Файл: Тема Организация прохождения практики по индивидуальному плану.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1335
Скачиваний: 44
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
легко заметить в обыденной жизни ребенка, ведь, выполняя учебную 18 задачу, зачастую ребенок переключается на игру (например, ребенок начинает играть водой во время умывания, превращает свои вещи в волшебных персонажей при одевании и т.п.). В более старшем возрасте трудовая задача также превращается в игру, которая помогает легче и охотней ее выполнить (например, собирая листья и мусор, ребенок превращает их в каких-то чудовищ, которых нужно собрать и посадить в клетку - мусорный мешок). А когда ребенок играет и ему вдруг понадобился какой-то предмет, он его, не задумываясь, мастерит из подручных материалов, а чем это не труд? Наблюдая за детьми дошкольного возраста, их игрой, мы часто становимся свидетелями, как в своей игре дети отражают труд взрослых, их взаимоотношения.
Важно отметить, что в разных возрастных группах отношения труда и игры проявляется неодинаково, соответственно руководство трудовой деятельностью должно быть разным.
В старшем дошкольном возрасте труд - переход в разряд самостоятельной деятельности. Однако связь игры и труда не прерывается.
На данном этапе игра и труд тесно взаимосвязаны друг с другом, они переплетаются и расширяют возможности детей. Во время игры дети решают сделать какую-нибудь игрушку, а затем они снова возвращаются к загаданному плану игры, а созданная собственными руками игрушка обогащает их игру, а, значит, дарит детям радость. В игре широко освещается труд взрослых, задача воспитателя рассказать детям о нем, представить все его аспекты, раскрыть все возможности развития сюжета.
Второе редкое отличие труда ребенка от труда взрослого - это постановка цели. Взрослый человек независимо определяет для себя необходимый результат и держит его в голове. А дети в силу своих возрастных особенностей не способны на это. Дети младшего возраста не
Важно отметить, что в разных возрастных группах отношения труда и игры проявляется неодинаково, соответственно руководство трудовой деятельностью должно быть разным.
В старшем дошкольном возрасте труд - переход в разряд самостоятельной деятельности. Однако связь игры и труда не прерывается.
На данном этапе игра и труд тесно взаимосвязаны друг с другом, они переплетаются и расширяют возможности детей. Во время игры дети решают сделать какую-нибудь игрушку, а затем они снова возвращаются к загаданному плану игры, а созданная собственными руками игрушка обогащает их игру, а, значит, дарит детям радость. В игре широко освещается труд взрослых, задача воспитателя рассказать детям о нем, представить все его аспекты, раскрыть все возможности развития сюжета.
Второе редкое отличие труда ребенка от труда взрослого - это постановка цели. Взрослый человек независимо определяет для себя необходимый результат и держит его в голове. А дети в силу своих возрастных особенностей не способны на это. Дети младшего возраста не
могут независимо ставить цель, так как их память еще недостаточно развита для того, чтобы удержать весь процесс и результат в голове. Малыши могут многократно выполнять трудовые действия, не преследуя определенной цели, ведь они получают удовольствие от самого действия, а не от полученного результата. Ребенок овладевает способами действия по принципу подражания и постепенно начинает достигать определенной цели
(например, застегнуть кнопочку на куртке и т.п.). Понемногу у ребенка складывается способность осознать взаимосвязь своих действий с результатом их деятельности. Именно тогда от ребенка мы начинаем слышать
«Я сам», это качественно новое психологическое новообразование, часто на данном этапе возникает конфликтная ситуация между взрослым и ребенком. Ребенок хочет независимости, но в силу своих физических особенностей не может выполнять с достаточной быстротой и ловкостью, а взрослому в такой ситуации проще все сделать за ребенка. Это будет основательной ошибкой в воспитании, которая повлечет за собой негативные результаты, ведь результатом этого станут слезы ребенка, а в дальнейшем ребенок потеряет интерес к труду, ведь за него могут сделать все взрослые. Очень большой ошибкой в организации трудовых навыков может стать такое явление как гиперопека (гиперпротекция - чрезмерный уход за ребенком, полный его контроль и отсутствие самостоятельности у ребенка). Она может привести к серьезным психологическим проблемам у ребенка, так называемой «боязни труда», ребенок привыкший, что за него все делают, будет считать, что самостоятельный труд это неправильно и плохо, в дальнейшем это становится одной из причин тревожности детей, что также является серьезным расстройством нервной системы малыша и нельзя не сказать, что это приводит к снижению социальной адаптации ребенка. На данном этапе развития независимой трудовой деятельности значительную роль играет взрослый, он ставит перед детьми цель и помогает ее реализовать.
