Файл: Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 472

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поскольку бюджетные учреждения не получают доходов от сдачи имущества в аренду, последние полностью зачисляются в бюджет органами
Казначейства и лишь затем выделяются по смете доходов и расходов учреждению (а в ряде регионов остаются в бюджете муниципального образования), поэтому образовательные учреждения не имеют возможности уплачивать налог на прибыль. Наконец-то этой проблемой озаботились государственные органы и стали разрабатывать механизм, обеспечивающий реализацию положений БК РФ и НК РФ в части налогообложения доходов, получаемых бюджетными учреждениями от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного им в оперативное управление.
В случае неуплаты или неполной уплаты налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски об их взыскании к бюджетным учреждениям. В соответствии с п. 3 ст. 105 НК РФ применение налоговых санкций к организациям, которым открыты лицевые счета, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ, на основании вступивших в законную силу решений судов. Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, осуществляется в соответствии со ст. ст. 242.1 и 242.3 БК РФ.
Аналогичной позиции по поводу того, что взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется только в судебном порядке, придерживается и Пленум ВАС (п. 1 Постановления N 31 27
). При этом подчеркивается, что налоговые органы, действуя в пределах своей компетенции, должны исполнять обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.
Несмотря на приведенные разъяснения, обращения по вопросу исчисления и уплаты налога на прибыль организаций бюджетными учреждениями с доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного им в оперативное управление, продолжали поступать, и в 2008 г. позиция Минфина стала еще более лояльной по отношению к бюджетным учреждениям.
Минфин в Письме от 29.04.2008 N 01-СШ/30 "Об исчислении и уплате налога на прибыль организаций бюджетными учреждениями с доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности" признал, что в связи с отсутствием до настоящего времени механизма, обеспечивающего реализацию положений бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах в части налогообложения доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного бюджетным учреждениям в оперативное управление, данные
27
Постановление Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение".

учреждения до введения в действие такого механизма лишены возможности самостоятельно исполнять свою обязанность по уплате налога на прибыль организаций в части указанных доходов. Однако обеспечение ясности и определенности порядка уплаты налога гарантируется каждому налогоплательщику основополагающими принципами законодательства о налогах и сборах.
Налог на имущество организаций исчисляется в соответствии с гл. 30
НК РФ. Кроме этого, в каждом регионе принимаются законы субъектов РФ, вводящие в действие данный налог и определяющие налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу. При установлении налога законами субъектов РФ также могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Таким образом, налоговые льготы могут быть различны в разных регионах.
Федеральный перечень налоговых льгот по налогу на имущество установлен ст. 381 НК РФ. Льготы по имуществу, используемому образовательными учреждениями, действовали лишь до 1 января 2006 г. В настоящее время некоторые регионы также отменили данные льготы. В то же время целый ряд регионов продолжает освобождать от уплаты налога на имущество государственные учреждения субъектов РФ и муниципальные учреждения. Так, например, согласно ст. 3-1 Областного закона
Ленинградской обл. от 25.11.2003 N 98-оз "О налоге на имущество организаций" освобождены от уплаты данного налога бюджетные учреждения, финансируемые из областного бюджета Ленинградской области и (или) из бюджетов муниципальных образований Ленинградской области.
Федеральным законодательством льгот по налогу на землю для образовательных учреждений не предусмотрено. Однако в отличие от налога на имущество этот налог является местным, поэтому льготы могут быть установлены решениями органов местного самоуправления. В результате на территории одного региона возможна ситуация, когда в одном муниципальном образовании (например, в сельском районе) образовательные учреждения освобождены от уплаты налога на землю, а в соседнем
(например, в городе) - нет.
Согласно ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Как правило, участки образовательных учреждений при оформлении оперативного управления передаются в бессрочное пользование, поэтому данные учреждения являются плательщиками земельного налога
28 28
Вифлеемский А. Особенности налогообложения // Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение, 2008, №12.


