Файл: ЮУргу 38. 03. 01. 2022. 1234.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы по разделу 2
Во втором разделе работы проведен анализ текущего финансового состояния ООО ПО «Авангард». Балансовые остатки дебиторской и кредиторской задолженности могут служить лишь отправной точкой для исследования вопроса о влиянии расчетов с дебиторами и кредиторами на состояние предприятия. Если без должного внимания относиться к дебиторской и кредиторской задолженности, то это может являться одной из причин кризисного положения организации, которое проявляется недостатком денежных средств в обороте, возникает необходимость привлечения дополнительных источников финансирования, что также не благоприятно сказывается на состоянии предприятия.

Таким образом, при установлении условий расчетов с покупателями и поставщиками предприятию во многих случаях приходится делать выбор между наличием свободных средств в обороте и сохранением необходимого уровня платёжеспособности. В зависимости от конкретных условий и показателей деятельности определяется, что важнее в данном периоде для улучшения финансового состояния - свободные средства в обороте или повышение платежеспособности.

Можно сказать, что анализ и эффективное управление дебиторской и кредиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

Таким образом, на сегодняшний день дебиторская и кредиторская задолженности являются неотъемлемой частью денежных отношений и имеют огромное значение в деятельности любой организации. Величина данных задолженностей может существенным образом влиять на формирование конечных показателей экономической деятельности предприятия, именно поэтому необходима организация эффективного управления и анализа дебиторской и кредиторской задолженностей. Это позволит контролировать состояние расчетов с дебиторами и кредиторами, снижать риск невозврата дебиторской задолженности и образования просроченной задолженности, а также определять потребность в дополнительных ресурсах для покрытия задолженности



3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1 Совершенствование методики внутреннего контроля дебиторской и кредиторской задолженности
На величину дебиторской и кредиторской задолженности в ООО ПО «Авангард» влияют следующие факторы:

  • объем продаж и объем покупок;

  • объем продаж и покупок на условиях последующей оплаты;

  • условия договоров с дебиторами и кредиторами;

  • условия расчетов с основными дебиторами и кредиторами: покупателями, заказчиками, поставщиками и подрядчиками;

  • политика управления дебиторской и кредиторской задолженности;

  • качество анализа кредиторской и дебиторской задолженности и степень его использования в процессе управления организации.

На основе теоретического изучения подходов к организации учета расчетов с дебиторами и кредиторами, необходимости контроля состояния задолженностей по расчетам, реализована возможность применения полученных знаний к практической деятельности выбранного экономического субъекта с целью формирования предложений, направленных на улучшение организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля по данному разделу учета для объекта исследования.

Для управления дебиторской и кредиторской задолженностью с учетом риска в условиях предприятий требуется методика, характерными чертами которой является простота и отсутствие значительной трудоемкости. Определим на рисунке 2 возможные способы управления дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии [2].


Соблюдение принципа должной осмотрительности

 

Составление регламента по проверке контрагента и документооборота




Разработка порядка сверки взаиморасчетов и предоставления учетной информации

 













Контроль текущего состояния задолженности

 

Определение и отслеживание сроков погашения




Формирование системы показателей для анализа состояния задолженности

 













Использование внешнего финансирования

 

Анализ и подбор финансовых инструментов




Изменение договорных условий


Рис. 2 Способы управления кредиторской и дебиторской задолженностью

Все представленные методы управления кредиторской и дебиторской задолженностью в совокупности своей образуют систему внутреннего контроля предприятия. Составляющими внутреннего контроля в части регулирования возникновения задолженности являются определение причин возникновения дебиторской и кредиторской задолженности, отклонение плановых показателей и определение факторов, вызвавших это, поиск резервов, способных восстановить финансовую устойчивость предприятия.

При организации внутреннего контроля управления дебиторской и кредиторской задолженностью выделим следующие элементы [7, 8]:

  • подтверждение достоверности внутренней информации о величине и динамике дебиторской и кредиторской задолженности;

  • оценка эффективности их использования;

  • выявление отклонений фактических показателей задолженностей от запланированных величин, а также факторов, повлиявших на эти отклонения;

  • поиск внутрихозяйственных резервов роста финансовой устойчивости.

В рамках данного раздела следует рассмотреть особенности действующей системы внутреннего контроля на ООО ПО «Авангард» и предложенной методики управления и контроля дебиторской и кредиторской задолженности согласно указанным ранее способам управления задолженностью.

  1. Соблюдение принципа должной осмотрительности.

