Файл: Влияние занятий иппотерапии на физическое развитие детей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
35
Определение степени достоверности эффективности используемого метода. Статистические исследования позволяют контролировать и управлять процессом реабилитации. Нами был использован следующий метод статистики.
В данной работе мы не проверяли данные на нормальность распределения, поэтому мы использовали непараметрический статистический
U-критерий Манна-Уитни, предназначенный для выявления различий показателей в двух несвязных выборках.
Для определения различий между двумя выборками по уровню количественно измеренного признака (влияния современных технологий в комплексной физической реабилитации на уровень физического развития и двигательной активности) использовался Критерий U Манна – Уитни. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1, n2 > 3 или n1 = 2, n2> 5.
Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами. 1-м рядом (выборкой, группой) мы называем тот ряд значений, в котором значения, по предварительной оценке, выше, а 2-м рядом – тот, где они предположительно ниже.
Чем меньше область перекрещивающихся значений, тем более вероятно, что различия достоверны. Эмпирическое значение критерия и отражает то, насколько велика зона совпадения между рядами.
Алгоритм расчета критерия Манна-Уитни:
– объединить все данные в единый ряд, пометив данные, принадлежащие разным выборкам.
– проранжировать значения, приписывая меньшему значению меньший ранг. Всего рангов получится (n1 + n2).
– подсчитать сумму рангов отдельно для каждой выборки.
– определить большую из двух ранговых сумм.
– определить значение U по формуле: U = n1·n2 + nx·(nx + 1)/2 – Tx,
36 где n1 – объем выборки №1; n2 – объем выборки №2; Tx – большая из двух ранговых сумм; nx – объем максимальной выборки: nx= max(n1, n2).
– определить критические значения Uкр по таблице. Если
Uэмп>Uкр(0,05). H0 принимается. Если Uэмп ≤ Uкр(0,05) H0 отвергается. Чем меньше значения U, тем достоверность различий выше.
2.3 Метод иппотерапии при коррекции состояния детей младшего школьного возраста с ДЦП
На занятиях с детьми использована методика иппотерапии. В основе методики лежит коррекция состояния детей посредством адаптивной верховой езды. Уникальность иппотерапии заключается в гармоничном сочетании телесно-ориентированных и когнитивных приемов воздействия на психику ребенка.
Исследования отечественных и зарубежных ученых показали наличие у детей положительной динамики в процессе занятий иппотерапией: улучшение координации движений, балансных реакций, нормализации тонуса и т. д.
Работа по оздоровлению детей осуществлялась на основании договора с частным конным клубом «Тулпар». Учитывая опыт работы клуба «Тулпар», где применяются метод иппотерапии уже на протяжении нескольких лет, на базе Отделения медицинской реабилитации №2 с начала 2019 -2020 учебного года сформировалась детская оздоровительная группа из 8 детей младшего школьного возраста с ДЦП; была также сформирована контрольная группа из 8 детей, которые проходили штатную реабилитацию в больнице.
Программа предлагает весенне-летний цикл занятий. В зависимости от количества охваченных детей организуются от 1 до 3-х выездов в день, продолжительность цикла занятий 10-15 дней. Продолжительность занятий по иппотерапии и темп обучения индивидуален для каждого ребенка, но не превышает 15 минут, обусловлен физическим и психическим состоянием ребенка. Занятия проводятся 2 раза в неделю на свежем воздухе, что повышает
37 сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Общий курс составляет 3 месяца, включает 24 занятия.
Таблица 3– Этапы проведения терапевтических занятий
№ Этапы проведения
Мероприятия
1
Адаптационный 1-4 занятие инструктор знакомит ребенка с лошадью. В зависимости от состояния ребенка в ходе адаптационного периода ставятся различные задачи. На этом этапе идет подготовка к решению основных адаптационных задач. В некоторых случаях адаптация может растянуться во времени, что требует от воспитателя и инструктора проявления максимума профессиональных и человеческих качеств.
2
Функциональный
5-10 занятие
Происходит сознание общего функционального базиса занятия.
В этот период у ребенка формируется равновесие и посадка, затем подключаются дыхательные упражнения. Сочетание двух основных факторов воздействия – биохимического и психоэмоционального – способствует формированию нового или развитию частично сформированного двигательного навыка.
3
Реабилитационный
11-20 занятие
Включает в себя реабилитационные мероприятия, основными направлениями которых являются:
- снижение статичности
- увеличение силы паретичных мышц
- увеличение объема активных и пассивных движений
- восстановление или формирование отсутствующих двигательных навыков. Эти мероприятия планируются и проводятся индивидуально в зависимости от диагноза по предварительно отработанной схеме.
