ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1107
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По мере развития земледельческого искусства в религию древних египтян начали проникать представления о «священной земле» – богине материприроды. Земледелец, живший на земле, питавшийся плодами земли и погребавший своих покойников в землю, видел в ней начало жизни и смерти. В качестве первородной стихии, которая дает жизнь и пропитание человеку, египтяне рассматривали и воду, которая считалась основой всей природы, поэтому они обожествляли реку Нил.
Египтянин населял растительный и животный мир множеством духов и богов, видя в отдельных растениях, деревьях и зверях воплощение того или иного божества. Сначала собирательство и охота, а потом скотоводство и земледелие создали тот круг верований, представлений и обычаев, которые легли в основу древних культов растений и животных. Этот культ священных животных нашел свое отражение в обожествлении и в титулах фараонов. Покровителями царской власти издревле считали священного сокола, пчелу и змею.
Возвеличивание царской власти проявлялось в том, что египетского фараона называли «благой бог», «великий бог», в честь него строились храмы, в которых совершали особый культ царя, таким образом, фараон считался сверхъестественным существом. В связи с развитием царского культа происходит глубинный процесс видоизменения основных форм египетской религии. Древние боги природы постепенно превращаются в «государственных» богов – покровителей государства, царя и царской власти. Так, бог умирающей и воскресающей природы Осирис с течением времени становится царем загробного мира, первым царем Египта и покровителем царской власти и поэтому часто изображается в виде фараона со всеми знаками царской власти.
В Древнем Египте существовал также культ предков и связанный с ним заупокойный культ, который способствовал идеологическому укреплению власти и авторитета родоначальника. Египтяне, как и многие другие древние народы, верили в то, что смерть есть не уничтожение человеческого существа, а лишь переход его в другой мир. Полагая, что загробная жизнь это лишь своеобразное продолжение земного существования, египтяне старались дать возможность умершему пользоваться в этом воображаемом мире всеми теми предметами, которыми он пользовался при жизни.
За почти четыре тысячи лет в Древнем Египте было создано большое количество самых разнообразных литературных произведений, которые свидетельствуют о высоком уровне развития этой древней культуры, о богатстве художественного творчества египетского народа.
Высокого развития в Египте достигло изобразительное искусство и архитектура. О техническом совершенстве архитектурных форм говорят сохранившиеся до наших дней храмы и гробницы. По мере развития строительной технологии гробницы становились все монументальнее. Поблизости от пирамид строились заупокойные «храмы царей». Стены этих храмов украшались рельефами, изображавшими жизнь и подвиги обоготворенного царя.
Знания в Древнем Египте накапливались и передавались в особых школах. Существовали придворные школы, где учились дети аристократов, школы при центральных ведомствах, в которых готовились писцы-чиновники, школы при храмах. В этих школах царила строгая дисциплина, которая поддерживалась применением телесных наказаний. В школах помимо письменности давали знания прикладного характера. Так, знания арифметики и геометрии использовались при определении размеров поля, кучи зерна или вместимости амбара; египтяне так же, как и вавилоняне, умели составлять схематические карты местности и примитивные чертежи. О высоком уровне развития математических знаний древних египтян свидетельствуют грандиозные здания, которые могли быть воздвигнуты лишь на основе ряда точных вычислений. Одним из крупных достижений египетской математики было развитие десятичной системы счисления. В египетской письменности уже существовали особые знаки для обозначения чисел 1, 10, 100, 1 000, 10 000, 100 000 и даже миллиона. Очень характерны для египетской математики особые единицы длины – палец, ладонь, ступня и локоть.
Древние египтяне обладали знаниями в области астрономии: на потолках различных зданий, главным образом гробниц и храмов, сохранились карты звездного неба, предназначавшиеся для определения времени в ночные часы. Днем время определяли при помощи солнечных и водяных часов. Составленными египтянами картами расположения звезд пользовались и позднее, в греко-римскую эпоху.
Значительное развитие в Египте получила медицина. Проводившиеся во время мумификации вскрытия трупов способствовали развитию медицины: египетские врачи имели достоверные познания о строении человеческого тела и функционировании организма человека; в дошедших до нас папирусах описаны симптомы многих болезней, способы их диагностики и лечения.
Подводя итог, можно сказать, что Древнеегипетская цивилизация прошла все закономерные стадии развития – от возникновения к расцвету и упадку. Но все завоевания древнеегипетской культуры имели непреходящее значение для дальнейшего поступательного развития человеческой культуры.
Древняя Индия
Периодизация истории Древней Индии:
-
Древнейшая цивилизация (Индская, Хараппская) (XXIII–XVIII вв. до н. э.). Возникновение первых городов, образование ранних государств. -
«Ведийский период» (с конца II тыс. до сер. I тыс. до н. э.). Можно выделить два его основных этапа:
-
ранний (XIII–IX вв. до н. э.), который характеризуется расселением племен ариев в Северной Индии; -
поздний (VIII–VI вв. до н. э.), основным содержанием которого была социальная и политическая дифференциация, приведшая к образованию государств, главным образом в долине реки Ганг.
-
«Буддийский период» (магадхско-маурийский период) (V–III вв. до н. э.). Время возникновения и распространения буддийской религии. С точки зрения социально-экономической и политической истории он отмечен началом урбанизации и появлением крупных государств. Создание общеиндийской державы Маурьев. -
«Классическая эпоха» (II в. до н. э.– V в. н. э.). Время формирования наиболее характерных особенностей социально-политического строя и культуры Южной Азии.
Древнеиндийская цивилизация возникла в долине реки Инд. Ее становление связано с организацией высокоурожайного поливного земледелия. Для этой цивилизации характерно использование бронзы, строительство городов и изобретение письменности. Еще в эпоху неолита местное население стало заниматься земледелием.
