Файл: Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 464

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Запомни:

Предмет и объект бухгалтерского учета в образовательных учреждений, балансовое обобщение, счета и субсчета, бюджетная классификация, план счетов, аналитический и синтетический учет.
Контрольные вопросы
4.
Каковы принципы организации бухгалтерского учета в образовательных учреждениях?
5.
Определите сходства и различия организации бухгалтерского учета в образовательном учреждении и коммерческой организации?
6.
Охарактеризуйте порядок формирования счета в бюджетных организациях.
Тесты
1.
Назовите основной документ, регулирующий бюджетный учет в
РФ: а)
Гражданский кодекс Российской Федерации; б)
Бюджетный кодекс Российской Федерации; в)
Федеральный закон «О бухгалтерском учете»; г)
Инструкция по бюджетному учету.
2.
Бюджетная классификация применяется: а) на этапе планирования бюджетов; б) на этапе обобщения учетной информации в формах отчетности; в) на этапе планирования и на этапе обобщения учетной информации в формах отчетности; г) носит рекомендательный характер.
3.
Федеральным законом
«О бюджетной классификации» утверждены: а) пять видов классификаций; б) шесть видов классификаций; в) семь видов классификаций; г) восемь видов классификаций.
4.
Бюджетная роспись составляется: а) получателем средств; б) распорядителем средств; в) главным распорядителем средств; г)
Минфином России.
5.
Применяемый в процессе составления и исполнения бюджета и смет размер плановых затрат на расчетную единицу - это: а) норматив; б) норма;
в) расценка; г) ставка.
6.
Какой проводкой оформляется принятие к бюджетному учету машин и оборудования: а)Д 40101172 К 40101200; б)Д 10104310 К 10601410; в)Д 20509560 К 40101172; г) Д 20509560 К 40101272.
7.
Оприходование материалов, полученных от поставщиков, отражается бухгалтерской записью: а) Д 10500340 К 30222730; б) Д30220830 К 20611660; в) Д30220830 К 30405340; г) Д 30203830 К 30405222.
8.
Заработная плата работникам бюджетной сферы устанавливается в соответствии с: а) единой тарифной сеткой; б) тарифной ставкой; в) минимальным размером оплаты труда.
9.
Начисление заработной платы работникам оформляется проводками: а)Д30302830 К 30213730; б)Д 40102263 К 30213730; в)Д 40101211 К 30201730.
10.Удержание из заработной платы НДФЛ: а) Д 30201830 К 30403730; б)Д30201830 К 30301730; в)Д30201830 К 20800000.
Лекция 8. Маркетинг образовательных услуг
Вопросы:
1. Сущность и назначение маркетинга. Специфика маркетинга в сфере образования
2. Рынок образовательных услуг. Сегментация образовательных услуг.
3. Маркетинговая среда образовательного учреждения и ее анализ


4. Построение стратегии образовательного учреждения
5. Продвижение образовательных услуг на рынке
1. Сущность и назначение маркетинга. Специфика маркетинга в
сфере образования.
Переход к рыночной экономике способствовал развитию маркетинга в сфере образования, с помощью которого образовательные учреждения реагируют на внешние воздействия среды, адаптируют свои внутренние возможности к требованиям субъектов рынка. Маркетинг в сфере образования носит как коммерческий, так и некоммерческий характер и нацелен как на создание, успешное продвижение и реализацию образовательных услуг и продуктов, так и на получение благоприятного социального эффекта.
Маркетинг позволяет изучить спрос на образовательные услуги, оценить влияние различных факторов рынка труда на результаты деятельности образовательного учреждения, выявить закономерности формирования востребованных специалистов, разработать и реализовать маркетинговую политику функционирования системы образования.
Модернизация российского образования проходит в условиях обострившейся конкуренции на рынке образовательных услуг. Вузы, использующие маркетинговый поход, стремятся к более качественному, чем у конкурентов, удовлетворению потребностей населения в образовательных услугах
29
Функционирование рынка образования в условиях рыночной экономики имеет свою специфику, которая обусловлена особенностями не только образования как важнейшей отрасли народного хозяйства, но и интеллектуального продукта, производимого в ней.
Специфика проявляется, прежде всего, в том, что образование по своей социально-экономической природе не может развиваться только на коммерческих началах. В современных условиях лишь узкий круг образовательных учреждений способен функционировать на основе самофинансирования. Образовательные услуги относятся к группе общественных благ, которые, как правило, финансируются государством и предоставляются обществу в целом или отдельным социальным группам.
Рыночные отношения вносят в систему образования элементы саморегулирования. Это способствует развитию конкуренции, соперничества в привлечении потребителей образовательных услуг, что приводит к повышению качества и ассортимента образовательных продуктов
30
Существует множество определений маркетинга. Слово «маркетинг» означает активную работу, действие на рынке. Маркетинг — вид
29
Кузьмина, E. E. Маркетинг образовательных услуг : учеб. пособие для магистров /Е. Е. Кузьмина. — М.:
Издательство Юрайт, 2012. — 330 с. С. 17.
30
Бухарова Г.Д. Маркетинг в образовании : учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / Г.Д.Бухарова,
Л.Д.Старикова. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 208 с. С. 3.

человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена (Ф.Котлер).
В самом общем виде маркетинг можно определить как комплекс подходов и методов, ориентированный на рынок, служащий формированию и достижению целей организации.
Маркетинг — это теоретическая и практическая система, направленная на разработку и производство новых товаров или услуг с учетом рыночной ситуации и изменением потребности людей, с целью получения максимальной прибыли путем удовлетворения потребностей.
Маркетинг следует рассматривать, как минимум, с четырех точек зрения: как идеологию современного бизнеса; как систему маркетинговых исследований; как управление маркетингом; как комплекс мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта.
При исследовании маркетинга с любой точки зрения выявляются две неразрывные стороны: во-первых, тщательное изучение рынка, спроса и потребностей, во-вторых, — активное воздействие на рынок, на формирование потребностей и предпочтений покупателей
31
Маркетологи выделяют два основных вида рынка — рынок продавца и рынок покупателя.
Рынок продавца — это рынок дефицита товаров и услуг, на котором преобладают продавцы и наиболее активными агентами выступают покупатели.
Рынок покупателя — это рынок, на котором преобладают покупатели и наиболее активными агентами являются продавцы.
В условиях современного рынка предложение товаров обгоняет спрос на них, и маркетинг ассоциируется с продавцами, пытающимися отыскать покупателей, т. е. с рынком покупателя.
Для совершения сделок на рынке образовательных услуг необходимо выполнение двух условий: наличие человека, желающего получить определенный уровень образования и имеющего для этого возможности, и лица (физического или юридического), которое может и желает ему это образование предоставить.
Если для товарных рынков характерно стремление производителей получать информацию о нуждах потребителей, то для образовательного рынка более характерна обратная черта: стремление клиентов получить как можно больше информации о продавцах образовательных услуг. Все эти стремления можно объединить общим термином — «маркетинговые коммуникации»
32
Субъектами маркетинговых отношений на рынке образовательных услуг являются: образовательные учреждения; потребители образовательных услуг (ОУ) (индивидуальные и корпоративные); посредники в структуре
31
Маркетинг в образовании : учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / Г.Д.Бухарова, Л.Д.Старикова.
— М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 208 с. С. 7.
32
. Маркетинг в образовании : учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / Г.Д.Бухарова, Л.Д.Старикова.
— М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 208 с. С. 7.

системы образования и внешние посредники, обеспечивающие реализацию образовательных процессов (первые включают: органы управления образованием всех уровней, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и др.; вторые включают: службы занятости, биржи труда, рейтинговые агентства, кредитно-финансовые учреждения, заинтересованные в кредитовании образовательной деятельности и др.); общественные организации и структуры, участвующие в продвижении образовательных услуг на рынке
(некоммерческие организации, такие, как политические партии, ассоциации развития и т. д.)
33
2. Рынок образовательных услуг. Сегментация образовательных
услуг.
Все субъекты образовательной деятельности должны интегрировать свои усилия вокруг конечного потребителя ОУ и формирования его личности. Следовательно, он должен находиться в центре маркетинговых коммуникаций и маркетинговых усилий всех субъектов данного рынка, а также являться обязательным участником всех сделок в данной сфере
34
Рыночная ориентация образовательного учрежденияпредполагает прямо противоположные установки и решения в отношении перечисленных аспектов его деятельности: 1. Оказываются (производятся) только те ОУ, которые пользуются или будут пользоваться, с учетом времени на оказание
ОУ, спросом на рынке. 2. Ассортимент продукции (ОУ) достаточно широк и интенсивно обновляется с учетом требований клиентов, общества, научно- технического прогресса. Процессы и технологии оказания ОУ гибки, легко адаптируемы. 3. Цены на ОУ формируются под значительным воздействием рынка, действующих на нем конкурентов, величины платежеспособного спроса. 4. Ведется активная коммуникационная политика и реклама ОУ, направленная на конкретные целевые группы потребителей ОУ, на потенциальных посредников образовательной деятельности. Продвижение и продажи ОУ децентрализованы. 5. Суть маркетинга как философии рынка опирается на ориентацию ОУ на запросы конечного потребителя.
Принципы маркетинга ОУ:1. Сосредоточение ресурсов учреждения на изготовлении таких ОУ, которые реально необходимы потребителям в избранных учреждением сегментах рынка. 2. Понимание качества ОУ как меры удовлетворения потребности в них. 3. Широкой взгляд на потребности клиента, предполагающий, что клиенту нужен не диплом и даже не сумма знаний, а возрастание стоимости его человеческого капитала, как для работодателей и общества, так и для самого конечного потребителя ОУ. 4.
Ориентация на сокращение совокупных затрат потребителя (прежде всего, затрат по потреблению ОУ) и учет их в ценообразовании. 5. Активное применение методов формирования потребительского спроса на ОУ против
33
Маркетинг образовательных услуг: Учебное пособие /Н. А. Пашкус, В. Ю. Пашкус, М. П. Соловейкина, Л.
В. Чебыкина / Под ред. Н. А. Пашкус. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. – 112 с. С. 10 34
Там же С.9 С. 10

классических методов реагирования на изменение спроса и его прогнозирования.
6.
Ориентация на долгосрочную перспективу взаимодействия с партнерами. 7. Интерактивная система сбора и обработки информации о конъюнктуре рынка и его реакциях, опирающаяся на эффективное мультифакторное моделирование рыночных перспектив. 8.
Комплексность, интеграция образовательных процессов, а также способов и инструментов их осуществления.
9.
Оптимальное сочетание централизованных и децентрализованных методов управления исходя из потребностей конкретного клиента. 10. Ситуационное управление процессами. При осуществлении деятельности на рынке образовательное учреждение должно решить, какую именно часть этого рынка оно в это время и в этом месте способно эффективно обслуживать. Основанием для выбора приоритетных сфер приложения рыночной активности вуза является сегментация рынка. Сегментация рынка образовательных услуг – это деятельность по выявлению потенциальных групп потребителей ОУ учреждения. Целевой рынок образовательного учреждения – это потенциальный рынок, который определяется совокупностью людей со схожими потребностями в отношении ОУ, достаточными ресурсами, а также готовностью и возможностью получать / покупать данные услуги
35
Эффект максимизации прибыли на единицу продукции
(образовательную услугу) заключается в увеличении доходов образовательного учреждения в результате обоснованного выбора целевого сегмента, что обуславливается уменьшением издержек на распространение и продвижение ОУ.
Деятельность по сегментированию рынка должна включать выбор принципов и методов проведения сегментации, а также определение критериев сегментации и позиционирования образовательных услуг на рынке. Заключительным этапом сегментирования рынка всегда выступает разработка эффективного маркетингового плана для целевого сегмента.
Сегментация рынка образования может быть произведена тремя различными способами:
· по группам потребителей образовательных услуг;
· по параметрам образовательных услуг;
· по конкурентам на рынке образования
36
3. Маркетинговая среда образовательного учреждения и ее анализ
По отношению к конкретному образовательному учреждению принято различать внешнюю маркетинговую среду, среду окружения и внутреннюю маркетинговую среду, представленную самим субъектом маркетинга, то есть образовательным учреждением. Образовательные учреждения преуспевают
35
. Маркетинг образовательных услуг: Учебное пособие /Н. А. Пашкус, В. Ю. Пашкус, М. П. Соловейкина,
Л. В. Чебыкина / Под ред. Н. А. Пашкус. – СПб.: ООО «Книжный Дом»,2007. – 112 с. С. 22 36
. Там же. С. 23