4
Заключительный
21-24 занятие
На этом этапе закрепляются результаты и становятся новые задачи.
Необходимое условие проведения занятий. Перед занятием необходимо объяснить самые простые меры предосторожности: животное нельзя дразнить, подходить к лошади сзади, кричать, махать руками, кормить без разрешения инструктора. Для лечебных занятий вместо седла используется специальная попона. Оценка результативности проводится при посещении не менее 8 занятий за курс.
Принципы организации занятий по иппотерапии:
– индивидуальный подход к каждому ребенку;
– принцип взаимной человечности;
– принцип разумного сочетания опеки и самостоятельности;
38
– принцип соревновательности, где главное – соревнование с самим собой, как первичной формы самоутверждения;
– принцип комбинированности физических и психологических нагрузок.
Форма проведения – индивидуальные занятия, чаще всего на лошади без седла с одной только страховочной подпругой с ручками. При этом лошадь выступает в качестве лечебного средства: используется благотворное воздействие ее тепла, ритмичных колебаний, возникающих при движении, массирующих движений ее спинных мышц. На индивидуальных занятиях дети учатся сидеть на лошади, управлять ею, выполняют упражнения, которые задаются врачом-иппотерапевтом, психологом, тренером и контролируются инструктором. На занятиях дети имеют возможность выбрать наиболее понравившуюся лошадь, но для более тяжелых детей лошадь подбирает специалист – врач-иппотерапевт, поскольку важным фактором влияния на спастичные мышцы является правильный подбор лошади, так как от ширины ее спины зависит степень воздействия на группу приводящих мышц. Так тяжелая лошадь не понадобилась никому.
Индивидуальные занятия направленны на более глубокое изучение элементов управления лошадью. В занятиях принимают участие: коневод, ведущий лошадь, инструктор и страхующий, если тяжесть заболевания ребенка или его поведение на лошади требует особых мер предосторожности. Движение лошади желательно совершать по кругу. Во время прохождения круга ребенок выполняет одно из упражнений комплекса. Интенсивность выполнения упражнений, амплитуда движений (например, наклон) могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка и уровня выразительности двигательного дефекта. Для вовлечения ребенка в процесс обучения и для проверки его способности различать разные ритмы и звуки, осознания своего тела и хореографии движений, возможно применение музыкотерапии. Использование дополнительного инструментария: игрушек, мячей, посторонних предметов, рисунков, музыки помогает установлению контакта с ребенком и способствует
39 развитию мыслительных процессов. Иппотерапия также включает в себя теоретические занятия, где дети знакомятся с породами лошадей, историей их происхождения, конским снаряжением, видами конного спорта и др.
Медицинские противопоказания для использования методики являются:
– болезнь Ломштайна – Фродика, приводящая к ломкости костей;
– гемофилия (несворачиваемость крови);
– острые инфекционные заболевания;
– любые заболевания в остром периоде и стадии обострения.
По сути, иппотерапия – одна из форм лечебной физической культуры, которая используется весьма необычный «спортивный снаряд» – живую лошадь. Как и другая форма лечебной физкультуры, иппотерапия – это лечение движением, являющимся насущной потребностью каждого живого существа, естественным стимулятором и регулятором его жизнедеятельности. Любые заболевания и отклонения в состоянии здоровья ребенка влекут за собой уменьшения доли мышечных усилий, увеличивается при этом опасность возникновения многих заболеваний, напрямую связанных с малоподвижным образом жизни – гиподинамией (гипокинезией). Преимущества иппотерапии перед другими видами лечебной физкультуры заключаются в том, что при верховой езде обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц. И происходит это на рефлекторном уровне, двигаясь вместе с лошадью и на ней, ребенок в течении всего занятия инстинктивно старается сохранять равновесие, чтобы не упасть с лошади, и тем самым побуждает к активной работе, как здоровье, так пораженные болезнью мышцы своего тела.
Отсюда максимальная одновременная мобилизация волевой деятельности и мышечных усилий, с помощью которых достигается не только подавление чувство страха, но и одновременное уменьшение количества и объема гиперкинезов, что в свою очередь дает возможность освоения ребенком правильного построения основного поведенческого фона. Серьезным позитивным фактором является положение конечностей и спины ребенка при
40 правильной посадке на лошади, которое способствует расслаблению мышц, бедер и голеней. Ритмичныеколебания спины лошади во время движения передаются всаднику и усиливают это расслабление. Очень полезен массаж бедерных и ягодичных мышц при катании на «голой лошади – тем более, что этот массаж осуществляемой мощной мускулатурой животного, сопровождается одновременным согреванием массируемых мышц за счет более высокой температуры тела лошади (37 – 37,5 градусов)»[9]. Верховая езда особенно полезна детям с ДЦП, движение, физическая нагрузка и общение с красивыми и сильными животными
– лошадью, являются общеоздоравливающими.
Таблица4 – Учебно-тематический план
№
Тема
Всего
часов
1. Вводное занятие. Проведение экскурсии по месту проведения занятий.
1 2. Знакомство с лошадями.
3. Проведение инструктажа по технике безопасности
1 4. Лечебная, профилактическая верховая езда для детей с ДЦП
20 5. Лечебная верховая езда в форме игр
2 6. Итог. Проведение соревнования.
1
ИТОГО:
25
Содержание программы. Вводное занятие (1 час). Вводное занятие рассчитано на 1–2 занятия по 10–15 мин. до основного занятия. В этот период детей знакомят с лошадьми – будущими партнерами по занятиям. У детей есть возможность выбрать наиболее понравившуюся лошадь. Обязательно называют клички и породы, масти лошадей. Знакомят с амуницией: седло, уздечка и т.п.
Учат правильно подходить к лошади, обходить ее. Обязательно проведение инструктажа по технике безопасности. В конце занятия проходит обязательный ритуал для занимающегося – он должен поблагодарить лошадь: дать лакомство или погладить, ласково похлопать и сказать доброе слово, лошадь прекрасно понимает и отзывается на ласку.
41
Лечебная верховая езда (20 часов, легкая степень, профилактика).
Учитывая характерные двигательные нарушения, иппотерапевтические занятия проводятся по следующим основным направлениям:
– снижение патологического тонуса в мышцах;
– уменьшение контрактур суставов и повышение мышечной силы;
– улучшение реакции опоры и шаговых движений, улучшение мелкой моторики.
Для этого подбираются такие варианты занятий:
1 Изменение скорости движения: смена аллюров (шаг, прибавленный шаг, рысь, учебная, облегченная), отрабатывается посадка на лошадь и спешивание.
2 Изменение длины стремени приводит к уменьшению степени пареза и повышению мышечной силы (укорочение на стороне пареза обеспечивает дозированное напряжение паретичной подвздошно-поясничной мышцы;укорочение на здоровой стороне обеспечивает дозированное напряжение паретичных приводящих мышц бедра).
3 Использование различных исходных положений дает возможность результативного сочетания нескольких реабилитационных направлений. На шагу и стоя: сидя лицом вперед, сидя лицом назад, сидя боком – лицом направо по движению, лицом налево по движению. Лежа на спине вдоль лошади – головой к голове лошади, головой к хвосту лошади. Лежа на животе вдоль лошади – головой к голове лошади, головой к хвосту лошади. Лежа поперек лошади на животе – головой направо по движению, головой налево по движению. То же самое лежа поперек лошади на спине.
На этих этапах у ребенка формируется равновесие и посадка, затем подключаются дыхательные упражнения. Во всем многообразии упражнений немаловажную роль играет изменение площади опоры из одних и тех же исходных положений, что, в свою очередь, усложняет или облегчает
42 выполнение упражнений, существенно изменяя иппотерапевтическое воздействие.
1 Увеличение площади опоры: в седле, опираясь ногами в стремена, держась руками за ручки специальной подпруги (гурта), или за переднюю луку седла.
2 Уменьшение площади опоры: со стременами – не держась руками. Без стремян – держась руками за седло или ручки гурты. Без стремян – не держась руками.
3 Те же упражнения п.2, только сидя на лошади без седла.
Все упражнения подбираются индивидуально и могут растягиваться по времени, походу занятия может происходить корректировка упражнений и повторяться до закрепления результатов. До или после занятий с детьми проводятся небольшие познавательные беседы из истории пород лошадей, их жизни, включаются вопросы ветеринарии, дети делятся своими знаниями, рассказывают, какие книги читали о животных, какие фильмы про лошадей смотрели, старшие дети подмечают уже тонкости седловки и посадки на лошадь в разных странах.
Лечебная верховая езда в форме игр – (2ч.). Занятия проводят в форме игры с включением посторонних предметов – мячом. Мяч бросается либо в корзину, либо инструктору – на меткость.
На занятиях иппотерапией соблюдаются основные принципы психотерапевтического воздействия: единство места и действующих лиц; единство времени; единство действий.
Когда ребенок приходит на занятия иппотерапией, он видит перед собой не людей в белых халатах, а площадку, лошадь и инструктора. Процесс реабилитации воспринимается как процесс обучения навыкам верховой езды. В ходе этого процесса дети преодолевают свои психические и физические трудности благодаря большой мотивации, которая формируется при обучении верховой езде. Иппотерапия очень мотивирует детей. С одной стороны, ребенок