Текущее состояние:

  • отсутствие регламента проверки контрагентов;

  • приоритетность низкой цены и сроков поставки при выборе контрагента;

  • отсутствие истории взаимодействия с контрагентом;

  • ежеквартальная сверка расчетов и состояния документооборота с контрагентом.

Одним из способов регулирования и предупреждения образования дебиторской задолженности является соблюдение принципов должной осмотрительности. Данный термин был введен в контексте партнерских отношений с контрагентами. Предприятие, относящееся к проверке контрагента без должной ответственности, подвергает себя финансовым рискам. Благонадежная, на первый взгляд, компания, может оказаться не способной исполнить свои обязательства по контракту, в связи с чем предприятие, заключившее с ней договор, может понести серьезные потери. Кроме прочего отсутствие должной осмотрительности может рассматриваться как один из критериев получения налогоплательщиком необоснованной налоговый выгоды
, под которой понимается снижение суммы налога к уплате в результате уменьшения налоговой базы, применения налогового вычета, более низкой ставки, другой налоговой льготы, а также получение права на зачет или возмещение налога из бюджета. В таком случае, если налоговый орган признает контрагента недобросовестным, он может отказаться принимать расходы по сделки с ним.

Для того чтобы снизить риски и избежать судебных разбирательств, компаниям не следует относиться к проверке контрагента формально. На сегодняшний день не существует универсального регламента проверки контрагента на добросовестность. Проявление должной осмотрительности можно рассматривать как один из способов проверки контрагента, а саму должную осмотрительность как комплекс мероприятий по проверке контрагента, который компания разрабатывает самостоятельно.

В Концепции системы планирования выездных налоговых проверок представлены 12 критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. В частности, сигналами могут являться следующие случаи:

  • налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли;

  • в бухгалтерской или налоговой отчетности отражены убытки на протяжении нескольких налоговых периодов;

  • в налоговой отчетности указаны значительные суммы налоговых вычетов за определенный период и др.

Таким образом, на предприятии должен быть заведен определенный порядок для проявления должной осмотрительности. Проанализировав текущее состояние взаиморасчетов ООО ПО «Авангард» предложен следующий порядок работы с контрагентами.

Первым этапом проверки любого контрагента, потенциального партнера является получение комплексной информации о нем. На текущий момент в открытом доступе имеются сервисы Федеральной налоговой службы России, с помощью которых доступно получение информации о многократном участии физического лица в организациях, об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами, о применяемых организациями специальных налоговых режимах, о среднесписочной численности работников организации, о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности, сведения о налоговых правонарушениях, недоимках и задолженностях. Также, обязательным к использованию, ресурсом являются открытые данные картотеки арбитражного судопроизводства.


Анализ указанных сведений поможет сформировать представление о финансовом положении выбранной организации, наличие текущих и завершенных судебных процессов и предметов споров, оценить имеющиеся трудовые, материальные, финансовые ресурсы для исполнения будущих обязательств, а также соответствие предмета договорных отношений виду деятельности контрагента, а в случае необходимости наличия лицензий на осуществление определенных видов деятельности.

Вторым этапом является запрос документов для подтверждения благонадежности контрагента. Документами, представляющими определенный интерес и несущими значимую информацию, являются устав предприятия, протокол или решение о назначении действующего руководителя, доверенность на представителя организации, если такой выступает лицом для заключения договора.

При проверке полномочий руководителя контрагента необходимо обратить внимание на его полномочия, закрепленные в уставе организации. Например, его полномочия по совершению гражданско-правовых сделок могут быть ограничены определенной суммой. В результате сделки, совершенные с нарушением такого ограничения, могут быть признаны недействительными.

В том числе в уставе, как правило, указывается срок, на который избирается руководитель организации. В связи с этим нужно проверить, чтобы представленные контрагентом решение или протокол о назначении руководителя не были просрочены.

При возникновении сомнений в достоверности подписи руководителя организации-контрагента допускается запросить копию банковской карточки с образцом подписи директора, заверенную банком, осуществляющим расчетно-кассовое обслуживание контрагента.

Таким образом, можно закрепить ряд документов, которые рекомендуется запросить у будущего контрагента при заключении договора и тем самым проявить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента

Перед составлением достоверной годовой бухгалтерской отчетности необходимо убедиться в корректности и полноте отраженных расчетов. Инструментом для проведения контрольных мероприятий по проверке взаиморасчетов с контрагентами является инвентаризация активов и обязательств.

Цель сверки расчетов – сверить данные сторон, проверить обоснованность выявленных расхождений и с учетом наличия первичных учетных документов привести свои учетные данные в соответствие с реальными обязательствами сторон.