1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   16

2. Налоговые льготы для образовательных учреждений
Учебные заведения можно отнести к специфическим плательщикам налогов. Специфика заключается в том, что уплата отдельных видов налогов в основном связана с налоговыми льготами, установленными для учебных учреждений.
Для услуг по образованию установлены льготы по НДС. Так, освобождаются от НДС операции по оказанию услуг по высшему, среднему, профессионально-техническому и начальному образованию заведениями образования, имеющими специальное разрешение (лицензию) на оказание таких услуг, и услуг по воспитанию и образованию детей домами культуры в сельской местности, детскими музыкальными и художественными школами, школами искусств.
Льготы по НДС и возможности их использования:
Главой 21 Налогового кодекса РФ предусмотрены определенные льготы по налогу на добавленную стоимость для образовательных организаций. Это, во-первых, освобождение от налогообложения услуг:
– по содержанию детей в дошкольных учреждениях;
– по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях.
Такая льгота предусмотрена подпунктом 4 пункта 2 статьи 149
Налогового кодекса РФ.
Что же нужно, чтобы воспользоваться освобождением? Прежде всего, наличие лицензии на эту деятельность. Но здесь важно отметить следующее.
Лицензия необходима, только если законодательством о лицензировании предусмотрено ее получение. И еще нужно помнить, что при одновременном осуществлении видов деятельности, облагаемых и не облагаемых НДС, необходимо вести раздельный учет (п. 4 ст. 149 Налогового кодекса РФ).
Вторым освобожденным видом деятельности являются услуги в сфере образования по проведению учебно-производственного или воспитательного процесса. Для ее применения все так же необходимо иметь лицензию и вести раздельный учет. Но помимо этого есть и еще одна особенность. Данная льгота может применяться только некоммерческими образовательными организациями.
Кому льготы не положены
Теперь коснемся видов деятельности, не подлежащих льготированию у некоммерческих образовательных организаций. На основании подпункта 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ к такой деятельности относится:
– оказание консультационных услуг;
– сдача имущества в аренду;
– реализация продукции учебных производств;
– реализация покупных товаров;
– осуществление прочих услуг, которые не связаны с учебно- производственным и (или) воспитательным процессом в сфере образования.


Кроме того, не подлежат освобождению образовательные услуги, не указанные в лицензии.
Если деятельность не подлежит лицензированию
Напомним, что перечень таких видов деятельности для образовательных организаций установлен пунктом 2 постановления
Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности». По нашему мнению, по ним можно применять установленные льготы. Ведь ограничение, указанное в пункте 6 статьи 149 Налогового кодекса РФ, касается только подлежащих лицензированию видов деятельности.
Соответственно, если лицензия не требуется, то и ограничение не применяется. Это подтверждает и арбитражная практика (постановление
ФАС Северо-Западного округа от 11 октября 2004 г. № А56-11012/04). Кроме того, об этом сказано и в письме Минфина России от 1 декабря 2005 г. № 03-
04-11/321.
Главное, чтобы нелицензируемые виды деятельности были оказаны в сфере образования и были направлены на проведение учебно- производственного и воспитательного процесса, как того и требует подпункт
14 пункта 2 статьи 149 главного налогового документа.
Льгота по налогу на прибыль
Налогообложению не подлежит безвозмездно полученное на ведение уставной деятельности имущество. Но только при наличии у негосударственного учреждения лицензии на право ведения образовательной деятельности. Эта льгота предусмотрена подпунктом 22 пункта 1 статьи 251
Налогового кодекса РФ.
Причем при ее применении не важен тот факт, является ли образовательная организация коммерческой или нет.
3. Налоговая проверка образовательных учреждений
Наиболее распространенной и эффективной формой налогового контроля является налоговая проверка. В соответствии со ст. 87 НК РФ нормативно установлены:
• выездные проверки
(проводятся по местонахождению налогоплательщика);
• камеральные проверки (проводятся по местонахождению налогового органа).
Встречные проверки (связанные с истребованием у иных лиц документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика) и повторные выездные (проводятся после выездной проверки, как правило, вышестоящим налоговым органом) являются дополнительными видами проверок.
Выездная проверка
Основная цель выездной налоговой проверки – определить достоверность отражения финансово-хозяйственных операций в первичных документах и их соответствие действующему налоговому законодательству.