Файл: 1. Методика обучения биологии наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция активизирует познавательную деятельность обучающихся, будит их мысль, приводит к размышлениям над проблемами изучаемой дисциплины, к поискам ответов на возникшие вопросы.
Предметом школьной лекции является преимущественное описание сложных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними связей и зависимостей. Из этого следует, что лекция применима только в старших классах, когда учащиеся достигают требуемого для восприятия и осмысления лекционного материала уровня подготовки.
Беседа педагога с детьми – важный вид обсуждения учебного материала, который предполагает наличие у детей определенного запаса эмпирических знаний, необходимых и достаточных для компетентного участия в обсуждении вопроса, обобщений, выводов, движения к истине. Ведущая функция беседы – побуждающая, но с не меньшим успехом метод выполняет и другие функции. Нет метода столь разностороннего и эффективного во всех отношениях.
Участие школьников в обучающей беседе может быть пассивным, ограничиваться лишь изложением фактов в целях обобщения их учителем или, когда позволяет уровень готовности детей, активным, вовлекающим учеников в творческий процесс.
Педагогическая функция беседы состоит в том, чтобы использовать знания и личный опыт учащихся в целях активизации их познавательной деятельности, вовлечения их в активный мыслительный поиск, в разрешение противоречий, самостоятельное формирование выводов и обобщений.
Беседа требует продуманности и четкости в постановке вопросов, гибкости в их уточнении и развитии. С помощью диалога в беседе осуществляется и проблемное обучение, т.е. постановка задачи, уточнение понимания ее сути, и обсуждение важных для понимания проблемы различных вопросов, и подведение учащихся к самостоятельным выводам.
Познавательный результат беседы обнаруживается в прочном усвоении знаний школьниками, в активизации их жизненного опыта. Развивающий эффект беседы проявляется в формировании у ребят умения четко и быстро мыслить, анализировать и обобщать, ставить точные вопросы, кратко говорить и ясно выражать свою мысль. Воспитательное влияние беседы состоит в том, что она пробуждает в ребенке самостоятельность, помогает обретению уверенности в собственных силах.
Беседа как метод обучающего взаимодействия учителя с детьми не имеет возрастных ограничений. Дело лишь в различии содержания и глубине обсуждения проблем.
ученикам. Наиболее сложная задача преподавателя – организовать на семинаре творческое обсуждение проблемы
10.Эксперимент - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (так называемый решающий эксперимент). В связи с этим эксперимент, как одна из форм практики, выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом.
Эксперимент можно разделить на два вида: демонстрационный и ученический. Демонстрационным называют эксперимент, который проводится в классе учителем, лаборантом или иногда одним из учащихся. Демонстрационный эксперимент дает возможность учителю формировать интерес к предмету у школьников, научить их выполнять определенные операции; приемам лабораторной техники. Требования:
- Наглядность. Эксперимент следует проводить так, чтобы явление можно было наблюдать с любой точки класса. Стол преподавателя не должен быть загроможден лишними предметами, чтобы были видны руки учителя. Можно использовать подъемный столик или кодоскоп.
- Простота.
- Безопасность эксперимента.
- Надежность. Опыт всегда должен удаваться, и с этой целью техника эксперимента перед его проведением должна быть тщательно отработана, все операции должны быть четкими, уверенными; недопустима неряшливость в оформлении опыта. Учитель должен следить за своим внешним видом и поведением. В случае неудачи, необходимо выяснить ее причину, и опыт на следующем уроке повторить.
- Необходимость объяснения эксперимента. Любой опыт должен сопровождаться словом учителя. Возникающие паузы можно использовать для организации диалога со школьниками, выяснения условий проведения эксперимента.
Следует помнить, что эксперимент - это метод исследования, поэтому лучше провести меньшее их количество, но каждый опыт должен быть объяснен. Эксперимент, как метод обучения, обладает большими учебными возможностями в развитии познавательной деятельности школьников. Каждый учащийся должен понимать, для чего он делает опыт и как надо решить поставленную перед ним задачу. Он изучает вещества органолептически или с помощью приборов и индикаторов, рассматривает детали прибора или весь прибор. Выполняя опыт, учащийся овладевает приемами и манипуляциями, наблюдает и замечает особенности хода процесса, отличает важные изменения. Проделав опыт, он должен составить отчет.
Ученический эксперимент - это вид самостоятельной работы. Он не только обогащает учащихся новыми знаниями, понятиями, учениями, но и доказывает истинность приобретенных ими знаний, что обеспечивает более глубокое понимание и усвоение материала. Он позволяет более полно осуществлять принцип связи теории с практикой. Ученический эксперимент разделяют на лабораторные опыты и практические занятия.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.
Порою бывает неудобным и невозможным рассмотрение реального объекта, процесса или явления, ведь они бывают иногда многогранны и сложны. Тогда лучшим способом их изучения и становится построение модели, отображающей лишь какую-то грань реальности, потому более простой. Моделирование – это метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей. Модель — это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса.
Модели бывают материальные (вещественные) и идеальные (умозрительные, мысленно построенные). К материальным моделям относятся глобус, модель термометра, цветка, сердца и т. п. Среди идеальных моделей выделяют модели образные и знаковые. Не следует путать модель как наглядное пособие и моделирование как метод обучения. Если на урок принесена готовая модель, заранее начерченная схема, то здесь мы имеем дело с моделью как наглядным пособием. Моделирование выполняет функцию метода, когда ребенок на основе созданного в голове образа сам создает модель и в процессе деятельности получает информацию о моделируемом предмете, явлении. Так, совсем не обязательно наблюдать весь процесс развития растения из семени, который может длиться в течение целого вегетационного периода. Достаточно выбрать отдельные его этапы и, создав модель-схему, получить соответствующее знание.
К недостаткам следует отнести необходимость иметь в наличии материалы, определенное оборудование, знать и соблюдать правила гигиены.
11. Среди методов обучения
метод работы с учебной книгой, научно-популярными изданиями, художественными произведениями о живой природе играет большую роль в усвоении знаний, в овладении умениями самостоятельного приобретения этих знаний. Метод работы с учебной книгой может быть использован как в репродуктивном, так и в поисковом плане.
Практика преподавания показывает, что метод работы с учебной книгой в основном носит однообразный характер: учащиеся по заданию учителя читают текст, составляют план, отвечают на вопросы. Однако возможности использования этого метода весьма широки:
1. Нахождение в тексте учебника ответа на поставленный вопрос;
2. Нахождение ответов на вопросы в конце параграфа;
3. Повторение формулировок, определений, понятий;
4. Чтение текста учебника после обсуждения какого-либо вопроса для выяснения правильности или ошибочности ранее высказанных суждений;
5. Чтение текста параграфа по частям для выделения главного или составления плана;
6. Комментированное чтение текста;
7. Нахождение в тексте того, о чем говорил учитель;
8. Выделение сведений исторического характера;
9. Анализ рисунка, схемы, диаграммы;
10. Работа с таблицами для установления какой-либо закономерности;
11. Сравнение рисунков, схем, таблиц в новом параграфе и в ранее изученном;
12. Составление вопросов и заданий по тексту параграфа или его отдельных частей;
13. Постановка опытов по описанию;
14. Выделение практических сведений.
Из этих отдельных простых заданий можно построить множество различных комплексов, состоящих из различного числа компонентов.
12. Метод наблюдения - это трудоемкий познавательный процесс, который представляет собой длительное, целенаправленное восприятие предметов и явлений реальности. Оно необходимо для формирования у учащихся точных представлений, служащих опорой для обобщений..
С помощью данного метода педагог направляет вектор восприятия ребенка на выделение основных признаков в предметах и явлениях, на формирование причинно-следственных связей и зависимостей между явлениями и предметами. В обучении используются наблюдения различного типа: за изменением объектов; распознающего характера; репродуктивного характера. Наблюдения также можно классифицировать на следующие виды: кратковременные; длительные.
При организации наблюдения соблюдаются следующие этапы:
1. Постановка цели наблюдения;
2. Ознакомление с заданием;
3. Разъяснение действий, которыми будут пользоваться ученики;
4. Фиксирование результатов;
5. Оформление выводов.
Использование метода наблюдения должно удовлетворять определенным условиям:
1. Определить цель наблюдения;
2. Правильно выбрать объект;
3. Организовать познавательную деятельность школьников по выявлению существенных признаков объектов или явлений.
13. Из большого числа методов, применяемых при изучении новых знаний, значительная их часть используется для повторения, проверки и закрепления. Например, метод беседы может быть применен не только с целью приобретения учащимися новых знаний, но и для их проверки, закрепления, повторения. Аналогичным образом используется и метод рассказа: рассказ учителя для изучения нового материала, рассказ учащегося для повторения и закрепления.
В процессе обучения курсу биологии для проверки знаний часто применяется метод тестирования, который предполагает выбор учащимися правильного ответа из определенного числа готовых. С помощью тестов удается быстро проверить понимание и усвоение учащимися некоторых вопросов, поэтому они могут использоваться сразу после объяснения нового материала. Тесты применяются и для проверки понимания и усвоения школьниками содержания учебных фильмов и телевизионных передач.
В школьной практике для проверки знаний применяются биологические диктанты. Различают 3 вида биологических диктантов:
– цифровой,
– терминологический,
– графический.
При терминологическом диктанте учитель задает вопрос, а ученик в качестве ответа записывает термин.
Для выполнения графического диктанта ученик на листе бумаги чертит линию, делит ее на равные отрезки и нумерует сверху каждый отрезок. Учитель читает вопрос, а ученик отмечает на листе бумаги ответ соответствующим графическим шифром: прямая линия – «да», треугольник – «нет».
При цифровом диктанте учитель на доске записывает термины, нумеруя их, а затем задает вопросы; ответ ученики записывают в виде цифр: первая цифра соответствует номеру вопроса, а вторая – номеру термина, указанному на доске.
Для повторения, закрепления и проверки знаний школьников целесообразно практиковать заполнение таблиц, составление схем, проводить описание объекта, опыта.
В процессе изучения курса биологии для проверки знаний учащихся широко применяются задания на программированной основе. Использование таких заданий позволяет оперативно обработать полученную информацию и осуществить обработанную связь, что имеет важное значение в управлении учебно-познавательной деятельностью школьников (Установите связь между строением корня и его функциями).