Файл: 1. Методика обучения биологии наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


19. Урок – основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (45 минут), планом работы и составом участников.

Основной формой обучения в мире является классно урочная форма обучения.

Уроки даже по одному предмету мало похожи друг на друга. Для урока характерны специфические признаки:

1.Постоянная группа учащихся.

2.Руководство учителем, деятельности школьников с учётом индивидуальных особенностей каждого из них.

3.Овладение основным изученным материалом на уроке.

Структура урока и методика его проведения зависят от дидактических целей и задач, которые решаются в процессе обучения. В зависимости от преобладающих методов и средств обучения один и тот же тип урока может иметь несколько разновидностей (видов).

Особенности урока биологии.

1. Урок остается основной организационной формой обучения и выполняет определенные функции: образовательную, воспитательную, развивающую. В настоящее время все большее значение приобретают его самообразовательная и стимулирующая функции.

Образовательная функция связана с формированием системы знаний, компонентом которых являются предметные специальные понятия,  специальные и обще учебные умения и навыки. Современный урок требует от учителя организации учебной деятельности учащихся: работы с учебником, натуральными, изобразительными средствами наглядности, современными носителями информации которые выступают в качестве источника знаний. На уроке ученик должен не только получить знания, но и преобразовать их в умения и навыки, т. е. на современном уроке реализуется деятельностный подход. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке. Самообразование на уроках естественноучного цикла - это овладение учащимися приемами работы с учебником, справочной литературой, современными носителями информации, наглядными пособиями.  Формированием умений наблюдать объекты природы, ставить простейшие опыты.

Для осуществления воспитательной функции урока нужна целенаправленная продуманная деятельность учителя в системе уроков, темы, раздела, предмета в целом. Воспитывает содержание предмета, методы и средства его подачи, личность учителя, его стиль общения с учащимися.


Развивающая функция направлена на развитие у школьников личностных психологических особенностей: памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности, любознательности.

Особенности содержания естественнонаучных предметов, новые научные факты, разнообразные средства обучения,  как и личность учителя, его коммуникабельность могут выполнять стимулирующую функцию.

2. Особенности содержания предметов естественнонаучной направленности, учебно-воспитательных задач, вызвало к жизни большое разнообразие уроков. Разные типы уроков позволяют решать конкретные дидактические задачи. Характерная особенность современного урока – активная (самостоятельная) учебная деятельность учащихся: использование наглядности и в первую очередь натуральной. Учителя ищут способы активизации работы учащихся на уроке, способствующие выполнению поставленных целей. Важность задач, решаемых в процессе школьного естественнонаучного образования,  требует соблюдения принца научности, языковой культуры (правильное использование терминов, объяснение их происхождения, значения, использование приемов, направленных на обогащение речи учащихся).

3. Организация учебной деятельности в классе включает  все формы работы: фронтальную, индивидуальную, в парах и малых группах. При планировании обратной связи необходимо учитывать возможности различных форм в их разумном сочетании, задания, способствующие развитию: монологической речи, умения вести диалог, поиску информации из различных источников и ее интерпретации, навыков выполнения тестовых заданий. Современный урок должен быть технологичен, поставленные цели и задачи выполнены. Оценивание результатов обучения подразумевает учет знаний и умений ученика. Итоговая (четвертная) отметка выставляется на основе текущих, выставленных за разные за разные типы заданий: устный ответ, проверочную работу, выполнение лабораторной работы и др. Существуют другие формы оценки, например, портфолио.

4. При планировании практической части программ необходимо учитывать следующее: лабораторные и практические работы могут носить обучающий и ознакомительный характер. Составляя урочно-тематическое планирование, формулируя учебные задачи урока, учитель может сам определить тип работы. Ознакомительные практические и лабораторные работы не требуют обязательного оценивания. Количество лабораторных, практических работ и экскурсий определено действующими программами. Учебные экскурсии в природу могут быть организованы во внеурочное время.



5. Все проводимые лабораторные, практические работы и экскурсии должны быть оформлены в рабочей тетради ученика. В тетрадях  по предмету (обычных и на печатной основе) учитель проверяет выполненные учащимися различные типы письменных заданий и выставляет отметки. Ведение тетради оценивается не реже 1 раза в четверть.

6. Домашнее задание по биологии должно занимать не более получаса по времени на его выполнение. Рекомендации по его выполнению необходимо давать на каждом уроке с учетом особенностей учащихся. Задания творческого характера, требующие большого объема времени для их выполнения, предлагаются заранее.

20. В методике существует немало классификаций типов урока, которые учитывают разные аспекты. Но наиболее популярной на практике остается классификация, предложенная Б. Есиповым, который выделял следующие типы уроков по их дидактическим целям:

  • Урок получения нового знания. На этих уроках происходит знакомство с новой информацией и первичное закрепление.

Виды: лекция, беседа, презентация, экскурсия, исследование, составление проекта.

  • Урок закрепления знаний и формирования ЗУН предназначен для вторичного закрепления знаний и выработки навыков и умений по практическому применению знаний.

Виды: практикум, дискуссия, лабораторная работа, проект, составление кейса, деловая игра, конкурс, КВН, викторина.

