Файл: Конкуренция и конкуренты необходимо общее соревнование, ибо оно ведет к совершенствованию. Николай Путилов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
16 объединению «мужчин, женщин и детей численностью от 400–500 до 2 000 человек, организованных как единая семья» (Роберт Оуэн)
13
В 1929 г. И. В. Сталин писал: «Социалистическое соревнование и конкуренция представляют два совершенно различных принципа. Принцип конкуренции: поражение и смерть одних, победа и господство других. Принцип социалистического соревнования: товарищеская помощь отставшим со стороны передовых с тем, чтобы добиться общего подъема. Конкуренция говорит: добивай отставших, чтобы утвердить свое господство. Социалистическое соревнование говорит: одни работают плохо, другие хорошо, третьи лучше, – догоняй лучших и добейся общего подъема»
14
Сегодня трудно поверить, что приведенное выше определение почти шестьдесят лет, до конца 1980-х годов, доминировало в советской науке, считавшей возможным замену «смертоносной» конкуренции «оптимистично говорящим» соревнованием.
Целостность современной конкурентной среды в предпринимательстве обеспечивается в большинстве стран
- безусловным правом граждан на участие в конкуренции в качестве субъектов предпринимательства;
- разнообразием конкурентных групп, обусловленным ролевым предназначением последних в эволюции конкурентной среды;
- административной и институциональной конфигурацией конкурентной среды.
Ключевой предпосылкой целостности конкурентной среды в предпринимательстве является поддерживаемое законодательством большинства стран право всех людей и организаций на участие в
конкуренции. В Российской Федерации каждый дееспособный гражданин имеет право быть предпринимателем и тем самым – стороной соперничества в предпринимательстве. Участие в конкуренции гарантировано любой зарегистрированной в установленном порядке бизнес-единице.
Предпосылкой целостности конкурентной среды является также пестрый, неоднородный характер ее состава, отражающий внутреннюю потребность конкурентной среды в обеспечении устойчивого развития.
Целостность конкурентной среды обусловливается разнообразием конкурентных групп участников рынка, их взаимной зависимостью и взаимным влиянием. Наряду с другими критериями, конкурентные группы различаются между собой по ролевому предназначению – по тому, какую роль играют входящие в них участники рынка в конкурентной среде в ходе исполнения конкурентной функции и в обеспечении целостности конкурентной среды подобно тому, как различаются по ролевому предназначению виды фауны, разнообразие которых способствует обеспечению целостности живой природы.
Конкурентная среда подобна театру или кинематографу, в которых каждому актёру уготована своя роль.
Своя роль есть и у участников рынка – его экономических акторов. Субъекты предпринимательства проявляют устойчивую приверженность к выполнению определенных ролей (амплуа) в конкурентной среде на постоянной основе. Например, они являются исполнителями разных конкурентных стратегий, различной тактики участия в конкуренции, имеют неодинаковый статус в конкурентной гонке. Одинаковое ролевое предназначение становится основанием сведения их в конкурентные группы, внутри которых они отчасти похожи друг на друга, но не похожи на других соседей по конкурентной среде.
Роль и амплуа – театральные и кинематографические термины. Конкуренция имеет немало общего не только со спортом и с военными действиями, но и с театром. Как и в театре, за соседями по конкурентной среде закрепляются определенные амплуа, которые они выполняют в соответствии с ее потребностями. Как и в театре, эти амплуа различаются между собой, имеют дифференцированный характер.
13
Там же. – С. 332.
14
Сталин И. В. Соревнование и трудовой подъем масс. Предисловие к книжке Е. Микулиной «Соревнование масс» / И. В.
Сталин // Сочинения. – Т. 12. – М.: Госполитиздат, 1952. – С. 110.
17
Подобно тому, как актеры добиваются на сцене или киноэкране положительного результата, играя определенную роль в соответствии со своими исполнительскими амплуа, участникам рынка надлежит постоянно обыгрывать конкурентов при исполнении конкретных ролей, в рамках определенного исполнительского амплуа
15
Разнообразие ролевого предназначения соревнующихся между собой участников рынка – объективная потребность конкурентной среды современного предпринимательства. Участники рынка принадлежат определенным конкурентным группам сообразно ролевым сегментам, в которых они действуют. Эти группы участников рынка конкурируют между собой, при этом каждая из них необходима конкурентной среде и имеет собственное ролевое предназначение в обеспечении ее развития. Между этими группами наблюдается не просто соперничество, а глубокая внутренняя взаимная зависимость. Они действуют в конкурентной среде, обнаруживая четкие групповые признаки лишь постольку, поскольку в конкурентной среде непременно представлены и другие обязательные группы конкурентов. Решая собственные задачи, участники рынка заодно обеспечивают своим соперничеством неуклонное развитие конкурентной среды, ее устойчивость и тем самым занимают свое место в процессе ее эволюции.
