Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 665
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 6. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ: СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
§ 1. Права и свободы личности
Социальная обусловленность прав и свобод личности. Правовой статус личности объективно обусловлен системой общественных отношений, местом и ролью человека в структуре общества. Тем самым правовой статус выражает материально обусловленную свободу личности, ее социальные позиции и возможности. В основе правового статуса лежит определенная система (номенклатура, каталог) социальных возможностей личности. Для новой ступени общественного прогресса, выражающегося в смене каждой общественно-экономической формации, характерен исторически определенный тип социально-правового положения личности.
В государственно-организованном обществе социальные возможности личности регламентируются в законах государства. "Юридически признанная свобода, - отмечал Маркс, - существует в государстве в форме закона" <1>. Юридическими средствами регламентации социального положения личности служат определяемые законом права, свободы, законные интересы и обязанности, в совокупности составляющие правовой статус личности. По мере общественного прогресса правовой статус развивается, обогащается в своем социальном содержании, дополняется новыми правами, свободами, законными интересами и обязанностями. В современном демократическом правовом государстве правовой статус личности, воплотив в переработанном виде все то ценное, что накоплено предшествующим развитием, наполняет новым содержанием элементарные права и обязанности человека и включает в себя новое поколение прав и свобод человека и гражданина. Содержание правового статуса в целом определяет рамки поведения лица по отношению к другим людям, их социальным общностям, границы его активной жизнедеятельности и самовыражения.
--------------------------------
<1> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 62. Также см. С. 399.
Правовой статус, закрепляя исторически обусловленное общественное положение и состояние свободы индивидов, выступает важнейшим и в то же время непосредственным способом эффективного удовлетворения потребностей и интересов каждого человека, его всестороннего и свободного развития. Правовой статус личности помогает членам общества определить свое место в общественном развитии, открывает доступ к обладанию и пользованию различными благами, возможность творческого участия в развитии производительных сил общества, новых общественных отношений в различных областях общественной и государственной жизни.
Правовой статус служит юридической основой социальной активности личности, в чем и заключается ценность ее правового статуса.
Как уже отмечалось, закрепление законом правового статуса личности является не результатом произвольных действий государства, а детерминировано в конечном счете социальными факторами и закономерностями, имеющими объективный характер. Социальная детерминация дополняется и чисто юридической, в частности требованиями принципов правового государства, международно-правовых актов относительно прав человека.
Социальная обусловленность диктует системный подход к правовому статусу: когда права и свободы немыслимы вне обязанностей, вне ответственности за пользование правами и свободами и неисполнение обязанностей.
В состав правового статуса входят закрепленные законом права и свободы, законные интересы и обязанности личности. Права, свободы и обязанности являются основными структурными элементами правового статуса личности, а законные интересы - дополнительным, производным.
Права и свободы личности не являются неизменными и вечными в своем содержании. В то же время права и свободы индивида не даруются (не октроируются) государством. Они существуют не в силу того, что они формально признаны государством и узаконены (хотя это так же необходимо), а в силу самой сущности человеческого общежития, складывающихся в нем системой общественных отношений и вытекающих из них социальных возможностей личности.
Источником прав и свобод личности в обществе служит не воля законодателя сама по себе, а реальные общественные связи и отношения людей. Маркс и Энгельс справедливо писали: "...признание прав человека современным государством имеет такой же смысл, как признание рабства античным государством. А именно, подобно тому как античное государство имело своей естественной основой рабство, точно так же современное государство имеет своей естественной основой гражданское общество, равно как и человека гражданского общества, т.е. независимого человека, связанного с другим человеком только узами частного интереса и бессознательной естественной необходимости, раба своего промысла и своей собственной, а равно и чужой своекорыстной потребности. Современное государство признало эту свою естественную основу как таковую во всеобщих правах человека. Оно не создало ее. Будучи продуктом гражданского общества, в силу собственного своего развития вынужденного вырваться из старых политических оков, современное государство со своей стороны признало путем провозглашения прав человека свое собственное материнское лоно и свою собственную основу" <1>.
--------------------------------
<1> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 125 - 126.
С материалистических позиций за правовой формой прав и свобод личности необходимо видеть их социальное содержание, определяемое совокупностью общественных связей данного сообщества.
Право, как правильно пишет И.С. Самощенко, "это такая возможность человека, которая имеет общественный источник, а не создается (захватывается) каждым участником общественных отношений для себя" <1>.
--------------------------------
<1> Самощенко И.С. О нормативно-правовых средствах регулирования поведения людей // Правоведение. 1967. N 1. С. 33.
Таким образом, права не могут быть выведены, поняты только на основе норм права (закона), без уяснения условий общественной жизни. "Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества" <1>.
--------------------------------
<1> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 19.
Социальные возможности личности выступают в качестве социальных предпосылок формирования ее юридических прав, свобод и обязанностей, а также реального содержания последних. И чем полнее права и свободы личности своим юридическим содержанием отвечают потребностям и закономерностям общественного развития, тем реальнее пользование теми благами, которые лежат в их основе.
Права и свободы индивида представляют собой закрепленные в законе социальные возможности лица как индивида по обладанию и пользованию определенным благом для удовлетворения личных интересов. В силу нормативно-правовой регламентации юридические права личности имеют четко очерченные пределы, выход за которые будет уже неправомерным поведением для лица. Социальные возможности, закрепленные государством в конституции и законах, для личности становятся юридическими притязаниями, подлежащими обеспечению и защите со стороны общества и государства.
В онтологическом плане права личности не существуют вне известных форм общественного сознания, т.е. вне определенных идей и представлений о правах индивида. Объективно сложившиеся социальные возможности по удовлетворению человеческих потребностей, в том числе и элементарных, становятся правами человека только тогда, когда они закреплены в нормах общежития (обычая, морали, права и др.). Вне норм социальные возможности личности (права человека) по существу представляют собой определенные идеи, требования политического, морального, правового общественного сознания. Они продиктованы условиями общественной жизни, достигнутым уровнем социального прогресса, выражают общественное мнение, направлены на достижение общечеловеческих идеалов и ценностей. Овладев массами, они становятся серьезной материальной силой. Для государства возникает необходимость закрепления обусловленного историческим прогрессом определенного каталога прав человека в законе, т.е. определения прав гражданина как юридических прав личности.
В исторической ретроспективе правовая мысль стала различать категории прав человека и прав гражданина (естественно-правовая концепция). В основе последних лежат права человека как прирожденные, неотделимые и неотчуждаемые от человека.
Идея прав человека имеет и материалистическое объяснение. Человек, по Марксу, является "результатом истории", исторически возникшим индивидуумом. Маркс на основе анализа реальных связей личности в современном ему обществе пришел к выводу о раздвоении индивида на гражданина и человека: иначе говоря, на общественное существо и частное лицо, когда "человек не только в мыслях, в сознании, но и в действительности, в жизни, ведет двойную жизнь, небесную и земную, жизнь в политической общности, в которой он признает себя общественным существом, и жизнь в гражданском обществе, в котором он действует как частное лицо, рассматривает других людей как средство, низводит себя самого до роли средства и становится игрушкой чуждых сил" <1>. Маркс и Энгельс рассматривают так называемые естественные (неотъемлемые и неотчуждаемые) права человека и гражданина (равенство, свобода, безопасность, собственность) как исторически обусловленные буржуазно-демократические права и свободы. Человеком и гражданином в данном случае фактически признавался буржуа как частный собственник.
--------------------------------
<1> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 390 - 391.
Анализ материальной обусловленности и социального содержания прав личности послужил для советских ученых-юристов основанием для различения категории прав человека и прав гражданина (П.Е. Недбайло, В.А. Туманов, И.Е. Фарбер и др.). По мнению Недбайло, каждый человек, будучи членом общества, обладает известными неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами и свободами. Они представляют собой выражение его общественной сущности, обусловлены определенными общественными отношениями. Естественно-исторические права человека, которые Недбайло называет также социально-политическими, приобретают юридическое значение, когда они признаны и закреплены законом <1>.
--------------------------------
<1> См.: Недбайло П.Е. Актуальные вопросы советской юридической науки // Тезисы докладов республиканской межвузовской научной конференции, посвященной проблемам советского права, 22 - 24 ноября 1965 г. Одесса, 1965. С. 5; Он же. Международная защита прав человека // Советский ежегодник международного права. 1968. М., 1969. С. 35 - 36.
Фарбер считал, что основные права человека существуют независимо от их государственного признания как результат общественного развития, как социальные возможности человека пользоваться элементарными благами жизни и культуры <1>.
--------------------------------
<1> См.: Фарбер И.Е. Права человека, гражданина и лица в социалистическом обществе // Правоведение. 1967. N 1. С. 39 - 46; Он же. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974. С. 35 - 40.
Мальцев в признании концепции прав человека видел необходимость выявить роль сложившихся социальных предпосылок в формировании юридически признаваемых прав личности <1>. На такой же позиции фактически стояли и многие другие авторы, которые раскрывали реальное содержание прав личности как социально обусловленных возможностей, по своей природе являющихся притязанием на определенное социальное благо. Эти возможности как притязания личности на конкретные блага жизни реально существуют до их закрепления в законе (Д.А. Керимов, С.Ф. Кечекьян, Е.А. Лукашева, Л.С. Мамут, В.С. Нерсесянц, В.А. Патюлин, В.М. Чхиквадзе и др.).
--------------------------------
<1> См.: Мальцев Г.В. Социалистическое право и свобода личности (теоретические вопросы). С. 26 - 27.
Стремлением подчеркнуть особую роль социального (фактического) содержания конституционных прав и обязанностей советских граждан объясняется и наше предложение, выдвинутое в 1963 г., о различении основных прав и обязанностей граждан как социальной категории и конституционных прав и обязанностей граждан как юридической категории <1>.
--------------------------------
<1> См.: Доклады по вопросам конкретной экономики и советского права (май, 1963). Томск, 1963. С. 35 - 39.
Права человека имеют международно-правовой аспект. Права человека с международно-правовых позиций есть общезначимые для всего мирового сообщества правовые идеи (требования), выраженные в юридической форме и предъявляемые к каждому государству (в этом случае они выступают как явления международного права). Права человека становятся фактически правами граждан, т.е. правовой реальностью тогда, когда они признаются государством и закрепляются национальным, позитивным правом <1>.
--------------------------------
<1> См.: Карташкин В.А. Международная защита прав человека (Основные проблемы сотрудничества государств). М., 1976. Гл. I, II.
Реальную значимость категории "права человека" нельзя преуменьшать. В то же время следует подчеркнуть, что права человека должны быть закреплены в законе, что открывает путь борьбе за реализацию своих юридически выраженных притязаний как прав личности.
§ 1. Права и свободы личности
Социальная обусловленность прав и свобод личности. Правовой статус личности объективно обусловлен системой общественных отношений, местом и ролью человека в структуре общества. Тем самым правовой статус выражает материально обусловленную свободу личности, ее социальные позиции и возможности. В основе правового статуса лежит определенная система (номенклатура, каталог) социальных возможностей личности. Для новой ступени общественного прогресса, выражающегося в смене каждой общественно-экономической формации, характерен исторически определенный тип социально-правового положения личности.
В государственно-организованном обществе социальные возможности личности регламентируются в законах государства. "Юридически признанная свобода, - отмечал Маркс, - существует в государстве в форме закона" <1>. Юридическими средствами регламентации социального положения личности служат определяемые законом права, свободы, законные интересы и обязанности, в совокупности составляющие правовой статус личности. По мере общественного прогресса правовой статус развивается, обогащается в своем социальном содержании, дополняется новыми правами, свободами, законными интересами и обязанностями. В современном демократическом правовом государстве правовой статус личности, воплотив в переработанном виде все то ценное, что накоплено предшествующим развитием, наполняет новым содержанием элементарные права и обязанности человека и включает в себя новое поколение прав и свобод человека и гражданина. Содержание правового статуса в целом определяет рамки поведения лица по отношению к другим людям, их социальным общностям, границы его активной жизнедеятельности и самовыражения.
--------------------------------
<1> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 62. Также см. С. 399.
Правовой статус, закрепляя исторически обусловленное общественное положение и состояние свободы индивидов, выступает важнейшим и в то же время непосредственным способом эффективного удовлетворения потребностей и интересов каждого человека, его всестороннего и свободного развития. Правовой статус личности помогает членам общества определить свое место в общественном развитии, открывает доступ к обладанию и пользованию различными благами, возможность творческого участия в развитии производительных сил общества, новых общественных отношений в различных областях общественной и государственной жизни.
Правовой статус служит юридической основой социальной активности личности, в чем и заключается ценность ее правового статуса.
Как уже отмечалось, закрепление законом правового статуса личности является не результатом произвольных действий государства, а детерминировано в конечном счете социальными факторами и закономерностями, имеющими объективный характер. Социальная детерминация дополняется и чисто юридической, в частности требованиями принципов правового государства, международно-правовых актов относительно прав человека.
Социальная обусловленность диктует системный подход к правовому статусу: когда права и свободы немыслимы вне обязанностей, вне ответственности за пользование правами и свободами и неисполнение обязанностей.
В состав правового статуса входят закрепленные законом права и свободы, законные интересы и обязанности личности. Права, свободы и обязанности являются основными структурными элементами правового статуса личности, а законные интересы - дополнительным, производным.
Права и свободы личности не являются неизменными и вечными в своем содержании. В то же время права и свободы индивида не даруются (не октроируются) государством. Они существуют не в силу того, что они формально признаны государством и узаконены (хотя это так же необходимо), а в силу самой сущности человеческого общежития, складывающихся в нем системой общественных отношений и вытекающих из них социальных возможностей личности.
Источником прав и свобод личности в обществе служит не воля законодателя сама по себе, а реальные общественные связи и отношения людей. Маркс и Энгельс справедливо писали: "...признание прав человека современным государством имеет такой же смысл, как признание рабства античным государством. А именно, подобно тому как античное государство имело своей естественной основой рабство, точно так же современное государство имеет своей естественной основой гражданское общество, равно как и человека гражданского общества, т.е. независимого человека, связанного с другим человеком только узами частного интереса и бессознательной естественной необходимости, раба своего промысла и своей собственной, а равно и чужой своекорыстной потребности. Современное государство признало эту свою естественную основу как таковую во всеобщих правах человека. Оно не создало ее. Будучи продуктом гражданского общества, в силу собственного своего развития вынужденного вырваться из старых политических оков, современное государство со своей стороны признало путем провозглашения прав человека свое собственное материнское лоно и свою собственную основу" <1>.
--------------------------------
<1> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 125 - 126.
С материалистических позиций за правовой формой прав и свобод личности необходимо видеть их социальное содержание, определяемое совокупностью общественных связей данного сообщества.
Право, как правильно пишет И.С. Самощенко, "это такая возможность человека, которая имеет общественный источник, а не создается (захватывается) каждым участником общественных отношений для себя" <1>.
--------------------------------
<1> Самощенко И.С. О нормативно-правовых средствах регулирования поведения людей // Правоведение. 1967. N 1. С. 33.
Таким образом, права не могут быть выведены, поняты только на основе норм права (закона), без уяснения условий общественной жизни. "Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества" <1>.
--------------------------------
<1> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 19.
Социальные возможности личности выступают в качестве социальных предпосылок формирования ее юридических прав, свобод и обязанностей, а также реального содержания последних. И чем полнее права и свободы личности своим юридическим содержанием отвечают потребностям и закономерностям общественного развития, тем реальнее пользование теми благами, которые лежат в их основе.
Права и свободы индивида представляют собой закрепленные в законе социальные возможности лица как индивида по обладанию и пользованию определенным благом для удовлетворения личных интересов. В силу нормативно-правовой регламентации юридические права личности имеют четко очерченные пределы, выход за которые будет уже неправомерным поведением для лица. Социальные возможности, закрепленные государством в конституции и законах, для личности становятся юридическими притязаниями, подлежащими обеспечению и защите со стороны общества и государства.
В онтологическом плане права личности не существуют вне известных форм общественного сознания, т.е. вне определенных идей и представлений о правах индивида. Объективно сложившиеся социальные возможности по удовлетворению человеческих потребностей, в том числе и элементарных, становятся правами человека только тогда, когда они закреплены в нормах общежития (обычая, морали, права и др.). Вне норм социальные возможности личности (права человека) по существу представляют собой определенные идеи, требования политического, морального, правового общественного сознания. Они продиктованы условиями общественной жизни, достигнутым уровнем социального прогресса, выражают общественное мнение, направлены на достижение общечеловеческих идеалов и ценностей. Овладев массами, они становятся серьезной материальной силой. Для государства возникает необходимость закрепления обусловленного историческим прогрессом определенного каталога прав человека в законе, т.е. определения прав гражданина как юридических прав личности.
В исторической ретроспективе правовая мысль стала различать категории прав человека и прав гражданина (естественно-правовая концепция). В основе последних лежат права человека как прирожденные, неотделимые и неотчуждаемые от человека.
