Файл: Товароведная характеристика и формирование ассортимента яйца пищевого в розничной торговле дипломная работа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 886
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поставки в Молдову принесли $2,5 млн, в Кыргызстан – $1,5 млн, в Казахстан – $1,2 млн.
Кроме того, экспорт осуществлялся в такие государства, как:
-
Украина – $860,9 тыс.; -
Азербайджан – $741,4 тыс.; -
Грузия – $223,9 тыс.; -
ОАЭ – $124,8 тыс.; -
Либерия – $122,5 тыс.
Небольшие партии товара также ушли в Афганистан, Гамбию и Саудовскую Аравию.
Экспорт яйца в 2 - 4 раза был меньше чем импорт, хотя Республика Беларусь могла бы поставлять на экспорт и больше яиц. На экспорт уступает только пищевое яйцо. Нарастание экспорта сдерживают высокие цены на белорусское яйцо за счёт подорожание электроэнергии, теплоносителей и запчастей.
Проблемы белорусского рынка яиц и яичных товаров:
1 Высокая степень насыщенности рынка и потребление, превышающее рациональные нормы потребления, может привести к образованию неликвидных товарных запасов и снижению цен, а также себестоимости и низкой рентабельности производства яиц.
2. Наличие регионов в Республике Беларусь с недостаточной самообеспеченностью яйцом, вследствие чего возникают повышенные логистические затраты и товарные потери продукции.
3. Фальсификация яиц в основном за счёт пересортицы путем замены яиц высших категорий (высшей, отборной, первой) низшими категориями (первой, второй или третьей). Такая пересортица может иметь субъективный характер, когда яйцо низшей категории маркируется с указанием более высокой категории, или объективный характер, когда правильно маркированное яйцо хранится длительное время и или в ненадлежащих условиях, при этом за счёт дыхания и испарения воды возникают потери массы, вследствие чего снижается их категория.
4. Недостаточность материально-технической базы для промышленной переработки яиц, вследствие чего ассортимент розничной торговли представлен лишь свежим пищевым яйцом. Практически полностью отсутствуют в продаже продукты переработки яйца: яичный порошок, омлеты и т.п.
5. Низкая степень удовлетворения потребностей птицеводства в Республике Беларусь за счёт отечественных инкубационных яиц, что приводит к определенной импортозависимости производства птицы и яиц.
Перспективные направления развития рынка и яичных товаров для решения указанных проблем:
1. Увеличение производства яиц и продуктов их переработки для экспортных целей, для чего необходимо искать новые рынки сбыта в мировых регионах, где производство яиц недостаточно развито для обеспечения потребностей местного населения.
2. Совершенствование логистических схем доставки и хранения в отдаленные белорусские регионы, что позволит сократить логистические затраты и товарные потери яиц, а, следовательно, снизить на них цены и повысить их экономическую доступность для социально незащищенных слоев населения.
3. Ужесточение внутрифирменного и государственного контроля за качеством и достоверностью маркировки яиц на всех этапах технологического цикла товародвижения, что позволит предотвратить реализацию фальсифицированной и некачественной продукции.
4. Улучшить материально-техническую базу переработки ее за счет строительства новых и модернизации действующих предприятий путем внедрения инновационных технологий производства, упаковывания, перевозки и хранения яиц и продуктов их переработки.
5. Увеличение производства инкубационного яйца как продукции с повышенной добавленной стоимостью, что позволит обеспечить им- порто- независимость птицеводства страны, а в дальнейшем увеличить и экспортные возможности страны в этой области.
6. Повышение качества и конкурентоспособности белорусских яиц и продуктов их переработки, в том числе за счет обогащения яйца некоторыми микроэлементами (например, селеном), что расширит его экспортные возможности.
- 1 2 3 4 5 6 7 8
Объекты и методы исследования
2.1 Объекты исследования
Объект исследования- потребительские свойства и организация продажи яйца пищевого в розничной торговле.
Объект экспериментальных исследований-яйцо пищевое.
Ассортимент яиц, реализуемых в магазине «Евроопт» представлен на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1- Ассортимент яиц, реализуемых в магазине «Евроопт»
Наибольшую долю ассортимента, реализуемого в магазине «Евроопт», занимало яйцо птицефабрики ОАО 1-я Минская птицефабрика . Яйцо этого производителя также представлено во всех сетевых магазинах и в большинстве магазинов шаговой доступности.
ОАО 1-я Минская птицефабрика выпускает свою продукцию в различной упаковке: мелкоштучной: бумажная по 10 шт; полимерная по 10 и 15 шт., термоусадочной пленке – по 10, 15, 30 шт.
В магазине «Евроопт» также реализовывалось яйцо Гомельской и Солигорской птицефабрики.
Также в ассортименте представлены и перепелиное яйцо (Солигорская птицефабрика).
Рисунок 2.2- Яйца перепелиные «Молодецкие»
Яйца перепелиные, обогащенные органическим селеном и витамином Е, фасованные в картонную упаковку по 20 штук.
