Файл: Товароведная характеристика и формирование ассортимента яйца пищевого в розничной торговле дипломная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 889

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.4 Анализ современного состояния товарного рынка яиц и яичных продуктов

По данным проекта World's Top Exports, в 2021 году мировой экспорт свежих яиц составил более $2 млрд.

В региональном разрезе лидером продаж оказалась Европа – 63,1% от общемирового объема. На втором месте расположились азиатские экспортеры с долей 28%. Третья позиция досталась Северной Америке (8,1%).

В страновом рейтинге первое место по экспорту свежих яиц в 2021 году заняли Нидерланды ($515,4 млн). Далее следуют Турция ($212,4 млн), Польша ($189,8 млн), США ($171,3 млн) и Малайзия ($127,4 млн).

В первую десятку также вошли:

  • Германия – $122,1 млн;

  • Китай – $118,6 млн;

  • Испания – $99,4 млн;

  • Бельгия – $61,9 млн;

  • Япония – $53,4 млн.

Беларусь заняла в рейтинге экспортеров 13-е место, уступив Украине (11-я позиция), но опередив Россию (14-е место) и Латвию (15-е место).

Рынок яиц является одним из небольших по ассортименту продукции сегментов продовольственного рынка Республики Беларусь. В тоже время яйцо играет важную роль в обеспечении оптимального питания человека благодаря высокой пищевой ценности.

Яйцо удовлетворяет в первую очередь пластические потребности организма человека в незаменимых аминокислотах, содержащихся в полноценных белках яйца, а также в витаминах A, D, Е, К, бета- каротине и минеральных веществах (калии, фосфоре, кальции, железе и др.). Особую ценность яйцо представляет как источник полноценных белков (по данным ФАО - яйца, особенно гусиные, содержит идеальный белок), витамина А и бета -каротина. Так, одно яйцо в сутки удовлетворяет потребность организма человека в витамине А на 12%, в фосфоре - на 10%, железе - на 8% [1].

Кроме того, яйцо относится среднекалорийным продуктам, благодаря чему удовлетворяет энергетические потребности организма человека. В рекомендуемых нормах потребления пищевых продуктов [2] установлено, что оптимальная потребность в яйце составляет 260шт/чел/год или 0,7шт/чел/сут. В потребительской корзине, устанавливающей минимальные нормы потребления продуктов, предусмотренное норма 200шт/чел/год.

Фактическое потребление яйца в Республике Беларусь достигло 298шт /чел/год, что обусловлено высокой экономической доступностью яиц и их высокой пищевой ценностью. Яичные товары: яйцо и продукты их переработки используются на пищевые цели, а также как основное и вспомогательное сырье для производства ряда продуктов питания: макаронных, кондитерских изделий, майонеза, полуфабрикатов мясных и рыбных и тому подобных продуктов. В последнее время использование яичных товаров для производства пищевых продуктов значительно расширилось. Появились новые обогащенные и яичным белком продукты (снеки, хлебобулочные и другие изделия).


Рынок яичных товаров

Рынок яичных товаров можно подразделить на два сегмента:

- рынок яиц;

- рынок продуктов переработки яиц.

Сегмент рынка яиц по объему производства значительно превосходит рынок продуктов их переработки и делится на два подсегмента:

1. инкубационных яиц, которые предназначены для выведения цыплят и не имеют пищевого назначения, но играют важную роль в развитии птицеводства, так как без них невозможно воспроизводить поголовье птицы;

2. Пищевых яиц, предназначенных для реализации в розничной торговле и для промышленной переработки на яйцепродукты и другие пищевые продукты, в рецептуру которых входит яйцо.

Сегмент продуктов переработки яиц включает следующие виды: меланж, яичный порошок, сухой белок, сухой желток, омлеты. Этот сегмент на подсегменты не делится

В официальных статистических данных Национального статистического комитета Республики Беларусь [4] учитывается только общее производство яиц в сельскохозяйственных организациях, фермерских и индивидуальных хозяйствах без подразделения его на инкубационное и пищевое. Не учитывается яйцо, произведенное в индивидуальных и фермерских хозяйствах для личного и семейного потребления (нетоварный сектор), на долю которого приходится примерно 21% от общего производства яиц в Республике Беларусь [6].

