Файл: 1. Методика обучения биологии наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В современных условиях наряду с возрождением социального воспитания школьное образование нацелено на гуманизацию, т.е. на воспитание тех сторон личности, которые обусловливают проявление уверенности в себе, самостоятельности, гуманных, доверительных отношений между учителем и учеником. Задачей воспитания, базирующегося на идеях гуманизма, является помощь в становлении личности ученика, осознании им своих потребностей и интересов. При этом в содержании образования «учитывается принцип уважения к личности воспитанника, его духовный потенциал приобщения к культуре в аспекте социального опыта». Сущность воспитания заключается в целенаправленном превращении социального опыта в опыт личный, приобщающий человека ко всему богатству человеческой культуры.
Воспитание, связанное с обучением, очень сложно и требует большой продуманности. Оно не может ограничиваться информацией, имеющей воспитательное значение. Воспитание заключается не в запоминании знаний воспитывающего характера, а в преобразовании знаний в убеждения, которые в конечном счете формируют мировоззрение. Более того, убежденность проявляется в отношении к окружающему миру, людям в интересах, поступках, поведении, мотивах, жизненных целях. Процесс воспитания требует определенной системы, планомерно проводимой работы не только на уроках, но и во время экскурсий, на внеурочных и внеклассных занятиях. Все элементы воспитания при обучении биологии тесно связаны с экологическим воспитанием, ценностным отношением к живому миру и окружающей среды; трудовое воспитание - с культурой труда и эстетикой; этическое воспитание - с экологическим, с трудовым в коллективе; духовность - с патриотическим и гражданским, гуманистическим, культурологическим и экологическим.
Важно подчеркнуть, что каждый элемент и в целом все воспитание связаны с познавательной деятельностью учащихся. Такая взаимосвязь всех элементов воспитания и деятельности обеспечивают успех воспитания при обучении биологии.
7. Метод обучения – это упорядоченная система взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленная на достижение целей образования, воспитания, психического развития.
Устное изложение учебного материала - это метод обучения, предполагающий монологическое одностороннее воздействие на учащихся. Существуют следующие виды устного изложения: рассказ, объяснение, инструктирование, лекция.
-
Рассказ - вид устного изложения учебного материала педагогом или учащимися, при использовании которого акцентируется внимание на конкретных фактах, их взаимосвязи и взаимообусловленности, что мобилизует слуховое восприятие, представления и воображение школьника. -
Объяснение учителя или учащихся - вид устного изложения материала, обеспечивающий выявление сущности изучаемого события или явления, его места в системе связей и взаимозависимостей с другими событиями, явлениями. -
Инструктирование - вид устного изложения материала, предполагающий постановку и четкое достижение задач в ходе обучения, используемый для организации деятельности учащихся в процессе занятия. -
Лекция - вид устного изложения учебного материала и обучающего взаимодействия педагога с учащимися.
Обсуждение изучаемого материала - это метод обучения, предполагающий активное взаимодействие и влияние преподавателя и учащегося друг на друга. Существуют следующие его виды: беседа, классно-групповое занятие, семинар.
-
Беседа педагога с детьми - важный вид обсуждения учебного материала. Она предполагает наличие у детей определенного запаса эмпирических знаний, необходимых и достаточных для компетентного участия в обсуждении вопроса, для обобщений, выводов, движения к истине. -
Классно-групповое занятие - вид обсуждения изучаемого материала, осуществляемого в составе группы, когда все учащиеся принимают в нем непосредственное участие. -
Наиболее сложным видом обсуждения учебного материала является семинар. В период подготовки семинарского занятия преподаватели проводят консультации.
Самостоятельная работа - важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении полученных знаний, навыков, умений и при подготовке к занятиям.
-
Работа с печатными источниками -
Самостоятельный поиск -
Самостоятельный просмотр и прослушивание учащимися теле- (радио-) передач.
Метод работы с учебной книгой, научно-популярными изданиями, художественными произведениями о живой природе играет большую роль в усвоении знаний, в овладении умениями самостоятельного приобретения этих знаний.
Практика преподавания показывает, что метод работы с учебной книгой в основном носит однообразный характер: учащиеся по заданию учителя читают текст, составляют план, отвечают на вопросы. Однако возможности использования этого метода весьма широки:
1. Нахождение в тексте учебника ответа на поставленный вопрос;
2. Нахождение ответов на вопросы в конце параграфа;
3. Повторение формулировок, определений, понятий;
4. Чтение текста учебника после обсуждения какого-либо вопроса для выяснения правильности или ошибочности ранее высказанных суждений;
5. Чтение текста параграфа по частям для выделения главного или составления плана;
6. Комментированное чтение текста;
7. Нахождение в тексте того, о чем говорил учитель;
8. Выделение сведений исторического характера;
9. Анализ рисунка, схемы, диаграммы;
10. Работа с таблицами для установления какой-либо закономерности;
11. Сравнение рисунков, схем, таблиц в новом параграфе и в ранее изученном;
12. Составление вопросов и заданий по тексту параграфа или его отдельных частей;
Метод наблюдения в обучении – это целенаправленная познавательная деятельность учащихся, основанная на чувственном восприятии объекта или процесса.