Срок реализации: 60 суток при температуре не выше +26 0С.
Объект практики- торговый объект ООО «Евроторг».
Компания «Евроторг» начала своё функционирование в 1993 г. В 2000г. была проведена реорганизация, в результате которой появилось ООО «Евроторг», которое на данный момент осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Уставом и действует на принципах хозяйственного расчёта.
Площадь для покупателей составляет не менее 50-55 % торговой площади магазина. Размеры площади обеспечивают свободное движение покупателей, а также достаточно при использовании тележек для укладки товаров. Расстояние между оборудованием, примыкающим к помещениям для фасовки, и оборудованием торгового зала равно 2-2,1 м, между параллельными горками – 1,4, между кабиной контролёра-кассира и горкой, установленной параллельно, - 2,8 - 3 м.
Для повышения квалификации руководителей и специалистов организовано их обучение в Институте повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов Министерства торговли РБ. Главными задачами в реализации кадровой политики являются совершенствование системы подбора кадров, улучшение качественного состава, рациональное использование работников в соответствии с их образованием, опытом и профессиональной подготовкой[10].
Трудовые отношения на предприятии регулируются коллективным договором. В нем предусмотрена повременно-премиальная форма оплаты труда для работников администрации, а для остальных работников предусмотрена сдельно-премиальная.
Работники магазина выходят на работу в соответствии с «Графиком выхода на работу», который составляется каждый месяц. Также составляется график отпусков работников.
Т.к. в магазине используется метод самообслуживания, то в проектировании предусмотрена организация единого централизованного расчётного узла, площади для хранения личных вещей покупателей, инвентарных корзин и тележек. Обеспечен также свободный доступ покупателей к товару, предоставлена возможность производить их осмотр и отбор.
При размещении отделов учтена частота спроса, и они приближены к основным потокам покупателей. Товары, требующие длительного времени и специальных условий для отбора покупателями расположены в стороне от основных интенсивных потоков.
Расстановка оборудования в торговом зале магазина имеет свои особенности: обеспечивает свободный доступ к товарам; входящие и выходящие потоки разделены путём рационального размещения входа, выхода, узла расчёта, обеспечивает просматриваемость торгового зала.
Помещения для приёмки, распаковки и хранения товаров расположены в одну линию, что позволяет максимально механизировать работы по перемещению грузов. Помещение для приёмки и разгрузки товаров находится у разгрузочной платформы (рампы). Полы приёмной, кладовых и разгрузочной платформы устроены на одном уровне, что обеспечивает применение различных средств механизации (тележек, контейнеров). В приёмочной установлены товарные весы. Помещение приёмной имеет удобную связь с торговым залом, кладовыми, охлаждаемыми камерами фасовочными. Кладовые и холодильные камеры расположены в подвале, поэтому товары поступают в них через двери, выходящие на разгрузочную площадку. Магазин торгует скоропортящимися товарами, поэтому имеет холодильные камеры, которые размещены в виде единого блока.
На завоз товаров в магазин составляется заявка, которая подписывается зав. магазином. Завоз товаров в магазин осуществляется централизованным методом. Доставка товаров происходит по следующим документам: товарно-транспортная накладная и товарная накладная. К накладным при поступлении товара иду сопроводительные документы: сертификат, удостоверение о качестве, протокол согласования отпускных цен.
Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности - комплексного исследования рынка, организации сбыта, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели - оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических целей предприятия. Если достигнуть этого не удастся, то может получиться, что в ассортимент начнет включаться продукция, удобная скорее для предприятия, чем для потребителя; устаревшая продукция, приносящая большие убытки, требующая несоразмерно получаемым результатам затрат средств усилий и времени.
Поэтому, в связи с важностью и сложностью решений, принимаемых в области ассортимента, решающее слово при формировании ассортимента должно принадлежать руководителям службы маркетинга предприятия. Вопросами маркетинга в ООО «Евроторг» магазин «Евроопт» занимается товароведный отдел, состоящий из трех человек.
Работники товароведного отдела анализируют товарооборот предприятия, остатки продукции на складах, обновление ассортимента и др. Анализ пытаются вести как в разрезе групп товаров, так и по отдельным видам продукции. Кроме того, на предприятии отслеживают изменения в спросе, изучаются конкуренты, покупатели, цены. Однако следует отметить, что исследованиям в области рынка не хватает комплексности, полноты охвата. А в области продукта исследования практически не проводятся. Такого рода количественную информацию, которую используют работники товароведного отдела, можно использовать только лишь для текущего, оперативного управления. Для разработки стратегии, долгосрочного комплекса действий необходимо проводить серьезные исследования на постоянной основе в области товара и не только, проводить целенаправленный анализ торгового ассортимента с использованием методов стратегического анализа и оценки на базе суждений потребителей. Специалистам товароведного отдела необходимо также выявлять и анализировать те изменения внешней среды, которые могут оказать влияние на торговый ассортимент. Это, в первую очередь, изменения в спросе, в предпочтениях потребителей.