Файл: 1 Общественное производство основа жизни и развития человеческого общества. Факторы общественного производства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

- Общие последствия возникают при инфляции вообще, независимо от вида инфляции. Все они отрицательные и степень их негативности проявляется в конкретных (видовых) последствиях:

1) рост цен;

2) снижение покупательской способности национальной денежной единицы;

3) снижение курса национальной валюты относительно курсов других валют;

4) рост банкротства предпринимателей;

5) снижение среднего жизненного уровня всего населения страны;

6) социальная дифференциация населения, увеличение разрыва между "крайними" группами получателей дохода;

7) экономическая (замедление производства), политическая (недоверие правительству) и социальная (рост числа акций неповиновения и протеста) нестабильность в стране.

- Конкретные последствия инфляции зависят от темпов роста цен, т.е. от видов инфляции.

Кейнсианский подход: активная бюджетная политика – изменение государственных расходов и налогов в целях воздействия на платежеспособный спрос.

К основным мерам долговременной политики по контролю над уровнем инфляции относятся следующие.

По скорости осуществления различают два варианта проведения антиинфляционной политики:

а) медленная, постепенная политика, рассчитанная на долгие годы;

б) быстрая, резкая ("шоковая терапия").

11 Сущность, функции, структура рынка. Инфраструктура рынка.

Рынок – система взаимосвязанных экономических отношений, складывающаяся в ходе сделок, взаимовыгодной купли – продажи товаров и услуг с использованием денег.

Структура рынка:

1.Множество мелких, экономически обособленных производителей и потребителей. Формой экономической обособленности, как правило, является частная собственность.

4. Свобода труда. Работники вправе заняться любым видом труда, на который они способны.

5.Личный экономический интерес, как главный мотив поведения: каждый экономический субъект стремится делать то, что выгодно ему лично.

6.Ограниченная роль государства в установлении и осуществлении хозяйственных процессов.

Все названные характеристики свободного рынка формируют конкретнуюрыночную ситуацию свободного выбора:

-множество мелких, ничем не ограниченных (свободных) продавцов и покупателей;

-стандартный товар – однородный по маркам, оформлению, с одинаковым качеством. И покупателю безразлично, у какого продавца покупать товар;

-свободный вход на рынок и выход из него.

Все эти характеристики рыночной ситуации одновременно являются условиями свободной совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция – это широкое рассредоточение (разделение) экономической власти между множеством субъектов рыночного хозяйства.

Рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если ни один из продавцов или покупателей не способен оказать существенное влияние на цену товара.

Отрицательные последствия монополизации рынков:

Положительные последствия.

-Кредит– это предоставление денежных ресурсов в долг на условиях возвратности и платности. Кредитный механизм выражает способ реализации собственности на денежный капитал.

Кредит выполняет ряд функций:

Кредит выступает в двух основных формах:

Современное рыночное хозяйство характеризуется многообразием разновидностей основных форм кредитования:

-Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – совокупность сделок по купле-продаже ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг выполняет следующие функции.

Особенностью рынка ценных бумаг по сравнению с другими рынками является посредничество в торговых сделках.  Посредники разделяются на дилеров и брокеров.

Структура рынка ценных бумаг многообразна.

По срокам инвестированиярынок ценных бумаг делится на:

По организации продажрынок ценных бумаг делится на:

По способу продажрынок ценных бумаг разделяется на:

Фондовая биржа– это посредническая некоммерческая организация, целью которой является оказание услуг в сфере торговли ценными бумагами.

Основные макроэкономические показатели:

Экономический рост – это скорость увеличения (прироста)ВВП за определенное время (обычно за год).

Финансы выполняют следующие функции:

Внутренний долг– это долг своему населению.

Формы международных экономических связей:

Валютный курс - цена денежной единицы данной страны, выраженная в денежной единице другой страны или международных счетных валютных единицах.

