ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1116
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Индия же дает наиболее яркий пример развития особой социальной организации, приобретшей в условиях индийского общества крайнюю форму замкнутости. В древнеиндийском обществе существовали т. н. варны – сословия. Вопрос о происхождении варн весьма сложен, но закономерно связывать их появление с разложением первобытнообщинного строя и развитием социально-экономического неравенства. Жрецы составляли высшее сословие брахманов. Военная знать образовала варну кшатриев, свободные общинники входили в варну вайшьев. Затем оформилась варна шудр, занимавших самое низкое положение в социальной иерархии.
Как правило, правителями становились представители варны кшатриев. Они же контролировали такой важный инструмент власти, как армия, и занимали важнейшие военные посты. Уже в поздноведийских сочинениях имеются некоторые данные о соперничестве кшатриев и брахманов. Две эти варны составляли самую привилегированную группу, жившую за счет трудящегося и зависимого населения. Самой же многочисленной была варна вайшьев, куда входили свободные общинники, земледельцы, торговцы. Вайшьи являлись основным податным сословием. В ведийскую эпоху вайшьи еще сохраняли некоторые политические права и даже участвовали в решении ряда государственных дел.
Началом нового периода в истории Древней Индии – буддийского или магадхско-маурийского, продолжавшегося в течение четырех столетий, исследователи обычно считают середину I тысячелетия до н. э. Политическая история Северной Индии в VI–IV вв. до н. э. насыщена многими яркими событиями. Это был период образования первых крупных государств, их усиления, борьбы за гегемонию. Историческая традиция относит жизнь Будды именно к этому периоду времени.
Из письменных источников мы знаем о многочисленных войнах и столкновениях государств друг с другом, династических распрях и соперничестве. В распоряжении исследователей этой эпохи имеются сочинения буддийского канона, в которых наряду с изложением вопросов доктрины и этики буддизма содержится важный материал по политической, социальной и культурной жизни древнеиндийского общества.
Согласно раннебуддийским сочинениям, в середине VI в. до н. э. в Северной Индии существовало 16 махаджанапад («великих стран»). Ведущей силой па политической арене Северной Индии, центром, вокруг которого шло объединение североиндийских государств, стала Магадха. Это государство занимало очень выгодное географическое, стратегическое и торговое положение. В источниках сохранились свидетельства о плодородии магадхских земель, подвергавшихся тщательной обработке. Страна вела оживленную торговлю со многими областями Индии, была богата полезными ископаемыми, в частности металлами.
Иное положение было в Северо-Западной Индии, где в отличие от долины Ганга не было крупного государства, способного объединить вокруг себя остальные племена и народы. Здесь жили различные в этническом, языковом и культурном отношении племена. Наиболее сильными государствами были Камбоджа и Гандхара, которые входили в число вышеупомянутых 16 «великих стран».
Некоторые районы Северо-Западной Индии в конце VI в. до н. э. вошли в состав персидской Ахеменидской империи. В империю Ахеменидов входила лишь часть Северо-Западной Индии, но эти, а также некоторые другие районы страны испытали на себе определенное культурное и политическое влияние персов.
Если о районах Индии, входивших в империю Ахеменидов, на Западе было известно довольно широко, то о Восточной Индии и политических событиях в долине Ганга античные писатели в это время почти ничего не знали. По словам Геродота, эти области представляли собой пустыню. Иными стали связи индийской цивилизации с государствами Запада после походов Александра Македонского – одного из ярчайших событий в истории Древнего мира. В результате завоевательного похода Александра в 327 г. до н. э. часть территории Индии оказалась под властью македонцев. После же изгнания македонских гарнизонов царем Чандрагуптой им была основана новая дина-
стия Маурьев (317–180 гг. до н. э.). Он подчинил огромные территории Индостана.
Расцвета династия Маурьев достигла в сер. III в. до н. э. при внуке Чандрагупты – царе Ашоке (правил в 273–232 гг. до н. э.). Его держава простиралась на всю территорию Индостана, за исключением самых южных областей. Была проведена унификация материальной и духовной культуры (введение единых законов, единой монеты). Произошло усиление царской власти. Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. При нем существовал Совет царских сановников.
Царь Ашока покровительствовал буддизму, но призывал к веротерпимости, т. к. на территории государства существовали и другие религии. При Ашоке проводится миссионерская деятельность с целью распространения буддизма (так буддизм проникает на Шри-Ланку). Этические положения буддизма имели практическое значение и находили широкую поддержку среди различных социальных групп. В конце своего правления Ашока перестал следовать провозглашенному им самим принципу веротерпимости и стал проводить пробуддийскую политику, что вызвало решительную оппозицию приверженцев других религий. В итоге против царя был устроен заговор, а его преемникам не удалось сохранить целостность империи, и она распалась.
Хотя создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок, но империя Маурьев состояла из племен и народов, находившихся на разных ступенях развития. Поэтому Маурьям не удалось сохранить единство государства: во II в. до н. э. Индия, несмотря на сильную ар-
мию и крепкий аппарат управления, распалась на множество государственных образований.
