Файл: Товароведная характеристика и формирование ассортимента яйца пищевого в розничной торговле дипломная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 890

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дело в том, что предприятие может достичь успеха на рынке, если будет ориентироваться, прежде всего, на запросы покупателя, обеспечивать ему выбор товаров. Необходимо понять покупателя и определить сферу его интересов. Для этого проводятся исследования в области спроса на кондитерскую продукцию.

Одним из результатов изучения и прогнозирования рынка становится сегментация рынка. Это очень важно для работы торгового предприятия по формированию товарного предложения или ассортимента. На рынке, будет обеспечен бесперебойный сбыт только тому товару, который предназначен конкретной группе покупателей.

При формировании ассортимента фирмы учитываются следующие факторы: покупательский спрос, качество товара, производитель, упаковка, техническое оснащение, транспортные условия (способ доставки товара), наличие других торговых предприятий в зоне деятельности данной фирмы, учитывается взаимозаменяемость товаров. Спрос на продовольственные товары имеет свои особенности. Он характеризуется относительным постоянством, которое объясняется тем, что некоторые продтовары удовлетворяют повседневные потребности населения. Но, несмотря на устойчивость спроса он тоже подвержен изменениям под влиянием многих факторов. Например, снижение денежных доходов населения, высокий уровень инфляции. Однако все же если произойдет незначительное колебание цен в сторону увеличения, то спрос на эти товары останется стабильным.

Кроме того, повлиять на структуру торгового ассортимента ООО «Евроторг» могут резкие изменения в конкурентной среде, борьба за рынки сбыта, за потребителей, ценовые колебания и, безусловно, изменения в производстве на рынке кондитерских изделий. Для того, чтобы оперативно реагировать на изменения во внешней среде, работники товароведного отдела должны постоянно отслеживать и изучать факторы, вызывающие эти изменения.

Насколько сильно влияют на структуру торгового ассортимента внешние факторы, специалисты ООО «Евроторг» понимают и стараются следить за их изменением. Ведется серьезная работа по изучению конкурентов; анализируются изменения в ценах как производителей, так и оптовых и розничных продавцов.

Помимо товароведного отдела все подразделения предприятия так или иначе вовлечены в процесс управления ассортиментом. Так работники оперативного отдела в процессе работы с клиентами могут непосредственно выяснять мнения покупателей о составе торгового ассортимента. Ежемесячно каждый торговый представитель письменно излагает свои соображения по поводу внесения изменений в существующий ассортимент, которые после этого предоставляются для анализа работникам товароведного отдела (рисунок 2.3).


Бухгалтерия ООО «Евроторг» предоставляет товароведному отделу информацию об объемах продаж отдельных видов продукции, а также об оборачиваемости и прибыльности каждой товарной единицы (рисунок 2.4). Информация такого рода позволяет исключать из ассортимента ту продукцию, которая не приносит достаточно прибыли или не обеспечивает достаточного товарооборота.


Товароведный отдел в ООО «Евроторг»- своеобразный центр по управлению маркетингом на предприятии.
Рисунок 2.3Взаимодействие оперативного отдела и товароведного отдела в процессе управления ассортиментом




Рисунок 2.4 Взаимодействие бухгалтерии и товароведного отдела в процессе управления ассортиментом
Взаимосвязь деятельности отдельных подразделений ООО «Евроторг» в процессе управления ассортиментом представлена на рисунке 2.5.



Рисунок 2.5Взаимосвязь деятельности отдельных подразделений ООО «Евроторг» в процессе управления ассортиментом

2.2 Методы исследования

Аналитический метод. Сущность этого метода заключается в разложении исследуемого явления или процесса на его составные части.

Аналитический метод заключается в изучении учебных изданий, изучении периодической литературы и интернет-источников по теме.

Теоретический анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых явлений.

Описательный метод – вид научного метода, представляющий собой систему процедур сбора, первичного анализа и изложения данных и их характеристик. В области эмпирических научных методов описательный метод является необходимым, определяя в значительной мере успех работы в целом, развёртывающейся с использованием других методов. Нередко материал одного применения описания служит базой для проведения описания в совершенно ином аспекте.



Табличный – метод агрегирования данных на этапе первичного описательного анализа данных. Представление информации в наглядном и привычном виде – в виде таблиц. Представить массивы данных об изучаемом объекте удобнее всего в виде сводной таблицы. С помощью стратегических таблиц осуществляется представление данных результатов наблюдения, сводки и группировки данных.

Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены.

Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии – перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование – сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование – ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; аннотирование – краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование – дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Метод изучения, накопления и систематизации накопленной информации заключается в изучении литературы по теме дипломной работы. Данный метод использовался при написании первой главы дипломной работы.

Метод анализа [12].

Анализ − метод научного исследования путем разделения исследуемого объекта на составные элементы, рассмотрение его отдельных сторон и свойств, раскрытие сущности. Метод экономического анализа – это диалектический способ познания формирования показателей финансово-хозяйственной деятельности и факторов их изменения в динамике по сравнению с планом.

