ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выводы по разделу 2
Во втором разделе работы проведен анализ текущего финансового состояния ООО ПО «Авангард». Балансовые остатки дебиторской и кредиторской задолженности могут служить лишь отправной точкой для исследования вопроса о влиянии расчетов с дебиторами и кредиторами на состояние предприятия. Если без должного внимания относиться к дебиторской и кредиторской задолженности, то это может являться одной из причин кризисного положения организации, которое проявляется недостатком денежных средств в обороте, возникает необходимость привлечения дополнительных источников финансирования, что также не благоприятно сказывается на состоянии предприятия.
Таким образом, при установлении условий расчетов с покупателями и поставщиками предприятию во многих случаях приходится делать выбор между наличием свободных средств в обороте и сохранением необходимого уровня платёжеспособности. В зависимости от конкретных условий и показателей деятельности определяется, что важнее в данном периоде для улучшения финансового состояния - свободные средства в обороте или повышение платежеспособности.
Можно сказать, что анализ и эффективное управление дебиторской и кредиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.
Таким образом, на сегодняшний день дебиторская и кредиторская задолженности являются неотъемлемой частью денежных отношений и имеют огромное значение в деятельности любой организации. Величина данных задолженностей может существенным образом влиять на формирование конечных показателей экономической деятельности предприятия, именно поэтому необходима организация эффективного управления и анализа дебиторской и кредиторской задолженностей. Это позволит контролировать состояние расчетов с дебиторами и кредиторами, снижать риск невозврата дебиторской задолженности и образования просроченной задолженности, а также определять потребность в дополнительных ресурсах для покрытия задолженности
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Совершенствование методики внутреннего контроля дебиторской и кредиторской задолженности
На величину дебиторской и кредиторской задолженности в ООО ПО «Авангард» влияют следующие факторы:
-
объем продаж и объем покупок; -
объем продаж и покупок на условиях последующей оплаты; -
условия договоров с дебиторами и кредиторами; -
условия расчетов с основными дебиторами и кредиторами: покупателями, заказчиками, поставщиками и подрядчиками; -
политика управления дебиторской и кредиторской задолженности; -
качество анализа кредиторской и дебиторской задолженности и степень его использования в процессе управления организации.
На основе теоретического изучения подходов к организации учета расчетов с дебиторами и кредиторами, необходимости контроля состояния задолженностей по расчетам, реализована возможность применения полученных знаний к практической деятельности выбранного экономического субъекта с целью формирования предложений, направленных на улучшение организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля по данному разделу учета для объекта исследования.
Для управления дебиторской и кредиторской задолженностью с учетом риска в условиях предприятий требуется методика, характерными чертами которой является простота и отсутствие значительной трудоемкости. Определим на рисунке 2 возможные способы управления дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии [2].
Соблюдение принципа должной осмотрительности | | Составление регламента по проверке контрагента и документооборота | ||||
| Разработка порядка сверки взаиморасчетов и предоставления учетной информации | |||||
| | | | | ||
Контроль текущего состояния задолженности | | Определение и отслеживание сроков погашения | ||||
| Формирование системы показателей для анализа состояния задолженности | |||||
| | | | | ||
Использование внешнего финансирования | | Анализ и подбор финансовых инструментов | ||||
| Изменение договорных условий |
Рис. 2 Способы управления кредиторской и дебиторской задолженностью
Все представленные методы управления кредиторской и дебиторской задолженностью в совокупности своей образуют систему внутреннего контроля предприятия. Составляющими внутреннего контроля в части регулирования возникновения задолженности являются определение причин возникновения дебиторской и кредиторской задолженности, отклонение плановых показателей и определение факторов, вызвавших это, поиск резервов, способных восстановить финансовую устойчивость предприятия.
При организации внутреннего контроля управления дебиторской и кредиторской задолженностью выделим следующие элементы [7, 8]:
-
подтверждение достоверности внутренней информации о величине и динамике дебиторской и кредиторской задолженности; -
оценка эффективности их использования; -
выявление отклонений фактических показателей задолженностей от запланированных величин, а также факторов, повлиявших на эти отклонения; -
поиск внутрихозяйственных резервов роста финансовой устойчивости.
В рамках данного раздела следует рассмотреть особенности действующей системы внутреннего контроля на ООО ПО «Авангард» и предложенной методики управления и контроля дебиторской и кредиторской задолженности согласно указанным ранее способам управления задолженностью.
-
Соблюдение принципа должной осмотрительности.
