Файл: Понятие, предмет и функции теории государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 563

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В связи с этим объективное право (в силу его органической связи с законом) наряду с другими институтами человеческой культуры правомерно рассматривать как своего рода механизм.

Такие свойства права, как его всеобщая нормативность, способность строго фиксировать по содержанию возможное и должное поведение людей, наиболее мощно, силой государственного принуждения обеспечивать его — все это как бы специально приспособлено для того, чтобы сложившиеся в обществе отношения надежно сохранялись такими, «как они есть», и чтобы они в стабильном и устойчивом виде непрерывно функционировали во времени.

Утверждение в жизни общества нормативных начал вызывается объективной потребностью, поскольку любое человеческое сообщество нуждается не просто в известной организованности и упорядоченности существующих в нем отношений, но и в том, чтобы эти организованность и упорядоченность соответствовали законам природы и одновременно — законам существования и функционирования человеческого сообщества, разумно формируемых начал целесообразности. А все это включает необходимость известного ритма, цикличности, повторяемости, а главное, что эти ритм, цикличность, повторяемость вошли в саму плоть жизни людей, стали законом в человеческом бытии.

Регулятивное назначение права выражено в том, чтобы в соответствии с указанной объективной потребностью внести в общественную жизнь оптимальную нормативность в том ее значении, которое сообразуется с нормальным существованием и развитием сообщества людей.

В связи с необходимостью обеспечения нормативных начал в жизни общества и само право предстает в виде нормативной регулирующей системы, имеющей глубокое правовое содержание и построенной на единых правовых принципах и общих положениях.

Регулятивное воздействие права наряду с миссией по «воспроизводству» данной социальной системы и утверждением в жизни начал нормативности ограничено определенными направлениями. Главные из них вытекают из решающего предназначения права — быть общеобязательным критерием правомерного поведения и в этом отношении — оптимальной формой для определения и сохранения границ свободы людей.

Решение указанной задачи предполагает развитие и эффективное функционирование всех отраслей объективного права, как тех, которые преимущественно направлены на точное и строгое фиксирование через систему прав и обязанностей границ поведения (конституционное право, гражданское право, ряд институтов административного и трудового права), так и тех, которые обеспечивают «сохранение границ» в свободном поведении людей. А значит — охрану и защиту правопорядка, в том числе с помощью мер гражданской, административной, уголовной ответственности, а также процедур и порядка применения юридических санкций.


Следует отметить, что система функций права не остается неизменной. Если та или иная сфера общественных отношений становится существенно значимой, начинает активно регулироваться нормами всех отраслей права, то следует поставить вопрос о существовании соответствующей его функции.

12. Правовое регулирование: понятие и виды.

Правовое регулирование отличается по своей сути и характеру от других видов регулирования (физического, механического, химического и т. д.). Правовое регулирование не является по своей сути материальным, а осуществляется через сознание и волю людей. Оно носит идеальный характер и в том смысле, что осуществляется с помощью не материальных средств, а особых идеальных объектов (средств), которые воздействуют на сознание субъектов права, формируют их волю в определенном направлении, дабы вызывать к жизни и соответствующее поведение.

Способами правового регулирования являются запрет, обязывание и дозволение. Можем ли мы их увидеть, осязать и т. д.? Очевидно, что нет. Это можно сказать как об общих, нормативных запретах, обязываниях, дозволениях, то есть, по сути дела, о самих нормах, так и о субъективных правах и обязанностях как элементах содержания конкретного правоотношения.

Еще древнеримский юрист Гай делил все вещи на телесные и бестелесные. К числу последних он относил те, которые "являются правами" (узуфрукт - право пользования чужой вещью, сервитут - право пользования земельным участком другого для определенных целей, например, проезда, прогона скота, право наследования), и обязательства.

Субъективное право и юридическая обязанность определяются обычно как мера соответственно дозволенного или должного поведения. Но ясно, что это не меры длины, веса или прочие физические меры, с помощью которых измеряются "телесные", физические вещи и процессы, а мера идеального характера. Проще говоря, права и обязанности, сами нормы права есть определения мысли (идеальные объекты) о должном или дозволенном поведении.

Итак, правовое регулирование имеет идеальный характер. Но любой идеальный процесс не может проходить без участия материи. Такой материей является язык как система, состоящая из материальных знаков (графических, звуковых). С помощью языка мысли, идеи материализуются, становятся доступными для других субъектов, обретают собственное, независимое существование от субъекта, их создавшего.

Правовое регулирование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.


Правовое регулирование является одним из составных элементов правового воздействия, которое по содержанию намного шире его и включает в себя не только целенаправленную деятельность по упорядочиванию общественных отношений, но и косвенное воздействие правовых средств и методов на субъектов непосредственно не попадающих под правовое регулирование.

В зависимости от средств правового регулирования:

  • Нормативное — регулирование осуществляется посредством норм позитивного права и распространяется на неограниченный круг лиц. Является первичным, определяет общие правила для всех общественных отношений определённого вида, а не для единичного случая.

  • Индивидуальное (казуальное) — регулирование осуществляется с помощью индивидуальных правовых средств (правомерные односторонние действия, договоры, правоприменительные акты: административные и судебные решения). Распространяется на индивидуально-определённый (поименованный) круг лиц, вытекает из нормативного регулирования и конкретизирует его.

