Файл: Отчет по производственной практике (по профилю специальности) по профессиональному модулю.pdf
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12
Ответственность за осуществление закупочной деятельности несет логист и заведующий магазином.
На предприятии применяются следующие виды закупочной деятельности:
запрос котировок – цены на одну продукцию запрашиваются у нескольких поставщиков одновременно.
конкурентные переговоры – победитель выбирается среди двух и более исполнителей путём проведения переговоров.
Этот тип закупок может проходить как одновременно со всеми участниками, так и с каждым по отдельности
Система управления запасами ООО «Кругозор» представляет собой систему с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня
Отметим, что товароведы компании — это опытные сотрудники и заказывают товары на свое усмотрение, ориентируясь по динамике продаж.
Ассортимент товаров ООО «Кругозор» включает более тысячи наименований, поэтому в качестве примера, иллюстрирующего работу системы управления запасами, рассмотрим пример отдельного товара – «маркер ассортимент».
Годовая потребность в данном товаре составляет 3100 ед. Стоимость выполнения одного заказа – 50 руб. Затраты на содержание единицы запаса – 13,78 руб./ед.
Оптимальный размер заказа рассчитывается по формуле Вильсона:
????0 = √
2????1????
????2
, (1) где q0 – оптимальный размер заказа, шт.; С1 – стоимость выполнения одного заказа, руб.;
Q – потребность в товарно-материальных ценностях за определенный период времени (год), шт.;
C2 – затраты на содержание единицы запаса, руб./шт.
???? = (2 ∗ 50 ∗ 3100/13,78)0,5 = 150 ед.
Определим параметры системы управления запасами, если годовая потребность в товаре – «маркер ассортимент» составляет 3100 шт., число рабочих дней – 253 дня, оптимальный размер заказа – 150 шт., время поставки – 15 дней, возможная задержка в поставках – 4 дня.
Расчет параметров системы с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня представлен в приложении В.
Итак, согласно расчетам, по товару «маркер ассортимент» ожидаемое дневное потребление составляет 13 ед., предприятию необходимо сформировать гарантийный
13 запас в размере 49 ед. Максимальный желательный запас – 382,75. Оптимальный размер заказа – 162 ед. Интервал поставок – 12 дней.
2.3 Анализ деятельности по приемке товаров по количеству и качеству
Приемка товаров по количеству заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов. Товары, поступившие в исправной таре, по массе брутто и количеству мест принимают в момент получения их от поставщика, по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте - одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а скоропортящиеся товары - не позднее 24 ч с момента получения товаров. Результаты проверки оформляют актами.
Массу нетто проверяют в порядке, установленном стандартами, техническими условиями и иными обязательными для сторон правилами. Массу тары проверяют одновременно с массой нетто товара.
По результатам окончательной приемки товаров составляют акт. В нем указывают количество недостающих товаров, их стоимость, приводят сведения о том, что определение количества товара проводилось на исправных весах или другими измерительными приборами, проверенными в установленном порядке, и другие сведения.
Оформляют акт в соответствии с установленной формой. К нему прилагают копии сопроводительных документов, документ, удостоверяющий полномочия выделенного для участия в приемке товаров представителя, и другие материалы, предусмотренные правилами приемки товаров.
Приемка товаров по качеству должна быть проведена в установленные сроки. Если поставщик находится в том же населенном пункте, где расположен магазин, то поступившие от него товары принимают в течение 10 дней (скоропортящиеся - в течение
24 ч) с момента их получения.
Акт о приемке товаров по качеству содержит следующие сведения:
наименование и адрес магазина-получателя товаров;
номер и дату составления акта;
место приемки товаров, время начала и окончания приемки;
фамилии, инициалы лиц, принимавших участие в приемке товаров по качеству и составлении акта, место их работы, занимаемые должности, дату и номер
14 документа о полномочиях представителя на участие в проверке качества товаров, а также указание о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки товаров по качеству;
наименование и адрес изготовителя (отправителя) и поставщика;
дату и номер уведомления о вызове представителя изготовителя
(отправителя) или отметку о том, что вызов представителя изготовителя (отправителя) не предусмотрен;
дату и номер договора на поставку товаров и сопроводительных документов;
дату прибытия груза на станцию назначения, время его выдачи транспортной организации, время вскрытия транспортного средства, время доставки груза в магазин;
номер и дату коммерческого акта (акта, выданного органом автомобильного транспорта), если он был составлен при получении товара;
условия хранения товаров на складе магазина до составления акта;
состояние тары и упаковки в момент осмотра товаров;
исправность пломб и правильность оттисков на них.
