Файл: 1. Методика обучения биологии наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа-выбор
(Выберите из предложенных условий те, которые необходимы для прорастания семян.)
Программа-алгоритм
(Укажите последовательность фаз развития пшеницы)
Программа-характеристика
(Составьте характеристику искусственного и естественного отбора на основе перечисленных ниже признаков:
А – искусственный отбор,
В – естественный отбор.)
Программа-доказательство
(Выберите из перечисленных ниже утверждений те, которые помогают доказать, что моховидные – родственники водорослей)
6. Моховидные – организмы, способные к фотосинтезу.
Программа-опровержение
(Выберите из предложенных вам утверждений лишь те, которые помогут обосновать ошибочность утверждения, что корнеплод моркови – это видоизмененный плод)
Для проверки знаний могут быть использованы познавательные задания. Методика составления заданий простая. В научной, научно-популярной, периодической литературе публикуется много материалов, в которых иллюстрируются те или иные биологические явления, влияние деятельности человека на окружающую среду, на живые организмы. Учитель подбирает интересные примеры и формулирует к ним вопросы.
14. В 1992 году был принят Закон Российской Федерации "Об образовании", узаконивший право выбора учебных программ и учебников. После этого создаётся несколько альтернативных вариантов учебных программ по биологии. В середине 90-х гг. стало нормой терпимость к различным точкам зрения, суждениям и подходам к составлению программ, созданию учебников и пособий по биологии, новые учебные книги включались в утверждаемые Минобразованием России Федеральные перечни учебников и пособий.
К началу 1997 г. издаётся огромное количество учебной литературы по биологии - разного содержания, разного оформления, разного качества. В 1998/1999 учебном году учителя могли использовать переработанный вариант основной (типовой) программы, составленный научными сотрудниками лаборатории биологического образования Института общего среднего образования РАО. Кроме этого, вниманию учителей предлагалось семь вариантов авторских программ для основной школы и семь вариантов авторских программ для средней (полной) школы.
Таким образом, к концу XX в. в стране были созданы условия для цивилизованного перехода к вариативности общего образования. Ориентируясь на базисный учебный план и обязательные минимумы содержания по биологии, авторы получили возможность разрабатывать учебники и пособия, а государство в лице рецензентов Федерального экспертного совета - их оценивать. На это ушло семь лет: в 1992 г. принят Закон Российской Федерации "Об образовании", узаконивший вариативность, а вот механизм её реализации был отработан лишь в 1999 г. В конце XX в. на основе авторских учебных программ стали издаваться учебники и пособия по биологии, в которых предлагались различные методические концепции.
С одной стороны, наличие вариативных учебников - положительное явление, позволившее учителю использовать в своей работе те книги, которые он считает наиболее интересными, доступными для усвоения учащимися, отвечающими целям и задачам обучения. С другой стороны, вариативность учебников - одна из проблем школьного образования. К сожалению, многим учителям трудно выбрать один из множества учебно-методических комплектов. Они не имеют возможности заранее оценить новые учебники, понять, по которому из них хотели бы работать. К тому же право на выбор учебника часто нарушается администрацией региона, по своему усмотрению решающей, какой из учебно-методических комплектов будет использоваться в школах.
С целью сохранения единого образовательного пространства и обеспечения учащихся учебниками приказом МО РФ от 07.12.2005 г. №302 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2006/07 учебный год» утвержден Федеральный перечень.
Издательством «Дрофа» подготовлены две завершенные линии учебно-методических комплектов по биологии. В первую линию вошли учебники, разработанные под редакцией Н.И. Сонина:
– 5-й класс: Плешаков А.А., Сонин Н.И. «Природоведение»; – 6-й класс: Сонин Н.И. «Биология. Живой организм»; – 7-й класс: Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Многообразие живых организмов»; – 8-й класс: Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Биология. Человек»; – 9-й класс: Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И., Агафонова И.Б.«Биология. Общие закономерности».
Основные идеи данной линии учебников отражены в программе, декларирующей концентрическую структуру изложения учебного материала, т.е. в 6–9-х классах осуществляется базовый уровень подготовки школьников, а в 10–11-х классах предполагается возможность продолжить образование как на базовом, так и на профильном уровнях. Авторы предлагают оригинальную последовательность рассмотрения вопросов программы в 6-х и 7-х классах, в которых сначала изучаются особенности строения и функционирования живого организма, а затем показано многообразие существующих форм жизни. Отличительной чертой учебников, входящих в эту линию, является иллюстративный материал, использующийся как пояснение к тексту или содержащий дополнительный сведения, а также как источник вспомогательной информации. Иллюстративный материал позволяет организовать репродуктивную и творческую работу школьников, осуществляя органичную взаимосвязь учебных текстов разного функционального содержания.
Вторая линия издательства «Дрофа» включает линию учебников, разработанных под редакцией В.В. Пасечника:
– 5-й класс: Пакулова В.М., Иванова Н.В. «Природа. Неживая и живая»; – 6-й класс: Пасечник В.В. «Биология. Бактерии, грибы, растения»; – 7-й класс: Латюшин В.В., Шапкин В.А. «Биология. Животные»; – 8-й класс: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология. Человек»; – 9-й класс: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.«Введение в общую биологию и экологию».
Данная линия учебников так же, как и все, утвержденные в Федеральном перечне, соответствует обязательному минимуму биологического образования и построена по концентрической модели, т.е. изучение всех разделов биологии в основной (девятилетней) школе. В отличие от предыдущей линии учебников предполагается традиционная последовательность разделов по годам обучения (основы ботаники, зоологии, анатомии и физиологии, а также интегрированный курс общей биологии). Для учебников рассматриваемой линии характерна определенная целевая ориентация, а именно биоцентризм, усиление экологической и практической направленности и приоритет развивающей функции обучения. Несмотря на традиционную последовательность основных разделов курса, учебники отличает оригинальное построение глав, отраженное как в структуре учебного материала, так и в его методическом аппарате.