Не учитываются также объемы промышленной переработки яиц на яйцепродукты, которые поступают чаще всего в предприятия пищевой промышленности для производства других продуктов питания, хотя раньше (в конце 40-х - 50-х годов) яичный порошок был и в магазинах. Вероятно, что небольшой спрос на них может быть и в настоящее время (туристы, вахтовики, проживающие или работающие в отдаленных местностях люди, где нет магазинов). В статистики внешней торговли инкубационные и пищевые яйца учитываются отдельно.

Рынок пищевых яиц самодостаточен и не зависит от импортных поставок. Отечественное производство яиц может полностью обеспечить внутренние потребности в них населения и перерабатывающей пищевой промышленности. Данные о производстве яиц по категориям хозяйств и в целом по стране представлены в таблице 1.6.
Таблица 1.6Производство яиц в разных категориях хозяйств

Показатели

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Общий объем производства, млрд. шт.

31,3

32,8

32,3

32,6

33,4

34,4

Темпы роста, %




104,8

98,5

100,9

102,4

103,0

Категории хозяйств (в% от общего объема): Сельскохоз.организации

77,1

78,0

78,1

77,8

78,5

79,1

Хозяйства населения

22,1

21,2

21,2

21,4

20,6

19,9

Крестьянские (фермерские) хозяйства

0,8

0,8

0,7

0,8

0,9

1,0


Как видно из данных таблицы, производство яиц в стране имеет положительную динамику роста. Лишь в 2018 году наблюдался небольшой спад производства (-1,5%), что объясняется повышением цен на корма для птицы вследствие чего повысились себестоимость производства и цены на яйцо, а также снизился спрос на него. Стоимость кормов в структуре себестоимости производства яиц достигает 60% [7].

В целом в обследованный период рынок яиц стабилизировался. Темпы роста объемов производства составили 1 - 5% в год. Самые высокие темпы роста объемов производства отмечались в 2017 году (104,8%), что было обусловлено мерами государственной поддержки птицеводства в стране. Известно, что в 2011 году было принято решение о долгосрочном дотирование производства яйца, свинины и птицы [8], что способствовало увеличению отечественного производства яиц. За период 2016-2021 гг. темпы роста объемов производства яиц составили [9].

За 7 месяцев 2017 года произведено 20,4 млрд. шт. яиц. Темпы роста за 9 месяцев 2017 года составили 103%. Однако в дальнейшем трудно ожидать высоких темпов роста производства яйца, как как рынок уже насыщен и возникают первые признаки затоваривание на птицефабриках, особенно в регионах, где корма дорогие и себестоимость производства яйца высокая (например, в Ленинградской области) [9].

Для предотвращения затоваривания необходимо развивать глубокую переработку яиц, что позволит расширить и обновить ассортимент яйцепродуктов, в том числе за счёт таких новых для белорусского рынка продуктов как омлеты. Кроме того, необходимо расширить экспортные поставки за рубеж.

Производство яйца в Республике Беларусь осуществляют преимущественно сельскохозяйственные организации. На их долю приходится 77 - 79%, причём это доля остается за последние 7 лет достаточно стабильной. В хозяйствах населения производится 20 - 22% и яиц, большая часть которых используется для личных или семейных целей, меньшая - реализуется на рынках. Доля фермерских хозяйств в производстве яиц невелика (0,7 -1,0%).

По объему производства республика Беларусь занимает второе место среди стран СНГ (3% от общего мирового производства). Крупнейшими мировыми производителями яйца являются Китай (первое место) и США (второе место). Кроме того, в топ- 10 производителей входят Индия, Япония и другие азиатские страны. 60% всего мирового производства яиц приходится на Азию.


