Файл: Тема Организация прохождения практики по индивидуальному плану.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1337
Скачиваний: 44
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
выигрыша, но и проигрыша. Опыт переживания неудачи в игре способствует появлению в характере ребенка очень важных качеств
(стойкости, умения добиваться поставленной задачи и т.п.), которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.
Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, - со всем этим он знакомится играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.
В период дошкольного возраста начинают формироваться основные волевые качества личности: упорство и настойчивость, решительность, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь; выдержка, то есть отсутствие горячности при возникновении конфликта, самостоятельность, ответственность и дисциплинированность.
Дошкольный возраст является уникальным периодом жизни ребенка, в котором закладываются основы личности, вырабатывается произвольность психических процессов, развивается творчество, активность и инициативность. Все эти важнейшие качества формируются в процессе осуществления ведущей деятельности дошкольника - в игре. Важнейшую роль в развитии старших дошкольников играют те качества и психические процессы, которые связаны со способностью ребенка осуществлять сложную развернутую игровую деятельность, прежде всего - ролевую игру с сюжетом, с распределением ролей и правилами. Одним из таких качеств является воля. Особенностями развития воли в дошкольном детстве являются: формирование целеполагания, возникновение борьбы и соподчинения мотивов, появление внутреннего контроля в поведении, развитие способности в волевому усилию, речевое планирование деятельности, побуждение взрослых и сверстников к исполнению
(стойкости, умения добиваться поставленной задачи и т.п.), которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.
Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, - со всем этим он знакомится играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.
В период дошкольного возраста начинают формироваться основные волевые качества личности: упорство и настойчивость, решительность, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь; выдержка, то есть отсутствие горячности при возникновении конфликта, самостоятельность, ответственность и дисциплинированность.
Дошкольный возраст является уникальным периодом жизни ребенка, в котором закладываются основы личности, вырабатывается произвольность психических процессов, развивается творчество, активность и инициативность. Все эти важнейшие качества формируются в процессе осуществления ведущей деятельности дошкольника - в игре. Важнейшую роль в развитии старших дошкольников играют те качества и психические процессы, которые связаны со способностью ребенка осуществлять сложную развернутую игровую деятельность, прежде всего - ролевую игру с сюжетом, с распределением ролей и правилами. Одним из таких качеств является воля. Особенностями развития воли в дошкольном детстве являются: формирование целеполагания, возникновение борьбы и соподчинения мотивов, появление внутреннего контроля в поведении, развитие способности в волевому усилию, речевое планирование деятельности, побуждение взрослых и сверстников к исполнению
собственных планов, произвольность в сфере движений, действий, а также познавательных процессов и общения со взрослыми.
8.3. Условия развития игровой деятельности ребенка
дошкольного возраста
Успешной реализации игровой деятельности и повышению у дошкольников эффективности развития игры способствует ряд условий:
1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание, игры, а вовлечение в нее. Исключение игр слишком азартных: на деньги и вещи, игр, содержащих в своих правилах действия, нарушающие общепринятые нормы морали. В игре недопустимо унижение достоинства ее участников, в том числе и проигравших. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил).
2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
3. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников. С помощью организации игровых технологий детям передается социальный опыт игры (обучение игровым умениям и навыкам).
4. Достаточное количество времени для игры и наличие тех игрушек, которые помогают детям осуществить свой замысел, т.е. создание предметно-игровой среды.
5. своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их
8.3. Условия развития игровой деятельности ребенка
дошкольного возраста
Успешной реализации игровой деятельности и повышению у дошкольников эффективности развития игры способствует ряд условий:
1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание, игры, а вовлечение в нее. Исключение игр слишком азартных: на деньги и вещи, игр, содержащих в своих правилах действия, нарушающие общепринятые нормы морали. В игре недопустимо унижение достоинства ее участников, в том числе и проигравших. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил).
2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
3. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников. С помощью организации игровых технологий детям передается социальный опыт игры (обучение игровым умениям и навыкам).
4. Достаточное количество времени для игры и наличие тех игрушек, которые помогают детям осуществить свой замысел, т.е. создание предметно-игровой среды.
5. своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их
интересами, настроением, организацию непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны
(интеллектуальной, театрально-игровой, творческой, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной и игр с двигательной активностью). Это позволит детям одновременно организовать разные виды игр в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу.
Важно обеспечить доступность ко всем элементам развивающей предметно-игровой среды, условия изолированности (“Вижу, но не мешаю”), отбор игр, игрушек, игрового оборудования, место для организации игровой среды.
