Файл: Руководство для клинических психологов и врачей СанктПетербург 2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 318

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принципиально, в формировании любого варианта уста­новочного поведения также можно выделить две составляющих - психологическую (личностную) и медицинскую. При этом, естественно, первичной является именно личностная установка на формирование того или иного варианта установочного пове­дения, а предъявление установочной клинической симптомати­ки является практической реализацией личностной мотивации на достижение рентной цели. Следовательно, анализ личности свидетельствуемого на его потенциальную «заряженность» сформировать установочное поведение - также важная задача психолога-эксперта.

В заключение главы следует еще раз отметить, что для свидетельствуемого особую социальную значимость имеет не диагноз, а именно экспертное решение, со всеми вытекающими отсюда особенностями этой формы медицинской деятельности - врачебной экспертизы (военной, судебной, МСЭ).

Таким образом, подводя итоги первой части главы, по­священной концепции и методологии клинико-экспертной пси­хологии, необходимо отметить следующее:

  1. основным «полем» деятельности клинического психо­лога является социальная медицина;

  2. поскольку в социальной медицине имеются два направ­ления деятельности - реабилитационное и экспертное - следо­вательно, работа клинического психолога и определяется ими;

  3. реабилитационная составляющая (анализ личности и со­стояния психических процессов реабилитанта (психологиче­ский портрет - «диагноз»); анализ и оценка реабилитационного потенциала личности (эмоционально-волевого, интеллектуаль­ного, мотивационного); формирование и участие в реализации психологического аспекта ИПР;

  4. экспертная составляющая (оценка состояния психиче­ских процессов, с уточнением типа их изменений, стойкости и степени выраженности); анализ личности и ВМБ свидетельст­вуемого с указанием уровня реагирования (психологический, патопсихологический, психопатологический (редко!).

При выявлении патопсихологического уровня реагирова­ния психолог-эксперт обязан несколько «развернуть» получен­ные данные, не употребляя сугубо медицинские термины. На­пример, умственная отсталость (олигофрения), расстройства личности (психопатия, психопатическое состояние), невроти­ческое (неврозоподобное) расстройство с указанием их стойко­сти и степени выраженности.


- оценка личности свидетельствуемого на возможность установочного поведения (симуляция, аггравация, метасимуля-ция, суперсимуляция, «поиск симптомов», дисгравация, дисси-муляция).

В современной медико-социальной экспертизе после фор­мирования БМСЭ клинико-экспертного диагноза и вынесения экспертного решения, психолог-эксперт формирует, по схеме, указанной в реабилитационном направлении социальной меди­цины, психологический аспект реабилитации и контролирует его реализацию.

Переходя ко второй части настоящей главы, необходимо сразу подчеркнуть, что вопросы общей психологии, этапов ее развития, история формирования основных направлений и т.п. не входят в задачи, поставленные перед автором. Этим вопро­сам посвящена весьма обширная литература, с которой каждый клинический психолог, интересующийся этой проблемой, мо­жет ознакомиться самостоятельно.

Вместе с тем, в связи с поставленной задачей - выделение клинико-экспертной психологии как еще одного направления прикладной персонологии, заставляет хотя бы в минимальном объеме определить ряд понятий и этапов развития психологии.

Как известно, под психологией понимается наука о пси­хической деятельности человека, ее принципах и закономерно­стях.

Не очень ясно, кто предложил термин «психология». По одним данным, соратник Лютера Ф. Меланхотон, по другим -философ Гоклениус (1590) и Христиан Вольф (1732).

...Мережковский писал: «Ведать разум и нрав человече­ский - великая философия, и труднее людей знать, нежели мно­гие книги наизусть помнить».

Ф.М. Достоевский: «Человек есть тайна, ...я занимаюсь этой тайной, ибо я хочу быть человеком».

Вообще соотношение духовного и телесного всегда инте­ресовало человечество. Еще Аристотель, будучи истинным диалектиком, подметил: «Правильно думают те, что душа не существует без тела, но не является телом». Современные представления о формировании и развитии личности рассмат­ривают личность именно с этих «внутренне противоречивых» позиций (Гегель: «Суждение истинно, если оно внутренне про­тиворечиво»).



Феномен человеческих сновидений также всегда привле­кал особое внимание. Он остается до конца неясным и сегодня. Может быть, поэтому таким интересным представляется суж­дение о снах, высказанное почти две с половиной тысячи лет назад древнегреческим поэтом и философом Алкмеоном:

«.. .Сны что подобно теням порхают перед умами,

Не преподносятся нам божеством ни из храма, ни с неба.

Всякий их сам порождает,

покуда на ложе тело объемлет покой,

и ум без помехи резвится... »

Так ли далеко мы ушли в нашем современном понимании патогенеза сновидений?

В таком коротком историческом эссе для психологов не возможно не напомнить о "бритве Оккама» (XVI век): «Не сле­дует увеличивать число сущностей без крайней необходимо­сти». Это особенно актуально в сегодняшнем мире, когда пси­холог вынужден постоянно соприкасаться с т.н. «парапсихоло-гическими феноменами» (ясновидение, телепатия, телекинез и т.п.). Иметь по этому поводу четкую однозначную позицию очень помогает знание «бритвы Оккама».

