Файл: Программа здоровьесбережения Здоровая школа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Условия формирования здоровьесберегающей среды в МКОУ Высоковской СОШ
1.Позиционирование ОУ в качестве здоровьесберегающего учреждения:


  • разработки программы обеспечения приоритета здоровья в ОУ;

  • учет в любом решении ОУ вопросов, связанных с влиянием данного решения на здоровье школьников;

  • проведение диагностики здоровья обучающихся и мониторинга происходящих в школе изменений, связанных с вопросами здоровья;

  • учет результатов мониторинга здоровья обучающихся при разработке программы развития школы.



2. Изменение меры ответственности всех участников образовательного процесса за состояние их здоровья:


  • внесение изменения в перечень должностных обязанностей учителей с учетом пунктов, касающихся их деятельности в сфере здоровья;

  • введение в ОУ нормы индивидуальных соглашений с учащимися, в которых прописаны обязанности учеников в деле заботы о собственном здоровье и участие в мероприятиях по помощи школе в обеспечении решения данной приоритетной задачи;

  • заключение индивидуальных соглашений с родителями учащихся для усиления уровня их ответственности и подключения к работе школы в этом направлении.


Основные блоки здоровье сберегающей деятельности по сохранению и укреплению здоровья в школе:
Блок профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья учащихся предполагает:


  • ведение листка здоровья классов, что позволяет видеть статистику состояния здоровья по школе в целом:

  • регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья обучающихся:

  • использование в школе рекомендованных методов профилактики заболеваний

  • обсуждение данных мониторинга здоровья учащихся на педсоветах

  • создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:

  • составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;

  • проведение физкультминуток;

  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;

  • четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;

  • планомерная организация питания учащихся;

  • обязательное медицинское обследование.


Блок просветительско-воспитательной работы
предполагает:


  • организацию «Дней здоровья», внеурочной деятельности и воспитательной работы здоровье сберегающей направленности;

  • включение в учебный план школы образовательных программ, направленных на формирование мотивации здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры)


Блок рациональной организации учебного процесса предполагает:


  • соблюдение гигиенических норм в организации учебной нагрузки;

  • использование приемов индивидуализации обучения;

  • строгое соблюдение гигиенических требований к использованию технических средств в учебном процессе;

  • использование здоровье сберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;

  • предупреждение проблем развития ребенка;

  • обеспечение адаптации на разных этапах обучения;

  • развитие познавательной и учебной мотивации;

  • формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;

  • совершенствование деятельности психолого - медико - педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровье сберегающих технологий обучения;

  • организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.


Блок организации физкультурно-оздоровительной работы предполагает:


  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;

  • привлечение системы кружковой, внеклассной и внеурочной деятельности к формированию здорового образа жизни учащихся;

  • организация динамических перемен, физкультпауз на уроках;

  • эффективная работа с учащимися всех групп здоровья, родителей к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.


Блок здоровье сберегающей инфраструктуры ОУ предполагает:


  • соответствие помещения школы гигиеническим нормативам;

  • наличие в образовательном учреждении состава специалистов, обеспечивающих здоровье сберегающую работу;

  • оснащенность физкультурного зала, спортплощадки, медицинского кабинета, школьной столовой.



Блок организации системы просветительской и методической работы с педагогами и родителями предполагает:


  • проведение в ОУ постоянно действующих лекториев по различным вопросам роста и развития обучающихся и их здоровья;

  • повышение уровня знаний в области вопросов здоровье сбережения;

  • обеспеченность ОУ необходимой научно-методической литературой.