(например, застегнуть кнопочку на куртке и т.п.). Понемногу у ребенка складывается способность осознать взаимосвязь своих действий с результатом их деятельности. Именно тогда от ребенка мы начинаем слышать
«Я сам», это качественно новое психологическое новообразование, часто на данном этапе возникает конфликтная ситуация между взрослым и ребенком. Ребенок хочет независимости, но в силу своих физических особенностей не может выполнять с достаточной быстротой и ловкостью, а взрослому в такой ситуации проще все сделать за ребенка. Это будет основательной ошибкой в воспитании, которая повлечет за собой негативные результаты, ведь результатом этого станут слезы ребенка, а в дальнейшем ребенок потеряет интерес к труду, ведь за него могут сделать все взрослые. Очень большой ошибкой в организации трудовых навыков может стать такое явление как гиперопека (гиперпротекция - чрезмерный уход за ребенком, полный его контроль и отсутствие самостоятельности у ребенка). Она может привести к серьезным психологическим проблемам у ребенка, так называемой «боязни труда», ребенок привыкший, что за него все делают, будет считать, что самостоятельный труд это неправильно и плохо, в дальнейшем это становится одной из причин тревожности детей, что также является серьезным расстройством нервной системы малыша и нельзя не сказать, что это приводит к снижению социальной адаптации ребенка. На данном этапе развития независимой трудовой деятельности значительную роль играет взрослый, он ставит перед детьми цель и помогает ее реализовать.
В старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен постигать цель и стремиться к результату, он может независимо выражать цель у себя в голове. Но все же ему нужна физическая мотивация, ему необходимо видеть результат своего труда (изготовление игрушки, уборка в комнате и т.п.). Однако роль взрослого не теряет своей значительности, дети выросли, а соответственно цели должны усложниться, появляются отдаленные цели, которые и формулирует взрослый для ребенка (выращивание урожая).
Однако ребенок остается ребенком и, если цель требует поэтапного решения, то задача взрослого - разбить эту цель на подцели, и перед выполнением каждого нового этапа формулировать цель для детей, так как дети все еще не могут удерживать в голове большой объем информации.
Мотивация трудовой деятельности детей разнообразна, например, это возможность получить похвалу взрослых или пообщаться со взрослыми, самоутверждение, существуют общие мотивы, они проявляются в простейшей форме, как желание сделать приятное близким людям.
Говорить о независимой формулировке мотивов можно лишь в старшем дошкольном возрасте.
В трудовой деятельности ребенка немалое значение имеет его собственная творческая активность, планирование и обдумывание предстоящего занятия, подбор нужных материалов, инструментов, преодоление трудностей при достижении необходимого результата.
Большую роль в планировании деятельности берет на себя взрослый, он должен сформировать у ребенка умения к планированию. Начинать нужно уже с младшего возраста, объясняя детям в режимных моментах, что и в какой последовательности необходимо сделать. Важно разъяснять детям, почему именно в таком порядке следует осуществлять действия. В старшем дошкольном возрасте дети предполагают этапы, но не способы выполнения. Важно отметить, что от практического планирования сильно
отстает словесное, ребенок делает все последовательно, но при этом сформулировать план работы он не может. Процесс обучению планирования очень важен, ведь планирование способствует формированию рациональности действий и умению экономить время в нужных ситуациях.
Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать важнейшие особенности детского труда:
- труд ребенка не создает социально значимых физических ценностей, труд ребенка носит воспитательный характер;
- сходство труда с игрой;
- ребенок приобретает навыки, но это навыки, дозволяющие стать ребенку независимым;
- труд ребенка носит ситуативный характер;
- труд имеет все компоненты деятельности, но при этом его нельзя назвать независимой деятельностью дошкольников; детский труд предполагает обязательное присутствие взрослого, проверяющего процесс и поддерживающего в нужных ситуациях.