Текущее состояние:
-
отсутствие регламента проверки контрагентов; -
приоритетность низкой цены и сроков поставки при выборе контрагента; -
отсутствие истории взаимодействия с контрагентом; -
ежеквартальная сверка расчетов и состояния документооборота с контрагентом.
Одним из способов регулирования и предупреждения образования дебиторской задолженности является соблюдение принципов должной осмотрительности. Данный термин был введен в контексте партнерских отношений с контрагентами. Предприятие, относящееся к проверке контрагента без должной ответственности, подвергает себя финансовым рискам. Благонадежная, на первый взгляд, компания, может оказаться не способной исполнить свои обязательства по контракту, в связи с чем предприятие, заключившее с ней договор, может понести серьезные потери. Кроме прочего отсутствие должной осмотрительности может рассматриваться как один из критериев получения налогоплательщиком необоснованной налоговый выгоды
, под которой понимается снижение суммы налога к уплате в результате уменьшения налоговой базы, применения налогового вычета, более низкой ставки, другой налоговой льготы, а также получение права на зачет или возмещение налога из бюджета. В таком случае, если налоговый орган признает контрагента недобросовестным, он может отказаться принимать расходы по сделки с ним.
Для того чтобы снизить риски и избежать судебных разбирательств, компаниям не следует относиться к проверке контрагента формально. На сегодняшний день не существует универсального регламента проверки контрагента на добросовестность. Проявление должной осмотрительности можно рассматривать как один из способов проверки контрагента, а саму должную осмотрительность как комплекс мероприятий по проверке контрагента, который компания разрабатывает самостоятельно.
В Концепции системы планирования выездных налоговых проверок представлены 12 критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. В частности, сигналами могут являться следующие случаи:
-
налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли; -
в бухгалтерской или налоговой отчетности отражены убытки на протяжении нескольких налоговых периодов; -
в налоговой отчетности указаны значительные суммы налоговых вычетов за определенный период и др.
Таким образом, на предприятии должен быть заведен определенный порядок для проявления должной осмотрительности. Проанализировав текущее состояние взаиморасчетов ООО ПО «Авангард» предложен следующий порядок работы с контрагентами.
Первым этапом проверки любого контрагента, потенциального партнера является получение комплексной информации о нем. На текущий момент в открытом доступе имеются сервисы Федеральной налоговой службы России, с помощью которых доступно получение информации о многократном участии физического лица в организациях, об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами, о применяемых организациями специальных налоговых режимах, о среднесписочной численности работников организации, о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности, сведения о налоговых правонарушениях, недоимках и задолженностях. Также, обязательным к использованию, ресурсом являются открытые данные картотеки арбитражного судопроизводства.
Анализ указанных сведений поможет сформировать представление о финансовом положении выбранной организации, наличие текущих и завершенных судебных процессов и предметов споров, оценить имеющиеся трудовые, материальные, финансовые ресурсы для исполнения будущих обязательств, а также соответствие предмета договорных отношений виду деятельности контрагента, а в случае необходимости наличия лицензий на осуществление определенных видов деятельности.
Вторым этапом является запрос документов для подтверждения благонадежности контрагента. Документами, представляющими определенный интерес и несущими значимую информацию, являются устав предприятия, протокол или решение о назначении действующего руководителя, доверенность на представителя организации, если такой выступает лицом для заключения договора.
При проверке полномочий руководителя контрагента необходимо обратить внимание на его полномочия, закрепленные в уставе организации. Например, его полномочия по совершению гражданско-правовых сделок могут быть ограничены определенной суммой. В результате сделки, совершенные с нарушением такого ограничения, могут быть признаны недействительными.
В том числе в уставе, как правило, указывается срок, на который избирается руководитель организации. В связи с этим нужно проверить, чтобы представленные контрагентом решение или протокол о назначении руководителя не были просрочены.
При возникновении сомнений в достоверности подписи руководителя организации-контрагента допускается запросить копию банковской карточки с образцом подписи директора, заверенную банком, осуществляющим расчетно-кассовое обслуживание контрагента.
Таким образом, можно закрепить ряд документов, которые рекомендуется запросить у будущего контрагента при заключении договора и тем самым проявить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента
Перед составлением достоверной годовой бухгалтерской отчетности необходимо убедиться в корректности и полноте отраженных расчетов. Инструментом для проведения контрольных мероприятий по проверке взаиморасчетов с контрагентами является инвентаризация активов и обязательств.
Цель сверки расчетов – сверить данные сторон, проверить обоснованность выявленных расхождений и с учетом наличия первичных учетных документов привести свои учетные данные в соответствие с реальными обязательствами сторон.