Файл: Занятие история как наука университет Синергия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1106

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Но близость реки создавала и свои трудности. Низовья рек часто заболачивались, русла рек менялись во время сезона дождей, а разливы уничтожали посевы. Чтобы обеспечить бесперебойную подачу воды на поля, требовалась развитая система каналов и дамб (ирригационная система). К созданию подобных сооружений привлекалось значительное число людей, и насущной необходимостью стала четкая организация их труда. Это в свою очередь способствовало формированию особой формы государственной власти – восточной деспотии.

Формы восточной деспотии в разных государствах имели свои особенности, но общие характеристики совпадали. Во главе государства стоял правитель (в Египте – фараон, в Китае – император, в Вавилоне и Индии – царь), который являлся собственником всех земель, главой армии, высшим судьей и верховным жрецом. Его власть была наследственной и неограниченной. Чтобы подчеркнуть исключительное положение правителя в государстве, он объявлялся живым богом. Но, несмотря на такое особенное положение царя, жрецы и знать принимали участие в борьбе за власть и оказывали влияние на политику правителя.

Централизованная власть опиралась на многочисленный аппарат чиновников, в чьи функции входили: сбор налогов, организация сельскохозяйственных работ, суд, строительство и набор воинов.



В о всех древнейших государствах были созданы письменные сборники законов. Самыми древними из них, дошедшими до наших дней, считаются

законы вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.).






Древнейшие законы объединял целый ряд общих черт:

  1. Разница в наказаниях в зависимости от социального положения преступника. Чем выше стоял человек на социальной лестнице, тем гуманнее для него было наказание. Чаще всего знать и жрецы отделывались штрафом.

  2. В законодательстве действовал принцип: «Око за око, зуб за зуб», то есть человеку, нанесшему кому-либо телесные повреждения, следует отплатить тем же.

  3. Закон охранял интересы высших слоев общества. Самые жестокие наказания назначались тем, кто выступал против власти, наносил вред имуществу царя или его приближенных, грабил жрецов или храмы.

  4. Закон поддерживал патриархальное устройство семьи. Глава семьи – мужчина – одинаково распоряжался и всем имуществом семьи, и каждым ее членом. По закону разрешалось даже продавать в рабство детей, чтобы заплатить долг.

  5. Закон оберегал частную собственность и защищал права наследования. Сурово наказывались кражи и порча чужого имущества.

  6. Все слои общества имели определенные права, которые защищались законом. Даже рабы имели право жаловаться на жестокость своего господина и в случае угрозы своей жизни искать убежища в храмах, которые обязаны были его предоставить.

Таким образом, следует отметить, что даже в древнейших государствах существовали определенные гарантии, защищающие права личности.

Социальная структура древневосточных государств была строго иерархичной. Каждый слой занимал свое, строго определенное место со своими обязанностями, правами и привилегиями.

На вершине социальной лестницы стояли правитель и его окружение – знать и жрецы. Они занимали высшие государственные посты и обладали огромными землями и богатствами. Далее следовали чиновники, купцы, воины, ремесленники.

Основную часть населения древневосточных государств составляли свободные крестьяне-общинники, которые платили налоги правителю – собственнику всей земли в государстве. Кроме свободных общинников были и зависимые крестьяне, которые работали на храмы, знать или царя. У них тоже был свой надел земли, но на правах аренды, и они не имели права уйти со своих участков.

В самом низу социальной лестницы находились рабы. Труд рабов использовался в земледелии, ремесле, в дворцовых и храмовых хозяйствах, на рудниках и строительстве. Но труд рабов не играл определяющей роли в экономической жизни, он был дополняющим по отношению к труду свободных и зависимых крестьян и ремесленников.



Как правило, большинство населения не имело возможности продвинуться вверх по социальной лестнице. Особенно это было характерно для Древней Индии, где царила кастовая система и границы между кастами были непреодолимы.

Оценивая историческое развитие Древнего Востока, следует отметить, что именно там зародились первые очаги цивилизации и возникли первые государства и законы. Высокого уровня достигли материальная и духовная культура общества. Однако такие черты, как деспотизм, традиционализм, власть религии, «застылость» всех форм жизни привели эти древнейшие государства к гибели. Достижения восточной культуры унаследовала цивилизация иного типа – античная.

Древний Египет

В древности Египтом называли долину реки Нил, начиная от первого порога, и обширную дельту Нила, образованную несколькими руслами, впадающими в Средиземное море. Долина Нила (ее ширина колебалась от 1 до 20 км, в среднем 5–10 км) называлась Верхним Египтом, а дельта – Нижним Египтом. В мировой истории немного стран с таким богатым историческим прошлым, исчисляемым в несколько тысяч лет. За это время древнеегипетское общество переживало стадии расцвета и упадка, застоя и медленного движения. На протяжении своей истории Древний Египет формируется как обширная империя, но иногда он становился и объектом иноземной оккупации. Однако, несмотря на все перипетии, древнеегипетское общество, государственность и культура совершенствовались и усложняли свою внутреннюю структуру.

Египтяне создали высокоразвитую цивилизацию, оказавшую большое воздействие на историческое развитие народов Ближнего Востока и Древней Греции. Значительных успехов достигли древние египтяне в экономике. Сооружение хорошо организованной общеегипетской ирригационной системы в долине Нила, создание плодородных земледельческих районов в заболоченных пространствах Фаюма и Дельты позволили поднять земледелие и сельское хозяйство страны на новый уровень. Расцвет египетских ремесел – ткачества, кораблестроения, гончарного дела, металлообработки, стеклоделия, особенно монументального строительства и обработки камня – означал дальнейшее развитие производительных сил на Древнем Востоке.