Труд взрослого и ребенка не поддается сопоставлению, ведь в их основах лежат разные цели. Говоря о взрослых, мы подразумеваем производительный труд, который создает материальные и культурные ценности, носит общественно-направленный характер, является необходимостью, потребностью. Ценность же детского труда - это воспитательное значение. Но для того, чтобы правильно использовать труд ребенка как средство воспитания, необходимо понимать его специфику.
Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать важнейшие особенности детского труда:
- труд ребенка не создает социально значимых физических ценностей, труд ребенка носит воспитательный характер;
- сходство труда с игрой;
- ребенок приобретает навыки, но это навыки, дозволяющие стать ребенку независимым;
- труд ребенка носит ситуативный характер;
- труд имеет все компоненты деятельности, но при этом его нельзя назвать независимой деятельностью дошкольников; детский труд предполагает обязательное присутствие взрослого, проверяющего процесс и поддерживающего в нужных ситуациях.
Труд взрослого и ребенка не поддается сопоставлению, ведь в их основах лежат разные цели. Говоря о взрослых, мы подразумеваем производительный труд, который создает материальные и культурные ценности, носит общественно-направленный характер, является необходимостью, потребностью. Ценность же детского труда - это воспитательное значение. Но для того, чтобы правильно использовать труд ребенка как средство воспитания, необходимо понимать его специфику.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Тема 4. Организация продуктивных видов деятельности детей
дошкольного возраста
4.1. Организация продуктивной деятельности детей раннего
возраста
Порой даже у опытных педагогов-практиков мы встречаем недопонимание того, каким образом можно развивать изобразительное творчество у детей в 2-3 года. Ведь изобразительное творчество детей – это процесс и результат художественно-творческой деятельности детей в
различных областях изобразительное искусства. А в раннем возрасте изобразительная деятельность только выделяется из предметно-орудийной.
Малыши лишь открывают для себя функции и способы действий с изобразительным материалом. Но при этом у них велик интерес к познанию предметного мира, и интерес к изобразительной деятельности, в том числе.
Поэтому развитие начал творчества в раннем возрасте, связано, прежде всего, с развитием интереса к продуктивной деятельности. В развитии интереса можно выделить, пожалуй, два направления. Первое направление – это поиск ребенка содержания образа в результате своих действий: какой-то знакомый предмет или явление вдруг обнаруживается в каракулях на бумаге, в комочке смятого пластилина, в видоизмененной кучке кирпичей. Следовательно, работа по развитию начал творчества связана с экспериментированием с содержанием ассоциативного образа, так как это закрепляет понимание ребенком изобразительного смысла его черканий, манипуляций с пластичными материалами и строительным материалом. Это возможно, если при предварительном ознакомлении с предметами и явлениями взрослые называли их словами и представления о них связано с названием, вошедшим в активный словарь малыша. Вторым направлением развития интереса является необычность для ребенка художественных материалов, а также возможность поэкспериментировать с новыми интересными способами рисования. Малыши с удовольствием опускают пальчики в краску и изображают на бумаге разнообразные линии и конфигурации; обрывают салфетки; печатают капустным листом, ватными дисками, проводят линии расческой и т.п. Нетрадиционные техники рисования – это как раз то, что нужно малышам: завораживающий процесс и яркий результат.
Наряду с развитием интереса к продуктивной деятельности развитие творчества тесно связано с эстетическим развитием, со становлением
Малыши лишь открывают для себя функции и способы действий с изобразительным материалом. Но при этом у них велик интерес к познанию предметного мира, и интерес к изобразительной деятельности, в том числе.
