Файл: Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 460
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9) экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Важным субъектом, осуществляющим образовательную деятельность, являются педагогические работники. В Законе РФ «Об образовании» определен правовой статус педагогических работников, который включает совокупность прав и свобод, трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности.
4.Органы управления образованием.
В РФ управление образованием включает в себя органы управления трех уровней.
Первый, федеральный, уровень включает в себя органы управления образованием общегосударственного значения.
К ним относятся федеральные органы управления образованием (Министерство образования
Российской Федерации и другие федеральные органы, имеющие отношение к системе образования).
Второй уровень органов управления образованием - это уровень субъектов Российской Федерации (Департамент образования).
К третьему, местному, уровню относятся районные и городские органы управления образованием (управления образованием при местных администрациях).
К ведению федеральных органов управления образованием относятся вопросы стратегического характера. Основными являются следующие:
1) формирование и осуществление федеральной политики в области образования;
2) разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования (в том числе Федеральной программы развития образования);
3) установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
4) разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях, установление порядка их создания, реорганизации и ликвидации;
5) установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
6) установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;
7) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Органы управления образованием субъектов Федерации определяют особенности реализации федеральных законов и нормативов в своих регионах. В их ведении находятся:
1) формирование законодательства субъектов Российской Федерации в области образования;
2) разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования;
3) установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
4) определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;
5) формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование, установление местных налогов на образование и т. д.
В введении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования находятся::
1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях;
2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях
3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций
5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;
6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа.
7) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования.
8) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Система образования Российской Федерации характеризуется сле- дующими основными показателями на начало 2011 г
23
• общее число дошкольных образовательных учреждений – 4510 единиц;
• общая численность учащихся (13318) и студентов (7049800) – 063 118 человек;
• общий выпуск учащихся и студентов – 3193 тыс. человек;
• общая численность занятых в сфере образования (преподавательский состав) – 2831 тыс. человек;
23
Основные показатели образования. [Электронный ресурс] // Российский статистиче- ский ежегодник - 2011 г. /Федеральная служба государственной статистики. - М., 2011.-
URL:http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/Main.htm
• удельный вес расходов на образование из федерального бюджета –
4,34 %.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 16
2. Образовательная услуга: понятие, особенности, классификация
Основным видом деятельности образовательных организаций является создание образовательных услуг.
Что скрывается за термином
«образовательная услуга»? В чем ее отличие от других видов услуг?
Под образовательными услугами чаще всего понимают систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства.
Таким образом, образовательные услуги удовлетворяют личные
(конечный потребитель), групповые
(предприятия-работодатели) и общественные потребности (государство). Соответственно их можно рассматривать с точки зрения всех трех компонентов.
С позиции отдельной личности образовательная услуга – это процесс передачи потребителю знаний, умений и навыков общеобразовательного и профессионального характера, необходимых для удовлетворения его личных потребностей в приобретении профессии, саморазвитии и самоутверждении, осуществляемый в тесном контакте с потребителем по установленной форме и программе.
С позиции предприятия образовательная услуга – это процесс профессиональной подготовки (повышения квалификации, переподготовки) кадров, необходимой для обеспечения его работоспособности, поддержания конкурентоспособности и развития в постоянно изменяющихся рыночных условиях.
С позиции государства образовательная услуга – это процесс, обеспечивающий расширенное производство совокупного личностного и интеллектуального потенциала общества.
24
Рассмотрим некоторые отличительные особенности, присущие образовательным услугам
25 1. Потребительная стоимость образовательных услуг очень высока, что влечет за собой достаточно высокую стоимость этой услуги, на рынке это проявляется в высоких ценах.
2. Процесс образования растянут во времени, в результате мы имеем большую длительность оказания подобного рода услуг (так, например, получение в России первого высшего профессионального образования занимает срок от 4 до 6 лет).
24
Козырьков Р.В. Особенности образовательных услуг // Экономический и социально- философский потенциал современного общества: возможности, тенденции, перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции (29 июня 2009).
– Ч.2. – Саратов: Издательство «Научная книга», 2009. С.52-53 http://kozyrkov.ru/25- osobennosti-obrazovatelnyx-uslug.html
25
Завалько Н.А. Специфические особенности образовательных услуг в аспекте маркетинговых отношений // Креативная экономика. — 2011. — № 6 (54). — c. 80-84. — http://www.creativeconomy.ru/articles/4017/
3. Если говорить о периодичности предоставления образовательных услуг, то важно отметить четко выраженную сезонность.
4. Потребителями образовательных услуг являются в большей своей части достаточно молодые люди.
5. Процесс предоставления образовательной услуги предполагает результат, который может быть получен только по истечении срока обучения, поэтому уместно говорить об отсроченности выявления результата.
6. Образовательную услугу невозможно перепродать.
7. Образовательная услуга подлежит лицензированию.
8. Существует конкурсный характер предоставления образовательных услуг.
9. Для поддержания образовательной услуги на соответствующем уровне важно обеспечить ее сопровождение в дальнейшем.
Образовательные услуги реализуются на рынке образовательных услуг, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны различных хозяйствующих субъектов и их предложения образовательными учреждениями. Кроме этих участников рыночных отношений существуют так называемые посредники, которые способствуют процессу купли-продажи образовательных услуг, это, например, службы занятости, биржи труда, органы, осуществляющие регистрацию, лицензирование и аккредитацию образовательных учреждений и т.п. Говоря об образовательных услугах нельзя забывать тот факт, что именно государство оказывает значительное влияние через свои органы управления на весь процесс их оказания.
3.Страновые модели рынка образовательных услуг
В настоящий момент образовательная политика большинства европейских стран направлена в основном не на поддержание "академического уклона", а на создание многосторонней системы высшего образования с уклоном в сторону профессионального и технического обра- зования. Для многих европейских стран образцом образовательной политики становится Великобритания с ее селективным подходом к финансированию, усилением контроля и тенденцией к уменьшению автономии вузов.
Возможно, понять желательное направление реформы будет легче, если вкратце ознакомиться с наиболее известными школьными системами мира.
Это наиболее развитые европейские страны, в прошлом метрополии великих колониальных империй — а также нынешний мировой лидер США и представители двух наиболее быстро растущих образовательных систем мира.
Франция. Сложившаяся во Франции система среднего образования состоит, как и большинство европейских систем, из трех ступеней – начальной (ecole primaire, с 6 до 11 лет) и старшей (college, коллеж – с 11 до
15 лет, затем lycee, лицей – с 16 до 18). Это достаточно консервативная система, существующая с небольшими изменениями уже более 100 лет – с