Указывают также количество (массу), полное наименование и список предъявленных к осмотру и фактически проверенных товаров с выделением забракованных, а также тех товаров, качество которых не соответствует качеству, указанному в соответствующем документе. Отмечают, на каком основании товары переводятся в более низкий сорт, номера стандартов, по которым проверялось качество товаров. Здесь же дается заключение о характере выявленных дефектов и причинах их возникновения. В акт могут быть внесены и другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать для подтверждения ненадлежащего качества товаров. Претензия о несоответствии качества (некомплектности) товаров должна быть заявлена поставщику в те же сроки, что и претензия о несоответствии количества товаров.
К ней должен быть приложен акт и все другие документы (сопроводительные и т. д.).
После приемки товары доставляют в помещения для хранения. Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время, размещают в той же таре-оборудовании.
Размещая товары на хранение, учитывают длительность их хранения, очередность поступления и подачи в торговый зал. В первую очередь в торговый зал подают ранее завезенные товары. Ближе к дверям, на нижних полках стеллажей размещают товары краткосрочного хранения. Размещаемые на хранение товары группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и
15 биологические свойства, правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования.
2.4 Характеристика логистических процессов компании
Центральную роль в управлении логистическими системами на предприятии выполняет менеджмент предприятия ООО «Кругозор». Как показано на рисунке 5, менеджмент организации проводит всю работу по установлению связей с центральным офисом, магазинами, начальником смены на производстве и управляет контролем над загрузкой и доставкой готовой продукции на предприятии. Так же качество производства готовой продукции, задержки в поставки готовой продукции на места входят в обязанность менеджмента компании.
Рис. 5. – Схема логистических процессов
1. Красные стрелки - движение заказов на товары.
2. Зеленые стрелки - заказ на товары.
3. Сиреневые стрелки- распределение по машинам по количеству товаров на одну машину.
4. Черные стрелки – движение поставленных товаров (товаров без оплаты).
16 5. Синие стрелки– движение товаров для продажи.
В менеджменте компании важен каждый специалист, который выполняет свою работу согласно должностной инструкции.
2.5 Характеристика используемых методов закупочной логистики
Процесс приобретения товаров включает в себя ряд логически взаимосвязанных видов работ. Выделяются следующие стадии процесса приобретения товаров:
составление заявок;
анализ заявок;
выбор поставщиков;
размещение заказов;
контроль за выполнением заказов;
завершение процесса приобретения.
Составление заявок. Заявки на приобретение товаров подготавливаются соответствующими сотрудниками функциональных подразделений предприятия. Они содержат информацию о том, какие виды и какое количество товаров требуется предприятию, когда они должны быть получены и кто составил заявку. Заявки составляются таким образом, чтобы ожидаемые к поступлению количества товаров опережали фактические потребности в них.
Время между размещением заявок и получением товаров называется временем опережения. Работники, ответственные за составление заявок, должны устанавливать сроки поставки товаров с минимальным опережением, учитывая возможности поставщика и потребности потребителя товаров.
Анализ заявок. Заявки на потребление товаров подвергаются анализу в службе материально-технического снабжения с участием специалистов из других подразделений.
Цель анализа – обеспечение минимальных издержек по каждому виду товаров, конкретные потребительные свойства которых предполагается использовать в производстве продукции. Методами исследования являются функционально-стоимостный анализ и конструирование стоимости.
В процессе анализа должны быть получены ответы на следующие вопросы:
Могут ли более дешевые материалы удовлетворить потребности производства?
Оправданы ли эти потребности?
Могут ли другие виды товаров удовлетворить означенные потребности?
Можно ли упростить конструкцию производимого изделия?
17
В состоянии ли поставщик снизить цены на материалы, участвуя вместе с потребителем в разработке изделия или анализируя полученные спецификации?
Служба снабжения не имеет права заменять материалы, указанные в заявках.
Работники отдела должны анализировать поступающие заявки и предлагать такие варианты приобретения товаров, которые могут привести к снижению стоимости заказов.
Выбор поставщиков. При выборе поставщиков основными критериями являются: надежность поставщика, способность поставлять необходимые ресурсы должного качества и в нужные сроки, поставка материальных ресурсов по возможно минимальным ценам, удаленность поставщика от потребителя, наличие у поставщика свободных мощностей и т.д.
Основными источниками сведений о поставщиках и материалах являются личные контакты с «продавцами», объявления в рекламных изданиях, описания товаров, которые даются в каталогах и проспектах, посещение предприятий и изучение практики поставки продукции, информация, получаемая от банков, торговых ассоциаций, государственных учреждений и т.д.