Со II в. до н. э. центр развития Индостана сместился в северо-западные районы, которые фактически стали независимыми от центральной власти. Именно здесь происходило взаимодействие разных нардов, несших с собой свои языки и свою культуру. Сначала в ряде северо-западных районов бывшей империи власть захватили индо-греческие царьки. В I в. до н. э. в Северо-Западную Индию из Средней Азии проникли иранские племена саков. Эти племена, столкнувшись с индо-греческими династиями, какое-то время находились под их верховенством, а затем образовали собственные государства.
В I в. н. э. в северо-западных районах Индостана появились кушаны – народ, пришедший сюда из Китая. Кушаны включили Северо-Западную Индию в свою великую империю, которая достигла расцвета при царе Канишке (II в. н. э.). С его именем связан подъем экономики огромной территории. Когда Канишка взошел на престол, границы его империи простирались от Центральной Индии, включая районы современных Афганистана и Пакистана, до долины Ганга. По его владениям проходили выгодные торговые пути. Так, на север шел Великий шелковый путь, торговая артерия между Китаем и Римской империей. Морские пути связывали дельту Инда с Персидским заливом, из западных индийских портов отчаливали корабли, направляясь в Александрию.
Правление Канишки отмечено миром и политической стабильностью, подъемом культуры и распространением буддизма. Канишка сам принял буддизм и был ревностным его покровителем. Именно в кушанскую эпоху буддизм начал превращаться в мировую религию.
Власть кушан на индийских территориях оказалась недолговременной. Уже к концу II в. от империи отошли области в долине Ганга, а к концу III в. под властью кушан в Индии оставалась лишь небольшая территория по среднему течению Инда. В IV в. в долине Ганга вновь возникла большая империя во главе с династией Гупт. Область Магадхи, как и во времена Маурьев, становится центром цивилизационного развития. Появляются условия для возникновения нового государства общеиндийского масштаба со столицей в Паталипутре.
Первым великим правителем новой империи стал Чандрагупта I, который в 320 г. принял императорский титул правителя великих царей. За годы своего правления он оправдал свой титул, ибо к моменту его смерти (335 г.) Гупты владели всей территорией бассейна Ганга. Но только при сыне Чандрагупты I Самудрагупте династия приобрела действительно императорский статус. В результате пятнадцати лет жестоких завоевательных войн ловкий и удачливый полководец Самудрагупта превратил государство Гупт в мощную силу. При Гуптах роль буддизма заметно снизилась. Самудрагупта и большинство других императоров династии поклонялись индуистскому богу Вишну. Со времени Гуптов можно уже говорить о сложившемся индуистском культе, о комплексе религиозных верований, который называют индуизмом. При этом всех императоров династии отличали веротерпимость и хорошее отношение к буддизму.
Наивысшего расцвета древнеиндийская цивилизация достигла в правление Чандрагупты II (правил ок. 380 – ок. 413 или 415 гг.). Годы его царствования это были годы мира, стабильности и процветания, «золотой век» цивилизации, выразившийся в высочайшем расцвете искусства, литературы и религии. Возникла изысканная и глубоко духовная величайшая культура классической Индии, которая оказала влияние на развитие других народов, а ее наследие живо и актуально и в наши дни. «Золотой век» длился с IV по V в., а затем наступило время внутренних распрей и возобновившихся военных вторжений, но уже новых завоевателей – гуннов-эфталитов. Не выдержав изнурительных войн, крупнейшая империя древности распалась, и ее конец завершил историю Древнеиндийской цивилизации.
3. Античная цивилизация
Термин «античность» появился в годы Возрождения. Он происходит от латинского слова «антиквус» – «древний». Под античностью понимают особый период истории Древней Греции и Рима, а также завоеванных ими городов.
Древняя Греция
Периодизация истории Древней Греции:
-
Период раннеклассовых обществ и первых государственных образований (крито-микенская цивилизация) (XXX–XII вв. до н. э.). -
Формирование и расцвет полисов как независимых городов-государств, создание высокой культуры (XI–IV вв. до н. э.). -
Завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств (IV–I вв. до н. э.).
Условия формирования греческой цивилизации (Эллады) во многом были иными, чем на Востоке. В отличие от «речных» цивилизаций, Балканский полуостров изрезан горными хребтами и морскими заливами. Плодородной земли в горных долинах было мало, и земледелие было малопродуктивным. Истинным богатством Греции было море. Море кормило Грецию и открывало торговые пути в другие страны. С полным основанием мы можем говорить о греческой «морской» цивилизации.
Греция богата полезными ископаемыми: мрамором, железной рудой, медью, серебром, деревом, гончарной глиной хорошего качества, что обеспечивало греческое ремесло достаточным количеством сырья.
О сновой социально-политической организации греческого общества являлось государство-полис. Полис вырос из земледельческой общины, он состоял из городского центра и прилегающих к нему территорий. |