Поэтому развитие начал творчества в раннем возрасте, связано, прежде всего, с развитием интереса к продуктивной деятельности. В развитии интереса можно выделить, пожалуй, два направления. Первое направление – это поиск ребенка содержания образа в результате своих действий: какой-то знакомый предмет или явление вдруг обнаруживается в каракулях на бумаге, в комочке смятого пластилина, в видоизмененной кучке кирпичей. Следовательно, работа по развитию начал творчества связана с экспериментированием с содержанием ассоциативного образа, так как это закрепляет понимание ребенком изобразительного смысла его черканий, манипуляций с пластичными материалами и строительным материалом. Это возможно, если при предварительном ознакомлении с предметами и явлениями взрослые называли их словами и представления о них связано с названием, вошедшим в активный словарь малыша. Вторым направлением развития интереса является необычность для ребенка художественных материалов, а также возможность поэкспериментировать с новыми интересными способами рисования. Малыши с удовольствием опускают пальчики в краску и изображают на бумаге разнообразные линии и конфигурации; обрывают салфетки; печатают капустным листом, ватными дисками, проводят линии расческой и т.п. Нетрадиционные техники рисования – это как раз то, что нужно малышам: завораживающий процесс и яркий результат.
Наряду с развитием интереса к продуктивной деятельности развитие творчества тесно связано с эстетическим развитием, со становлением
эстетического отношения к окружающему. Исследователи отмечают, что эстетическое отношение к окружающему миру — это духовно- нравственная характеристика гармонично развивающегося человека, реализующая его творческое Я. Это умение видеть красивое в окружающем, уметь различать эстетические категории прекрасного и безобразного, умение оценивать, давать характер HYPERLINK "http://topuch.com/geroi- skazki-o-uajleda-solovej-i-roza-v2/index.html"
HYPERLINK
"http://topuch.com/geroi-skazki-o-uajleda-solovej-i-roza-v2/index.html"
HYPERLINK
"http://topuch.com/geroi-skazki-o-uajleda-solovej-i-roza- v2/index.html"и
HYPERLINK
"http://topuch.com/geroi-skazki-o-uajleda- solovej-i-roza-v2/index.html" HYPERLINK "http://topuch.com/geroi-skazki-o- uajleda-solovej-i-roza-v2/index.html" HYPERLINK "http://topuch.com/geroi- skazki-o-uajleda-solovej-i-roza-v2/index.html"стику явлению
, объекту на соответствие или несоответствие эстетическому идеалу. Такое отношение, с одной стороны, не является врожденным качеством человека, но с другой, оно предопределено возрастной предпосылкой, заключающейся в обострённой эмоциональной чувствительности ребенка к внешним раздражителям. Таким образом, специально организованное обучение является значимым средством становления эстетического отношения к окружающему миру, а следовательно, определяет реализацию творческого
Я. Согласно исследованию И. А. Лыковой, дошкольный возраст обладает возможностью непосредственной заинтересованности оценивающего «Я» в объективной ситуации; неотделимости эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения; объединения впечатлений на основании общего эмоционального тона, что актуально для эстетического отношения.
В связи с вышесказанным, особое значение в становлении эстетического отношения к окружающему раннем возрасте приобретает обучение через чувства. И оно складывается на фоне обострённой
HYPERLINK
"http://topuch.com/geroi-skazki-o-uajleda-solovej-i-roza-v2/index.html"
HYPERLINK
"http://topuch.com/geroi-skazki-o-uajleda-solovej-i-roza- v2/index.html"и
HYPERLINK
"http://topuch.com/geroi-skazki-o-uajleda- solovej-i-roza-v2/index.html" HYPERLINK "http://topuch.com/geroi-skazki-o- uajleda-solovej-i-roza-v2/index.html" HYPERLINK "http://topuch.com/geroi- skazki-o-uajleda-solovej-i-roza-v2/index.html"стику явлению
, объекту на соответствие или несоответствие эстетическому идеалу. Такое отношение, с одной стороны, не является врожденным качеством человека, но с другой, оно предопределено возрастной предпосылкой, заключающейся в обострённой эмоциональной чувствительности ребенка к внешним раздражителям. Таким образом, специально организованное обучение является значимым средством становления эстетического отношения к окружающему миру, а следовательно, определяет реализацию творческого
Я. Согласно исследованию И. А. Лыковой, дошкольный возраст обладает возможностью непосредственной заинтересованности оценивающего «Я» в объективной ситуации; неотделимости эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения; объединения впечатлений на основании общего эмоционального тона, что актуально для эстетического отношения.
В связи с вышесказанным, особое значение в становлении эстетического отношения к окружающему раннем возрасте приобретает обучение через чувства. И оно складывается на фоне обострённой
эмоциональной чувствительности к воздействию внешних
«раздражителей»: света, цвета, звука, ритма - того, что ребёнок непосредственно воспринимает органами чувств и что вызывает в нем потребность к выражению собственного эмоционально-оценочного отношения.
