Файл: Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 467
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С момента допуска сотрудников налоговой инспекции в помещение они вправе совершать действия, предусмотренные налоговой выездной проверкой:
• осматривать любые помещения;
• допрашивать свидетелей;
• требовать представления необходимых документов;
• осуществлять выемку документов и предметов;
• проводить инвентаризацию имущества;
• назначать экспертизу.
Налоговый кодекс устанавливает правила осуществления всех этих действий. Доказательства, добытые налоговой инспекцией с нарушением правил, не могут использоваться в суде.
Проверяемый налоговый период
Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года более одной выездной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Выездная налоговая проверка может охватывать только три календарных года деятельности образовательного учреждения непосредственно предшествующих году проведения проверки. Налоговая инспекция может проверить также истекшие налоговые периоды текущего года, но это зависит от налогового периода по тем или иным налогам.
Представление документов для проверки
Как правило, выездная налоговая проверка проводится с целью изучить документы образовательного учреждения, чтобы сопоставить их с данными налоговой отчетности. Проверяющие требуют расчетные и финансовые документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации, договоры, приказы и т. д. При налоговой проверке предъявляются первичные документы. В целях применения главы 25 НК РФ первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ ―О бухгалтерском учете‖.
Оформление результатов проверки
Непосредственно после окончания проверки сотрудники налоговой инспекции составляют справку о результатах ее проведения.
Не позднее двух месяцев с момента составления справки о проведенной проверке должен быть оформлен акт проверки.
В акте приводятся выявленные нарушения налогового законодательства, а также выводы и предложения проверяющих по их устранению и применению санкций. К акту должны быть приложены все постановления и протоколы, связанные с проведением проверки.
Акт должен быть составлен в двух экземплярах (включая все приложения к нему). Один экземпляр остается в налоговой инспекции, а другой передается на подпись руководителю образовательного учреждения.
Если руководитель не согласен с выводами проверяющих, то он подписывает акт, но с письменной оговоркой о своем несогласии.
Акт вручается руководителю учреждения под расписку. Если последний уклоняется от получения акта, налоговая инспекция отправляет его по почте заказным письмом.
В этом случае датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты отправки письма.
Если налоговая инспекция не вручила руководителю акт, то на это обстоятельство можно ссылаться в дальнейшем в арбитражном суде как на нарушение прав налогоплательщика.
При получении акта налоговой проверки необходимо проверить:
• есть ли в наличии все указанные в нем приложения и расчеты;
• правильны ли расчеты, произведенные сотрудниками налоговой инспекции;
• не проверялись ли налоги, которые не были указаны в решении о проведении проверки;
• действовали ли на момент налогового правонарушения соответствующие статьи НК РФ, на которые ссылается налоговая инспекция;
• каковы были ставки налогов на момент налогового нарушения и др.
Акт налогового несогласия
Если налогоплательщиком обнаружены ошибки, неточности, то следует направить руководителю налоговой инспекции свои возражения. На это дается две недели со дня вручения акта.
Разногласия по акту проверки излагаются в акте налогового несогласия
(форма произвольная). Он должен быть представлен не позднее 14 дней со дня вручения акта налоговой проверки.
После истечения двухнедельного срока, отведенного для представления возражений по акту, все материалы по проверке передаются руководителю или заместителю руководителя налоговой инспекции. В течение 14 дней он должен рассмотреть их и принять решение.
В случае, если был составлен акт налогового несогласия, он должен рассматриваться с участием налогоплательщика. В противном случае это обстоятельство может быть использовано в арбитражном суде как нарушение прав налогоплательщика.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налоговой инспекции или его заместитель могут привлечь налогоплательщика к ответственности за выявление нарушения (ст. 101 НК
РФ).
Решение по результатам проверки
Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения оформляется в виде постановления.
На основании вынесенного решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения образовательному учреждению направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени в установленный срок в добровольном порядке (ст. 75, 101 НК РФ).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положение статей НК РФ, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог (ст.
69 НК).
Запомни:
налогообложение образовательных учреждений, элементы налогообложения, ставки налога, налоговая база, налоговые льготы, выездная и камеральная налоговая проверка.
Контрольные вопросы
1.
Каковы особенности налогообложения в образовательных учреждениях?
2.
По каким налогам в образовательных учреждениях предусмотрены льготы?
3.
Какие методы налогового контроля могут быть предусмотрены в образовательных учреждениях?
Тесты
1. В праве ли образовательные учреждения применять специальные налоговые режимы? а) Да. в) Нет.
2. Что относится к объектам налогообложения в сфере образования; а) движение собственности; б) земельные участки; в) хозяйственный результат; г) верно все перечисленное.
3.
В соответствии с НК РФ предметом выездной налоговой проверки является: а). Правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. б). Соблюдение законодательства о налогах и сборах. в). Соблюдение и исполнение законодательства о налогах и сборах.
4.