  • Урок обобщения и систематизации — полученные знания обобщаются в систему, важно показать взаимосвязь нового и старого, указывается место нового знания в общей системе.

Виды: семинар, собеседование, исследование, дискуссия, диспут, ролевые и деловые игры, путешествие, конкурсы, викторины. 

  • Урок контроля ЗУН и коррекции знаний предназначен для определения качества ЗУН по теме, выявление уровня освоенности темы.

Виды: зачеты, письменные работы, экзамен

  • Комбинированный урок предназначен для выработки умения самостоятельно применять новые знания на практике.

Виды: экскурсия, конференция, семинар, практикум, мастер-класс.

Комбинированные уроки в силу своей специфики особенно распространены в младших классах. Это объясняется возрастными особенностями детей, для которых еще характерна неустойчивость внимания и повышенная эмоциональная и физическая активность.


Например, комбинированный тип уроков часто практикуется при изучении курса математики в начальных классах, когда в рамках 1 урока проводится обучение сразу по нескольким направлениям.

В отдельную категорию принято выделять нестандартные уроки. Это уроки, построенные по непривычной структуре, в необычной форме, с использованием нестандартных методов и приемов. К видам нестандартных уроков относят уроки-"погружения", уроки в форме КВН, театрализованные уроки, консультации, аукционы, уроки творчества, уроки-формулы, уроки-фантазии, бинарные (интегрированные), компьютерные и пр.

Нестандартные уроки, как правило, больше нравятся детям, повышают их мотивацию к обучению. Но при всех плюсах они требуют большего времени на подготовку и не всегда эффективны с точки зрения дидактических целей. Нельзя строить весь учебный процесс исключительно на нестандартных уроках, поэтому методисты рекомендуют практиковать такие уроки всем учителям, но в меру, целесообразно распределяя время.

21. На лабораторном уроке значительную часть времени занимает работа учащихся с биологическими объектами. Методика лабораторного урока имеет ряд специфических особенностей. Начинается такой урок с вводной беседы, в ходе которой определяется тема, цель, содержание работы; учитель раздает учащимся задания (обычно задания даются в письменной форме, на карточках, одно задание на ученический стол). В конце урока обсуждаются результаты работы, делаются выводы.

Лабораторные уроки могут иметь поисковый характер, однако в  школьной практике преобладают лабораторные уроки иллюстративного плана.

Лабораторные уроки чаще всего проводятся с фронтальной организацией работы, однако работа может выполняться и по группам.

Структура лабораторной работы:

1.Постановка задач

2.Конструктивная беседа об особенностях содержания изучаемого материала

3.Самостоятельное выполнение наблюдений и опытов

4.Фиксация результатов. Формирование выводов

5.Заключительная беседа

Уроки с лабораторными занятиями являются очень ценными в учебно-воспитательном отношении при обучении биологии:

На лабораторных занятиях учащиеся учатся самостоятельно приобретать знания.


В процессе лабораторных занятий учащиеся приобретают ряд практических умений и навыков.

Лабораторные занятия развивают у учащихся интерес к изучению природы.

Лабораторные занятия имеют значение в воспитательном отношении: воспитывается культура труда, сознательная дисциплина в условиях, отличных от обычных уроков, приучают учащихся доводить работу до определенного результата.

Лабораторные занятия могут проводиться в двух формах: фронтально (с указаниями учителя) и по предварительному заданию.

При фронтальных лабораторных занятиях работа разбивается на части, по каждой части учитель дает отдельные указания, которые учащиеся одновременно выполняют. Лабораторные занятия по непосредственным указаниям учителя ценны тем, что их легче организовать, работа выполняется всеми учащимися одновременно. Оканчивается работа также одновременно, в срок; усваивают материал учащиеся легко; учитель без особого труда может контролировать, как выполняется работа, и сразу оказать помощь, ученики работающие рядом всегда подтянут отстающего и не понимающего чего-нибудь товарища. С дисциплиной на таких уроках бывает благополучно, так как учитель имеет держать весь класс в поле своего зрения. Недостатком такого рода занятий является неполная самостоятельность учащихся.

При занятиях по предварительному заданию последнее дается сразу по всей работе, которую должны выполнить учащиеся. Учащимся предоставляются достаточно широкие возможности для самостоятельности и инициативы в работе. Такие занятия труднее организовать, проходят они не так ровно и гладко, как фронтальные, некоторые учащиеся отстают в работе, иногда выполняют её недостаточно тщательно, чаще наблюдаются случаи нарушения дисциплины. Но эти недостатки обычно ликвидируются при проведении такой формы работ систематически.

Рекомендуется начинать с лабораторных занятий под непосредственным указанием учителя и постепенно переходить к занятиям по заданию.

22. Обучающая деятельность учителя представляет собой систему, состоящую из трех взаимосвязанных элементов:

1. Планирование процесса обучения;

2. Организация процесса обучения в реальных условиях;

3. Анализ результатов выполнения педагогических решений.

Подготовка учителя к уроку включает два этапа:

а) предварительный, реализующийся в процессе изучения специальной, педагогической, методической литературы: программы, учебника, учебно-методических пособий и опыта других учителей;