Дидактическая игра «Оденем куклу»
Цель игры: способствовать развитию художественно-эстетического восприятия.
Дидактические задачи. Продолжать работу по формированию представлений детей раннего возраста о категории «красиво».Закрепить, уточнить знание детей о предметах верхней одежды и порядке их одевания.
Активизировать в словаре детей слова, обозначающие предметы одежды, их детали, признаки (красные пуговки, теплый шарфик, а также слова
«красивый, нарядный». Поощрять первые творческие проявления детей в выборе одежды.
Дидактический материал: Магнитное поле с изображением кукол и набор одежды на магнитах, геометрические фигурки для украшения одежды.
Описание игры. Игра предназначена для детей 2-3 лет. Работа проводится индивидуально или группой детей.
Содержание.
Воспитатель предлагает рассмотреть куклу, и подборку одежды для куклы.
Воспитатель: ребята, давайте познакомимся с куклой. Ее зовут Катя.
У Кати много одежды в шкафу. Вся одежда – красивая и нарядная.
Повторите со мной, какая у куклы одежда?
«раздражителей»: света, цвета, звука, ритма - того, что ребёнок непосредственно воспринимает органами чувств и что вызывает в нем потребность к выражению собственного эмоционально-оценочного отношения.
Дидактическая игра «Оденем куклу»
Цель игры: способствовать развитию художественно-эстетического восприятия.
Дидактические задачи. Продолжать работу по формированию представлений детей раннего возраста о категории «красиво».Закрепить, уточнить знание детей о предметах верхней одежды и порядке их одевания.
Активизировать в словаре детей слова, обозначающие предметы одежды, их детали, признаки (красные пуговки, теплый шарфик, а также слова
«красивый, нарядный». Поощрять первые творческие проявления детей в выборе одежды.
Дидактический материал: Магнитное поле с изображением кукол и набор одежды на магнитах, геометрические фигурки для украшения одежды.
Описание игры. Игра предназначена для детей 2-3 лет. Работа проводится индивидуально или группой детей.
Содержание.
Воспитатель предлагает рассмотреть куклу, и подборку одежды для куклы.
Воспитатель: ребята, давайте познакомимся с куклой. Ее зовут Катя.
У Кати много одежды в шкафу. Вся одежда – красивая и нарядная.
Повторите со мной, какая у куклы одежда?
Дети: красивая и нарядная.
Воспитатель: Давайте рассмотрим всю одежду, правда ли она такая красивая ... Это что?
Дети….
Воспитатель демонстрирует предметы одежды, активизируя детей в назывании этих предметов. Показывает и называет детали каждого отдельного предмета одежды, характеризуя его признак и обосновывая этим признаком красоту одежды.
Воспитатель: У этой курточки есть капюшон. Скажите, что есть у курточки?
Дети….
Воспитатель: у капюшона есть опушка, посмотрите, вот какая пушистая… Поэтому курточка красивая. А ещё у неё красивый цвет. Какой?
Дети….
Таким образом, рассматривают весь набор.
Воспитатель: кукла Катя говорит
, что хочет пойти на улицу погулять.
Скажите, можно ей идти на улицу в такой одежде (платье).
Дети: Нет.
Воспитатель: почему?
Дети: На улице зима, дует холодный ветер, идет снег.
Воспитатель: Давайте нашу Катю потеплее оденем, но нарядно. Что ты, Оля выберешь для куклы?
Дети самостоятельно подбирают свои сочетания одежды. Показать детям, как можно украсить детали одежды геометрическими фигурками.
Воспитатель активизирует детей в назывании одежды, её деталей, а также в проговаривании слов «красивое, нарядное».
4.2. Организация продуктивной деятельности детей младшего
дошкольного возраста
Задачи по конструированию в младших группах:
- подводить детей к простейшему анализу созданных построек.
Совершенствовать конструктивные умения. Закреплять умение различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке;
- учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.);
- изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд);
- развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу;
- продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома — улица; стол, стул, диван — мебель для кукол.
Приучать после игры аккуратно складывать детали в коробки;