Файл: Руководство для клинических психологов и врачей СанктПетербург 2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 310

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. все истерические формы реагирования;

- развитие сверхценных идей различного содержания (ипохондрических, ревности, сутяжно-кверулянтных и др.);

  1. аффективные реакции.

В заключение следует отметить, что реакции всегда спро­воцированы патогенной (фрустрирующей) ситуацией, стано­вятся типовой формой реагирования психопатической лично­сти. С возрастом, со стабилизацией личностных структур воз­можны как «депсихопатизации», так и более аффективно на­сыщенные формы реагирования. Их усиливают наличие иных патогенных факторов (ЧМТ, алкоголизация, соматическое за­болевание).

Степень социальной дезадаптации при психопатиях в зна­чительной мере обусловлена их декомпенсацией.

Декомпенсация - обострение психопатических особенно­стей личности вследствие срыва компенсаторных механизмов, приводящее к усилению социально-психологической недоста­точности.

Декомпенсация обычно формируется как следствие изме­нения социально-психологической ситуации (изменение соци­ального климата в группе, переход в другую социальную 1-руп-пу, соматическое заболевание, травма и т.п.).

Для декомпенсации, помимо обострения личностных осо­бенностей, характерно:

  1. снижение интеллектуальной продуктивности;

  2. срыв критических возможностей личности;

  3. инфантилизм в суждениях и в различных формах кон­кретной деятельности.

Декомпенсации более эквифинальны (стереотипны), чем реакции:

  1. их длительность - от двух-трех недель до двух-трех ме­сяцев;

  2. они могут глубоко дезорганизовать деятельность;

  3. частые декомпенсации могут проложить путь к патоха-рактерологическому развитию личности.

В заключение следует указать, что психолог-эксперт дол­жен крайне аккуратно в своих выводах подходить к оценке по­лученных данных, указывающих на патологию личности. Дан­ные ЭПО должны быть верифицированы психобио!-рафическим методом, документацией и клинико-психологическим наблю­дением. Необходимо пытаться тщательно дифференцировать психопатию от психонатоподобных расстройств личности ино­го генеза (шизофрения, органические заболевания головного мозга, церебро-васкулярная патология).


Вместе с тем, четкое указание психолога-эксперта на на­личие психопатии и ее варианта, круга может в значительной мере облегчить формирование клинико-экспертного диагноза и принятия экспертного решения.

В целом, при установлении диагноза психопатии, в воен­ной экспертизе человек признается негодным к воинской служ­бе, в судебной психолого-психиатрической экспертизе - вме­няемым, дееспособным. Однако подобный общий подход не исключает в судебной психиатрии ограниченной вменяемости и дееспособности. В МСЭ понятия «психопатия» и «инвалид­ность» не совместимы.
Ранее уже неоднократно отмечалось, что врачебная экс­пертиза является одной из составляющих социальной медици­ны и ориентирована на социальную защиту человека, имеюще­го болезнь или дефект, который годы, а иногда десятилетия живет в ситуации «болезнь», испытывая различные формы и степени социальной недостаточности, а порой и ограничения жизнедеятельности. Следовательно, в процессе своеобразного взаимодействия болезни (дефекта) и деятельности человека в типовых жизненных ситуациях возможно формирование и ста­новление стойкой деформации личности, преимущественно в сфере темперамента и характера, которой прежде (в детско-подростковом и юношеском возрасте) не было.

Поскольку такая патология формируется в тех же структу­рах личности, понятно, что психопатоподобные расстройства имеют много общего с истинными психопатиями, однако меж­ду ними имеются и определенные отличия.

Термин подчеркивает, что центральным звеном симптома­тики, ведущей к социальной недостаточности, являются рас­стройства не субстратного, а личностного регистра (преимуще­ственно в сфере темперамента и характера).

Наиболее часто психолог-эксперт сталкивается с психопа-топодобными состояниями, сформировавшимися в периоде от­даленных последствий органического поражения головного мозга (ЧМТ, нейроинфекция, интоксикация).

В подобных случаях возникает необходимость дифферен­цировать подобные расстройства преимущественно с психопа­тией.

Для такого дифференциального анализа существенное значение имеет отсутствие клинико-социальных признаков психопатии дл органического поражения головного мозга; на­личие патопсихологических расстройств в эмоционально-волевой сфере, которые приводят к конфликтам в системе «Я -группа»; определенная «инфантилизация» личности.



В целом, под психопатоподобными расстройствами личности церебрально-органического генеза понимается стой­кая, резко выраженная аномалия личности, преимущественно в сфере темперамента и характера, сформировавшаяся вследствие органического поражения головного мозга и ведущая к соци­альной недостаточности и / или ограничения жизнедеятельности (ОЖД) человека, нарушая его адаптацию в социальных группах. Иными словами, основная причина дезадаптации - расстройства поведения, расстройства «социальных контактов».

В формировании психопатоподобной симптоматики уча­ствуют несколько составляющих - неполноценный субстрат, пролонгированная сложная фрустрирующая социально-психологическая ситуация и ее неадекватная личностная пере­работка.

При проведении экспериментально-психологического об­следования (ЭПО) существенное значение имеют уточнение со­стояния психических процессов - их изменения по органиче­скому или астеническому типу, хотя они не занимают домини­рующего положения в причинах социальной недостаточности, т.е. жизнедеятельность больных в типовых жизненных ситуа­циях ограничивает прежде всего ситуативно-неадекватный ри­сунок поведения.

