ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Условия формирования здоровьесберегающей среды в МКОУ Высоковской СОШ
1.Позиционирование ОУ в качестве здоровьесберегающего учреждения:
-
разработки программы обеспечения приоритета здоровья в ОУ; -
учет в любом решении ОУ вопросов, связанных с влиянием данного решения на здоровье школьников; -
проведение диагностики здоровья обучающихся и мониторинга происходящих в школе изменений, связанных с вопросами здоровья; -
учет результатов мониторинга здоровья обучающихся при разработке программы развития школы. -
2. Изменение меры ответственности всех участников образовательного процесса за состояние их здоровья:
-
внесение изменения в перечень должностных обязанностей учителей с учетом пунктов, касающихся их деятельности в сфере здоровья; -
введение в ОУ нормы индивидуальных соглашений с учащимися, в которых прописаны обязанности учеников в деле заботы о собственном здоровье и участие в мероприятиях по помощи школе в обеспечении решения данной приоритетной задачи; -
заключение индивидуальных соглашений с родителями учащихся для усиления уровня их ответственности и подключения к работе школы в этом направлении.
Основные блоки здоровье сберегающей деятельности по сохранению и укреплению здоровья в школе:
Блок профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья учащихся предполагает:
-
ведение листка здоровья классов, что позволяет видеть статистику состояния здоровья по школе в целом: -
регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья обучающихся: -
использование в школе рекомендованных методов профилактики заболеваний -
обсуждение данных мониторинга здоровья учащихся на педсоветах -
создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья: -
составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований; -
проведение физкультминуток; -
гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня; -
четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы; -
планомерная организация питания учащихся; -
обязательное медицинское обследование.
Блок просветительско-воспитательной работы
предполагает:
-
организацию «Дней здоровья», внеурочной деятельности и воспитательной работы здоровье сберегающей направленности; -
включение в учебный план школы образовательных программ, направленных на формирование мотивации здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры)
Блок рациональной организации учебного процесса предполагает:
-
соблюдение гигиенических норм в организации учебной нагрузки; -
использование приемов индивидуализации обучения; -
строгое соблюдение гигиенических требований к использованию технических средств в учебном процессе; -
использование здоровье сберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности; -
предупреждение проблем развития ребенка; -
обеспечение адаптации на разных этапах обучения; -
развитие познавательной и учебной мотивации; -
формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля; -
совершенствование деятельности психолого - медико - педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровье сберегающих технологий обучения; -
организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.
Блок организации физкультурно-оздоровительной работы предполагает:
-
регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу; -
привлечение системы кружковой, внеклассной и внеурочной деятельности к формированию здорового образа жизни учащихся; -
организация динамических перемен, физкультпауз на уроках; -
эффективная работа с учащимися всех групп здоровья, родителей к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
Блок здоровье сберегающей инфраструктуры ОУ предполагает:
-
соответствие помещения школы гигиеническим нормативам; -
наличие в образовательном учреждении состава специалистов, обеспечивающих здоровье сберегающую работу; -
оснащенность физкультурного зала, спортплощадки, медицинского кабинета, школьной столовой.
Блок организации системы просветительской и методической работы с педагогами и родителями предполагает:
-
проведение в ОУ постоянно действующих лекториев по различным вопросам роста и развития обучающихся и их здоровья; -
повышение уровня знаний в области вопросов здоровье сбережения; -
обеспеченность ОУ необходимой научно-методической литературой.
Структура мониторинга здоровьесберегающей деятельности МКОУ Высоковской СОШ
Раздел 1. Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся (организация здоровье сберегающей деятельности ОУ и готовность учителей к реализации здоровье сберегающей деятельности)
-
Позиционирование школы в качестве здоровьесберегающего ОУ; -
Вовлечение школы в сетевое взаимодействие системы здоровьесберегающих школ, научно-педагогических и общественных организаций; -
Готовность учителей к участию в здоровьеохранной работе; -
Организация методической работы по повышению квалификации педагогических кадров в области здоровьесберегающего образования; -
Организация самоанализа школы - внутреннего мониторинга здоровьесберегающей деятельности школы;
Раздел 2. Реализация здоровье сберегающих требований к инфраструктуре ОУ.
-
Выполнение здоровьесберегающих требований к размещению ОУ, земельному участку, зданию школы; -
Организация питания учащихся; -
Выполнение здоровьесберегающих требований к воздушно-тепловому режиму школы; -
Выполнение здоровьесберегающих требований к естественному и искусственному освещению; -
Выполнение здоровье сберегающих требований к состоянию и оборудованию учебных кабинетов и применению в образовательном процессе технических средств обучения.
Раздел 3. Рациональная организация образовательного процесса и использование здоровье сберегающих технологий при реализации образовательного процесса в школе.
-
Соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации учебного процесса; -
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; -
Психологические основы здоровье сберегающей организации учебного процесса.
Раздел 4. Реализация здоровьесберегающих технологий физкультуры и спорта в здоровьеохранной деятельности ОУ
-
Состояние физкультурно-спортивного комплекса школы; -
Организация уроков физвоспитания в школе; -
Физвоспитание в режиме дня школы; -
Внеклассная физкультурно-спортивная работа; -
Контроль выполнения учащимися школы нормативов двигательной активности; -
Комплексная оценка физической подготовленности учащихся школы.
Раздел 5. Образовательная и воспитательная работа по организации системы формирования приоритетов ЗОЖ учащихся.
-
Организация образовательной работы в ОУ в рамках учебных дисциплин здоровьеохранного блока; -
Организация воспитательной работы в ОУ в области формирования культуры здорового образа жизни учащихся; -
Участие обучающихся и их родителей в здоровьеохранной работе ОУ.
Раздел 6. Организация профилактики употребления ПАВ в среде обучающихся
-
Программа профилактики употребления ПАВ учащимися; -
Выявление факторов риска распространения ПАВ в среде обучающихся; -
Организация безопасной поддерживающей образовательной среды.
Раздел 7. Организация комплексного сопровождения системы формирования ЗОЖ учащихся (система медицинского обслуживания обучающихся)
-
Организация медицинского обслуживания учащихся; -
Оценка комплексных показателей состояния здоровья учащихся.
Раздел 8. Организация системы мониторинга формирования культуры ЗОЖ обучающихся (средствами психологических технологий, анкетных методов и социологических опросов)
-
Организация психологического сопровождения здоровьесберегающего образовательного процесса в ОУ; -
Программа диагностики психологических характеристик обучающихся, связанных с показателями их здоровья; -
Программа анкетирования показателей здоровья и образа жизни учащихся; -
Оценка формирования у учащихся, их родителей и учителей школы мотивации ведения ЗОЖ, обобщение аналитической информации в форме отчетов ОУ.
Здоровьесберегающие средства и технологии, применяемые в условиях образовательного учреждения:
Цель данной работы: привитие норм ЗОЖ на основе отказа от вредных привычек, соблюдение режима дня, спортивного режима, использование оздоровительных сил природы.
1.Гигиенические средства (санитарно-гигиенические средства здоровье сберегающие технологии)
-
Требования к материально-техническому состоянию здания школы; -
Организация влажной уборки помещений, регулярное проветривание классов; -
Обеспечение рационального уровня учебной нагрузки во избежание переутомления; -
Организация рационального питания учащихся; -
Соблюдение общего режима дня учащихся – режима двигательной активности, режима питания и сна; -
Формирование ЗОЖ; -
Личная и общественная гигиена; -
Привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д. -
Организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций.