Файл: Тема Организация прохождения практики по индивидуальному плану.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1334

Скачиваний: 44

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оценивая работу дежурных, он подчеркивает их старательность, тщательность выполнения обязанностей, заботу о товарищах, помощь, оказанную взрослому.
Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Воспитатель назначает 2—3 дежурных (в зависимости от объема работы) и сам распределяет между ними работу, приходит им на помощь, учит детей доводить дело до конца, убирать использованное оборудование.
В старших группах вводится дежурство по уголку природы.
Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило, дети дежурят вдвоем. При подборе дежурных учитываются растущие дружеские связи между детьми, удовлетворяется их желание работать с кем-либо из сверстников. Если умения одного из дежурных более совершенны, ему советуют быть внимательным к товарищу, оказывать ему помощь, но не лишать самостоятельности, не выражать свое недовольство его медлительностью или неумением. Воспитатель учит детей согласовывать свои действия, определять, что надо делать с учетом действий товарища, договариваться о том, кто и какую часть работы будет выполнять, приучает к самоконтролю, экономным по времени и силам приемам труда.
Таким образом,необходимо отметить разнообразие видов детского труда в ДОУ: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач. Это позволяет поддерживать у детей интерес к трудовой деятельности и осуществляет их всестороннее развитие. Основные формы трудовой деятельности детей дошкольного возраста в детском саду: поручения, дежурства и коллективная трудовая деятельность. Руководство детской трудовой
деятельностью требует от педагога знания специфики развития и воспитания ребёнка, а также умения активно способствовать приобретению необходимых навыков.
3.2. Особенности трудового воспитания детей раннего возраста
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
Ребенок раннего возраста очень любит играться, и труд для него вполне можно превратить в игру. Когда мама убирает в комнате, она может подключить к этому труду и ребенка. Трудовое воспитание детей раннего возраста, конечно же, проводится не только дома, но и в детском саду.
Трудовое воспитание детей раннего возраста заключается в том, чтобы суметь поддержать все начинания ребенка.
На втором и третьем году жизни ребенок овладевает отдельными результативными трудовыми действиями (расстегнуть пуговицы, снять чулки и т. п.). Овладение этими действиями и простейшей элементарной продуктивной деятельностью приводит к дальнейшему развитию произвольных движений, формированию различных двигательных навыков, пробуждает у ребенка интерес к действиям взрослых, к простым трудовым процессам.
Таким образом, в раннем возрасте формируются весьма существенные предпосылки для дальнейшего развития трудовой деятельности. В соответствии с этим ставятся и задачи трудового воспитания:
1. Формировать у детей результативные, а затем продуктивные ручные и орудийные действия и на этой основе элементарные трудовые действия по самообслуживанию.
2. Воспитывать у детей интерес к трудовым действиям взрослых.


Трудовое воспитание детей раннего возрастаэто не только помощь по уборке дома (вытереть пыль, подержаться за ручку пылесоса, немного помыть полы, разложить вещи по своим местам), но еще и другие умения и навыки.
Решение задач трудового воспитания наиболее целенаправленно осуществляется со второго года жизни. Содержание трудового воспитания на втором году определяется возможностями детей, особенностями развития предпосылок трудовой деятельности. В первом полугодии это формирование результативных и орудийных действий и простых трудовых действий (трудовых умений) по самообслуживанию: есть ложкой, снимать колготки, расшнурованные ботинки, смывать мыльную пену с рук под струей воды и т. д.
Во втором полугодии дети продолжают учиться мыть руки, учатся самостоятельно есть, снимать расстегнутые и развязанные взрослым части одежды, не разбрасывать их.
На третьем году жизни содержание самообслуживания усложняется.
Дети должны освоить процесс мытья рук, одевания и раздевания, учатся расстегивать и застегивать пуговицы спереди, шнуровать ботинки, надевать предметы одежды в определенном порядке, замечать неопрятность в костюме и устранять с помощью взрослых.
В это же время детей начинают привлекать к выполнению простейших трудовых действий с близким результатом: принести какие- нибудь предметы, поставить на стол тарелку с хлебом, собрать в коробку кубики с пола и т. п.
Элементарные трудовые действия представляют значительные трудности для малышей второго и третьего года жизни, и их становление требует тщательного педагогического руководства.
Воспитатель
формирует навыки самообслуживания, опираясь на большой интерес детей этого возраста к самостоятельным действиям с предметами, на большую подражательность действиям взрослого. Все попытки к самостоятельному достижению результата («Я сам!») воспитатель поддерживает и поощряет.
Однако, чтобы ребенок смог достигнуть результат, малыша нужно научить видеть его, научить соответствующим действиям. Это осуществляется взрослым как при самообслуживании, так и в процессе хозяйственно- бытового труда, где ребенок выступает только зрителем, например: вымыли руки — они стали чистые; вытерли полотенцем — стали сухие, чистые; выгладили куклам платья — они стали красивые, глаженые.
Эмоциональная реакция взрослого на достижение результата формирует эмоционально-положительное отношение к нему и ребенка, пробуждает стремление к его достижению. Разъяснение взрослого еще раз позволяет связать процесс действия с результатом и целью: вымыли руки, они стали чистые — можно идти обедать.
Научение трудовым действиям осуществляется в процессе индивидуального общения с ребенком, в процессе ухода за ним. Научение включает неторопливый показ, объяснение, как выполнить сначала одно, а затем и ряд действий в последовательности, прямую помощь. В одних случаях взрослый может помочь ребенку правильно взять предмет, которым малыш должен действовать, вложить в руки ребенку ложку, полотенце, чтобы правильно ими пользоваться, или тарелку с хлебом, чтобы ее перенести. В других случаях взрослый действует руками ребенка, давая ему возможность проявить усилие, почувствовать выполняемое действие: снять колготки или ботинки с ноги и т. д.
По мере освоения трудовых действий воспитатель помогает только при выполнении наиболее трудных для ребенка, а затем просто подсказывает следующее действие, которое выполняет ребенок (сначала