Анализируя взаимодействие физического и психического, как не вспомнить знаменитый эксперимент Авиценны с вол­нами и баранами. Как известно, Авиценна поместил баранов в клетку, вокруг которой, также в клетке, находились волки, ко­торые не могли в прямом смысле добраться до баранов, но их судьба от этого не стала менее печальной, они все равно по­гибли...

Подобные интересные суждения, факты, представления и т.п., погружаясь в историю психологии, можно приводить до бесконечности.

Однако, если к становлению психологии, как действи­тельно одной из форм научной деятельности человека, отно­ситься серьезно, то бесспорно родоначальником, организато­ром настоящей экспериментальной психологии но праву счита­ется Вундт со времени образования Лейпцигской лаборатории экспериментальной психологии (1879).

Последующие свыше ста лет развития психологии пока­зало, что попытки однонаправлено, прямолинейно, односто­ронне объяснить все особенности психической деятельности человека (биологическое, социологическое и аутопсихологиче-ское направления) не продуктивны. На рубеже тысячелетий стало ясно, что только интегративный системный подход по­зволяет понять и проанализировать такой сложнейший духов­ный феномен как психическая деятельность человека. Не­сколько подробнее такой системный интегративный подход к проблеме изложен в разделе руководства, посвященном про­блеме личности. Вместе с тем, на протяжении последних ста
лет Удалось сформировать несколько общих принципов, кото­рые весьма значимы и в клинико-экспертной психологии.

К ним можно отнести:

  1. принципы единства личности и деятельности (СЛ. Ру­бинштейн, 1935; «и по делам их узнаете их»);

  2. принцип развития - от биологически обусловленных ка­тегорий к социально-психологической мотивации и формиро­ванию системы отношений;

  3. принцип историзма - все понятия проблемы и законо­мерности психологической жизни человека необходимо анали­зировать и в историческом конспекте;

  4. принцип структурности - несмотря на то, что психиче­ская деятельность человека едина и неделима, ее анализ, изуче­ние целесообразно изучать по структурам (структурирован­ность психики - например, личность отдельно, психические процессы - отдельно);

  5. принцип личностного интегративного подхода - крайне важен для социальной медицины (оценка реабилитационного потенциала личности, оценка личности свидетельствуемого).

На протяжении двадцатого века постепенно сложились и основные направления развития психологии, которые посто­янно уточняются и развиваются с выделением новых приклад­ных областей психологической науки. Наряду с общей психо­логией, как фундаментальной основополагающей дисципли­ной, стали развиваться зоопсихология, история психологии, персонология (учение о личности), социальная психология (па-леопсихология, этнопсихология, психология религии, психоло­гия групп и т.д.). В рамках индивидуальной психологии (пер­сонологии) «отпочковались» криминальная психология, педа­гогическая, геронтопсихология, медицинская и т.д. с после­дующим уточнением их целей, задач и методов.

Следовательно, вполне правомерно и целесообразно, как показывает наш тридцатилетний опыт в области социальной медицины, выделить из медицинской психологии еще два са­мостоятельных направления - психологию процесса реабили­тации больных и инвалидов и клинико-экспертную психологию и патопсихологию.


Поскольку настоящее руководство посвящено именно клинико-экспертной психологии, оно структурировано по раз­делам, которые определяют направленность, цели, задачи и ме­тоды психологии во врачебной экспертизе (МСЭ, военной, су­дебной):

  1. анализ и оценка состояния психических процессов сви­детельствуемого, с указанием тина этих изменений (если есть), их стойкости и степени выраженности;

  2. анализ личности свидетельствуемого и внутренней мо­дели болезни (если таковая имеется), с указанием уровня (реги­стра) реагирования личности на жизнь в ситуации «болезнь-дефект» - психологический (ситуативно-адекватный регистр реагирования),

  3. патопсихологический (наличие патологии личности или ее девиации; формирование психопатоподобных расстройств, развившихся в процессе течения заболевания; затяжные невро­тические или неврозоподобные нарушения; патологическое развитие личности);

  4. психопатологический уровень реагирования (встречается значительно реже) - выявление психологом-экспертом продук­тивной психотической симптоматики (бред, галлюцинации и т.п.);

  5. анализ личности свидетельствуемого на возможность ус­тановочного поведения.

По-существу, вышеперечисленными целями и задачами почти полностью исчерпывается объем и направленность дея­тельности психолога-эксперта. «Шаг влево, шаг вправо счита­ется - побег», поскольку неправомерное расширение направ­ленности его деятельности не проецируется на клинико-экс-пертный диагноз и экспертное решение.

Для клинико-экспертной психологии характерен ком­плексный, интегративный подход к экспериментально-пси­хологическому обследованию (ЭПО), который включает пси­хобиографический метод, изучение данных медицинской и иной документации, собственно ЭПО и клинико-психологиче-ское наблюдение за свидетельствуемым в процессе обследова­ния.

Наконец, в экспертной психологии особое значение име­ют выводы, которые делает психолог-эксперт по результатам обследования. В них должны быть в кратком резюме отмечены выявленные изменения психических процессов (тип, вариант, стойкость, степень выраженности), интеллектуальный потен­циал (если исследовался) и уровень личностного реагирования на болезнь (психологический, патопсихологический). Указы­вать тот или иной