Файл: Товароведная характеристика и формирование ассортимента яйца пищевого в розничной торговле дипломная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 889
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.4 Анализ современного состояния товарного рынка яиц и яичных продуктов
По данным проекта World's Top Exports, в 2021 году мировой экспорт свежих яиц составил более $2 млрд.
В региональном разрезе лидером продаж оказалась Европа – 63,1% от общемирового объема. На втором месте расположились азиатские экспортеры с долей 28%. Третья позиция досталась Северной Америке (8,1%).
В страновом рейтинге первое место по экспорту свежих яиц в 2021 году заняли Нидерланды ($515,4 млн). Далее следуют Турция ($212,4 млн), Польша ($189,8 млн), США ($171,3 млн) и Малайзия ($127,4 млн).
В первую десятку также вошли:
-
Германия – $122,1 млн; -
Китай – $118,6 млн; -
Испания – $99,4 млн; -
Бельгия – $61,9 млн; -
Япония – $53,4 млн.
Беларусь заняла в рейтинге экспортеров 13-е место, уступив Украине (11-я позиция), но опередив Россию (14-е место) и Латвию (15-е место).
Рынок яиц является одним из небольших по ассортименту продукции сегментов продовольственного рынка Республики Беларусь. В тоже время яйцо играет важную роль в обеспечении оптимального питания человека благодаря высокой пищевой ценности.
Яйцо удовлетворяет в первую очередь пластические потребности организма человека в незаменимых аминокислотах, содержащихся в полноценных белках яйца, а также в витаминах A, D, Е, К, бета- каротине и минеральных веществах (калии, фосфоре, кальции, железе и др.). Особую ценность яйцо представляет как источник полноценных белков (по данным ФАО - яйца, особенно гусиные, содержит идеальный белок), витамина А и бета -каротина. Так, одно яйцо в сутки удовлетворяет потребность организма человека в витамине А на 12%, в фосфоре - на 10%, железе - на 8% [1].
Кроме того, яйцо относится среднекалорийным продуктам, благодаря чему удовлетворяет энергетические потребности организма человека. В рекомендуемых нормах потребления пищевых продуктов [2] установлено, что оптимальная потребность в яйце составляет 260шт/чел/год или 0,7шт/чел/сут. В потребительской корзине, устанавливающей минимальные нормы потребления продуктов, предусмотренное норма 200шт/чел/год.
Фактическое потребление яйца в Республике Беларусь достигло 298шт /чел/год, что обусловлено высокой экономической доступностью яиц и их высокой пищевой ценностью. Яичные товары: яйцо и продукты их переработки используются на пищевые цели, а также как основное и вспомогательное сырье для производства ряда продуктов питания: макаронных, кондитерских изделий, майонеза, полуфабрикатов мясных и рыбных и тому подобных продуктов. В последнее время использование яичных товаров для производства пищевых продуктов значительно расширилось. Появились новые обогащенные и яичным белком продукты (снеки, хлебобулочные и другие изделия).
Рынок яичных товаров
Рынок яичных товаров можно подразделить на два сегмента:
- рынок яиц;
- рынок продуктов переработки яиц.
Сегмент рынка яиц по объему производства значительно превосходит рынок продуктов их переработки и делится на два подсегмента:
1. инкубационных яиц, которые предназначены для выведения цыплят и не имеют пищевого назначения, но играют важную роль в развитии птицеводства, так как без них невозможно воспроизводить поголовье птицы;
2. Пищевых яиц, предназначенных для реализации в розничной торговле и для промышленной переработки на яйцепродукты и другие пищевые продукты, в рецептуру которых входит яйцо.
Сегмент продуктов переработки яиц включает следующие виды: меланж, яичный порошок, сухой белок, сухой желток, омлеты. Этот сегмент на подсегменты не делится
В официальных статистических данных Национального статистического комитета Республики Беларусь [4] учитывается только общее производство яиц в сельскохозяйственных организациях, фермерских и индивидуальных хозяйствах без подразделения его на инкубационное и пищевое. Не учитывается яйцо, произведенное в индивидуальных и фермерских хозяйствах для личного и семейного потребления (нетоварный сектор), на долю которого приходится примерно 21% от общего производства яиц в Республике Беларусь [6].