расправь полотенце на руках, затем вытри лицо и т. д.). Каждый успех ребенка необходимо отметить. Поощрение вызывает у ребенка радостное настроение, стремление к повторению действия, к достижению желаемого результата.
Для закрепления первоначальных трудовых, действий необходимы следующие условия:
а) показ, пояснение и упражнение в действиях;
б) постоянство требований к детям в детском саду и в семье (дети сами выполняют посильные действия по самообслуживанию);
в) постоянство требований к последовательности выполнения, качеству трудовых действий и результату;
г) спокойная деловая обстановка, учитывающая возможности ребенка;
д) переход от индивидуального научения к групповому по мере усвоения действий и умения слушать взрослого.
Самостоятельность ребенка этого возраста в самообслуживании опирается на сформированность умений застегивать, расстегивать, шнуровать и т. п. В формировании таких умений широко применяются игровые упражнения: одевание кукол, когда дети многократно застегивают или расстегивают их одежду. Существуют и специально сделанные дидактические пособия — разные виды застежек. Дети охотно упражняются в довольно сложных движениях и овладевают необходимыми умениями.
С целью закрепления последовательности трудовых действий по самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание и т. д.) проводятся занятия с использованием игровых приемов.

Трудовое воспитание детей раннего возраста не остается без внимания разработчиков игрушек. Сейчас в магазинах можно купить специальные игрушки, развивающие различные трудовые навыки у детей.
К примеру, это доска в виде ботинок, с настоящими шнурками, которые нужно не только связать, но и прежде зашнуровать. Или же игрушка, одежда, на которую прикрепляется методом шнурования через дырочки и привязывания. Помимо этого есть и много других интересных игрушек, что развивают трудовое воспитание детей раннего возраста.
Важную роль в трудовом воспитании детей раннего возраста играют также ролевые игры. Пусть кто-то будет дворником, а кто-то – поваром.
Дайте ребенку приготовить себе кашу самому – добавить в готовую кашу заранее подготовленное вами количество соли, масла и размешать. Это своеобразный труд, но в то же время игра. Развитие детей в игровой форме намного лучше воспринимается детьми.
Помимо этого трудовое воспитание детей раннего возраста также можно проводить в активных играх с куклами. Что это значит? Ребенок должен сам умыть, раздеть куклу и уложить ее спать, а пока она спит приготовить кукле покушать. Можно также перед прогулкой предложить взять куклу с собой, но, чтобы кукла не замерзла, пусть ребенок сам ее оденет.
Дети раннего возраста очень любят поить кукол чаем и, придя с улицы, можно предложить ребенку напоить куклу чаем, чтобы она согрелась. Ребенок к тому же еще учиться и заботиться о ближнем. Это уже не только трудовое воспитание, но и нравственное. А после того как ребенок напоит куклу чаем он может сам помыть посуду.
Конечно, же, прежде чем требовать от ребенка какого-то действия нужно хорошенько ему объяснить как именно все это делается и даже

показать. Если ребенок что-то делает неправильно просто покажите ему как нужно делать.
Игры привлекаются и для совершенствования орудийных действий: детей учат пользоваться совком, лопаткой, чтобы насыпать песок в формочки, забивать деревянным молоточком колышки и т.д.
Все это обеспечивает не только научение, но и приучение, т.е. воспитание привычки действовать в определенных условиях усвоенным образом. У маленького ребенка происходит быстрая выработка привычек и быстрое их угасание. Поэтому необходимо постоянное повторение трудовых действий с учетом возможностей растущего ребенка.
Таким образом, методика трудового воспитания предусматривает формирование у детей раннего возраста трудовых действий, их направленности на результат и стремления преодолевать посильные в процессе достижения результата трудности.
3.3. Организация трудовой деятельности детей младшего
дошкольного возраста
В младшей группе труд детей организуется в форме индивидуальных поручений. Это объясняется тем, что младшие дошкольники нуждаются в постоянном контроле. Дети действуют вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий, кормить рыб, птиц, поливать растения, собирать овощи на огороде. Взрослый берёт на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребёнка то, что ему посильно. В процессе работы педагог помогает ребёнку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки.