За три тысячи лет в Древнем Египте сложилась оригинальная социальная структура с широким спектром общественных состояний, определенными противоречиями между ними и напряженной внутренней борьбой. Вместе с тем господствующему классу Древнего Египта удавалось поддерживать выгодный ему социальный порядок с помощью централизованного бюрократического государственного аппарата, детально разработанной системы мировоззрения, гибкой социальной политики.


Бюрократическое государство во главе с фараоном, с обширным царским хозяйством, постоянным вторжением в экономические отношения, тщательным учетом всех хозяйственных ресурсов страны и их использованием в интересах господствующего класса является своего рода образцом древне-

восточной деспотии.

Древние египтяне стали создателями одной из первой в истории мировой державы, т. е. огромного полиэтнического государства, образованного в результате завоеваний соседних народов.

В основе культуры Древнего Египта лежит монументальное строительство, оригинальная скульптура и живопись, богатая литература и своеобразные религиозные системы. Все это поражает своей неповторимостью, художественным совершенством, глубиной содержания.

Периодизация истории Древнего Египта:

  1. Первый додинастический период (начало IV тыс. до н. э.). Начало разложения родовых отношений.

  2. Второй додинастически период (середина IV тыс. до н. э.). Появление социальной дифференциации, создание элементов ирригационной системы, появление первых государственных образований. В конце периода – создание Верхнеегипетского и Нижнеегипетского царств.

  3. Раннее царство (ХХХШ–XXIX вв. до н. э.). Образование единого египетского государства.

  4. Древнее царство (XXVIII–XXIII вв. до н. э.). Централизация египетского государства.

  5. Первый Переходный период (VII–X династии, XXIII–XXI вв. до н. э.). Распад единого египетского государства на отдельные номы (области).

  6. Возрождение централизованного египетского государства в эпоху Среднего царства (середина XXI–XVIII в. до н. э.).

  7. Второй Переходный период (XIV–XVI вв. до н. э.). Ослабление Египта. Народные восстания. Захват Египта кочевыми племенами гиксосов.

  8. Расцвет египетской цивилизации в эпоху Нового царства (XVI– XI вв. до н. э.). Создание обширной египетской империи.

  9. Третий Переходный период (XI–X вв. до н. э.). Упадок Египта.

  10. Позднее царство. Египет под властью иноземных династий (XI– VIII вв. до н. э.). Возрождение Египта при саисской династии (VII–VI вв. до н. э.).

  11. Завоевание Египта Персией и включение его в состав Персидской державы (конец VI–IV вв. до н. э.).

  12. Эллинистический период (332-30 гг. до н. э.).



Раннее царство характеризуется образованием централизованного и сильного рабовладельческого государства, формированием государственного аппарата, выделением административных округов – номов. В этот период утверждается неограниченная власть фараона, его обожествление, которое нашло материальное закрепление в сооружении гигантских пирамидгробниц (в частности, знаменитая пирамида Хеопса в Гизе).


В основе своей египетская цивилизация была городской, но города почти не сохранились, т. к. строились из недолговечного материала. Значительного расцвета в эту эпоху достигает материальная культура. Наибольшее значение в хозяйственной жизни страны имело земледелие, которое основывалось на широко развитом искусственном орошении и являлось ведущей отраслью хозяйства. Сельскохозяйственные орудия долго сохраняют свой первобытный характер. Но наряду с этим все шире распространяется примитивный плуг.

Значительное развитие в этот период получают ремесла. Высокого расцвета и технического совершенства достигает обработка камня. Особых успехов в строительном деле добиваются египетские каменотесы. Огромные пирамиды и расположенные около них храмы дают яркое представление о расцвете строительной техники.

Каменные орудия все больше вытесняются металлическими, чаще всего изготовленными из меди, добытой в рудниках Синайского полуострова. Наряду с техникой ковки была известна и техника литья. Особое место в Древнем Египте занимало ювелирное искусство. Из золота, серебра и естественного сплава золота с серебром египетские ювелиры выделывали изящные изделия и украшения. Наконец, значительного развития достигают в эту эпоху и другие ремесла, в частности обработка глины, папируса, кожи и выделка льняных тканей.

Для Древнего Египта была характерна развитая внутренняя и внешняя торговля, изначально в примитивной меновой форме. На стенах гробниц периода Древнего царства сохранились изображения рыночных сцен, причем художник тщательно изобразил обмен одних товаров на другие. Среди этих товаров встречаются продукты питания, такие как зерно, хлеб, сладкие пирожки, овощи, плоды, масло, рыба, а также ремесленные изделия, в частности украшения, зеркала, обувь. Товарным эквивалентом стоимости было зерно и слитки металлов, чаще всего меди.

Ярким показателем развития духовной культуры Египта является появление собственной письменности, которая возникает из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи. Эта сложная рисуночная система письменности была весьма наглядной, но не удобной. По мере усложнения языка и потребности обозначения множества отвлеченных понятий знак-пиктограмма превращается в алфавитный знак. Уже в эпоху Древнего царства в египетской письменности возникает система, напоминающая алфавитную. Однако египетские писцы не смогли отрешиться от архаических пережитков древности и создать систему письменности, состоявшую лишь из одних алфавитных знаков. Медленность развития и сложность египетской письменности в значительной степени объяснялись тем, что она полностью находилась в руках жрецов, которые обладали «монополией» на знания.