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период: а). Не превышающий трех календарных лет, предшествующих году проведения проверки. б). Не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
5.
Предусматривает ли действующее законодательство о налогах и сборах возможность приостанавливать выездную налоговую проверку: а). Нет. б). Да.
6.
В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий составляет и вручает налогоплательщику (его представителю): а). Постановление о проведенной проверке. б). Определение о завершении выездной проверки. в). Справку о проведенной проверке.
7.
Если в ходе камеральной налоговой проверки проверяющими не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, обязаны ли уполномоченные должностные лица составлять акт налоговой проверки: а). Обязаны. б). Не обязаны.
Лекция 7. Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях
Вопросы:
1. Основы организации бухгалтерского учета в образовательных учреждениях
2. Единство системы бюджетного учета
3. Баланс и План счетов бухгалтерского учета исполнения смет доходов и расходов организаций, состоящих на бюджете
1. Основы организации бухгалтерского учета в образовательных
учреждениях
Организация и ведение бухгалтерского учета в бюджетных организациях регулируется Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ и Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете, утвержденной Приказом
Министерства финансов РФ от 30 декабря 1999 года №107н.
В соответствии с законом "О бухгалтерском учете" основными правилами ведения бухгалтерского учета являются следующие:
- бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ – в рублях;
- имущество, являющееся собственностью организаций, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации;
- бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации до ликвидации или реорганизации;
- все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;
- основанием для записи в учетных регистрах являются первичные учетные документы, которые должны составляться в момент совершения хозяйственной операции или непосредственно после ее окончания и содержать обязательные реквизиты;
- организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий План счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
- текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.
Для обеспечения полного и своевременного поступления доходов и использования средств бюджета по целевому назначению требуется правильная организация бухгалтерского учета исполнения бюджета.
Бухгалтерский учет исполнения бюджета и смет расходов бюджетных учреждений называется бюджетным учетом.
Объектами бюджетного учета являются: доходы и расходы бюджета; материальные ценности бюджетных организаций; денежная наличность, хранящаяся в банках; средства в расчетах между бюджетами; фонды и резервы, создаваемые в бюджетах в процессе их исполнения.
Бюджетный учет, выступая как средство контроля за исполнением бюджета, содействует рациональному использованию национального дохода в целях расширенного воспроизводства, соблюдению необходимых пропорций в развитии отраслей народного хозяйства, точному исполнению утвержденного бюджета.
К задачам бюджетного учета относят: соблюдение бюджетно-финансовой дисциплины и строжайшего режима экономии в расходовании средств; мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных доходов; охрана имущества.
Бюджетный учет ведется в соответствии с существующим в стране бюджетным устройством. Организационное построение бюджетной системы
РФ определено законом РФ "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ" от 10 октября 1991 года №1734-1 (с
изменениями и дополнениями от 05 ноября 1994 года, 31 июля 1995 года, 10 июля 1996 года).
В соответствии с законом "О бухгалтерском учете" ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут их руководители, которые могут в зависимости от объема учетной работы: вести бухгалтерский учет лично; ввести в штат должность бухгалтера; учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, бухгалтеру-специалисту, специализированной организации.
Бухгалтерский учет исполнения смет расходов учреждений осуществляется, как правило, централизованными бухгалтериями, создаваемыми при министерствах, а также при городских и районных учреждениях.
При централизации учета за руководителями обслуживаемых учреждений сохраняются права распорядителей ассигнованиями, в частности: право заключать договора на поставку товаров и оказание услуг и на трудовые соглашения на выполнение работ; получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды; разрешать оплату расходов за счет ассигнований, предусмотренных системой; расходовать в соответствии с установленными нормами продукты питания, материалы и другие материальные ценности на нужды учреждения; утверждать документы по инвентаризации, акты на списание пришедших в негодность и ветхость материальных ценностей, авансовые отчеты подотчетных лиц.
Централизованная бухгалтерия представляет руководителям обслуживаемых учреждений необходимые им сведения об исполнении смет расходов в сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии по согласованию с руководителями этих учреждений.
Учреждения расходуют государственные средства в соответствии с целевым назначением, согласно утвержденным сметам, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и максимальную экономию денежных средств и материальных ценностей.
Бухгалтерский учет должен обеспечить систематический контроль за ходом исполнения смет расходов, состоянием расчетов с предприятиями, организациями, учреждениями и лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей.
Руководители бухгалтерских служб (главные бухгалтеры) в своей работе руководствуются законом РФ "О бухгалтерском учете", положениями
В соответствии с законом "О бухгалтерском учете" ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут их руководители, которые могут в зависимости от объема учетной работы: вести бухгалтерский учет лично; ввести в штат должность бухгалтера; учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, бухгалтеру-специалисту, специализированной организации.
Бухгалтерский учет исполнения смет расходов учреждений осуществляется, как правило, централизованными бухгалтериями, создаваемыми при министерствах, а также при городских и районных учреждениях.