Приведенные определения могут быть обращены не только к субъектам предпринимательства, но и к нанимаемым работникам, конкурирующим между собой на рынке рабочей силы; потребителям, конкурирующим между собой в сфере доступа к предметам потребления; любым экономическим субъектам.
Каждый человек имеет определенный статус в системе общественных отношений, который определяется тем, какую системную функцию этот человек выполняет в обществе, коллективе или группе.
Так, в семейных и родственных отношениях есть статусы мужа, жены, детей, родителей, тещи, свекрови, зятьев, невесток, снох, деверей, сватий, внучатых племянников, двоюродных братьев и троюродных сестер и пр.
Вступая в служебные отношения, люди поневоле оказываются или начальниками, или подчиненными. Статус школьника противостоит статусу учителя и статусу завуча; статус студента противоположен статусам профессора, ректора и министра образования.
В авиаперевозках определяются статусы пассажиров – пассажиры первого класса, бизнес-класса, премиум- класса, экономического класса и т. д.
Наконец, никого не удивляет давно ставшее банальностью расхожее заявление о том, что человек – царь природы. «Царь природы» представляет собой определение статуса человека в мире природы (кстати, практически до основания уничтоженной им в некоторых частях света за нескольких тысячелетий успешного «царствования»).
Во все времена люди обладали профессиональным статусом (металлурги, животноводы, врачи, строители, менялы, ростовщики, купцы, оружейники, охотники, разбойники и т. п.) и сословным (крепостные, наемные работники, казаки, рабовладельцы, предприниматели, герцоги, графы, цари и т. п.).
Организации также имеют разные статусы. В зависимости от организационно-правовой формы – это статусы учреждения, партнерства, кооператива, товарищества, общества, фонды, ассоциации и др. В зависимости от способа распределения прибыли выделяют коммерческие и некоммерческие организации.
Наличие статуса позволяет людям не просто строить отношения с окружением в его рамках, но и конкурировать с окружением, опираясь на него. Любая организация так же действует в конкурентной среде, опираясь на приобретенный ею конкурентный статус.
Различия конкурентных групп по ролевому предназначению мы будем рассматривать на протяжении всего учебного курса «Конкуренция в предпринимательстве». Пока в качестве примера рассмотрим (13.12 старая) конкурентные статусы дебютантов конкурентной среды и ее старожилов.
Дебютанты конкурентной среды необходимы для постоянного ее обновления, без которого невозможно ее устойчивое развитие – возможен лишь устойчиво воспроизводимый застой. В то же время старожилы конкурентной среды цементируют ее фундамент, обеспечивая наличие критической массы сторон соперничества, необходимой для ее устойчивого развития.
15
Подробнее о театральных аналогиях конкуренции в статье Ю. Б. Рубина «Театральные аналогии конкурентного соперничества»
(Рубин Ю. Б. Театральные аналогии конкурентного соперничества / Ю. Б. Рубин // Практический маркетинг. – 2004. – № 2 (84).
18
Проблемы возникают, когда в той или иной стране совершается радикальный и системный перевод экономики на рельсы рыночных отношений, что, к примеру, наблюдалось в нашей стране в 1980–1990-е годы. В этот период на все секторы рынка товаров (услуг, работ) почти одновременно вторглись участники рынка, которых следовало признать дебютантами в условиях отсутствия традиций добросовестной конкуренции со стороны старожилов конкурентной среды и органов государственного управления. Те, кого можно было бы отнести к старожилам, в действительности представляли собой приватизированные государственные предприятия, не являвшиеся в прошлом субъектами полноценного соперничества на рынке по причине отсутствия полноценного рынка как такового.
Приватизация посредством разгосударствления предприятий сыграла существенную роль в формировании конкурентной среды в период становления рыночных отношений в России. Однако формирование отдельных рынков растянулось на годы, прежде чем на них стало возможным выделять группу старожилов конкурентной среды. Прошло 25 лет, прежде чем проблема соотношения старожилов и дебютантов конкурентной среды стала восприниматься как актуальная для развития российской экономики.
Критическая масса участников рынка в конкурентном статусе старожилов необходима прежде всего для обеспечения эволюции сформированных рынков, хозяевами которых (по сравнению с дебютантами) они себя осознают. Не следует недооценивать роль старожилов конкурентной среды и в освоении новых рынков.
Присутствие их критической массы в конкурентной среде сформированных рынков всегда является стабилизирующим фактором для деятельности дебютантов, осваивающих новые рынки. Кроме того, старожилы рынков нередко выступают инвесторами в деятельность дебютантов, игравших определяющую роль в освоении новых рынков.
Еще одной предпосылкой целостности конкурентной среды в предпринимательстве выступает общее согласие всех сторон соперничества на деятельность по конфигурации конкурентной среды.
Административная конфигурация конкурентной среды производится ее административными конфигураторами - наделенными соответствующими полномочиями органами законодательной и исполнительной власти стран на государственном, муниципальном, местном уровнях, а также международными организациями, администрирующими международные рынка товаров, услуг, работ.