Яйцо - продукт повседневного спроса. Большая часть населения потребляет яйца ежедневно, что объясняется высокой экономической доступностью их. Среди продуктов животноводства яйцо один из самых дешевых продуктов. Лишь молоко и кисломолочные продукты дешевле яиц в пересчете на массу продукции. Так, средняя цена яйца 1 категории в пересчете на массу составляет 100-120 руб. за 1 кг (или 20 штук яйца массой по 50 г каждое). Самые дешевые виды мяса и рыбы стоит в 2 - 3 раза дороже, чем яйцо той же массы.

Для яйца характерна сезонность производства и колеблющийся спрос. В зимний период производство уменьшается и в этот период цены растут. Спрос на яйцо повышается перед праздниками, особенно перед Пасхой и снижается в период постов.

В структуре белорусского производства и яиц преобладает товарный сектор (79%), при чем большая его часть приходится на пищевое яйцо. Производство инкубационного яйца занимает меньшую долю и не удовлетворяет внутренние потребности белорусского птицеводства, поэтому импортируется.

В структуре ассортимента яиц преобладает куриное яйцо (90%). Кроме того, небольшой удельный вес занимает перепелиное яйцо. Яйца водоплавающие птицы: уток и гусей в розницу не поступают из-за опасности заражения их сальмонеллой. Яйцо индеек и страусов - большая редкость в продаже. Кроме того, в продаже находится яйцо разных категорий (высшая, отборная, 1, 2 и 3 категории).

Широкое распространение куриного яйца не только в Республике Беларусь, но и во всём мире обусловлено высокой продуктивностью кур, которые несутся каждый день в течение почти всего года, за исключением зимних месяцев, когда продуктивность птиц несколько снижается. Кроме того, себестоимость производства этого яйца ниже, чем в других видов яиц.

Основными факторами роста рынка яйца являются:

- увеличение покупательной способности населения;

- развитие современного сектора торговли в Республике Беларусь

- стабилизация или умеренный рост цен, не превышающий процент инфляции;

- увеличение переработки яйца;

- повышение цен на мясную продукцию как реального конкурента яиц в области обеспечения организма человека полноценными белками.

Для увеличения производства продуктов переработки яйца необходимо расширить материально-техническую базу путем строительства или модернизации на птицефабриках цехов по глубокой переработке свежих яиц. Отдельные примеры уже имеются.


Несмотря на высокую насыщенность рынка яйца, экспорт из страны составил менее 1,3% от отечественного производства. Данные об объемах экспорта и импорта это показано в таблице 1.7.
Таблица 1.7Объемы экспорта и импорта яйца в Республике Беларусь [9]


Показатели

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Импорт, млн. шт.

217,0

347,6

369,1

575,5

602,9

572,0

Темпы роста, %

-

160,2

106,2

155,9

104,8

94,9

Экспорт, млн. шт

36

166

185

136

168

145

Темпы роста, %

-

461,1

111,8

73,9

124,0

86,3


Анализ данных таблицы свидетельствует, что объемы импорта яйца постоянно повышаются. При этом темпы роста по годам неодинаковы и колеблется в пределах 104,8- 155,9%. Наибольшие темпы роста и объемы импорта отмечались в 2017 и 2019 годах. Это объяснятся бурными темпами роста отечественного производства яиц и птицы, что обусловила высокие потребности птицеводства в инкубационном яйце.

Рисунок 1.1 Динамика экспорта по отдельным субпозициям
Если учесть, что в структуре импорта преобладает инкубационное яйцо (50 - 70% в разные годы), то импортная продукция предназначена в большей мере для воспроизводства поголовья птицы. В 2021году и за 11 мес. 2017 года импорт яйца, особенно инкубационного значительно сократился за счет снижения спроса на него. Во - первых снизились темпы отечественного производства яйца и птицы. Во- вторых, ряд птицефабрик сами начали производить инкубационное яйцо, а не получать его по импорту.

В 2017 году в структуре импорта преобладали яйца куриные инкубационные (оплодотворенные) - :69,6%; яйца инкубационные прочей птицы- 16,6%; яйца куриные домашние, свежие (пищевые)- 13,2%, пищевые яйца прочей птицы - 0,6%.

В 2021 году главным покупателем свежих куриных яиц выступила Российская Федерация. На экспорте продукции в эту страну Беларусь заработала почти $31 млн.