Структура мониторинга здоровьесберегающей деятельности МКОУ Высоковской СОШ

Раздел 1. Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся (организация здоровье сберегающей деятельности ОУ и готовность учителей к реализации здоровье сберегающей деятельности)


  • Позиционирование школы в качестве здоровьесберегающего ОУ;

  • Вовлечение школы в сетевое взаимодействие системы здоровьесберегающих школ, научно-педагогических и общественных организаций;

  • Готовность учителей к участию в здоровьеохранной работе;

  • Организация методической работы по повышению квалификации педагогических кадров в области здоровьесберегающего образования;

  • Организация самоанализа школы - внутреннего мониторинга здоровьесберегающей деятельности школы;


Раздел 2. Реализация здоровье сберегающих требований к инфраструктуре ОУ.


  • Выполнение здоровьесберегающих требований к размещению ОУ, земельному участку, зданию школы;

  • Организация питания учащихся;

  • Выполнение здоровьесберегающих требований к воздушно-тепловому режиму школы;

  • Выполнение здоровьесберегающих требований к естественному и искусственному освещению;

  • Выполнение здоровье сберегающих требований к состоянию и оборудованию учебных кабинетов и применению в образовательном процессе технических средств обучения.


Раздел 3. Рациональная организация образовательного процесса и использование здоровье сберегающих технологий при реализации образовательного процесса в школе.


  • Соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации учебного процесса;

  • Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

  • Психологические основы здоровье сберегающей организации учебного процесса.


Раздел 4. Реализация здоровьесберегающих технологий физкультуры и спорта в здоровьеохранной деятельности ОУ


  • Состояние физкультурно-спортивного комплекса школы;

  • Организация уроков физвоспитания в школе;

  • Физвоспитание в режиме дня школы;

  • Внеклассная физкультурно-спортивная работа;

  • Контроль выполнения учащимися школы нормативов двигательной активности;

  • Комплексная оценка физической подготовленности учащихся школы.


Раздел 5. Образовательная и воспитательная работа по организации системы формирования приоритетов ЗОЖ учащихся.



  • Организация образовательной работы в ОУ в рамках учебных дисциплин здоровьеохранного блока;

  • Организация воспитательной работы в ОУ в области формирования культуры здорового образа жизни учащихся;

  • Участие обучающихся и их родителей в здоровьеохранной работе ОУ.


Раздел 6. Организация профилактики употребления ПАВ в среде обучающихся


  • Программа профилактики употребления ПАВ учащимися;

  • Выявление факторов риска распространения ПАВ в среде обучающихся;

  • Организация безопасной поддерживающей образовательной среды.


Раздел 7. Организация комплексного сопровождения системы формирования ЗОЖ учащихся (система медицинского обслуживания обучающихся)


  • Организация медицинского обслуживания учащихся;

  • Оценка комплексных показателей состояния здоровья учащихся.


Раздел 8. Организация системы мониторинга формирования культуры ЗОЖ обучающихся (средствами психологических технологий, анкетных методов и социологических опросов)


  • Организация психологического сопровождения здоровьесберегающего образовательного процесса в ОУ;

  • Программа диагностики психологических характеристик обучающихся, связанных с показателями их здоровья;

  • Программа анкетирования показателей здоровья и образа жизни учащихся;

  • Оценка формирования у учащихся, их родителей и учителей школы мотивации ведения ЗОЖ, обобщение аналитической информации в форме отчетов ОУ.


Здоровьесберегающие средства и технологии, применяемые в условиях образовательного учреждения:
Цель данной работы: привитие норм ЗОЖ на основе отказа от вредных привычек, соблюдение режима дня, спортивного режима, использование оздоровительных сил природы.
1.Гигиенические средства (санитарно-гигиенические средства здоровье сберегающие технологии)

  • Требования к материально-техническому состоянию здания школы;

  • Организация влажной уборки помещений, регулярное проветривание классов;

  • Обеспечение рационального уровня учебной нагрузки во избежание переутомления;

  • Организация рационального питания учащихся;

  • Соблюдение общего режима дня учащихся – режима двигательной активности, режима питания и сна;

  • Формирование ЗОЖ;

  • Личная и общественная гигиена;

  • Привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.

  • Организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций.