Файл: Программа здоровьесбережения Здоровая школа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.Средства двигательной направленности (здоровье сберегающие технологии физкультуры и спорта)

  • Уроки физкультуры с комплексами физических упражнений;

  • Физкультминутки на уроках и подвижные перемены;

  • Различные виды оздоровительной гимнастики (пальчиковая, дыхательная, для коррекции зрения и пр.), лечебная физкультура;

  • Эмоциональные разрядки и «минутки покоя», подвижные игры, психогимнастика, тренинги и др.


3.Средства организации благоприятной психолого-педагогической среды ОУ (психологические здоровье сберегающие технологии)


  • Обеспечение положительного эмоционального климата в учебном коллективе и в процессе взаимодействия учитель-ученик;

  • Всесторонняя психофизическая диагностика всех личностных сфер обучающихся в процессе их развития.


4.Средства педагогического воздействия, организации учебного процесса (здоровье сберегающие образовательные технологии)


  • Интеграция оздоровительной деятельности в образовательный процесс;

  • Системный подход к организации образовательной деятельности;

  • Модернизация содержания образования, разработка интегративных курсов здоровье сберегающей направленности для всех ступеней обучения.


5.Профилактические и закаливающие средства (воспитательная работа по формированию ЗОЖ)

  • Организация просветительского лектория;

  • Культурно-массовые мероприятия;

  • Работа с семьей учащегося (пропаганда ЗОЖ через систему занятий в родительском лектории)

  • Массовые оздоровительные мероприятия с участием родителей (спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, экскурсии)


Модель личности ученика.
Подготовка к ЗОЖ ребенка на основе здоровье сберегающих технологий является приоритетным направлением деятельности школы. В качестве основополагающей линии развития школы в этом направлении выбрана концепция здоровье сберегающего образования. Центром всех учебно-воспитательных воздействий является конкретный ученик, и, все способы и формы организации школьной жизни подчинены целям развития его всесторонней личности. Модель технологий обучения в здоровьесберегающей школе существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Они предоставляют ученику большую свободу выбора в процессе обучения. В ее рамках ученик не подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя. Учитель, обладающий разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приемы и методы работы с познавательным стилем ребенка. Это требует разработки новых подходов к организации учебного процесса в плане дальнейшего развития технологий индивидуализации обучения и здоровье сбережения. Учет индивидуальных особенностей учащихся в педагогической деятельности – это комплексная задача, требующая перестройки организации учебного процесса, которая может быть решена несколькими путями:



  • вариативностью образовательной среды на основе принципов профилизации обучения;

  • дифференциацией обучения;

  • индивидуализацией учебного процесса с учетом личностных особенностей учащихся;

  • разработкой индивидуальных образовательных программ для детей с особенностями развития и педагогически запущенных детей;

  • индивидуальными портфолио в системе дистанционного образования.



Работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровье сбережения учащихся.
Для этого была создана прогнозируемая модель личности ученика:


Модель выпускника первой ступени обучения

Модель выпускника второй ступени обучения

Модель выпускника третьей ступени обучения

- знание основ и выполнение правил личной гигиены;
- владение основами

личной гигиены и ЗОЖ.


- знание основ и выполнение правил личной гигиены;

- владение основами

личной гигиены и ЗОЖ;

- знание основ строения и функционирования организма человека;

- знание изменений в организме человека в

пубертатный период;

- умение оценивать свое

физическое и психическое состояние;

- знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека;

- поддержание физической формы;

- телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости;

- гигиена умственного труда.

- стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профпригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье;

- убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек;

- знание различных оздоровительных систем;

- умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека;

- способность вырабатывать

индивидуальный образ

жизни;

- гигиена умственного труда.


12.Реализация программы направлена на формирование у учащихся


культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:


  • культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);

  • культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);

  • культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);

  • культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).



Базовыми компонентами на всех ступенях являются:


  • формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и ЗОЖ;

  • формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;

  • формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;

  • формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.



Методы контроля над реализацией программы:


  • проведение заседаний Методического совета школы и МО классных руководителей;

  • создание методической копилки опыта по здоровьесберегающему направлению воспитательной работы;

  • посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по здоровьесберегающим образовательным технологиям;

  • мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе;

  • сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению;

  • контроль организации учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся по формированию здорового образа жизни.


Основные направления деятельности программы и предполагаемые формы работы:
I. Организационное направление: в нём представлены главные общешкольные мероприятия с участием всех членов координационного совета;

II. Диагностическое направление: в нём отражена система действий для создания «паспорта здоровья класса»;

III. Спортивно- оздоровительное направление: раскрывает основные направления деятельности содействующей укреплению здоровья, всестороннему развитию личности на основе овладения личной физической культурой

IV. Медицинское сопровождение:
представлены мероприятия, направленные на профилактику, диагностику и сохранения физического здоровья учащихся;

V. Просветительское направление (система просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса): освещает просветительскую деятельность с родителями учащихся и классными руководителями.

VI. Психолого-педагогическое сопровождение: в нём освещены мероприятия направленные на организацию психологического сопровождения учащихся.

Ниже представлены задачи и мероприятия направленные на реализацию программы «здоровье» по направлениям.

I. Организационное направление.

Задача: Обеспечить в комплексе реализацию программы «Здоровая школа». Данное направление работы предполагает:

- заседание и работа координационного совета по разработке критериев здоровьесбережения и этапов реализации программы по здоровьесберегательной деятельностью ОУ;

- проведение общешкольных родительских собраний;

- работа секции по здоровьесбережению в ШМО;

- работа координационного совета контроля реализации этапов программы «Здоровая школа».
II. Диагностическое направление.

Задача: Создание паспорта «Здоровья».

текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей); 3) режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.

Диагностическое направление предполагает:

Проведение мониторинга состояния здоровья, в ходе которого выявляются:

1. общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;

2.текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей):

3.режим дня, бытовые условия; внеурочная занятость дополнительными занятиями.
III. Спортивно- оздоровительное направление.

Задача: Содействовать укреплению здоровья, всестороннему развитию личности на основе овладения личной физической культурой.

Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

-организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;

- привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;

широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров
школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
IV. Медицинское сопровождение.

Задача: профилактика и снижение уровня заболеваемости учащихся.

Медицинское направление предполагает:

- создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:

-составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;

-проведение физкультминуток;

-гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;

-четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;

- планомерная организация горячего питания учащихся;

-реабилитационную работу;

-обязательное медицинское обследование.
V. Просветительское направление

Задача: создать систему непрерывного образования классных руководителей и родителей учащихся по программе «Здоровье»

Просветительское направление предполагает:

- организацию деятельности с учащимися и их родителям по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

- пропаганду здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, конкурсы рисунков, плакатов, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры).
VI. Психолого-педагогическое сопровождение.

Организация и сопровождение психолого - педагогического сопровождения учащихся:

Задачи:

- создать условия для психологической поддержки учащихся и педагогов;

- помочь ребенку в решении личностных проблем возрастного развития;

- помочь педагогу в решении профессиональных и личностных проблем;

- выявить учащихся с трудностями в развитии;

- организовать обучение педагогов освоению приёмов саморегуляции и способов укрепления здоровья;

- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение учащихся с трудностями в развитии.

Психолого-педагогическое направление предполагает:

- использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;

- предупреждение проблем развития ребенка;