Известны три режима установления возможных курсов:

а) на основе золотых паритетов (при золотом стандарте);

б) система фиксированных курсов валют (официальное соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в законодательном порядке);

в) система плавающих курсов валют (устанавливается на торгах на валютной бирже).

Плавающий курс любой валюты определяется следующими факторами:

а) покупательная способность данной валюты;

б) спрос и предложение данной валюты;

в) политические, экономические и военные ожидания на мировом и региональном уровнях.


Недостатки:

  • спонтанное развитие рыночных процессов, приводящих к концентрации производства, сговорам производителей, образованию монополий. Совершенная конкуренция, будучи предоставлена «сама себе», превращается со временем в несовершенную;

  • перепроизводство — превышение предложения над спросом, когда высокие цены стимулируют увеличение объемов производства товаров и услуг при одновременном сокращении спроса. Свидетельствует о том, что цена не равновесна; в таком случае действует «правило прекращения производства», утверждающее, что в условиях, когда рыночная цена падает так низко, что доход от продажи продукции не покрывает даже минимальных средних переменных издержек, предприятию следует прекратить производство продукции.


16 Несовершенная конкуренция и её модели. Монопольный и смешанный рынок.

Несовершенная конкуренция – это рыночная структура, характеризующаяся возможностью продавцов или покупателей воздействовать на рыночную цену. Рынки несовершенной конкуренции – это такие рынки, на которых не действует хотя бы один из признаков совершенной конкуренции.

К несовершенной конкуренции относят следующие модели рыночных структур:

  1. чистая монополия – единственный продавец, отсутствие близких продуктов-заменителей (нет альтернативы), диктуемая цена, вступление в отрасль заблокировано;

  2. олигополия – в отрасли насчитывается несколько фирм, производящих однородную или дифференцированную продукцию; контроль над ценой; наличие существенных препятствий для вступления в отрасль.

  3. монополистическая конкуренция – существует достаточно большое число фирм, конкуренция за право управления; ограничен контроль над ценами; продукты обладают реальными или мнимыми различиями; вступление в отрасль является относительно легким; в неценовой конкуренции значительный упор делается на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.


Монопольный рынок - это когда один продавец имеет большую часть доли рынка. Это означает, что у покупателей есть только один вариант покупки определенных товаров. Определенные факторы ограничивают доступ других продавцов на рынок, позволяя отдельному продавцу сохранять монополию.


Смешанный рынок - это рыночные отношения с участием государства, это прежде всего защита государством конкуренции. Однако прежнюю свободную конкуренцию невозможно было вернуть при условии господства крупных промышленных предприятий. Смешанный рынок создает условия для новой разновидности конкуренции, сочетающей в себе одновременное существование монополий и возможность конкурентной борьбы, соперничества в относительно равных условиях для всех участников рыночной экономики.
17 Социально-экономические последствия монополизации рынков. Антимонопольная политика государства.


Отрицательные последствия монополизации рынков:

  1. монополия уничтожает конкуренцию, устанавливая жесткие барьеры для проникновения соперников в монополизированную отрасль.

  2. монополии ограничивают выпуск продукции, устанавливают монопольно высокие цены на готовую продукцию.

  3. при монополиях усиливается неравенство в доходах и снижается жизненный уровень всего населения, в среднем.

  4. монополии не всегда заинтересованы в применении достижений научно-технического прогресса.

  5. монополии навязывают партнерам дискриминационные условия договоров, могут изымать товары из обращения, ограничивать или прекращать производство товаров для создания искусственного дефицита. Монополии практикуют предварительный сговор об искусственном повышении, снижении или замораживании цен. Монополии могут навязывать покупателям принудительный ассортимент в качестве условия реализации товара.


Положительные последствия.