При организации наблюдения соблюдаются следующие этапы:
1. Постановка цели наблюдения;
2. Ознакомление с заданием;
3. Разъяснение действий, которыми будут пользоваться ученики;
4. Фиксирование результатов;
5. Оформление выводов.
Использование метода наблюдения должно удовлетворять определенным условиям:
1. Определить цель наблюдения;
2. Правильно выбрать объект;
3. Организовать познавательную деятельность школьников по выявлению существенных признаков объектов или явлений.
Метод работы с раздаточным материалом включает в себя изучение биологического объекта и действия с ним.
Метод находит широкое применение при изучении ботаники, зоологии и т. д., когда учащиеся рассматривают не только строение растительного и животного организма в целом, но и изучают части целого для лучшего запоминания взаимосвязей, составления более полной характеристики объекта. Например, при изучении цветка учащиеся по заданию учителя вначале рассматривают цветок в целом, а затем выделяют его отдельные части для более детального их изучения. Данный метод может использоваться как в иллюстративном, так и в поисковом плане.
Пример:
1. Рассмотрите 2–3 растения, назовите их основные органы.
2. Установите порядок расположения органов и связь между ними.
3. Подготовьте ответ на вопрос «Что общего в строении всех рассматриваемых вами растений?».
Моделирование биологических систем рассматривается методистами как новый метод изучения. Для этого метода характерно мысленное или практическое создание учащимися модели биологического объекта: биогеоценоза, системы органов, органа и т. д. Метод моделирования может использоваться при изучении различных взаимосвязей в популяции, между популяциями разных видов, при рассмотрении изменения численности рыб, птиц, млекопитающих, при изучении вида, популяции биогеоценоза.
Экскурсия - один из методов приобретения знаний, является составной частью учебного процесса. Учебно-познавательные экскурсии могут быть обзорно-ознакомительные, тематические и проводятся они, как правило, коллективно под руководством преподавателя или специалиста-экскурсовода.
Метод иллюстрацийпредполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.
Метод демонстрацийобычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Экскурсии — довольно эффективный метод обучения. Они способствуют наблюдательности, накоплению сведений, формированию визуальных впечатлений.
Функции. 1.основная функция методов обучения состоит в передаче и организации усвоения учащимися знаний. 2. с ней тесно связана функция обеспечения на основе знаний развития у учащихся умений и навыков.3. развития психики ребенка: его интеллектуальных способностей, талантов, слуха, зрения, физических сил, сенсорной, эмоциональной, потребностной и волевой сфер. 4. развитие основ культуры умственного и физического труда. 5. воспитательная функция методов обучения связана с развитием познавательно-творческой активности учащихся.
8. Выбор методов обучения зависит:
-
от общих целей образования, обучения, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики; -
от особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы; -
от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов; -
от цели, задач и содержания материала конкретного урока; -
от времени, отведенного на изучение того или иного материала; -
от возрастных особенностей учащихся, уровня их реальных познавательных возможностей; -
от уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития); -
от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств; -
от возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
При использовании комплекса названных обстоятельств и условий учитель принимает в той или иной последовательности ряд решений: о выборе словесных, наглядных или практических методов, репродуктивных или поисковых методов управления самостоятельной работой, методов контроля и самоконтроля.
Так, в зависимости от дидактической цели, когда на передний план выдвигается задача приобретения учащимися новых знаний, учитель решает вопрос, будет ли он в данном случае сам излагать эти знания; организует ли он их приобретение учащимися путем организации самостоятельной работы и т.п. В первом случае может понадобиться подготовка учащихся к слушанию изложения учителя, и тогда он дает учащимся задание или на проведение определенных предварительных наблюдений, или на предварительное чтение нужного материала. В ходе самого изложения учитель может воспользоваться либо информационным изложением-сообщением, либо проблемным изложением (рассуждающее, диалогическое). При этом, излагая новый материал, учитель систематически обращается и к тому материалу, который учащиеся получили в своей предварительной самостоятельной работе. Изложение учителя сопровождается демонстрацией натуральных объектов, их изображений, опытами, экспериментами и т.п. Учащиеся при этом делают те или иные записи, графики, схемы и др. Совокупность этих промежуточных решений и составляет одно целостное решение о выборе определенного сочетания методов обучения.
9. Рассказ – вид устного изложения учебного материала педагогом или учащимися, при использовании которого внимание акцентируется на конкретных фактах, их взаимосвязи и взаимообусловленности, что мобилизует слуховое восприятие, представления и воображение школьника. В процессе рассказа происходит не только усвоение детьми фактов, но и обучение их умению последовательно излагать материал. Ведущая функция рассказа – обучающая, сопутствующие функции – развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная.
Эффективность рассказа как метода изложения материала предполагает мобилизацию интереса учащихся, возбуждение их внимания. Развивающий смысл рассказа в том, что он приводит в состояние активности психические процессы представления, памяти, мышления, воображения, эмоциональных переживаний. Рассказ может быть использован в работе с детьми любого возраста, но наибольший эффект наблюдается в обучении младших школьников.
Лекция – вид устного изложения учебного материала и обучающего взаимодействия педагога с учащимися, который предполагает использование в разнообразных пропорциях изложения фактов и краткого вспомогательного диалога, обеспечивающего диагностику получаемой преподавателем обратной информации о качестве восприятия и усвоения материала слушателями.