При централизации учета за руководителями обслуживаемых учреждений сохраняются права распорядителей ассигнованиями, в частности: право заключать договора на поставку товаров и оказание услуг и на трудовые соглашения на выполнение работ; получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды; разрешать оплату расходов за счет ассигнований, предусмотренных системой; расходовать в соответствии с установленными нормами продукты питания, материалы и другие материальные ценности на нужды учреждения; утверждать документы по инвентаризации, акты на списание пришедших в негодность и ветхость материальных ценностей, авансовые отчеты подотчетных лиц.
Централизованная бухгалтерия представляет руководителям обслуживаемых учреждений необходимые им сведения об исполнении смет расходов в сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии по согласованию с руководителями этих учреждений.
Учреждения расходуют государственные средства в соответствии с целевым назначением, согласно утвержденным сметам, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и максимальную экономию денежных средств и материальных ценностей.
Бухгалтерский учет должен обеспечить систематический контроль за ходом исполнения смет расходов, состоянием расчетов с предприятиями, организациями, учреждениями и лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей.
Руководители бухгалтерских служб (главные бухгалтеры) в своей работе руководствуются законом РФ "О бухгалтерском учете", положениями
о бухгалтерских службах и централизованных бухгалтериях, утвержденными в установленном порядке и другими нормативными документами.
Бухгалтерская служба учреждения должна выполнять следующие задачи: организовывать бухгалтерский учет в соответствии и действующими нормативными актами; использовать передовые формы и методы учета и обработки информации на базе широкого применения современной вычислительной техники; осуществлять предварительный контроль за своевременным, правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций; контролировать правильность, рациональность и бережность расходования средств в соответствии с открытыми кредитами и целевым назначением по утвержденным сметам расходов по бюджету; осуществлять строгий контроль за рациональным и экономным использованием денежных, материальных и трудовых ресурсов, вести борьбу с расточительством, принимать меры к своевременному предупреждению негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявлять и мобилизовывать внутрихозяйственные резервы; обеспечивать учет доходов и расходов по специальным средствам, а также операций по другим внебюджетным средствам; организовывать формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности учреждения, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования поставщиками, заказчиками, финансовыми, налоговыми, банковскими и казначейскими органами; своевременно организовывать начисление и выдачу заработной платы, стипендий, пособий; вести учет и расчеты с дебиторами и кредиторами; участвовать в проведении инвентаризации денежных средств, расчетов и материальных ценностей; своевременно и правильно отражать в учете результаты инвентаризации; периодически инструктировать материально-ответственных лиц по вопросам учета и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств, находящихся на их ответственном хранении; составлять отчетность и предоставлять ее соответствующим органам в установленные сроки; обеспечивать достоверность отчетов и балансов; соблюдать установленный порядок хранения бухгалтерских документов, регистров, смет расходов и расчетов к ним, а также других служебных документов; своевременно в установленном порядке сдавать их в архив.
В течение отчетного года в учреждении должна проводиться единая учетная политика отражения хозяйственных операций и оценки имущества.
Изменение учетной политики по сравнению с предыдущим годом должно
Бухгалтерская служба учреждения должна выполнять следующие задачи: организовывать бухгалтерский учет в соответствии и действующими нормативными актами; использовать передовые формы и методы учета и обработки информации на базе широкого применения современной вычислительной техники; осуществлять предварительный контроль за своевременным, правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций; контролировать правильность, рациональность и бережность расходования средств в соответствии с открытыми кредитами и целевым назначением по утвержденным сметам расходов по бюджету; осуществлять строгий контроль за рациональным и экономным использованием денежных, материальных и трудовых ресурсов, вести борьбу с расточительством, принимать меры к своевременному предупреждению негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявлять и мобилизовывать внутрихозяйственные резервы; обеспечивать учет доходов и расходов по специальным средствам, а также операций по другим внебюджетным средствам; организовывать формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности учреждения, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования поставщиками, заказчиками, финансовыми, налоговыми, банковскими и казначейскими органами; своевременно организовывать начисление и выдачу заработной платы, стипендий, пособий; вести учет и расчеты с дебиторами и кредиторами; участвовать в проведении инвентаризации денежных средств, расчетов и материальных ценностей; своевременно и правильно отражать в учете результаты инвентаризации; периодически инструктировать материально-ответственных лиц по вопросам учета и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств, находящихся на их ответственном хранении; составлять отчетность и предоставлять ее соответствующим органам в установленные сроки; обеспечивать достоверность отчетов и балансов; соблюдать установленный порядок хранения бухгалтерских документов, регистров, смет расходов и расчетов к ним, а также других служебных документов; своевременно в установленном порядке сдавать их в архив.
В течение отчетного года в учреждении должна проводиться единая учетная политика отражения хозяйственных операций и оценки имущества.
Изменение учетной политики по сравнению с предыдущим годом должно