Файл: Тема Организация прохождения практики по индивидуальному плану.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1347
Скачиваний: 44
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их домов, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части
;
- продолжать развивать способность различать и называть строительные летали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели;
- развивать умение анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах — стены, вверху — перекрытие, крыша; в автомобиле
— кабина, кузов и т.д.).
Ожидаемые результаты:
- ребенок проявляет устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, мелкой пластике, книжной графике;
- владеет способами зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения восприятия;
- может отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности
(рисовании, лепке, аппликации) и в процессе художественного труда;
- создает узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передает обобщенную форму и цвет доступными
художественными способами
(конструктивным, пластическим, комбинированным).
Конструктивно-технические умения:
- сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.;
- делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.
Обобщенные умения:
- целенаправленно рассматривать предметы;
- сравнивать их между собой и расчленять на части;
- видеть в них общее и различное;
- находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей;
- делать умозаключения и обобщения.
Создание в детском саду и группе ППРС.
Задачи:
- обеспечение психологического комфорта ребенка;
- формирование творческого начала в личности ребенка;
- формирование знаний, умений, навыков продуктивной деятельности;
- активизация демократических способов общения с детьми.
Принципы организации предметно-развивающей среды:
- принцип дистанции позиции при взаимодействии;
(конструктивным, пластическим, комбинированным).
Конструктивно-технические умения:
- сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.;
- делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.
Обобщенные умения:
- целенаправленно рассматривать предметы;
- сравнивать их между собой и расчленять на части;
- видеть в них общее и различное;
- находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей;
- делать умозаключения и обобщения.
Создание в детском саду и группе ППРС.
Задачи:
- обеспечение психологического комфорта ребенка;
- формирование творческого начала в личности ребенка;
- формирование знаний, умений, навыков продуктивной деятельности;
- активизация демократических способов общения с детьми.
Принципы организации предметно-развивающей среды:
- принцип дистанции позиции при взаимодействии;
- принцип стимулирования активности
;
- принцип стабильности –динамичности развивающей среды;
- принцип комплексирования и гибкого зонирования;
- принцип половых и возрастных различий;
- принцип эстетичности организации среды;
- принцип эмоциогенности среды;
- Принцип открытости.
Материалы и инструменты для работы:
Вторая младшая группа:
- Карандаши цветные.
- Краски (гуашь).
- Бумага.
- Клей.
- Глина.
- Кисть №3, 5, щетина.
- Досточки.
- Цветная бумага.
- Цветной картон.
- Раскраски.
- Восковые мелки.
-
Дидактические игры (развитие воображения, сенсорика, художественно-развивающие).
- Иллюстрации художников.
- Репродукции картин.
- Скульптура станковая и декоративная.
- Предметные картинки и фотографии для рассматривания.
- Трафареты.
- Шаблоны.
Средняя группа:
- Карандаши цветные.
- Краски (гуашь).
- Бумага.
- Клей.
- Ножницы.
-Глина.
- Пластилин.
- Кисть №3, 5, щетина.
- Досточки.
- Цветная бумага.
- Цветной картон.
- Раскраски.
- Восковые мелки.
-
Дидактические игры (развитие воображения, сенсорика, художественно-развивающие).
- Иллюстрации художников.
- Репродукции картин.
- Скульптура станковая и декоративная.
- Предметные картинки и фотографии для рассматривания.
- Трафареты.
- Шаблоны.
Виды продуктивной деятельности:
Рисование - искусство изображать на плоскости действительно существующие или воображаемые предметы с обозначением их форм линиями и различной степени освещения этих форм посредством более или менее сильного покрытия их каким-либо одноцветным веществом.
Аппликация - вырезание и наклеивание фигурок, узоров из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал- основу (фон).
Лепка - придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п.
Конструирование - создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.
Создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала.
Формы организации продуктивной деятельности:
- совместная деятельность;
- самостоятельная деятельность;
- Непосредственно Образовательная Деятельность.
Тип занятия:
Лепка, аппликация, рисование:
- по показу;
- по замыслу.
Виды детского конструирования:
- из строительного материала;
- из деталей конструкторов;
- из крупно - габаритных модулей;
- из природного материала;
- из бумаги.
Формы организации обучения конструированию:
- по образцу;
- по показу;
- по схемам.
Виды занятий по содержанию изображений (лепка, аппликация, рисование):
- предметный вид;
- сюжетный вид;
- декоративный.
Сюжетный вид:
- выделение главного в теме;
- предварительное планирование изображения;
- передача пространственных отношений;
- соотношение предметов по величине;
- цветовое решение.
Декоративный вид:
- ознакомление с основными элементами росписи;
- обучение композиционному построению узора
;
- составление узора на круге, квадрате;
- роспись шаблона, предмета.
Предметный вид:
- деревья;
- транспорт;
- здания;
- животные;
- человек.
Этапы развития продуктивной деятельности в детском саду:
- накопление и расширение знаний, умений и навыков продуктивной деятельности;
- подражание;
- преобразование;
- поиск альтернатив.
Методы организации продуктивной деятельности:
- информационно - организационный — обеспечивает восприятие готовой информации (малыши младших групп получают задание с детальной пошаговой инструкцией по выполнению);
- репродуктивный, углубляющий знания о способах деятельности
(освоение разных изобразительных техник).
- Эвристический, требующий от детей выдвижения гипотез относительно решения той или иной проблемы;
- исследовательский.
Приёмы для занятий продуктивной деятельностью:
Наблюдение.
Младший дошкольный возраст: Дети наблюдают явления, предметы, простые по форме и яркие по цвету, в естественной для них обстановке.
Педагог сам вычленяет два –три признака(цвет, форму, величину) и называет, дети повторяют. Восприятие происходит в игре, действии, движении. Наблюдения кратковременны. Установка на последующее изображение не дается.
Средний дошкольный возраст: В процессе наблюдения выделяют несколько признаков (цвет, форму, строение, расположение в пространстве). Восприятие становится активным, педагог обращается к опыту детей. Наблюдение более длительное. Организуется повторное наблюдение с усложнением содержания.
Обследование.
Целостное эмоциональное восприятие предмета.
Аналитическое восприятие предмета:
- выделить самую крупную часть предмета;
- определить форму;
- определить положение в пространстве;
- выделить другие части, определить положение, форму, величину по отношению к основной;
- выделить цвет.
Целостное эмоциональное восприятие предмета.
Младший дошкольный возраст: Вычленение формы, цвета, соотнесение с сенсорным эталоном.
Активное применение формообразующего жеста. Обследование проводится педагогом до занятия индивидуально или по подгруппа
3. Рассматривание картинок.
4. Образец.
5. Показ.
Основными способами взаимодействия с детьми на занятиях продуктивной деятельностью является наглядность.
Речевые приёмы:
Беседа
При помощи наводящих вопросов воспитатель помогает детям среднего дошкольного возраста обобщить полученный при обследовании или наблюдении материал. В работе с малышами первой и второй младших групп беседа помогает сформировать общее впечатление детей о явлении
или объекте, который изображается, систематизируют свои представления о его форме.
Беседа используется и на начальном этапе работы над заданием (для мотивации через пробуждение любопытства при поиске ответа на вопросы), и на завершающем, когда нужно подытожить тему.
Объяснение
Важный словесный приём, позволяющий взрослому пояснить детям порядок выполнения задания. В младшем дошкольном возрасте объяснения имеют более развёрнутый характер.
Поощрение
Для реализации индивидуального подхода и создания ситуации успеха для каждого ребёнка используется поощрение. Добрые слова вселяют в малыша уверенность в своих силах, мотивируя на дальнейшую работу.
Художественное слово
Загадки, рифмовки, чтение отрывков детских произведений призваны стимулировать интерес у детей к теме и, конечно, привлечь их к занятию продуктивной деятельностью. Этот приём обладает большим потенциалом для создания положительного эмоционального настроя. К примеру, при изучении темы «Посуда» перед созданием заварочного чайника из теста, дети средней группы отгадывают такие шуточные загадки:
На плите стоит — пыхтит.
В нём вода бурлит — кипит.
Из-под крышки выйдет тучка,
Носик есть и сбоку ручка.
Беседа используется и на начальном этапе работы над заданием (для мотивации через пробуждение любопытства при поиске ответа на вопросы), и на завершающем, когда нужно подытожить тему.
Объяснение
Важный словесный приём, позволяющий взрослому пояснить детям порядок выполнения задания. В младшем дошкольном возрасте объяснения имеют более развёрнутый характер.
Поощрение
Для реализации индивидуального подхода и создания ситуации успеха для каждого ребёнка используется поощрение. Добрые слова вселяют в малыша уверенность в своих силах, мотивируя на дальнейшую работу.
Художественное слово
Загадки, рифмовки, чтение отрывков детских произведений призваны стимулировать интерес у детей к теме и, конечно, привлечь их к занятию продуктивной деятельностью. Этот приём обладает большим потенциалом для создания положительного эмоционального настроя. К примеру, при изучении темы «Посуда» перед созданием заварочного чайника из теста, дети средней группы отгадывают такие шуточные загадки:
На плите стоит — пыхтит.
В нём вода бурлит — кипит.
Из-под крышки выйдет тучка,
Носик есть и сбоку ручка.
Чайных чашек всех начальник.
Называется он… (чайник).
Игровые приёмы.
