле указанные лица являются жертвами тоталитарной системы. И вновь со стороны властей, провозглашающих демократический и правовой характер их государств, эти лица подвергаются дискриминации, гонениям. Борьба за этнически чистое государство может обернуться большими потерями для этих государств - снижением интеллектуального потенциала, научно-технического уровня производства и т.д. Идеология и политика снова, как и при тоталитарном режиме, имеют приоритетное значение перед правом, национальными интересами, общечеловеческими ценностями и идеалами.
В акте Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ "О согласованных принципах регулирования гражданства", к сожалению, не был дан ответ на актуальный вопрос о критериях действия нулевого варианта признания (приобретения) гражданства.
Более успешной в этом отношении следует признать работу Комиссии Совета Европы "За демократию через право" (Венецианской комиссией). Она провела сравнительно-правовое исследование по вопросам гражданства при правопреемстве государств на основе ответов членов Комиссии на вопросы, поставленные авторами исследования.
Основной вывод, к которому пришли авторы исследования, одобренные Комиссией, заключается в следующем.
Человек с незапятнанной гражданской репутацией, длительно (постоянно) проживающий на территории государства-правопреемника, должен иметь такое же право на гражданство, как и другие жители этого государства, независимо от своего этнического происхождения.
Естественно, нельзя считать лицами с незапятнанной гражданской репутацией лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы за совершение общеуголовных преступлений, либо лиц, выступающих за насильственное изменение конституционного строя государства-правопреемника, состоящих в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами государства-правопреемника. Эти данные должны найти официальное подтверждение.
По результатам проведенного исследования была выработана Декларация о последствиях государственного правопреемства для гражданства (автор - член Комиссии профессор Афинского университета К. Экономидес (Греция)), основные положения которой сводятся к следующему.
Во всех случаях государственного правопреемства (аннексии, объединения государств, разделения в целях образования нового государства и т.д.) государство-правопреемник предоставляет свое гражданство всем гражданам предшествующего государства, постоянно проживающим на территории, переходящей к новому государству. Предоставление такого гражданства производится без каких-либо различий, основанных, в частности, на этническом происхождении, религии или языке. Вместе с тем после предоставления такого гражданства не должно быть никакой дискриминации между гражданами государства-правопреемника на основе упомянутых выше критериев.
Желательно, чтобы государство-правопреемник предоставляло свое гражданство на индивидуальной основе лицам, которые обратятся с ходатайствами об этом и будут принадлежать к следующим двум категориям:
а) лица, местом происхождения которых является территория государства-правопреемника, которые имеют гражданство государства-предшественника и которые к моменту правопреемства проживают за пределами этой территории;
б) постоянные жители территории государства-правопреемника, которые к моменту правопреемства имеют гражданство третьего государства.
Государство-правопреемник обязано предоставлять свое гражданство:
а) постоянным жителям территории государства-правопреемника, которые становятся апатридами в момент правопреемства;
б) гражданам, родившимся на территории государства-правопреемника, проживающим за пределами этой территории, которые становятся апатридами в момент правопреемства.
Желательно, чтобы государство-правопреемник предоставляло свое гражданство:
а) постоянным жителям территории государства-правопреемника, которые являются апатридами в момент правопреемства;
б) лицам, родившимся на территории государства-правопреемника, проживающим за пределами этой территории, которые являются апатридами в момент правопреемства.
Предыдущее государство не должно лишать своего гражданства собственных граждан, которые оказались не в состоянии приобрести гражданство государства-правопреемника.
Во всех случаях правопреемства, кроме случая объединения государств, государство-правопреемник должно предоставлять право выбора в пользу гражданства государства-правопреемника лицам, у которых сохраняются этнические, языковые или религиозные связи с последним государством.
Право выбора должно осуществляться в разумный срок, начиная с даты правопреемства, каждым лицом, достигшим совершеннолетия.
Осуществление права выбора в пользу гражданства государства-правопреемника не должно иметь отрицательных последствий для лиц, сделавших свой выбор, в частности, в отношении постоянного проживания в государстве-правопреемнике, и их собственности, движимого или недвижимого имущества, находящегося там.
Само собой разумеется, что в случае правопреемства государства, являющиеся участниками процесса правопреемства, могут, в частности, с помощью соглашения различными путями решать вопрос о гражданстве физических лиц. Однако они не обладают абсолютной дискреционной властью. Государства, в частности, обязаны уважать права человека у соответствующих лиц, права, гарантированные международными правовыми актами и, в частности, правило, согласно которому каждое из них имеет право на гражданство.
§ 5. Гражданство и правовой статус личности
Правовые последствия обладания гражданством. Как правило, в юридической литературе различают собственно содержание гражданства и те правовые последствия, которые вытекают для лица из факта обладания конкретным гражданством. Правовые последствия, связанные с обладанием конкретным гражданством, сводятся в основном к следующим группам (в разном их сочетании): 1) безусловное подчинение лица суверенной государственной власти, распространение на лицо действия законов государства; 2) предоставление лицу юридических прав и свобод, их обеспечение и возложение на него юридических обязанностей; 3) защита лица со стороны государства, в том числе во время пребывания его за границей.