Файл: Руководство для клинических психологов и врачей СанктПетербург 2010.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 318
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Принципиально, в формировании любого варианта установочного поведения также можно выделить две составляющих - психологическую (личностную) и медицинскую. При этом, естественно, первичной является именно личностная установка на формирование того или иного варианта установочного поведения, а предъявление установочной клинической симптоматики является практической реализацией личностной мотивации на достижение рентной цели. Следовательно, анализ личности свидетельствуемого на его потенциальную «заряженность» сформировать установочное поведение - также важная задача психолога-эксперта.
В заключение главы следует еще раз отметить, что для свидетельствуемого особую социальную значимость имеет не диагноз, а именно экспертное решение, со всеми вытекающими отсюда особенностями этой формы медицинской деятельности - врачебной экспертизы (военной, судебной, МСЭ).
Таким образом, подводя итоги первой части главы, посвященной концепции и методологии клинико-экспертной психологии, необходимо отметить следующее:
-
основным «полем» деятельности клинического психолога является социальная медицина; -
поскольку в социальной медицине имеются два направления деятельности - реабилитационное и экспертное - следовательно, работа клинического психолога и определяется ими; -
реабилитационная составляющая (анализ личности и состояния психических процессов реабилитанта (психологический портрет - «диагноз»); анализ и оценка реабилитационного потенциала личности (эмоционально-волевого, интеллектуального, мотивационного); формирование и участие в реализации психологического аспекта ИПР; -
экспертная составляющая (оценка состояния психических процессов, с уточнением типа их изменений, стойкости и степени выраженности); анализ личности и ВМБ свидетельствуемого с указанием уровня реагирования (психологический, патопсихологический, психопатологический (редко!).
При выявлении патопсихологического уровня реагирования психолог-эксперт обязан несколько «развернуть» полученные данные, не употребляя сугубо медицинские термины. Например, умственная отсталость (олигофрения), расстройства личности (психопатия, психопатическое состояние), невротическое (неврозоподобное) расстройство с указанием их стойкости и степени выраженности.
- оценка личности свидетельствуемого на возможность установочного поведения (симуляция, аггравация, метасимуля-ция, суперсимуляция, «поиск симптомов», дисгравация, дисси-муляция).
В современной медико-социальной экспертизе после формирования БМСЭ клинико-экспертного диагноза и вынесения экспертного решения, психолог-эксперт формирует, по схеме, указанной в реабилитационном направлении социальной медицины, психологический аспект реабилитации и контролирует его реализацию.
Переходя ко второй части настоящей главы, необходимо сразу подчеркнуть, что вопросы общей психологии, этапов ее развития, история формирования основных направлений и т.п. не входят в задачи, поставленные перед автором. Этим вопросам посвящена весьма обширная литература, с которой каждый клинический психолог, интересующийся этой проблемой, может ознакомиться самостоятельно.
Вместе с тем, в связи с поставленной задачей - выделение клинико-экспертной психологии как еще одного направления прикладной персонологии, заставляет хотя бы в минимальном объеме определить ряд понятий и этапов развития психологии.
Как известно, под психологией понимается наука о психической деятельности человека, ее принципах и закономерностях.
Не очень ясно, кто предложил термин «психология». По одним данным, соратник Лютера Ф. Меланхотон, по другим -философ Гоклениус (1590) и Христиан Вольф (1732).
...Мережковский писал: «Ведать разум и нрав человеческий - великая философия, и труднее людей знать, нежели многие книги наизусть помнить».
Ф.М. Достоевский: «Человек есть тайна, ...я занимаюсь этой тайной, ибо я хочу быть человеком».
Вообще соотношение духовного и телесного всегда интересовало человечество. Еще Аристотель, будучи истинным диалектиком, подметил: «Правильно думают те, что душа не существует без тела, но не является телом». Современные представления о формировании и развитии личности рассматривают личность именно с этих «внутренне противоречивых» позиций (Гегель: «Суждение истинно, если оно внутренне противоречиво»).
Феномен человеческих сновидений также всегда привлекал особое внимание. Он остается до конца неясным и сегодня. Может быть, поэтому таким интересным представляется суждение о снах, высказанное почти две с половиной тысячи лет назад древнегреческим поэтом и философом Алкмеоном:
«.. .Сны что подобно теням порхают перед умами,
Не преподносятся нам божеством ни из храма, ни с неба.
Всякий их сам порождает,
покуда на ложе тело объемлет покой,
и ум без помехи резвится... »
Так ли далеко мы ушли в нашем современном понимании патогенеза сновидений?
В таком коротком историческом эссе для психологов не возможно не напомнить о "бритве Оккама» (XVI век): «Не следует увеличивать число сущностей без крайней необходимости». Это особенно актуально в сегодняшнем мире, когда психолог вынужден постоянно соприкасаться с т.н. «парапсихоло-гическими феноменами» (ясновидение, телепатия, телекинез и т.п.). Иметь по этому поводу четкую однозначную позицию очень помогает знание «бритвы Оккама».
Анализируя взаимодействие физического и психического, как не вспомнить знаменитый эксперимент Авиценны с волнами и баранами. Как известно, Авиценна поместил баранов в клетку, вокруг которой, также в клетке, находились волки, которые не могли в прямом смысле добраться до баранов, но их судьба от этого не стала менее печальной, они все равно погибли...
Подобные интересные суждения, факты, представления и т.п., погружаясь в историю психологии, можно приводить до бесконечности.
Однако, если к становлению психологии, как действительно одной из форм научной деятельности человека, относиться серьезно, то бесспорно родоначальником, организатором настоящей экспериментальной психологии но праву считается Вундт со времени образования Лейпцигской лаборатории экспериментальной психологии (1879).
Последующие свыше ста лет развития психологии показало, что попытки однонаправлено, прямолинейно, односторонне объяснить все особенности психической деятельности человека (биологическое, социологическое и аутопсихологиче-ское направления) не продуктивны. На рубеже тысячелетий стало ясно, что только интегративный системный подход позволяет понять и проанализировать такой сложнейший духовный феномен как психическая деятельность человека. Несколько подробнее такой системный интегративный подход к проблеме изложен в разделе руководства, посвященном проблеме личности. Вместе с тем, на протяжении последних ста
лет Удалось сформировать несколько общих принципов, которые весьма значимы и в клинико-экспертной психологии.
К ним можно отнести:
-
принципы единства личности и деятельности (СЛ. Рубинштейн, 1935; «и по делам их узнаете их»); -
принцип развития - от биологически обусловленных категорий к социально-психологической мотивации и формированию системы отношений; -
принцип историзма - все понятия проблемы и закономерности психологической жизни человека необходимо анализировать и в историческом конспекте; -
принцип структурности - несмотря на то, что психическая деятельность человека едина и неделима, ее анализ, изучение целесообразно изучать по структурам (структурированность психики - например, личность отдельно, психические процессы - отдельно); -
принцип личностного интегративного подхода - крайне важен для социальной медицины (оценка реабилитационного потенциала личности, оценка личности свидетельствуемого).
На протяжении двадцатого века постепенно сложились и основные направления развития психологии, которые постоянно уточняются и развиваются с выделением новых прикладных областей психологической науки. Наряду с общей психологией, как фундаментальной основополагающей дисциплиной, стали развиваться зоопсихология, история психологии, персонология (учение о личности), социальная психология (па-леопсихология, этнопсихология, психология религии, психология групп и т.д.). В рамках индивидуальной психологии (персонологии) «отпочковались» криминальная психология, педагогическая, геронтопсихология, медицинская и т.д. с последующим уточнением их целей, задач и методов.
Следовательно, вполне правомерно и целесообразно, как показывает наш тридцатилетний опыт в области социальной медицины, выделить из медицинской психологии еще два самостоятельных направления - психологию процесса реабилитации больных и инвалидов и клинико-экспертную психологию и патопсихологию.
Поскольку настоящее руководство посвящено именно клинико-экспертной психологии, оно структурировано по разделам, которые определяют направленность, цели, задачи и методы психологии во врачебной экспертизе (МСЭ, военной, судебной):
-
анализ и оценка состояния психических процессов свидетельствуемого, с указанием тина этих изменений (если есть), их стойкости и степени выраженности; -
анализ личности свидетельствуемого и внутренней модели болезни (если таковая имеется), с указанием уровня (регистра) реагирования личности на жизнь в ситуации «болезнь-дефект» - психологический (ситуативно-адекватный регистр реагирования), -
патопсихологический (наличие патологии личности или ее девиации; формирование психопатоподобных расстройств, развившихся в процессе течения заболевания; затяжные невротические или неврозоподобные нарушения; патологическое развитие личности); -
психопатологический уровень реагирования (встречается значительно реже) - выявление психологом-экспертом продуктивной психотической симптоматики (бред, галлюцинации и т.п.); -
анализ личности свидетельствуемого на возможность установочного поведения.
По-существу, вышеперечисленными целями и задачами почти полностью исчерпывается объем и направленность деятельности психолога-эксперта. «Шаг влево, шаг вправо считается - побег», поскольку неправомерное расширение направленности его деятельности не проецируется на клинико-экс-пертный диагноз и экспертное решение.
Для клинико-экспертной психологии характерен комплексный, интегративный подход к экспериментально-психологическому обследованию (ЭПО), который включает психобиографический метод, изучение данных медицинской и иной документации, собственно ЭПО и клинико-психологиче-ское наблюдение за свидетельствуемым в процессе обследования.
Наконец, в экспертной психологии особое значение имеют выводы, которые делает психолог-эксперт по результатам обследования. В них должны быть в кратком резюме отмечены выявленные изменения психических процессов (тип, вариант, стойкость, степень выраженности), интеллектуальный потенциал (если исследовался) и уровень личностного реагирования на болезнь (психологический, патопсихологический). Указывать тот или иной