8.4. Детская игра и психолого-педагогическая диагностика
Педагогическое сопровождение игры предполагает:
- организация совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре;
- организация совместных игр, моделирование различных игровых ситуаций, творческое создание обстановки;
- создание условий для самостоятельной инициативной и творческой игровой деятельности детей.
Педагогическая деятельность включает в себя:
1. Осуществление регулярной диагностики опыта игровой деятельности дошкольников, учет ее результата во взаимодействии с детьми в игре.
2. Наличие игровой позиции, сочетающей прямые и косвенные способы взаимодействия педагога и детей.
(интеллектуальной, театрально-игровой, творческой, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной и игр с двигательной активностью). Это позволит детям одновременно организовать разные виды игр в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу.
Важно обеспечить доступность ко всем элементам развивающей предметно-игровой среды, условия изолированности (“Вижу, но не мешаю”), отбор игр, игрушек, игрового оборудования, место для организации игровой среды.
8.4. Детская игра и психолого-педагогическая диагностика
Педагогическое сопровождение игры предполагает:
- организация совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре;
- организация совместных игр, моделирование различных игровых ситуаций, творческое создание обстановки;
- создание условий для самостоятельной инициативной и творческой игровой деятельности детей.
Педагогическая деятельность включает в себя:
1. Осуществление регулярной диагностики опыта игровой деятельности дошкольников, учет ее результата во взаимодействии с детьми в игре.
2. Наличие игровой позиции, сочетающей прямые и косвенные способы взаимодействия педагога и детей.
3. Поэтапное изменение тактики педагогического сопровождения ребенка в игре (партнер – координатор - наблюдатель).
4. Отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений современных дошкольников.
5. Ориентация на индивидуальные творческие появление детей в игровой деятельности, их дальнейшее поэтапное стимулирование и развитие.
6. Использование современных педагогических технологий организации игровой деятельности
(здоровье
- сберегающие, исследовательская деятельность, ТРИЗ, личностно-ориентированные, ИТК и пр.).
7.
Создание современной предметной игровой среды
(полифункциональной игровой материал, результаты детской деятельности и т. д.).
Психолого-педагогические условия игр:
1. Использование педагогическом процессе всего многообразие игр: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, строительно- конструк-тивные, игры - экспериментирование, игры – фантазии, дидактические, развивающие, подвижные, спортивные.
Установление баланса между разными видами игр.
2. Обогащение жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями, которые могут быть реализованы в игре, через разные источники информации.
Экскурсии, встречи с интересными людьми, художественное слово, прогулки, наблюдения, художественно – творческая деятельность, беседы, обсуждения событий.
Игра дошкольников имеет ролевой характер, ее предпосылки в предметной деятельности ребенка раннего возраста, которой присущи:
- Отделение действий от предмета, обобщение их;
- Использование ребенком неоформленных предметов качестве заменителей других;
- Отделение своих действий от действий взрослых и возникновение личных действий ребенка;
- Сравнение своих действий с действиями взрослых и отождествление их;
- Воспроизведение ребенком в своих действиях, действиях взрослых, которые отражают в определенной последовательности отрезки их жизни
8.5. Планирование игровой деятельности
Организация воспитателем игровой деятельности дошкольников начинается с его планирования. Как вид деятельности педагога, планирование предполагает определение целей, задач и способов реализации образовательной работы, предвидение (прогнозирование) результатов. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, разные виды игр должны быть органично включены в повседневную жизнь детей в течение всего времени пребывания в дошкольной образовательной организации.
Планирование игровой деятельности осуществляется педагогом с учетом:
- диагностики уровня развития игровых умений у детей
[1]
;
- задач основной образовательной программы дошкольного образования (раздел, посвященный игровой деятельности дошкольников);
- особенностей времени года (холодный и теплый периоды);
- интересов и предпочтений детей, их творческих проявлений.
Основные принципы планирования игровой деятельности дошкольников педагогом следующие:
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, в соответствии с которым планирование всех видов деятельности осуществляется с опорой на значимые и интересные для детей темы
(«Семья», «Новый год», «День Земли», «Профессии наших родителей» и др.);
- принцип интеграции образовательных областей (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие), их гармоничное объединение в единый образовательный процесс;
- принцип усложнения содержания разных видов игр по дидактическим целям и задачам, их периодическое повторение (одна игра планируется несколько раз, но с усложнением задач);
- принцип связи тематики игр с содержанием образовательной работы по ознакомлению с окружающим, художественно-эстетической, проектно- исследовательской деятельностью, экскурсиями и т. д., - для того чтобы полученные знания и впечатления дети могли отразить в игре;
- принцип учета предшествующей и последующей деятельности детей, например, если предыдущая деятельность детей была спокойная
(занятия по развитию речи, продуктивные виды деятельности), то планируются подвижные игры, если же последующая деятельность детей
предполагает активную физическую нагрузку, то планируются более спокойные игры (настольно-печатные, со строительным материалом и др.);
- принцип руководящей роли педагога
, поддержка детской инициативы и самостоятельности, использование приемов как прямого руководства (участие в сговоре на игру, исполнение роли, разъяснение, совет, предложение новой темы и др.), так и косвенного, не директивного руководства (обогащение знаний об окружающем мире, создание проблемно-игровой ситуации, игровой обстановки и др.);
- принцип гибкости планирования, возможность изменить вид игры, скорректировать ее содержание в зависимости от эмоционального состояния детей, их желаний и взаимоотношений, количественного состава детей в группе;
- принцип учета уровней индивидуального развития детей: в утренние часы, на прогулке, или вечером перед уходом детей домой планируются индивидуальные игры и игровые упражнения с теми детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании педагога, например с целью исправления недостатков речи, овладения двигательными навыками, навыками счета и т. д.;
- принцип учета времени года и погодных условий при планировании игровой деятельности на прогулке: в холодное время года планируют подвижные игры, связанные с бегом, прыжками, активными движениями детей; в сырую и дождливую погоду - игры, не предполагающие большого пространства; в жаркое время года - малоподвижные игры (дидактические, сюжетно-ролевые, игры с природным материалом и др.).
В образовательной практике сформировалось определенная схема включения игр в режим дня: до утренней гимнастики с последующим
- принцип руководящей роли педагога
, поддержка детской инициативы и самостоятельности, использование приемов как прямого руководства (участие в сговоре на игру, исполнение роли, разъяснение, совет, предложение новой темы и др.), так и косвенного, не директивного руководства (обогащение знаний об окружающем мире, создание проблемно-игровой ситуации, игровой обстановки и др.);
- принцип гибкости планирования, возможность изменить вид игры, скорректировать ее содержание в зависимости от эмоционального состояния детей, их желаний и взаимоотношений, количественного состава детей в группе;
- принцип учета уровней индивидуального развития детей: в утренние часы, на прогулке, или вечером перед уходом детей домой планируются индивидуальные игры и игровые упражнения с теми детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании педагога, например с целью исправления недостатков речи, овладения двигательными навыками, навыками счета и т. д.;
- принцип учета времени года и погодных условий при планировании игровой деятельности на прогулке: в холодное время года планируют подвижные игры, связанные с бегом, прыжками, активными движениями детей; в сырую и дождливую погоду - игры, не предполагающие большого пространства; в жаркое время года - малоподвижные игры (дидактические, сюжетно-ролевые, игры с природным материалом и др.).
В образовательной практике сформировалось определенная схема включения игр в режим дня: до утренней гимнастики с последующим
завтраком и после него, в перерывах между занятиями
, после дневного сна, на дневной и вечерней прогулке.
В настоящее время используются два основных вида планирования игровой деятельности:
1) перспективное;
2) календарно-тематическое. Сначала составляется перспективный план игровой деятельности, затем на его основе - календарно-тематический план.
Перспективное планирование предоставляет педагогу возможность выстроить образовательную работу в соответствии с программными задачами, предусмотреть применение в разных видах детских игр тех знаний, умений и навыков, которые сформировались у детей в ходе образовательного процесса.
Единой формы планов не существует, каждая дошкольная образовательная организация выбирает наиболее удобную для себя форму планирования. Планы могут составляться как в текстовом варианте, так и с использованием таблиц. Перспективный план составляется на достаточно длительный срок (на учебный год, на полгода, на квартал).
, после дневного сна, на дневной и вечерней прогулке.
В настоящее время используются два основных вида планирования игровой деятельности:
1) перспективное;
2) календарно-тематическое. Сначала составляется перспективный план игровой деятельности, затем на его основе - календарно-тематический план.
Перспективное планирование предоставляет педагогу возможность выстроить образовательную работу в соответствии с программными задачами, предусмотреть применение в разных видах детских игр тех знаний, умений и навыков, которые сформировались у детей в ходе образовательного процесса.
Единой формы планов не существует, каждая дошкольная образовательная организация выбирает наиболее удобную для себя форму планирования. Планы могут составляться как в текстовом варианте, так и с использованием таблиц. Перспективный план составляется на достаточно длительный срок (на учебный год, на полгода, на квартал).
1 2 3 4 5 6 7 8 9