Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 643
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В полном соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права это право закреплено в ч. 3 ст. 6 Конституции РФ и включено в состав основ конституционного строя России.
Однако право изменить гражданство не является абсолютным. Гражданин находится в устойчивой связи с государством, которая характеризуется наличием не только прав человека и гражданина, но и обязанностей и обязательств гражданина перед государством, другими лицами и иными субъектами национального права.
Поэтому гражданин может изменить свое гражданство только при условии получения разрешения на такое изменение гражданства. Указанное разрешение не есть ограничение, а тем более лишение права лица на изменение своего гражданства.
Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" в полном соответствии с международной практикой устанавливает основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации (ст. 16), а также основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации (ст. 20). В частности, выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:
имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;
привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.
Допустимость и признание двойного гражданства. Как уже отмечалось выше, суверенное государство не допускает признания за отечественным гражданином гражданства другого государства. Однако такое признание двойного гражданства возможно на основе международного договора, естественно, на началах взаимности (подробнее об этом см. в § 2 настоящей главы).
Недопустимость лишения гражданства. Статья 15 Всеобщей декларации прав человека закрепила принцип: "никто не может быть произвольно лишен своего гражданства". Лишение лица гражданства является исключительным случаем. Оно возможно лишь на основе закона при указании убедительных правовых оснований. Лишение гражданства тем самым должно исключать произвол властей по отношению к своим гражданам. Однако у государств есть много других правовых средств для решения тех проблем, которые возникают у государства в его отношениях с гражданами, что позволяет вообще исключить лишение гражданства из числа такого рода средств.
Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ в акте "О согласованных принципах регулирования гражданства" с учетом складывающейся практики сформулировала принцип: "никто не может быть лишен своего гражданства" (ч. 2 ст. 2), что явилось, видимо, реакцией на практику лишения гражданства в условиях режима тоталитаризма в бывшем СССР и других социалистических странах.
Конституция РФ в ч. 3 ст. 6 устанавливает полный запрет на принудительное лишение гражданства. Данный конституционный принцип гражданства гарантирует гражданам право на инакомыслие, исключает боязнь потерять отечественное гражданство по другим причинам, кроме свободного волеизъявления гражданина.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 мая 1996 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" в связи с жалобой А.Б. Смирнова" <1> признал следующее. Согласно п. "г" ст. 18 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" лица, родившиеся на территории, входившей на момент их рождения в Россию, являлись гражданами бывшего СССР, не изъявившие свободно своего желания прекратить принадлежность к российскому гражданству, выехавшие ранее на постоянное жительство за пределы России, но в пределах бывшего СССР, не являющиеся гражданами других государств, входивших в состав бывшего СССР, и впоследствии вернувшиеся на постоянное жительство в Россию после 6 февраля 1992 г., т.е. после вступления в силу Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации", должны были приобретать российское гражданство в порядке регистрации, не соответствует ч. 3 ст. 6 Конституции РФ. Причиной является то, что указанные категории лиц по существу лишались своего российского гражданства, что недопустимо согласно вышеприведенному конституционному положению. Гражданин А.Б. Смирнов, имевший российское гражданство по рождению, не мог быть лишен его даже по закону без его собственного волеизъявления, и к нему не могло быть предъявлено требование регистрации как способа признания российского гражданства. Этот вывод Конституционного Суда РФ согласуется с ч. 2 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей, что "никто не может быть произвольно лишен своего гражданства". "Произвольное, без учета волеизъявления гражданина лишение или даже временное прекращение законно приобретенного гражданства, - говорится в указанном Постановлении Конституционного Суда РФ, - нарушая статью 6 Конституции Российской Федерации, умаляет достоинство личности, что в соответствии со статьями 18, 21 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации является недопустимым как при издании, так и при применении законов". Однако это не освобождает лицо, имеющее российское гражданство по рождению, при прибытии в Россию на постоянное жительство, при оформлении такого гражданства от обязанности уведомления им того факта, что он прибыл в Россию для постоянного проживания и не принадлежит к гражданству другого государства, входившего в состав бывшего СССР.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" в связи с жалобой А.Б. Смирнова" // СЗ РФ. 1996. N 21. Ст. 2579.
Недопустимость высылки и выдачи гражданина другому государству. Международное право устанавливает запрет на высылку гражданина за пределы государства или выдачу его другому государству.
Акт Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ "О согласованных принципах регулирования гражданства" устанавливает принцип: "гражданин не может быть выдан иностранному государству, за исключением случаев, предусмотренных международным договором" (ст. 13).