  1. эффективность использования капитала. Крупные фирмы могут применять в производстве высокопроизводительное, новейшее и очень дорогое оборудование, что не под силу более мелким предприятиям.
  2. монополия – это крупное производство, управляемое из единого центра, что позволяет ей осуществлять планируемую стратегию борьбы за потребителя. В рамках такой стратегии монополии составляют прогнозы потребностей, научных исследований, подготовки кадров, источников сырья, необходимых инвестиций. Монополии составляют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные планы производства. И, наконец, еще до начала производства монополии заключают соглашения с потребителями на поставку конкретного товара.
  3. монополии могут создавать новейшую продукцию высокого качества, осуществлять проведение научных исследований и концентрировать у себя изобретения и открытия путем покупки патентов на изобретения у небольших венчурных (рискованные, стартапы) компаний. Кроме того, монополии сдерживают сокращение производства и возникновение массовой безработицы.
  4. использование высококачественных сопутствующих товаров – например, применение красивых и дорогих оберточных материалов, специальных присадок, катализаторов и пр. Все это позволяет увеличивать отдачу использованных ресурсов и снижать издержки на единицу выпускаемого товара.




Антимонопольная политика – это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.
В рамках антимонопольной политики государством осуществляется демонополизация экономики страны и реализуется стратегия вмешательства в деятельность существующих монополий в плане ограничения цен на продукцию.
Демонополизация – политика государства, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции.Демонополизация осуществляется с помощью законодательных мер, обеспечивающих:

- равные условия для различных форм собственности,

- увеличение количества производителей

- устранение привилегий и препятствий для конкуренции.
Демонополизация предполагает:

- предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке;

- запрещение соглашений о разделе рынков;

- запрещение переплетающихся директоратов;

- приобретение акций конкурирующей фирмой.
Стратегия вмешательства – пути вмешательства государства в процесс монополистического ценообразования с целью снижения потерь от монополии. Выделяют несколько основных стратегий:

- налоговое регулирование, позволяющее снизить негативные последствия от монополии за счёт перераспределения её прибылей;

- ценовой контроль, позволяющий, в частности, снижать цены в монополизированных отраслях;

- управление государственной собственностью;

- государственное регулирование, предполагающее наличие специальных управлений, наблюдающих за ценами, объёмами производства, входом фирм в отрасли и выходом из них;

- антитрестовская политика, устанавливающая правила и ограничения, препятствующие развитию анти конкурентных явлений.
Основные задачи антимонопольного законодательства:

- обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике;


- снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющей исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов;

- определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции;

- защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса;

- создание условий для развития национального хозяйства.
18 Рынки ресурсов. Их функции и особенности.

Рынки ресурсов представляют собой систему отношений между субъектами экономики по поводу купли-продажи ресурсов – труда (L), капитала (K) и земли (T). Единого рынка ресурсов нет – есть рынок труда, рынок капитала, рынок земли.
Подобно рынку потребит-х товаров, рынки ресурсов имеют тот же механизм функционирования, т. е. совок-ть взаимообусловленных элементов: спроса, предложения, цены, конкуренции. На этих рынках действуют те же законы: спроса, предложения, они могут функционировать в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
Особенности рынков ресурсов 

  • Цена на экономические ресурсы складывается, как и на всяком другом рынке, под воздействием спроса и предложения, а также зависит от цены продукции, изготовленной из этого ресурса.

  • Предложение ресурсов отражает прямую связь между ценой на них и реально имеющимся объемом: в интересах владельцев ресурсов поставлять их по более высокой цене.

  • Спрос же на ресурсы отражает обратную связь между ценой и объемом спроса: если цена повышается, фирма либо будет покупать меньше ресурсов, либо заменит их более дешевыми.

Рассмотрим особенности спроса на ресурсы.

1. Он является производным (зависимым) от спроса на готовую продукцию, изготовляемую с применением данных ресурсов. Следовательно, изменение первого прежде всего зависит от изменения второго.

2. Спрос на ресурсы зависит от производительности труда: ее рост вызывает увеличение спроса на экономические ресурсы.

3. Спрос на данные ресурсы связан с динамикой спроса на другие ресурсы, т.е. с изменением цены на замещающие ресурсы и на дополнительные ресурсы.

При введении в производство замещающих ресурсов фирма получает эффект двух видов.