    • Координационное (саморегулирование) — регулирование осуществляется непосредственно участниками общественных отношений без участия в них государства (заключение договоров, осуществление правомерных действий).

    • Субординационное — регулирование конкретных общественных отношений, в которых участвует государство в лице своих компетентных органов (принятие административных и судебных решений).

В зависимости от субъекта, осуществляющего правовое регулирование:

  • Государственное — осуществляется государственными органами и их должностными лицами с применением исключительно правовых норм.

  • Негосударственное — осуществляется общественными организациями, коллективами или индивидуальными участниками общественных отношений с применением как норм права, так и индивидуальных правовых средств.

В зависимости от степени централизации:

  • Централизованное — единообразное регулирование общественных отношений на всей территории страны.

  • Децентрализованное — регулирование осуществляется из различных центров и уровней в пределах страны (например, в федеративном государстве).

В зависимости от сферы действия права:

  • Общее — распространяется абсолютно на всех субъектов.

  • Ведомственное — распространено только в какой-либо сфере государственного управления.

  • Местное — распространено на уровне административно-территориальных или муниципальных образований.

  • Локальное — распространено внутри корпоративных сообществ и организаций.



13. Правовые семьи в современном мире.

Правовая семья — одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяет общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования.

Каждая правовая система уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями. Критериями являются:

  • соотношение и использование источников права,

  • роль суда в создании прецедентов,

  • происхождение и развитие системы права.

Наиболее известной является классификация французского учёного Рене Давида, в соответствии с которой выделяются:

  • романо-германская правовая семья,

  • англосаксонская правовая семья,

  • религиозная правовая семья (мусульманская, иудейская и др.),

  • социалистическая правовая семья,

  • традиционная правовая семья,

  • некоторые другие правовые семьи.

Романо-германская правовая система объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая система возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права — нормативный акт. Ей присуще чёткое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. В системе органов государства проводится чёткое различие на законодательные и правоприменительные органы. Законотворческие функции составляют монополию законодателя. Для большинства стран этой системы характерно наличие писаной конституции.

В рамках романо-германской правовой системы выделяют следующие группы:

  • группу романского права (правовые системы Франции, Бельгии, Испании, Италии, Квебека, Люксембурга, Монако, Нидерландов, Пуэрто-Рико, Румынии, Филиппин, латиноамериканских стран, франкоязычных африканских стран, некоторых стран Передней Азии и др.);

  • группу германского права (правовые системы Германии, Австрии, Азербайджана, Бразилии, Венгрии, Греции, Индонезии, Киргизии, Латвии, Молдовы, Португалии, Словении, Таиланда, Турции, Узбекистана, Украины, Чехии, Швейцарии, Эстонии, Южной Кореи, Японии и др.);


  • группу скандинавского права (правовые системы Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции).

Некоторые исследователи выделяют самостоятельную «славянскую группу» (правовые системы Болгарии, Македонии, России, Сербии, Черногории и др.), которое, по их мнению, имеет свой уникальный исторический путь развития, отличающийся от европейских правовых традиций, в частности, ориентацию на религию, коллективизм, сильную роль государства, влияние морально-нравственных норм на право. Славянское право во многом основано на рецепции римского права с учётом своих национально-культурных особенностей. Первоначально оно формировалось под сильным воздействием византийского права, в дальнейшем более тесно сблизилось с романо-германским правом, основанном по образцу ведущих европейских государств, также особую роль в нём сыграло социалистическое право.

Англосаксонская правовая семья. Общее право доминирует в национальных правовых системах Австралии, Белиза, Великобритании (кроме Шотландии), Ирландии, Канады, Новой Зеландии, США, Ямайки и др. Прародительницей этой правовой семьи была Англия. В основе этой правовой системы — принцип stare decisis (с лат. — «стоять на решённом»), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту. Основным источником права в Англо-американской правовой системе является обычай (подтверждённый судебным прецедентом), законодательство рассматривается как разновидность договора. Таким образом, в отличие от романо-германской системы, судебные решения играют большую роль в собственно формировании права, тогда как романо-германская система оставляет за судами функцию толкования и применения права.

В США имеется тенденция к смешению принципов англо-американской и романо-германской правовых систем: первая широко распространена на низовом уровне, но по мере повышения уровня юрисдикции имеется тенденция к кодификации права. В Канаде частное право является прецедентным, тогда как уголовное — кодифицированным.

Семья социалистического права. Строго говоря, социалистическая правовая система не является самостоятельной системой, а лишь ответвлением романо-германской правовой системы. Для социалистической системы характерен государственный контроль над многими сферами общественной и экономической жизни в обмен на законодательное закрепление большого числа социальных гарантий, а также упрощённый порядок судопроизводства с фактическим отказом от состязательности. При этом практически во всех социалистических государствах сохранялись все формальные признаки романо-германской правовой системы. В рамках англосаксонской системы развитие в сторону социалистической системы не наблюдалось. Одним из характерных, хотя и второстепенных, институтов социалистического права являлся товарищеский суд.