Предназначение законодательных органов в конфигурации конкурентной среды – установление законодательных правил и норм в сфере участия субъектов предпринимательства в конкуренции. Если участники рынка действуют в рамках закона, их интересы как конкурентов признаются законными. Право на участие в конкуренции дает им возможность применять имеющиеся в их распоряжении ресурсы для противостояния соперникам, совершать конкурентные действия и добиваться конкурентных успехов.
Каждому из субъектов предпринимательства государство гарантирует защиту его права на участие в конкуренции и на достижение в ней искомых результатов. Для этого в большинстве стран государство создает специализированные организации – институты защиты и развития конкуренции. В России к ним относятся
Федеральная антимонопольная служба и ее региональные подразделения, Министерство экономического развития, департаменты развития предпринимательства субъектов Российской Федерации.
Одновременно государство наделяет участников рынка совокупностью обязательств перед окружением, которые они обязуются исполнять надлежащим образом и добросовестно в процессе участия в конкуренции.
Во многих странах мира государство придерживается определенной конкурентной политики, которая, как правило, направлена на защиту конкуренции (защиту законных интересов сторон соперничества) и на ее развитие на всех типах рынков.
Институциональная конфигурация конкурентной среды осуществляется различными институтами гражданского общества. Таковыми являются профессиональные объединения предпринимателей, организации по защите прав потребителей, другие общественные объединения и профессиональные организации, призванные поддерживать бизнес-коммуникации сторон конкурентной среды, центры изучения общественного мнения, средства массовой информации и коммуникации. В числе других институтов гражданского общества следует выделить образовательные, научные, просветительские организации, осуществляющие обучение предпринимательству в конкурентной среде, обеспечение предпринимательской грамотности населения, научные исследования в сфере предпринимательства и конкуренции, публикационную деятельность.
Наличие у граждан и организаций права на участие в конкуренции в сочетании с административной и институциональной конфигурацией конкурентной среды формируют у субъектов предпринимательства профессионально важные привычки следовать закону, проявлять ответственность в бизнес-коммуникациях, уважать законные интересы окружения, придерживаться деловой этики, связывать успехи в конкурентной среде с уровнем своей квалификации. В конкурентной среде создается и поддерживается определенный климат
19
(конкурентный климат), у населения формируется и укрепляется предпринимательская ментальность, а деловая этика становится основой моральных установок людей (их называют «нравы среды»).
Направления государственной конкурентной политики и способы обеспечения добросовестного участия субъектов предпринимательства в конкуренции подробно рассмотрим в главе 13 нашего учебника.
1 2 3 4 5 6 7
1.6.
Конкурентные преимущества и недостатки сторон соперничества.
Расстановка конкурентных сил в предпринимательстве
Столкновение интересов сторон соперничества в конкурентной среде обусловлено конкурентными
различиями между ними в достижении результатов деятельности и в обладании ресурсами. Эти различия выявляются в процессе сопоставления участников рынка между собой. Результаты профессиональной деятельности субъектов предпринимательства не являются одинаковыми для всех ни в одной стране мира, желанные предпринимательские ресурсы также достаются не всем, да и действуют участники рынка тоже по- разному. Субъекты предпринимательства добиваются лучших либо худших результатов по сравнению с конкурентами, привлекают и применяют лучшие либо худшие ресурсы, действуют лучше либо хуже, чем конкуренты. Одни участники рынка превосходят конкурентов, другие участники рынка уступают конкурентам.
Полное их равенство с конкурентами наблюдается крайне редко.
Превосходство субъектов предпринимательства над соперниками и отставание от них фиксируются и конкретизируются конкурентными преимуществами и недостатками сторон соперничества - двумя полюсами конкурентных различий между ними. Превосходство над конкурентами означает наличие у субъектов предпринимательства конкурентных преимуществ, превосходство конкурентов над ними – наличие у них
конкурентных недостатков. Конкурентные преимущества являются различиями со знаком «плюс», конкурентные недостатки – различиями со знаком «минус» (рис. 1.6).
Рис. 1.6. Конкурентные различия субъектов предпринимательства
Создание, удержание, укрепление конкурентных преимуществ, ограничение, преодоление, недопущение возникновения конкурентных недостатков субъектов предпринимательства в конкурентной среде составляют предметы их участия в конкуренции. Субъекты предпринимательства повседневно участвуют в конкуренции для создания, удержания, укрепления конкурентных преимуществ, предотвращения возникновения и нарастания конкурентных недостатков. Превосходство над конкурентами и/или отсутствие отставания от них позволяет субъектам предпринимательства успешно отстаивать свои интересы и извлекать выгоды вопреки намерениям соперников.
Так, целевые результаты участия в конкуренции оцениваются сторонами конкуренции как достижения субъектов предпринимательства в формировании и укреплении конкурентных преимуществ или преодолении конкурентных недостатков в насыщении спроса требуемыми товарами (услугами, работами) и одновременно