Вывод: Продуктивная деятельность занимает важное место в образовательном процессе детского сада. Именно через неё дети, с одной стороны, материализуют свой жизненный опыт
, получают возможность полноценного личностного роста, а с другой — обогащают его. Для методически верной организации практической деятельности педагог, исходя из особенностей детей своей группы, использует весь арсенал приёмов, необходимый для эффективного взаимодействия с детьми.
4.3. Организация продуктивной деятельности детей старшего
дошкольного возраста
Понятие «продуктивная деятельность» включает в себя несколько видов активности - рисование, конструирование, лепку, аппликацию, - традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят моделирующий характер, то есть особым образом отображают реальный мир.
Перечисленные виды активности представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно оформленного результата.
Продуктивная деятельность - это превращение того или иного исходного материала (комплекса материалов) в конкретный продукт в соответствии с поставленной целью (замыслом).
Продуктивная деятельность в дошкольном учреждении организуется по отдельным ее видам в рамках специальных занятий, одинаковых для всех
(вне контекста конкретных детских интересов). Цель таких занятий,
зачастую, научить ребенка специальным умениям и навыкам работы с теми или иными материалами и инструментами.
Программ по обучению детей рисованию, лепке, конструированию и пр. в настоящее время очень много; некоторые вписаны в целостные дошкольные образовательные программы, другие существуют как отдельные (парциальные). Воспитатель, не имея никаких оснований для выбора (от каких упражнений можно отказаться, какие необходимы), вынужден точно следовать программно-заданным содержаниям. Это сковывает его инициативу и исключает возможность гибко проектировать содержание работы, ориентируясь на особенности детей группы и их конкретные интересы.
Для того чтобы педагог мог гибко проектировать работу со своей группой, ему нужно уметь самому подбирать подходящие содержания из имеющегося множества, учитывая, с одной стороны, развивающие задачи, а с другой - интересы детей группы. Для этого необходимо иначе взглянуть на знакомые содержания, иным образом их систематизировать. Взяв за основуОснования систематизации содержаний представляют своего рода посредствующее звено между развивающими задачами и конкретными содержаниями продуктивной деятельности, позволяющими их реализовывать.
Первым основанием для систематизации и подбора конкретного содержания продуктивной деятельности взрослого с детьми могут быть четыре типа работы:
1. работа по образцам;
2. работа с незавершенными продуктами;
3. работа по графическим схемам;
4. работа по словесному описанию цели - условии.
Программ по обучению детей рисованию, лепке, конструированию и пр. в настоящее время очень много; некоторые вписаны в целостные дошкольные образовательные программы, другие существуют как отдельные (парциальные). Воспитатель, не имея никаких оснований для выбора (от каких упражнений можно отказаться, какие необходимы), вынужден точно следовать программно-заданным содержаниям. Это сковывает его инициативу и исключает возможность гибко проектировать содержание работы, ориентируясь на особенности детей группы и их конкретные интересы.
Для того чтобы педагог мог гибко проектировать работу со своей группой, ему нужно уметь самому подбирать подходящие содержания из имеющегося множества, учитывая, с одной стороны, развивающие задачи, а с другой - интересы детей группы. Для этого необходимо иначе взглянуть на знакомые содержания, иным образом их систематизировать. Взяв за основуОснования систематизации содержаний представляют своего рода посредствующее звено между развивающими задачами и конкретными содержаниями продуктивной деятельности, позволяющими их реализовывать.
Первым основанием для систематизации и подбора конкретного содержания продуктивной деятельности взрослого с детьми могут быть четыре типа работы:
1. работа по образцам;
2. работа с незавершенными продуктами;
3. работа по графическим схемам;
4. работа по словесному описанию цели - условии.
В данных типах работы реализуется весь спектр общеразвивающих функций продуктивной деятельности. Прежде всего, это эмоционально-личностное становление ребенка - в развитии
«чувства инициативы», которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы.
Продуктивная деятельность так же создает условия для формирования целеполагания и способности к длительным волевым усилиям. К спектру общеразвивающих функций следует отнести развитие творческой активности и совершенствование ручной моторики, которому способствует продуктивная деятельность любого рода.
Для старших дошкольников целесообразно использовать все типы работы, постепенно продвигаясь по означенным линиям от более простых к более сложным:
По мере взросления детей необходимо постепенно усложнять предлагаемые им цели в плане состава и объема промежуточных операций, необходимых для достижения конечного результата.
Каждый из типов работы, может быть, развернут с самыми разнообразными материалами. Это такие традиционные материалы как: бумага (белая и цветная), картон, различные конструктивные объемные модули (картонные и спичечные коробки, кусочки пенопласта
, природный материал, выступающий в функции объемных модулей, - желуди, шишки, ракушки и пр.), кусочки ткани, бросовый материал, графические и живописные материалы
(простые и цветные карандаши, восковые мелки, гуашевые краски),