Из списка поставщиков, имеющих прочную репутацию, выбираются те, кто предлагает наиболее выгодные условия с точки зрения цены и сроков поставки. Крупные заказы целесообразно распределять между двумя и большим количеством поставщиков с тем, чтобы проверить конкурентоспособность основного поставщика и оградить себя от возможных неожиданностей.
Размещение заказов. Приобретение товаров осуществляется разными методами в зависимости от вида товаров и комплектующих изделий. Основными методами закупок являются:
оптовые закупки (одна большая партия за один раз);
регулярные закупки товаров (покупатель заказывает необходимое количество товаров, которые поставляются ему мелкими партиями в течение определенного периода);
ежедневные (ежемесячные) закупки (используется при закупках дешевых и быстро используемых товаров);
получение материала по мере необходимости;
единичные закупки (материал заказывается в том случае, если он требуется и вывозится со складов поставщиков в случаях, когда невозможно получать материал по мере необходимости).
Документально заказ оформляется посредством заключения контракта между поставщиком и потребителем материала.
18
Основные элементы контракта.
Предложение и принятие предложения. Контракт составляется в случае, если одна сторона предлагает какую-то партию товаров по назначенной цене, а другая сторона принимает это предложение.
Финансовые условия. Контракт должен иметь стоимость, т.е. он становится контрактом в юридическом смысле только тогда, когда в нем оговорены финансовые условия.
Право заключать контракты. Такое право имеют только определенные должностные лица (директор, генеральный директор), уполномоченные предприятием и действующие от его имени.
Законность. Контракт обязан быть законным, т.е. всецело отвечать юридическим нормам страны.
Структура контракта предусматривает определение предмета контракта, указание качества и количества товара, сумму контракта, порядок поставки и приемки товара, ответственности сторон порядок разрешения споров.
Контроль за выполнением заказов. Размеры заказов и продолжительность периода, в течение которого эти заказы выполняются, контролируются отделом материально- технического снабжения. При этом возможна корректировка графиков поставки товаров и соответствующие уточнения графиков выпуска продукции.
Завершение процесса приобретения. Получение заказанных товаров в точном соответствии с условиями контракта – необходимый признак завершения сделки. Важное значение имеет приемка продукции, в процессе которой необходимо удостовериться, что поставлен материал:
нужного качества;
в нужном количестве;
в обусловленное время;
за оговоренную цену.
Купля-продажа соответствующим образом документально оформляется.
Документальное оформление поставок предполагает получение от поставщика уведомления об отгрузке и сопроводительного письма, в которых указывается количество товаров и время поставки. Поступление товаров на склад оформляется соответствующими накладными и фиксируется в книге регистрации товаров.
19 3. Анализ сбытовой деятельности предприятия
3.1 Организация продаж товаров (услуг) предприятия
В ООО «Кругозор» продажа товаров осуществляется через прилавок, при участии продавца. В обязанность продавца, работающего в ООО «Кругозор», входит выполнение следующих операций по обслуживанию покупателей:
встреча покупателя и выявление его намерения; предложение и показ товаров;
помощь в выборе товара и консультация; предложение сопутствующих и новых товаров;
проведение технологических операций, связанных с упаковкой товара; расчетные операции;
упаковка и выдача покупок.
Пришедшие в ООО «Кругозор» покупатели наблюдают приветливое отношение со стороны торгового персонала, опрятный внешний вид работников магазина, т.к. все это непосредственно влияет на культуру торгового обслуживания.
Анализируя технологические, социальные и экономические показатели работы магазина можно дать оценку эффективности метода продажи через прилавок ООО
«Кругозор».
Таким образом, анализируя технологические, социальные и экономические показатели, характеризующие эффективность обслуживания покупателей, можно с уверенностью сказать, что данный традиционный метод продаж эффективен как для магазина, так и для покупателя. Однако если учесть расположение рядом крупного магазина самообслуживания, традиционный метод продаж, применяемый в магазине ООО
«Кругозор» не будет эффективен в условиях рыночной экономики. Необходимо организовать в магазине еще и метод самообслуживания.
Когда покупатели оценивают дополнительные услуги в розничных торговых предприятиях, они сравнивают свое восприятие предоставленных им услуг с тем, что они ожидали увидеть. К таким услугам, оказываемым в магазине ООО «Кругозор» относятся прием предварительных заказов на товары, т.е. покупатель может сделать заказ либо по телефону, либо непосредственно в магазине на необходимый ему товар в нужное для него время, день и час. Таким образом, ООО «Кругозор» использует не только эффективный метод продажи товаров, но и предоставляет комплекс дополнительных услуг.