В воспитании детей большое значение имеет организация их самостоятельного труда. Основным его видом в этом возрасте остаётся труд по самообслуживанию. Поддерживая интерес к этому виду труда, используются игровые приёмы, систематически напоминая и контролируя действия детей.
Например: перед мытьём рук, говорить «Сегодня Пчёлка будет проверять, кто плохо завернул рукава, кто насухо вытер руки». Во время раздевания периодически вспоминать, в каком порядке снимается одежда.
Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является оценка деятельности ребёнка, поощрение его успехов.
Действующий приём в этом возрасте, это привлечение детей к анализу результатов труда. Например: «Сейчас мы с Машей и Златой посмотрим, как дети оделись. Посмотрите, как быстро и аккуратно оделась
Марина» и т.д. Ко всему к этому надо стараться дать детям больше самостоятельности. Но в то же время помнить, что приём объяснения и показа способа действий в этом возрасте занимает большое место.
Можно начинать учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи, т.е. забыл убрать обувь – будешь её искать, не повесила аккуратно платье – будешь ходить в мятом.
Хозяйственно-бытовой труд в этом возрасте начинает занимать значительное место в жизни детей. Основной формой организации этого вида труда являются поручения. Так как дети слабо владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поручения даются одному ребёнку или небольшой группе. Но наряду с этим должны иметь место и коллективные поручения. Необходимо помочь детям распределить работу, своевременно добиваться результата. Например, говорим, что решили доверить важное

дело, которое нужно выполнять быстро, аккуратно и дружно: навести порядок в шкафу со строительным материалом («Ведь нельзя садиться завтракать, когда вокруг беспорядок!»). Пока дети убираются их постоянно подбадривать: «Как приятно смотреть на детей, когда они работают дружно и старательно – дело быстро спориться!»
Так же приобщать детей к выполнению и таких поручений, которые, на первый взгляд не дают видимых результатов. Например: попросить сходить и что-нибудь принести или отнести, что-то спросить или передать на словах.
При руководстве поручениями действующие приёмы: игровые, совместная деятельность, показ, напоминание и поощрение.
Дошкольники любят трудиться с взрослыми. В младшем возрасте можно организовать труд детей совместно с родителями, няней. Удачно практикуется труд детей и родителей по сооружению снежных построек.
Так же расчистка участка зимой - от снега, осенью и весной – от листьев и т.д. В процессе совместной деятельности взрослые показывают пример положительного отношения к труду, товарищеских взаимоотношений.
Сразу надо стараться приучать ребят выполнять работу хорошо, обязательно доводить дело до конца. Поощрять за проявленную инициативу.
Непрерывная трудовая деятельность ребёнка не должна превышать
10 минут. Эффективны в этом возрасте так же игровые приёмы. Например, приходит кто-то и просит помочь протереть мебель. Помыть кукольную посуду и т.д.
Не следует слишком долго искать виновников беспорядка, а целесообразно обратиться к детям с просьбой, так как на неё они откликнуться охотнее. Использовать приёмы – поощрения, говоря:

«Посмотрите, как Андрей хорошо убрал игрушки!». Причём оцениваем не только трудовое действие, но и умения ребёнка правильно, аккуратно обращаться с игрушками.
Начиная с младшей группы учить детей дежурить по столовой. На данном этапе ведущими приёмами являются: показ, объяснение и контроль за выполнением действий ребёнка. Всё время стараться довести до сознания детей, что дежурство – это обязанность каждого перед всеми. Например:
«Если плохо продежурите, не постараетесь, то детям будет не приятно».
Важно помнить, что ребёнка этого возраста больше интересует сам процесс труда, чем его результат, поэтому надо постоянно показывать и объяснять. Всё это способствует развитию наблюдательности, воспитанию бережного отношения к труду сверстников и взрослого.
Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста, один из самых важных результатов работы в детском саду.
Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств.
Зная особенности организации труда, владея методами и приёмами с детьми младшего дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность.
3.4. Организация трудовой деятельности детей старшего
дошкольного возраста
В первую очередь нельзя забывать, что ведущий вид деятельности ребенка это игра, а соответственно, труд тесно связан с игрой. Это очень