Издательство «Вентана-Граф» представило программу под редакцией И.Н. Пономаревой и соответствующую ей линию учебников:
– 5-й класс: Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природа. Введение в биологию и экологию»; – 6-й класс: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»; – 7-й класс: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология. Животные»; – 8-й класс: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.«Биология. Человек»; – 9-й класс: Пономарева И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А. «Основы общей биологии».
Эта линия учебников отвечает современным требованиям в области биологического образования, включающим соответствие образовательным стандартам, преемственность обучения, приоритет его развивающей функции и экологизацию содержания основных разделов курса. При сохранении традиционной структуры разделов главными концептуальными идеями УМК авторы называют реализацию системно-структурного подхода к обучению.
Для данной линии учебников разработана программа экологической составляющей курса биологии в основной школе и линия учебных пособий по экологии, которая фактически совместима со всеми учебниками традиционной структуры: Былова А.М., Шорина Н.И. «Экология растений», Бабенко В.Г. и др. «Экология животных», Федорова М.З. и др. «Экология человека. Культура здоровья», Швец И.М. и др. «Биосфера и человечество».
15. Наряду с понятием» метод обучения» в методике обучения биологии используется понятие «методический прием обучения». Согласно определению В. А. Тетюрева, предложенному в книге «Методы обучения биологии в средней школе», приемы обучения – это отдельные действия учителя и учащихся, применяемые в разных методах обучения с целью усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Например, учитель на уроке ведет рассказ о строении листа и при этом впервые для учащихся употребляет термин «хлорофилл». Учитывая, что это сложный и труднозапоминаемый термин, один учитель, обращая на него особое внимание, поясняет, что зеленое вещество листа – это хлорофилл. При этом он отчетливо произносит последнее слово. Другой учитель не ограничивается этим и пишет слово «хлорофилл» на классной доске, обращая внимание на правильность его написания. Третий учитель, раскрывает происхождение термина «хлорофилл» и пр. Рассмотренные отдельные действия учителей при использовании метода рассказа, – это и есть приемы обучения. Различными приемами обучения пользуются и учащиеся при работе с учебником (книгой). Одни из них, чтобы лучше запомнить прочитанное, пересказывают изучаемый материал, другие – делают те или иные записи в тетрадь, третьи после чтения текста учебника с целью самопроверки дают ответы на приведенные в конце параграфа вопросы, четвертые отвечают на вопросы к параграфу по ходу работы с текстом и пр.
К приемам обучения, по А. В. Тетюреву, В. Ф. Шалаеву, Б. В. Всесвятскому, относятся демонстрации натуральных объектов, муляжей, моделей, таблиц, учебных опытов, изображения учителем на классной доске схем, диаграмм и т. п. К приемам обучения Н. М. Верзилин относит постановку проблемы, выявление признаков рассматриваемых объектов, выводы, обобщения, запись учителем на доске новых терминов, плана ответа по изученному материалу, ответ учащихся у доски или с места и пр. Все методические приемы Н. М. Верзилин делит на логические (постановка проблемы, сравнение, выводы, обобщения), организационные (запись на доске плана ответа, ответ по предложенному плану) и технические (вопросы на доске или на таблице, порядок расположения рисунков и схем на доске, демонстрация опытов или объектов на каком-либо фоне или без него и пр.).
16. Методика В. Ф. Шаталова – это оригинальная организационно-методическая система построения педагогического процесса, направленная на решение многих проблем обучения, на значительную его рационализацию и интенсификацию. Эта система, созданная и отработанная в процессе преподавания математики и физики, имеет, как оказалось, широкую межпредметную основу, заключающуюся в большом воспитательном и дидактическом потенциале и универсальности многих ее элементов. Поэтому стал возможным перенос опыта В. Ф. Шаталова практически на все школьные предметы, в том числе на биологию.
Система В. Ф. Шаталова состоит из нескольких подсистем, каждая из которых даже при использовании отдельно от остальных дает заметный эффект. Все эти подсистемы – открытые, т. е. содержат не конечный по количеству набор методических приемов. Это оставляет большой простор для методического творчества учителя, для поиска самых разных форм, средств и приемов реализации идей, заложенных в той или иной подсистеме.
Первая (и главная) подсистема – это меры и средства предупреждения конфликтности во взаимоотношениях участников педагогического процесса, прежде всего учителя и ученика.
Вторая подсистема – методические приемы и формы повторения учебного материала. Она отличается от обычного подхода тем, что никогда и никакой материал не повторяется дважды одинаково, т. е. в одной и той же форме.
Третья подсистема состоит из разветвленного набора приемов проведения уроков-практикумов, лабораторных работ, упражнений, решения задач. Это практическая часть системы В. Ф. Шаталова.
Четвертую подсистему образуют приемы организации учебного самоуправления класса.
Пятая подсистема – набор правил оценивания знаний учащихся на основе принципа открытых перспектив.
Шестая подсистема – набор приемов и способов использования опорных конспектов.
Опорный конспект, или лист опорных сигналов,– это построенное по специальным принципам наглядное средство обучения, в котором сжато изображены основные содержательные вехи материала, а также использованы графические приемы повышения мнемонического эффекта.
Опорный сигнал – это, собственно, элементарная часть опорного конспекта, представляющая существенный по содержанию и объему фрагмент учебного материала. Основные принципы составления опорных конспектов: лаконичность, структурность, асимметричность блоков, графическая и цветовая дифференциация, практическая направленность, использование привычных стереотипов и ассоциаций, запоминаемость и др.