Как правило, психопатоподобные состояния не влекут по­терю квалификации, не препятствуют приобретению знаний, навыков и умений. Основное - расстройства в системе отноше­ния «Я - группа».

Как и при психопатиях, сформировавшийся стойкий пси-хопатоподобный синдром характеризуется выраженностью па­тологии в сфере темперамента и характера, тотальностью лич­ностной аномалии, относительной стабильностью патопсихо­логических форм реагирования, готовностью к конфликтам в социальных группах, эгоцентризмом, узостью, ригидностью, инертностью мышления. В клинико-экспертной психологии, также как и в социальной психиатрии, принято выделять не­сколько основных вариантов психопатоподобного синдрома церебрально-органического генеза.

Эксплозивный вариант - характеризуется склонностью к дисфориям, взрывчатостью, агрессивностью. Возможна комби­нация с «эпилептической вязкостью» аффекта и его жестоко­стью.


Для истерического варианта характерны демонстратив­ность, театральность рисунка поведения; эгоцентризм, поверх­ностность интересов, склонность к истерическим реакциям. При этом варианте нередки псевдодементные стигмы, истери­ческий мутизм, заикание, истерические парезы, реже алгии.

Для паранойяльного варианта, который встречается не часто, к социальной недостаточности обычно приводит сверх­ценная идея, чаще всего сутяжно-кверулянтного круга, иногда ревности или изобретательства. Эти сверхценные образования базируются на застойности аффекта в сочетании с ПОС и не­критичностью мышления.

Фиксация на ощущениях, сенестопатиях, алгиях, в сочета­нии с тревожно-мнительным радикалом личности, способству­ет развитию ипохондрического варианта психопатоподобного синдрома церебрально-органического генеза, с ограничением интересов и рисунка поведения состоянием здоровья.

Нередко он сочетается со сниженным фоном настроения, дисфориями, легкими или умеренными вегетативно-сосудистыми кризами и ПОС. Вторично возможно присоеди­нение сутяжных тенденций.

Таковы основные варианты психопатоподобного синдро­ма церебрально-органического генеза. Клинический и социаль­ный прогноз сомнителен; положительная динамика редка. С присоединением алкоголизации, повторных ЧМТ, сосудистой патологии конфликты в социальных группах углубляются и расширяются.

В практике психолога-эксперта важно с помощью психо­биографического метода, ЭПО и наблюдения оценить стой­кость и выраженность психопатоподобных нарушений, по воз­можности отметить вариант и сочетание с другой симптомати­кой. Обычно наибольшие проблемы, вплоть до ОЖД, возника­ют в ситуациях «работа», «образование», «общение».

В связи с особой социальной значимостью и актуально­стью проблемы сосудистой патологии в целом, резким увели­чением числа лиц, страдающих гипертонической болезнью и церебральным атеросклерозом, а также в связи с тем, что сосу­дистые заболевания являются «пограничной» областью с нев­рологией и терапией, клинический психолог-эксперт нередко сталкивается с необходимостью оценить у таких больных не только состояние психических процессов, но и расстройства личности, которые могут формироваться на начальной стадии сосудистого процесса в форме неврозоподобных или психопа­топодобных нарушений.


Неврозоподобные расстройства сосудистого генеза будут рассмотрены в разделе руководства, посвященном невротиче­ским состояниям. В настоящей главе рассматривается лишь психопатоподобная симптоматика.

Прежде всего, следует отметить, что в формировании пси­хопатоподобного синдрома, который может развиваться на на­чальной стадии заболевания, помимо гипоксии мозга с после­дующим угнетением деятельности нервных клеток, особое зна­чение, наряду с длительной фрустрирующей ситуацией, играют индивидуальные особенности личности.

По-существу, психопатоподобная симптоматика сосуди­стого генеза представляет собой карикатурное, гротескное «за­острение» прошлых индивидуально-психологических особен­ностей личности, которые ранее не дезадаптировали больного.

Поскольку клинико-психологически психопатоподобные расстройства сосудистого генеза как бы «вырастают» из про­шлых личностных особенностей, они не являются чем-то прин­ципиально новым. Однако подобная «карикатуризация» лично­сти ведет, также как психопатия, к конфликтам в социальных группах и социальной недостаточности, а порой к ОЖД.

По-существу, психопатоподобный синдром сосудистого генеза проявляется в двух вариантах - истерическом и обсес-сивно-фобическом.

Истерический вариант, естественно, клинико-психологически проявляется демонстративным рисунком пове­дения, театральностью, эгоцентризмом и т.п. Нередко он харак­теризуется достаточно грубыми истерическими стигмами -«ком в горле», блефароспазм, разнообразные тики, подергива­ния, афония и т.д.

Обсессивно-фобический вариант, в основе формирования которого лежит психастенический радикал личности (тревож­ность, мнительность, неуверенность в себе, низкая самооценка и т.п.), характеризуется формированием идеаторных мононавязчи-востей или монофобий с достаточно конкретным содержанием -ревнивые подозрения, фобо-ипохондричность, которая ведет к постоянным обследованиям, фиксации на состоянии здоровья, посещению врачей различных специальностей и т.п.