Конституция РФ в ч. 1 ст. 61 устанавливает запрет на высылку гражданина Российской Федерации за пределы Российской Федерации или выдачу его другому государству. Это правило направлено против произвола государственных властей относительно отечественных граждан, каких бы политических взглядов они ни придерживались и какие бы действия ни допускали. Высылка гражданина Российской Федерации за пределы Российской Федерации не может быть и мерой наказания. Поэтому законодатель не может устанавливать такую меру уголовного наказания, как, например, высылка гражданина за пределы Российской Федерации.
Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" в ч. 5 ст. 4 в качестве принципа устанавливает положение, согласно которому гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.
Однако положение, содержащееся, в частности, в ч. 1 ст. 61 Конституции РФ, не означает освобождение российских граждан от ответственности и наказания на территориях иностранных государств. Граждане отвечают за свои действия по законам своего государства. Компетентные органы России обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в совершении преступления на территориях других государств, что вытекает из соответствующих международных договоров Российской Федерации о правовой помощи.
Под выдачей (экстрадицией) понимается выдача государствами друг другу лиц, находящихся на их территориях, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Конституция РФ содержит прямой запрет на выдачу российских граждан другому государству. Однако это правило не препятствует удовлетворению запросов иностранных государств на выдачу других лиц, не являющихся российскими гражданами и находящихся на территории Российской Федерации.
В соответствии с международным правом выдача не разрешается, если правонарушение, в отношении которого поступила просьба о выдаче, рассматривается запрашиваемым государством как правонарушение политического характера, если имеются веские основания полагать, что просьба о выдаче имеет целью судебное преследование, наказание лица по признаку расы, вероисповедания, национальности, этнической принадлежности, политических взглядов, пола или статуса или что положению такого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин.
Международное право исключает из числа преследуемых по политическим убеждениям лиц, в отношении которых есть основания полагать, что они совершили преступление против мира, военные преступления или преступление против человечества, незаконный захват воздушных судов и заложников, акты терроризма и т.д.
Гарантированность защиты и покровительства государством отечественных граждан, находящихся за границей. Согласно ч. 2 ст. 61 Конституции РФ Российское государство принимает на себя обязательство защиты и покровительства отечественным гражданам за пределами Российской Федерации, гарантируя такую защиту и покровительство как постоянно проживающим российским гражданам за границей, так и временно там пребывающим (туристам, командированным и т.п.).
Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" устанавливает, что гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации (ч. 1 ст. 7). Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.
Функции дипломатических представительств Российской Федерации определяются Венской конвенцией о дипломатических сношениях (1961 г.), а функции консульских учреждений - Венской конвенцией о консульских сношениях (1963 г.). Действует также Консульский устав (1976 г.). Российской Федерацией заключены многочисленные двусторонние консульские договоры и конвенции.
Наряду с принципами гражданства материального характера следует выделить принципы процессуально-процедурного порядка разрешения вопросов гражданства. К ним можно отнести следующие:
рассмотрение и решение дел по вопросам гражданства в индивидуальном (персональном) порядке, так как необходимо четко выраженное личное волеизъявление заинтересованного лица;
решение индивидуальных дел в отношениях гражданства полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации (Президент РФ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы, федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации) <1>;
--------------------------------
<1> В систему органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, входят: Президент РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная миграционная служба, их территориальные органы, Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации. К органам, содействующим решению вопросов гражданства Российской Федерации, относятся: Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ, Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан, Министерство образования и науки РФ, Министерство обороны РФ, Федеральная служба безопасности РФ, подчиненные им органы, органы загса (см.: Ванюшин Я.Л. Конституционное право на гражданство и роль органов Федеральной миграционной службы в его реализации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2006).
право обжалования в судебном порядке действий и решений компетентных государственных органов и должностных лиц по вопросам гражданства (что не отрицает возможность обжалования их действий и решений по инстанции в административном порядке). На необходимость права судебного обжалования при решении вопросов гражданства специально указано в акте Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ "О согласованных принципах регулирования гражданства" (ст. 14).
Приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ в регулировании отношений гражданства. Конституции и законы государств, регулирующие отношения гражданства, не должны противоречить общепризнанным принципам и нормам международного права, посвященным гражданству. Международные договоры имеют приоритет перед национальными законами о гражданстве. В акте Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (ст. 15) закреплено положение: "Если межгосударственным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в национальном законодательстве, применяются правила международного договора". Аналогичные положения содержатся в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Тем самым через приоритет международного права происходит унификация национального (внутреннего) законодательства государств по вопросам гражданства, более повышенная гарантия прав лиц в сфере гражданства.