Данный метод был использован при написании пункта 3 главы дипломной работы при характеристике ассортимента яиц, при рассмотрении цен, при изучении экономических показателей деятельности организации, а именно был проведён анализ реализации продукции, анализ финансовых результатов и т.д.

Аналитический метод [9].

Аналитический метод был использован при написании третьей части дипломной работы при учете и анализе данных о динамике и структуре продаж.

Расчётно-аналитический метод.

Расчетно-аналитический метод был использован при оценке стабильности ассортимента яиц. С помощью данного метода были рассчитаны коэффициенты полноты, устойчивости (стабильности), обновления ассортимента.


Экономико-математический метод [9].

Экономико-математический метод был использован при математико-статистической обработке результатов физико-химических и органолептических исследований яиц (данный метод был использован при написании четвёртой главы дипломной работы).

6 Метод сравнения.

Данный метод был использован при написании раздела 4. Так было проведение сравнение параметров различных наименований яиц.

7 Метод ABC анализа.

С помощью данного метода был проанализирован ассортимент яиц, и в дальнейшем на результатах данного анализа были выбраны образцы для исследования.


  1. Анализ торгово-экономической деятельности (на примере гипермаркета Е-сити)


3.1 Анализ экономических показателей деятельности организации

Главный фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.

Для количественного измерения влияния трудовых факторов на развитие товарооборота используем прием абсолютных разниц. Его суть заключается в определении качественного показателя эффективности труда торговых работников, производительности труда, за два анализируемых периода. Затем отклонения в динамике определяющего фактора умножается, либо на базисный качественный показатель (производительность труда), или отчетный количественный показатель (среднесписочную численность).

Для количественного измерения влияния трудовых факторов на развитие товарооборота 2021-2022 гг. магазина «Евроопт» составим таблицу 3.1.
Таблица 3.1– Расчет влияния трудовых ресурсов на развитие товарооборота магазина «Евроопт»

Показатель

2021 год

2022 год

Отклонение

Темп роста, %

Влияние на товарооборот

Товарооборот, тыс. руб.

14775,877

19121,029

4345,152

129,41




Среднесписочная численность работников, чел.

75

75

0

100

0×197,012=0

В том числе продавцов

30

30

0

100

0×197,012=0

Среднегодовая производительность труда на одного работника, тыс. руб.

197,012

254,947

57,935

129,41

57,935×75=

=4345,15

Среднегодовая производительность труда на одного продавца, тыс. руб.

492,529

637,368

144,839

129,41

144,839×30=

=4345,15



В целом по магазину объем товарооборота увеличился на 4345,15 тыс. руб., в том числе за счет увеличения производительности труда на одного человека на 57,935 тыс. руб. объем товарооборота вырос на 4345,1 тыс. руб., так как среднесписочная численность работников на предприятии не изменилась, то данный фактор не повлиял на изменение выручки. Положительным является наращивание качественного показателя, производительности труда.

Для оценки влияния развития материально-технической базы, а именно эффективности использования торговых площадей на показатели торговой деятельности применяют прием абсолютных разниц. Для этого определяется показатель выручки на один метр квадратный площади, как в отчетном, так и базисном периоде. А затем отклонение по площади умножается на выручку на один метр квадратный площади в базисном периоде, а разница по выручки на один метр квадратный площади умножается на площадь в отчетном периоде.

Для оценки влияния эффективности использования площадей на показатели торговой деятельности магазина «Евроопт» составим таблицу 3.2.
Таблица 3.2– Расчет влияния материально-технической базы на розничный товарооборот магазина «Евроопт»


Показатель

Фактически за прошлый год

Фактически за отчетный год

Отклонение

Темп роста, %

Влияние на товарооборот

Розничный товарооборот, тыс. руб.

14775,877

19121,029

4345,152

129,41

×

Торговая площадь, м2

1216,1

1216,1

0

100

0×12,1502=0

Товарооборот на 1м2 площади, тыс. руб.

12,1502

15,7232

3,5730

129,41

3,5730×1216,1=4345,15


Определение влияния эффективности использования торговых площадей показало, что в 2022 году в результате роста товарооборота на 1м2 площади на 3,573 тыс. руб., выручка увеличилась на 4345,15 тыс. руб. Изменение торговых площадей в течение 2022 года не наблюдалось, следовательно, данный фактор влияния на реализацию не оказал.

В современных условиях, когда каждый хозяйственный субъект заинтересован в положительных результатах своей деятельности, анализу расходов уделяется особое внимание. Расходы являются одним из важнейших оценочных показателей результатов хозяйственной деятельности предприятий. Это связано с тем, что он помогает дать объективную оценку соблюдения сметы расходов, выявить резервы относительного сокращения расходов, разработать меры по устранению непроизводственных затрат, бесхозяйственности и расточительства.