Идея прав человека имеет и материалистическое объяснение. Человек, по Марксу, является "результатом истории", исторически возникшим индивидуумом. Маркс на основе анализа реальных связей личности в современном ему обществе пришел к выводу о раздвоении индивида на гражданина и человека: иначе говоря, на общественное существо и частное лицо, когда "человек не только в мыслях, в сознании, но и в действительности, в жизни, ведет двойную жизнь, небесную и земную, жизнь в политической общности, в которой он признает себя общественным существом, и жизнь в гражданском обществе, в котором он действует как частное лицо, рассматривает других людей как средство, низводит себя самого до роли средства и становится игрушкой чуждых сил" <1>. Маркс и Энгельс рассматривают так называемые естественные (неотъемлемые и неотчуждаемые) права человека и гражданина (равенство, свобода, безопасность, собственность) как исторически обусловленные буржуазно-демократические права и свободы. Человеком и гражданином в данном случае фактически признавался буржуа как частный собственник.
--------------------------------
<1> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 390 - 391.
Анализ материальной обусловленности и социального содержания прав личности послужил для советских ученых-юристов основанием для различения категории прав человека и прав гражданина (П.Е. Недбайло, В.А. Туманов, И.Е. Фарбер и др.). По мнению Недбайло, каждый человек, будучи членом общества, обладает известными неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами и свободами. Они представляют собой выражение его общественной сущности, обусловлены определенными общественными отношениями. Естественно-исторические права человека, которые Недбайло называет также социально-политическими, приобретают юридическое значение, когда они признаны и закреплены законом <1>.
--------------------------------
<1> См.: Недбайло П.Е. Актуальные вопросы советской юридической науки // Тезисы докладов республиканской межвузовской научной конференции, посвященной проблемам советского права, 22 - 24 ноября 1965 г. Одесса, 1965. С. 5; Он же. Международная защита прав человека // Советский ежегодник международного права. 1968. М., 1969. С. 35 - 36.
Фарбер считал, что основные права человека существуют независимо от их государственного признания как результат общественного развития, как социальные возможности человека пользоваться элементарными благами жизни и культуры <1>.
--------------------------------
<1> См.: Фарбер И.Е. Права человека, гражданина и лица в социалистическом обществе // Правоведение. 1967. N 1. С. 39 - 46; Он же. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974. С. 35 - 40.
Мальцев в признании концепции прав человека видел необходимость выявить роль сложившихся социальных предпосылок в формировании юридически признаваемых прав личности <1>. На такой же позиции фактически стояли и многие другие авторы, которые раскрывали реальное содержание прав личности как социально обусловленных возможностей, по своей природе являющихся притязанием на определенное социальное благо. Эти возможности как притязания личности на конкретные блага жизни реально существуют до их закрепления в законе (Д.А. Керимов, С.Ф. Кечекьян, Е.А. Лукашева, Л.С. Мамут, В.С. Нерсесянц, В.А. Патюлин, В.М. Чхиквадзе и др.).
--------------------------------
<1> См.: Мальцев Г.В. Социалистическое право и свобода личности (теоретические вопросы). С. 26 - 27.
Стремлением подчеркнуть особую роль социального (фактического) содержания конституционных прав и обязанностей советских граждан объясняется и наше предложение, выдвинутое в 1963 г., о различении основных прав и обязанностей граждан как социальной категории и конституционных прав и обязанностей граждан как юридической категории <1>.
--------------------------------
<1> См.: Доклады по вопросам конкретной экономики и советского права (май, 1963). Томск, 1963. С. 35 - 39.
Права человека имеют международно-правовой аспект. Права человека с международно-правовых позиций есть общезначимые для всего мирового сообщества правовые идеи (требования), выраженные в юридической форме и предъявляемые к каждому государству (в этом случае они выступают как явления международного права). Права человека становятся фактически правами граждан, т.е. правовой реальностью тогда, когда они признаются государством и закрепляются национальным, позитивным правом <1>.
--------------------------------
<1> См.: Карташкин В.А. Международная защита прав человека (Основные проблемы сотрудничества государств). М., 1976. Гл. I, II.
Реальную значимость категории "права человека" нельзя преуменьшать. В то же время следует подчеркнуть, что права человека должны быть закреплены в законе, что открывает путь борьбе за реализацию своих юридически выраженных притязаний как прав личности.