Не учитываются также объемы промышленной переработки яиц на яйцепродукты, которые поступают чаще всего в предприятия пищевой промышленности для производства других продуктов питания, хотя раньше (в конце 40-х - 50-х годов) яичный порошок был и в магазинах. Вероятно, что небольшой спрос на них может быть и в настоящее время (туристы, вахтовики, проживающие или работающие в отдаленных местностях люди, где нет магазинов). В статистики внешней торговли инкубационные и пищевые яйца учитываются отдельно.
Рынок пищевых яиц самодостаточен и не зависит от импортных поставок. Отечественное производство яиц может полностью обеспечить внутренние потребности в них населения и перерабатывающей пищевой промышленности. Данные о производстве яиц по категориям хозяйств и в целом по стране представлены в таблице 1.6.
Таблица 1.6Производство яиц в разных категориях хозяйств
Показатели | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
Общий объем производства, млрд. шт. | 31,3 | 32,8 | 32,3 | 32,6 | 33,4 | 34,4 |
Темпы роста, % | | 104,8 | 98,5 | 100,9 | 102,4 | 103,0 |
Категории хозяйств (в% от общего объема): Сельскохоз.организации | 77,1 | 78,0 | 78,1 | 77,8 | 78,5 | 79,1 |
Хозяйства населения | 22,1 | 21,2 | 21,2 | 21,4 | 20,6 | 19,9 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства | 0,8 | 0,8 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 |
Как видно из данных таблицы, производство яиц в стране имеет положительную динамику роста. Лишь в 2018 году наблюдался небольшой спад производства (-1,5%), что объясняется повышением цен на корма для птицы вследствие чего повысились себестоимость производства и цены на яйцо, а также снизился спрос на него. Стоимость кормов в структуре себестоимости производства яиц достигает 60% [7].
В целом в обследованный период рынок яиц стабилизировался. Темпы роста объемов производства составили 1 - 5% в год. Самые высокие темпы роста объемов производства отмечались в 2017 году (104,8%), что было обусловлено мерами государственной поддержки птицеводства в стране. Известно, что в 2011 году было принято решение о долгосрочном дотирование производства яйца, свинины и птицы [8], что способствовало увеличению отечественного производства яиц. За период 2016-2021 гг. темпы роста объемов производства яиц составили [9].
За 7 месяцев 2017 года произведено 20,4 млрд. шт. яиц. Темпы роста за 9 месяцев 2017 года составили 103%. Однако в дальнейшем трудно ожидать высоких темпов роста производства яйца, как как рынок уже насыщен и возникают первые признаки затоваривание на птицефабриках, особенно в регионах, где корма дорогие и себестоимость производства яйца высокая (например, в Ленинградской области) [9].
Для предотвращения затоваривания необходимо развивать глубокую переработку яиц, что позволит расширить и обновить ассортимент яйцепродуктов, в том числе за счёт таких новых для белорусского рынка продуктов как омлеты. Кроме того, необходимо расширить экспортные поставки за рубеж.
Производство яйца в Республике Беларусь осуществляют преимущественно сельскохозяйственные организации. На их долю приходится 77 - 79%, причём это доля остается за последние 7 лет достаточно стабильной. В хозяйствах населения производится 20 - 22% и яиц, большая часть которых используется для личных или семейных целей, меньшая - реализуется на рынках. Доля фермерских хозяйств в производстве яиц невелика (0,7 -1,0%).
По объему производства республика Беларусь занимает второе место среди стран СНГ (3% от общего мирового производства). Крупнейшими мировыми производителями яйца являются Китай (первое место) и США (второе место). Кроме того, в топ- 10 производителей входят Индия, Япония и другие азиатские страны. 60% всего мирового производства яиц приходится на Азию.
Яйцо - продукт повседневного спроса. Большая часть населения потребляет яйца ежедневно, что объясняется высокой экономической доступностью их. Среди продуктов животноводства яйцо один из самых дешевых продуктов. Лишь молоко и кисломолочные продукты дешевле яиц в пересчете на массу продукции. Так, средняя цена яйца 1 категории в пересчете на массу составляет 100-120 руб. за 1 кг (или 20 штук яйца массой по 50 г каждое). Самые дешевые виды мяса и рыбы стоит в 2 - 3 раза дороже, чем яйцо той же массы.
Для яйца характерна сезонность производства и колеблющийся спрос. В зимний период производство уменьшается и в этот период цены растут. Спрос на яйцо повышается перед праздниками, особенно перед Пасхой и снижается в период постов.
В структуре белорусского производства и яиц преобладает товарный сектор (79%), при чем большая его часть приходится на пищевое яйцо. Производство инкубационного яйца занимает меньшую долю и не удовлетворяет внутренние потребности белорусского птицеводства, поэтому импортируется.
В структуре ассортимента яиц преобладает куриное яйцо (90%). Кроме того, небольшой удельный вес занимает перепелиное яйцо. Яйца водоплавающие птицы: уток и гусей в розницу не поступают из-за опасности заражения их сальмонеллой. Яйцо индеек и страусов - большая редкость в продаже. Кроме того, в продаже находится яйцо разных категорий (высшая, отборная, 1, 2 и 3 категории).
Широкое распространение куриного яйца не только в Республике Беларусь, но и во всём мире обусловлено высокой продуктивностью кур, которые несутся каждый день в течение почти всего года, за исключением зимних месяцев, когда продуктивность птиц несколько снижается. Кроме того, себестоимость производства этого яйца ниже, чем в других видов яиц.
Основными факторами роста рынка яйца являются:
- увеличение покупательной способности населения;
- развитие современного сектора торговли в Республике Беларусь
- стабилизация или умеренный рост цен, не превышающий процент инфляции;
- увеличение переработки яйца;
- повышение цен на мясную продукцию как реального конкурента яиц в области обеспечения организма человека полноценными белками.
Для увеличения производства продуктов переработки яйца необходимо расширить материально-техническую базу путем строительства или модернизации на птицефабриках цехов по глубокой переработке свежих яиц. Отдельные примеры уже имеются.
Несмотря на высокую насыщенность рынка яйца, экспорт из страны составил менее 1,3% от отечественного производства. Данные об объемах экспорта и импорта это показано в таблице 1.7.
Таблица 1.7Объемы экспорта и импорта яйца в Республике Беларусь [9]
Показатели | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
Импорт, млн. шт. | 217,0 | 347,6 | 369,1 | 575,5 | 602,9 | 572,0 |
Темпы роста, % | - | 160,2 | 106,2 | 155,9 | 104,8 | 94,9 |
Экспорт, млн. шт | 36 | 166 | 185 | 136 | 168 | 145 |
Темпы роста, % | - | 461,1 | 111,8 | 73,9 | 124,0 | 86,3 |
Анализ данных таблицы свидетельствует, что объемы импорта яйца постоянно повышаются. При этом темпы роста по годам неодинаковы и колеблется в пределах 104,8- 155,9%. Наибольшие темпы роста и объемы импорта отмечались в 2017 и 2019 годах. Это объяснятся бурными темпами роста отечественного производства яиц и птицы, что обусловила высокие потребности птицеводства в инкубационном яйце.
Рисунок 1.1 Динамика экспорта по отдельным субпозициям
Если учесть, что в структуре импорта преобладает инкубационное яйцо (50 - 70% в разные годы), то импортная продукция предназначена в большей мере для воспроизводства поголовья птицы. В 2021году и за 11 мес. 2017 года импорт яйца, особенно инкубационного значительно сократился за счет снижения спроса на него. Во - первых снизились темпы отечественного производства яйца и птицы. Во- вторых, ряд птицефабрик сами начали производить инкубационное яйцо, а не получать его по импорту.
В 2017 году в структуре импорта преобладали яйца куриные инкубационные (оплодотворенные) - :69,6%; яйца инкубационные прочей птицы- 16,6%; яйца куриные домашние, свежие (пищевые)- 13,2%, пищевые яйца прочей птицы - 0,6%.
В 2021 году главным покупателем свежих куриных яиц выступила Российская Федерация. На экспорте продукции в эту страну Беларусь заработала почти $31 млн.