Древнейшими центрами индской цивилизации были города Хараппа (появление ок. 2500–2300 гг. до н. э.) и Мохенджо-Даро (ок. 2600 г. до н. э.). В них были найдены крупные постройки, считающиеся храмами или дворцами правителя. Города были разделены на улицы и кварталы. Их отличал высокий уровень благоустройства: в домах располагались комнаты для омовений, система канализации была более совершенная, чем во многих других странах Древнего мира.
Несмотря на высокий уровень городского строительства, большая часть населения Индской цивилизации жила в сельских поселениях и занималась преимущественно земледелием. Индская долина была одним из древнейших центров земледелия на Востоке. В основе древнеиндийской земледельческой культуры лежало выращивание пшеницы, ячменя, проса, хлопчатника. Помимо этого, были развиты ремесло, ткачество, освоено изготовление обожженного кирпича, глиняных статуэток.
Наибольший интерес для изучения Индской культуры представляют небольшие каменные печати. Предполагается, что их основным назначением было указание собственных прав владельца. Изображение на печатях сопровождается краткой надписью. Печати и другие предметы «хараппской» культуры находят далеко за пределами долины Инда (в Месопотамии, Иране) – это говорит о широких внешних связях. По некоторым особенностям можно говорить о существовании внутренней торговли.
Изображения на печатях говорят о культе деревьев, животных, небесных светил. Культ богини-матери указывает на земледельческий характер религии. Некоторые скульптуры посвящены мужскому божеству. Для Хараппской цивилизации был характерен политеизм и культ животных, о чем свидетельствуют многочисленные изображения животных на печатях. В качестве наиболее встречаемых выступают бык, слон, тигр, носорог.
Несмотря на свои значительные материальные и духовные достижения, постепенно Хараппская цивилизация приходит в упадок и к XVIII в. до н. э. перестает существовать. Наиболее вероятно, это случилось в результате нерационального ведения поливного земледелия и вырубки лесов. Природные условия стали менее благоприятными. Но главную причину ученым еще предстоит установить.
Ведийский период назван по «Ведам» – древнейшей индийской религиозной литературе. Веды это не только сборник священных гимнов, заклинаний и молитв, но и различных философско-религиозных трактатов, в которых затрагиваются вопросы познания, этики, повседневной жизни. Эти тексты были созданы на языке, принадлежащем к индоевропейской языковой группе, что свидетельствует о появлении в это время в этом районе индоевропейских племен (индоарии). Арийские племена расселились во второй половине II тысячелетия до н. э. в Северной Индии и в дальнейшем ассимилировались с местными племенами.
Основными занятиями населения Древней Индии в ведийскую эпоху были земледелие и скотоводство. Развитию земледелия, переходу населения к оседлому земледельческому образу жизни способствовало появление железа, его применение в различных отраслях производственной деятельности. Судя по раскопкам, железо бы известно в Северной Индии еще в XI в. до н. э., но широкое распространение оно получило позднее. С помощью железных орудий стало легче осваивать лесные районы Ганской долины, обрабатывать почву, создавать в необходимых случаях искусственное орошение. Железо способствовало также и развитию ремесла. Поля обрабатывали с помощью плуга с железной вкладкой, мотыги, при сборе же урожая применяли серпы. Население ведийской эпохи выращивало такие злаки, как ячмень, рис, пшеница, бобовые.
Наряду с земледелием большую роль в жизни ведийских племен играло скотоводство. В ведийских текстах неоднократно говорится, что владение скотом составляет главное богатство человека. Авторы ведийских гимнов постоянно обращаются к богам с просьбой наделить людей коровами. Захват скота являлся одной из главных причин столкновений между племенами.
Изначально ведийские племена жили в небольших укрепленных поселениях, которые мало чем напоминали крупные города Хараппской цивилизации. Города в то время представляли собой скорее сельские центры, состоящие из небольших деревянных, глинобитных и каменных построек и укрепленные земляными валами.
Судя по раскопкам, рост городов в долине р. Ганг сопровождался развитием ремесла. В ведийских текстах упоминаются различные ремесленники – кузнецы, гончары, плотники, ювелиры, оружейники и т. д. Наиболее почитаемым было искусство плотников и кузнецов, которые изготовляли земледельческие орудия, военное оружие, строили жилища. Получает развитие как внутренняя торговля между отдельными племенами, так и внешняя.
Вначале население ведийских племен объединялось в общины, которые состояли из больших патриархальных семей. Родовые связи были еще очень сильны, и влияние родственных связей сказывалось во всех областях жизни. Постепенно племенные коллективы расслаивались, появлялось имущественное и социальное неравенство, органы племенного управления перерастали в органы государственной власти, менялось положение племенного вождя, который становился правителем государственного объединения. Образование государства было длительным процессом, который сопровождался сохранением в течение долгого времени пережитков старой политической организации. Большую роль продолжали играть народные собрания, оказывавшие влияние при назначении царя. Постепенно из собрания соплеменников они становились собранием знати, приближенных правителя. Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во главе со специальным начальником.
Наряду с богатой верхушкой, владевшей значительным количеством скота, в общине существовали и беднейшие слои. В ведийских сочинениях появляются данные о дарении и купле земли, хотя право собственника было в значительной степени ограничено волей племени. Постепенно некоторые члены племенного коллектива богатели, становились привилегированным сословием, владели рабами, а разорявшиеся общинники утрачивали независимость и превращались в зависимых соплеменников. Появление рабства явилось ярким показателем процесса развития имущественного и общественного неравенства. Ели в ранневедийский период племена находились на стадии первобытнообщинных отношений, то в поздневедийский появляются классовое общество и государство.